Понятие и сущность права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 10:20, контрольная работа

Описание

Право относится к числу фундаментальных ценностей мировой культуры, выработанных человечеством в процессе его развития. Ценностные свойства права обусловлены его значением как особой формы общественных отношений, его местом и задачами в социальной системе общества.

Работа состоит из  1 файл

речь.docx

— 20.99 Кб (Скачать документ)

Право относится к числу  фундаментальных ценностей мировой  культуры, выработанных человечеством  в процессе его развития. Ценностные свойства права обусловлены его  значением как особой формы общественных отношений, его местом и задачами в социальной системе общества.

С помощью права обеспечивается достижение многообразия целей бытия: воспроизводство материальных благ, утверждение социальных ценностей, определение границ свободы, закрепление  правовых основ власти, охрана естественных условий обитания, обеспечение всеобщего  устойчивого правопорядка. Воплощая целый мир отношений –  от главных, глубинных пластов жизни до самых житейских, право тем самым объективизирует и реализует в законах требования культуры, социального прогресса, цивилизации в целом. Несомненно одно: право всегда олицетворяло определенный порядок в обществе, смысл которого состоял в установлении равного и всеобщего масштаба поведения, обязательного и справедливого для каждого человека. Различия в интерпретации права обусловлены расхождениями в том, что является исходным в определении меры дозволенного поведения: либо потребности индивида, либо интересы класса, либо общества или государства; чьи интересы закрепляет данный порядок с помощью норм, каким образом гарантируется и обеспечивается его соблюдение.

По этой причине можно  выделить несколько смыслов термина  «право», в которых он используется.

В первом смысле термина  право рассматривают как общесоциальное явление, которое возникает в обществе стихийно, независимо от государства. С этой точки зрения под правом понимаются социально-правовые притязания людей, удовлетворение которых позволяет им полноценно существовать и которые в своей основе составляют естественные права человека, то есть притязания, обусловленные его природой, необходимые для нормального развития личности. Среди них – право на жизнь, на свободу, честь и достоинство, сопротивление угнетению, на собственность, права и обязанности, вытекающие из деловых обыкновений, из технических норм и т.д. Тогда, когда мы претендуем на получение каких-либо благ, мы часто произносим: «Я имею право».

Цицерон связывал право с  самой природой, с естественным состоянием человека. По его мнению, право –  это «разумное положение, соответствующее  природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает  к исполнению долга».

В юридическом смысле «право» имеет  два значения:

  1. право в субъективном смысле, как правомочия, принадлежащие каждому человеку. Наличные права участников общественных отношений непосредственно принадлежат каждому субъекту в отдельности (или каждой организации, предприятию). Они также являются проявлением возведенной в закон государственной воли и в еще большей степени, чем нормы права, можно сказать даже, прямо выражают сущность права, так как служат мерой, масштабом возможного поведения, признанным и охраняемым государством.
  2. право в объективном смысле понимается как набор социальных предписаний: дозволений, обязанностей, запретов, закрепленных в законодательстве страны

Различие объективного и субъективного  права имеет познавательное и  практическое значение. Выявляется, с одной стороны, относительная независимость объективного права от человека, так как все равно люди прямо или косвенно участвуют в правотворчестве, а с другой стороны, относительная зависимость субъективного права от того, кто им обладает, так как в любом государстве своими правами можно пользоваться лишь не безгранично, а лишь таким образом, чтобы не приносить вред другим людям, обществу и государству. Нельзя не учитывать, что между субъективным и объективным правом существует тесная взаимосвязь, органическая зависимость и взаимодействие. Поэтому следует говорить о двух сторонах единого права – объективной и субъективной, вне взаимодействия которых не может существовать и воплощаться в жизнь возведенная в закон воля.

Учитывая уже обозначенную многозначность определений права, выделяют следующие подходы к  изучению сущности права:

  1. классовый подход, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (т.е. право используется в узких целях как средство для обеспечения интересов господствующего класса);
  2. общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (т.е. право в этом случае используется в более широких целях как средство закрепления реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т.п.)

Наряду с этими основными  можно выделить и религиозный, и национальный, и иные подходы к сущности права.

Таким образом, сущность права  многоаспектна, она не сводится только к классовым и общесоциальным началам, более того, на разных этапах развития правовой мысли на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.

Начиная с рождения права  и до настоящего времени, сформировалось множество теорий, рассматривающих  различные подходы к сущности права. Перейдем к рассмотрению данных теорий.

Естественно - правовая теория сформировалась в период буржуазных революции XVII- XVIII вв. и была направлена против феодальных представлений о  праве и государстве. Представителями школы естественного права являются Г. Гроций, Ж. - Ж. Руссо, Д. Локк, А.Н. Радищев.

Основные положения: наряду с правом, созданным государством существует высшее естественное право, свойственное человеку от природы; естественное право служит критерием оценки права, созданного государством. Все, что противоречит праву естественному, не должно считаться  правом; основу права составляют такие  нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство; основными идеями естественного права провозглашались  право частной собственности, право  на жизнь, личную свободу, стремление к  счастью, равенство.

Право в нормативном правопонимании это – совокупность охраняемых государством норм, приведенная в иерархическую систему, которая представляется в виде лестницы, где каждая верхняя ступенька обуславливает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней, ей подчиняется. т.е. правом признается государственная воля, выраженная в обязательном нормативном акте, обеспеченном принудительной силой государства.

Право в социологическом  правопонимании это – поведение людей, удовлетворяющее их интересам и потребностям, это то, что реально удовлетворяет потребности, что должно «наполнять» законы своим реалистичным содержанием. Основная идея данного учения –  «Право следует искать не в нормах, а в самой жизни».

Право в действительности всегда в чем-то неудовлетворительное, несовершенное явление, требующее  разных изменений в зависимости  от условий места и времени. Поэтому  в научных целях и в интересах  эффективного правотворчества, следует приветствовать разные подходы к праву, разные определения права и стремление к их синтезу в рамках единого понятия, если это диктуется практической необходимостью. Определение права как совокупности норм, общих правил поведения ориентирует на такие свойства, как формальная определенность, точность, однозначность правового регулирования.

Можно спорить о том, что  есть право, какую реальность оно  отражает, можно по-разному осмысливать  происхождение права, расходиться  во мнениях на сущность и назначение права и т. д., но если вопрос ставится в практической плоскости, следует  искать единую точку отсчета, единый взгляд, одну позицию. Право утратило бы свою ценность, перестало бы выполнять  свою роль по стабилизации и упорядочению общественных связей, если бы практиками понималось по-разному. Впрочем, и в  теории определенность в понимании  права при вполне определенных условиях места и времени - исходное начало определенности и порядка в общественных отношениях.

Итак, во-первых, право по существу своему предписывает и воспрещает только внешние деяния людей и предполагает в человеке наличность соответствующих душевных состояний, до тех пор пока не доказано противоположное.

Далее, во-вторых, право может  устанавливать только общие, отвлеченные  правила, и потому оно говорит  в своих нормах только о людях  вообще, о признаках вообще, о  деяниях, отношениях, полномочиях и  обязанностях вообще, выделяя одни стороны и свойства как существенные и оставляя другие без внимания.

В-третьих, право есть явление  духовной правоты; оно имеет объективное  значение, и это значение покоится, в свою очередь, на безусловной ценности духа, его содержаний и его состояний. Поэтому право всегда таит в себе некое безусловное достоинство  и с основанием притязает на признание  и повиновение; право есть нечто  объективное «верное», «правое» и  «ценное». Положительное право не есть система совершенных и безошибочных правил поведения, а положительный  правопорядок нередко включает в  свой состав духовно противоестественные  условия.

В-четвертых, право в своем  истинном и глубоком значении выражает и ограждает природу человеческого  духа, и потому оно покоится на духовной самостоятельности субъекта и самодеятельности его; с другой стороны, оно ограждает  автономию человека и, в свою очередь, питается ею, как воздухом. Однако в  действительности право осуществляется в порядке гетерономии: оно устанавливается, поддерживается и ограждается организованною и уполномоченною властью, которая  авторитетно предписывает и воспрещает людям известные внешние деяния; оно создает сложный аппарат  принуждения, суда и наказания; оно  требует повиновения и в случае нужды заставляет людей покоряться.

В-пятых, право по своей  истинной и глубокой природе есть явление духовной солидарности, связующей  человека с человеком; эта связь  необходима людям именно вследствие их душевной и телесной разъединенности.

И, наконец, право в своем  истинном и глубоком значении устанавливает  всемирное естественное братство людей, связуя всех в живой порядок субъективно-правовой взаимности и соотносительности.


Информация о работе Понятие и сущность права