Понятие и сущность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 22:58, реферат

Описание

В российской литературе различных периодов также можно найти немало определений государства. Например, государство "как объективный факт нашей планеты" представлялось в виде "социального явления кооперативного выполнения за счет населения и для населения страны непременных условий проявления и развития индивидуальной жизни". Государство определялось и как организованное общение людей, связанных между собой духовной солидарностью и не только признающих эту солидарность, но и поддерживающих ее силой патриотической любви, достойными и мужественными поступками.

Работа состоит из  1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 77.50 Кб (Скачать документ)

     3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории».

     Таким образом, конституционно закреплены внутренняя и внешняя формы государственного суверенитета – юридическое верховенство государственной власти внутри государства  (ч. 2) и ее внешнеполитическая независимость (ч. 3).

     Можно выделить ряд признаков характеризующих  государственный суверенитет как  самостоятельный политико-правовой феномен.

     Во-первых, суверенитет тесно связан с понятием политической власти, т. е. с реальной способностью субъекта проводить свою волю в политике.

     Во-вторых, суверенитет характеризует верховенство власти. Собственно, термин «суверенитет»  происходит от латинского слова superanus, перешедшего в старофранцузское sovereins, т. е. верховный. Автор данного понятия французский политический мыслитель Жан Боден (1530-1596) утверждал, что  «суверенитет есть абсолютная и постоянная власть». 

     В-третьих, суверенитет характеризуется независимостью. При этом следует отметить, что  независимость должна рассматриваться не буквально (вряд ли можно себе представить полностью независимые друг от друга субъекты социальных отношений), а как возможность принимать самостоятельное решение, причем, как правило, в политико-правовой сфере.

     В-четвертых, некоторыми авторами не без основания выделяются еще и такие свойства, как единство и неотчуждаемость, т. е. как признак государства суверенитет не может быть частично передан другим субъектам политико-правовых отношений или поделен между ними. Суверенитет – это целостная политико-правовая категория, он либо есть, либо его нет вовсе.

     5. Издает и претворяет в жизнь  юридически обязательные веления.

     Именно  государству присущи правовые формы  и средства организации публичной  власти, поскольку без правовых начал, законодательства, правотворческих, правоприменительных и правоохранительных органов государство не становится таковым и не способно выполнять свои функции по руководству обществом.

     Обладание правом дает государству возможность  применять для реализации его  решений официальное принуждение на легальных основаниях посредством специально создаваемых органов (администрации, судов, органов внутренних дел, служб безопасности, вооруженных сил, налоговых и таможенных органов и т. п.).

     С помощью общеобязательных юридических  норм государство упорядочивает общественную жизнь, способно обеспечить и защищать права человека и гражданина, разрешать социальные конфликты и противоречия, проводить необходимую ему политику в экономической, социальной, правовой, культурной и иных сферах жизни;

  1. Финансово-денежная система и налогообложение.

     Фискальный (от лат. fiscus - государственная казна) признак государства также следует рассматривать в качестве одной из его исключительных прерогатив. Государство изыскивает денежные средства, в том числе осуществляя (и в принудительном порядке) материальные сборы с населения в виде налогов, займов, пошлин, тарифов, - для финансового обеспечения свой политики. Деньги идут на содержание государственного аппарата, реализацию экономических проектов, осуществление программ в социальной, правовой, образовательной, культурной, экологической и  иных сферах, погашения внутренних и внешних долгов страны, покрытия других традиционных или экстраординарных ходов государства;

  1. Официальная символика.

     Политико-правовая характеристика государства не будет полной без таких «условных знаков» суверенной власти, как государственные символы. Традиционно в них включают гимн (торжественную песню программного характера), герб (отличительный знак или эмблема государства, изображаемая официальных документах, бланках и печатях государственных нов, на денежных знаках и т. п.) и флаг (полотнище определенного цвета или цветов, символизирующих нацию и государства). Нередко на них указывают конституции, чаще всего, описывая содержание этой символики.

     В то же время современный перечень установленных офисных атрибутов довольно обширен и может включать и иные символы государственности. В частности, Конституция Франции и ст. 2 перечисляет «язык Республики» - французский, «национальную эмблему» в виде трехцветного флага, «национальный гимн» - «Марсельезу», а также «девиз Республики»: «Свобода, Равенство, Братство». В той же стране принято в государственных учреждениях, банках и муниципалитетах устанавливать бюсты Марианны как официальный символ Франции. Столь же символичными могут быть названия самого государства, официальной денежной единицы (валюты), столица страны, официальное местопребывание высших органов государственной власти (резиденция главы государства, здание парламента) и т. п.;

     Перечисленные признаки государства позволяют сформулировать следующее определение: государство — суверенная политико-территориальная организация общества, обладающая властью, которая осуществляется государственным аппаратом на основе юридических норм, обеспечивающих защиту и согласование общественных, групповых, индивидуальных интересов при опоре, в случае необходимости, на легальное принуждение.

     2. Сущность государства: основные подходы.

     Попытки выявить социальную сущность государства  усматриваются еще в учениях  античных мыслителей. Так, Платон видел социальное предназначение государства в достижении единой цели – блага всего полиса. Философ выстраивал теоретическую модель идеального государства, вся деятельность которого направлена на достижение счастливого существования причем «не в отдельно взятой его части, не так, чтобы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо все в целом».

     Аналогичные идеи о сущности государства высказывал и Аристотель. В своем труде  «Политика» он, так же как и Платон, усматривает основное предназначение государства в достижении общего блага

     В средневековых учениях сущность государства связывается, прежде всего, с божественным волеустановлением. Наиболее ярким выражением политико-правовой мысли данного периода является теологическое учение святого Августина (Августина Блаженного). Мыслитель фактически выдвинул идею прогрессивного развития общества, целью которого является счастье, воплощенное в Боге. Некоторым сходством с учением Августина обладает теологическая концепция Фомы Аквинского. По его мнению, важнейшая задача государства в лице монарха – вести граждан к добродетельной жизни. Для этого необходимо сохранение мира и обеспечение благосостояния граждан. Но конечной целью и смыслом существования социального бытия является достижение небесного блаженства и к этой цели ведет человека уже не государство, а церковь.

     Политико-правовая мысль эпохи Возрождения характеризуется  диаметрально противоположным подходом к феномену «государство». Вместо одностороннего и однозначно теологического воззрения концепции государства и права этого периода в целом исходили из земных интересов и потребностей человека.

     Новым этапом в исследовании проблемы сущности государства стал марксизм. В данном учении особый акцент делался на классовой  сущности государства, которое, сообразно классовой теории, «есть машина для поддержания господства одного класса над другим». При этом отмечалось, что «если политическая власть в государстве находится в руках такого класса, интересы коего совпадают с интересами большинства, тогда управление государством действительно согласно воле большинства возможно. Если же политическая власть находится в руках класса, интересы коего с интересами большинства расходятся, тогда всякое правление по большинству неизбежно превращается в обман или подавление этого большинства».

     В рамках современного государствововедения широкое распространение получил  подход, в соответствии с которым  сущность государства усматривается  в обеспечении безопасности социума, интересы которого оно выражает.

     Проделанный исторический экскурс позволяет  заключить, что в рамках различных  политико-правовых концепций отмечалось, что государство в своей деятельности стремится к установлению определенного  порядка, позволяющего обеспечивать реализацию интересов представителей различных социальных групп или общества в целом, сохранять стабильность социальной системы, противостоять тенденциям деструктивного, разрушительного характера. В зависимости от того, интересы каких социальных групп отстаивает государство, различают общесоциальную (общечеловеческую) и классовую сущность государственной деятельности. Направленность государственной деятельности на обеспечение интересов всех членов общества предполагает общесоциальную (общечеловеческую) сущность государства. В том случае, если основной задачей государства объявляется защита интересов представителей одного класса за счет ущемления интересов других классов, то речь идет о классовой природе государственной деятельности.

     Вместе  с тем наряду с решением сугубо корпоративных (классовых) задач государство выполняет общечеловеческую миссию, целью которой является реальная забота о нуждах рядовых граждан. Пренебрежение своими обязанностями по отношению к подвластному населению неминуемо приводит к кризису государственной власти, а нередко и к ее краху.

     Практически любое государство наряду с решением сугубо классовых задач, выполняет  и общесоциальные задачи

     Общесоциальная  сущность государства в более  широком смысле состоит в том, чтобы обеспечивать компромисс интересов  различных социальных групп, смягчать и преодолевать классовые противоречия, осуществлять поиск путей достижения согласия и сотрудничества государства и общества.

     Естественно, что соотношение общесоциального  и классового начал государственной  деятельности определяется рядом факторов (историческим типом государства, формой политического режима, национальным характером – менталитетом и т. д.).

     Сущность  современного демократического государства  предполагает приоритет общечеловеческих ценностей по отношению к интересам той или иной социальной группы, при этом государство выступает в качестве инструмента классового примирения, гаранта социальной стабильности, механизма обеспечения устойчивого поступательного развития общества.

     Большинство государств современного мира являются демократическими. Демократическое государство - это публично-властным способом устроенное общество, достигшее в своем развитии стадии цивилизации, т.е. публично-властная организация народа. Именно государство как публично-властная структура имеет определение "социальное".

     Центральное звено организованной структуры  государства - государственный аппарат. В число его полномочий входит аккумулирование и распределение  национальных богатств, сообразно задачам, решаемым обществом. Однако государственный  аппарат не единственный объект социальной деятельности, монопольно занимающийся ею. Практически все граждане государства в той или иной форме участвуют в этой деятельности, создавая всю массу материальных и социокультурных благ, которая затем аккумулируется и перераспределяется государственным аппаратом. Социальная деятельность современного государства, в которую вовлечено и которой охвачено все его население, мотивируется рядом причин. Заниматься ею государственно-организованное общество заставляет необходимость: 1) поддерживать некий доступный уровень жизни членов общества; 2) уменьшать остроту свойственной любому обществу социальной напряженности, предотвращать социальные конфликты и расколы в обществе; 3) соблюдать общечеловеческие ценности и международные стандарты цивилизованного общежития, выполнять международные договоренности; 4) выполнять предписания нравственного долга, претворять в жизнь моральные установки: альтруизм, милосердие, благотворительность.

Информация о работе Понятие и сущность государства