Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2011 в 20:32, курсовая работа
§ 1.Признаки и определение права.
§ 2.Источники (формы) права.
§ 3.Право в современном понимании.
Родиной прецедентного права является Англия. Общее право здесь создавалось королевскими судами и в своей основе было правом судебной практики. Английские суды и в настоящее время не только применяют, но и создают нормы права. Правила, содержащиеся в судебных решениях, согласно английскому праву должны применяться и в дальнейшем, иначе будет нарушена стабильность общего права и поставлено под угрозу само его существование. В Англии сложились следующие правила и пределы действия прецедента: а) решения, вынесенные Палатой лордов, составляют обязательные прецеденты для всех судов и для самой Палаты лордов; б) решения, принятые Апелляционным судом, обязательны дня всех судов кроме Палаты лордов; в)решения, принятые Высшим судом правосудия, обязательны для низших судов. В США отношение к прецеденту как источнику права более упрощенное, здесь вполне допускается изменение судебной практики.
В странах романо-германской сист
Дореволюционнаярусская
теория права признавала, что закон дополняется
нормами, создаваемыми судебной практике,
хотя такое мнение не было общепризнанным(См.:Шершеневич
Отечественная
юридическая наука более
3. Нормативно-правовой акт—
Право ирелигия. На определенных этапах истории человеческого общества религиозное (каноническое) право играло существенную роль, особенно в тех странах, где религия признавалась государственным институтом. Эпоха средневековья дает нам немало подобных примеров. К церковной юрисдикции относилась значительная часть семейно-брачных, имущественных и даже уголовных правоотношений. По мере повышения роли светских судов и правотворческой деятельности государства сфера действия канонического права сужалась. Например, “Кодекс канонического права1917года”, изданный папой БенедиктомXV,регулировал в основном внутрицерковные дела. Содержащиеся в этом Кодексе нормы можно было рассматривать лишь в той мере, в какой они признавались обязательными тем или иным государством.
В настоящее время распространенным источником права в арабских и некоторых других странах остаются мусульманские религиозные воззрения. Мусульманское право значительно отличается от всех других правовых систем. Оно представляет одну из сторон религии ислама. Суть этой религии состоит в том, что она, во-первых, устанавливает догмы и уточняет, во что мусульманин должен верить, и, во-вторых, предписывает верующим, что они должны и чего не должны делать. Так называемый “шар”, или “шариат” (в переводе “шариат” означает “путь следования”), и составляет то, что называютмусульманским правом. Это право указывает мусульманину, как он должен вести себя в соответствии с религией. В основе мусульманского права лежат четыре источника:
1)священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Магомету;
2) Сунна—сборник традиционных
правил, касающихся действий и высказыванийМагомета, воспроиз
3) Иджма—конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых-мусульманистов;
4) Кияс—рассуждения по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права. Таким суждениям придается законный, общеобязательный характер.
Несмотря на значительную роль мусульманского права в регулировании общественных отношений, в последнее время во многих мусульманских странах все шире используются такие классические источники права, как правовой обычай и нормативно-правовой акт (законодательство).
§ 3.ПРАВО В СОВРЕМЕННОМ ПОНИМАНИИ
Взгляды на право, его сущность, структуру, роль в общественной жизни складывались длительное время. Довольно четко юридическая наука определяет свойства права, те характерные черты, которые придают праву качество государственного регулятора общественных отношений: а) нормативность, поскольку право состоит из правил поведения общего характера; б) неразрывная связь с государством, так как нормы права исходят от государства и охраняются в необходимых случаях его принудительной силой.
Сущность права видится в “обеспечении” или “разграничении” жизненных интересов людей, в “выражении их воли”, в “установлении” определенного порядка общественной жизни. Имеются и другие научные взгляды на сущность права.
Новый подход к праву состоит в попытке установить различие между правом как объективным явлением общественной жизни и законом как формой выражения права и на этой основе сформулировать понятие правового закона(См.: Нерсесянц В. С. Право и закон.М.,1983.С.342—353.).
Такой тип правопонимания исходит из того, что право и закон не всегда совпадают. Закон может полностью, частично или вообще не выражать сути права как объективного мерила человеческой свободы. Последнее подтверждают примеры недавней истории: фашистская Германия, сталинский период в Советском государстве, расистские режимы в странах Африки. Несмотря на обилие законов, нормативных предписаний исполнительной власти в этих странах, нельзя даже с приблизительной вероятностью говорить об их правовом характере. Это были антиправовые законы, не имеющие ничего общего с правом, справедливостью, свободой человека.
Концепция
современного правопонимания
исходит из естественно-правовых,
материалистических
и других прогрессивных
взглядов, которые стремились выявить
в праве специфический принцип
регулирования, отличающий его от других
регуляторов общественных отношений (морального,
религиозного, уравнительного, властно-приказного).
В рамках историко-
Правовое равенство означает формальную независимость и свободу людей в их правовых отношениях. Оно имеет всеобщий характер, так как одинаково распространяется на всех субъектов определенного круга правовых отношений. Право—это всеобщий масштаб и равная мера свободы.Конечно, объем и конкретное содержание правового равенства изменялись: от деления на свободных и рабов до всеобщего формального равенства дня всех; но главное же состоит в том, что принцип равенства заложен в самой природе права и выражает присущую ему справедливость.
Принцип правового
равенства, безусловно, является абстрактным
выражением справедливости, о чем
писали основоположники марксизма-
Смысл различения права и закона обусловлен двумя взаимосвязанными факторами:
1)необходимостью
разграничения и
2)необходимостью
установления соответствия
Представители
же традиционного правопонимания, отождествляющие
право и закон, считают, что право
есть продукт властно-
Правовой закон характеризуется следующими признаками:
1.Правовой закон есть выражение и закрепление объективированной в праве меры свободы людей.
2.Правовой закон воплощает в себе принцип формального правового равенства, имеющего всеобщий характер справедливости. Его требования в одинаковой мере распространяются на государственную власть и граждан государства.
3.Правовой закон учитывает и охраняет интересы тех, кто находится за пределами правового равенства (больных, престарелых, безработных).
4.Правовой закон—это не продукт воли и субъективного усмотрения законодателя, а необходимая составная часть объективно складывающегося в данном обществе права.Законодатель не создает содержания права. Он только формулирует его в нормах, отражая объективные потребности развития общества.
5.Правовой закон— антипод произволу. Реальная жизнь закона возможна только в условиях правового государства.
Таким образом,
заслуга представителей современного правопонимания состоит
в том, что они объединили формальные признаки
права и те объективные факторы, которые
придают праву качество справедливого
регулятора общественных отношений, обеспечивающего
всеобщий масштаб и равную меру свободы
дня всех, кто находится
в сфере правового регулирования. Современные
исследователи права наполнили
идеиРуссо, Монтескье, Локка, Г
Информация о работе Понятие и сущность права. современное правопонимание