Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 10:20, контрольная работа
Право относится к числу фундаментальных ценностей мировой культуры, выработанных человечеством в процессе его развития. Ценностные свойства права обусловлены его значением как особой формы общественных отношений, его местом и задачами в социальной системе общества.
Право относится к числу
фундаментальных ценностей
С помощью права обеспечивается достижение многообразия целей бытия: воспроизводство материальных благ, утверждение социальных ценностей, определение границ свободы, закрепление правовых основ власти, охрана естественных условий обитания, обеспечение всеобщего устойчивого правопорядка. Воплощая целый мир отношений – от главных, глубинных пластов жизни до самых житейских, право тем самым объективизирует и реализует в законах требования культуры, социального прогресса, цивилизации в целом. Несомненно одно: право всегда олицетворяло определенный порядок в обществе, смысл которого состоял в установлении равного и всеобщего масштаба поведения, обязательного и справедливого для каждого человека. Различия в интерпретации права обусловлены расхождениями в том, что является исходным в определении меры дозволенного поведения: либо потребности индивида, либо интересы класса, либо общества или государства; чьи интересы закрепляет данный порядок с помощью норм, каким образом гарантируется и обеспечивается его соблюдение.
По этой причине можно выделить несколько смыслов термина «право», в которых он используется.
В первом смысле термина право рассматривают как общесоциальное явление, которое возникает в обществе стихийно, независимо от государства. С этой точки зрения под правом понимаются социально-правовые притязания людей, удовлетворение которых позволяет им полноценно существовать и которые в своей основе составляют естественные права человека, то есть притязания, обусловленные его природой, необходимые для нормального развития личности. Среди них – право на жизнь, на свободу, честь и достоинство, сопротивление угнетению, на собственность, права и обязанности, вытекающие из деловых обыкновений, из технических норм и т.д. Тогда, когда мы претендуем на получение каких-либо благ, мы часто произносим: «Я имею право».
Цицерон связывал право с самой природой, с естественным состоянием человека. По его мнению, право – это «разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга».
В юридическом смысле «право» имеет два значения:
Различие объективного и субъективного права имеет познавательное и практическое значение. Выявляется, с одной стороны, относительная независимость объективного права от человека, так как все равно люди прямо или косвенно участвуют в правотворчестве, а с другой стороны, относительная зависимость субъективного права от того, кто им обладает, так как в любом государстве своими правами можно пользоваться лишь не безгранично, а лишь таким образом, чтобы не приносить вред другим людям, обществу и государству. Нельзя не учитывать, что между субъективным и объективным правом существует тесная взаимосвязь, органическая зависимость и взаимодействие. Поэтому следует говорить о двух сторонах единого права – объективной и субъективной, вне взаимодействия которых не может существовать и воплощаться в жизнь возведенная в закон воля.
Учитывая уже обозначенную многозначность определений права, выделяют следующие подходы к изучению сущности права:
Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и иные подходы к сущности права.
Таким образом, сущность права многоаспектна, она не сводится только к классовым и общесоциальным началам, более того, на разных этапах развития правовой мысли на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.
Начиная с рождения права и до настоящего времени, сформировалось множество теорий, рассматривающих различные подходы к сущности права. Перейдем к рассмотрению данных теорий.
Естественно - правовая теория сформировалась в период буржуазных революции XVII- XVIII вв. и была направлена против феодальных представлений о праве и государстве. Представителями школы естественного права являются Г. Гроций, Ж. - Ж. Руссо, Д. Локк, А.Н. Радищев.
Основные положения: наряду
с правом, созданным государством
существует высшее естественное право,
свойственное человеку от природы; естественное
право служит критерием оценки права,
созданного государством. Все, что противоречит
праву естественному, не должно считаться
правом; основу права составляют такие
нравственные ценности, как справедливость,
свобода, равенство; основными идеями
естественного права
Право в нормативном правопонимании это – совокупность охраняемых государством норм, приведенная в иерархическую систему, которая представляется в виде лестницы, где каждая верхняя ступенька обуславливает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней, ей подчиняется. т.е. правом признается государственная воля, выраженная в обязательном нормативном акте, обеспеченном принудительной силой государства.
Право в социологическом правопонимании это – поведение людей, удовлетворяющее их интересам и потребностям, это то, что реально удовлетворяет потребности, что должно «наполнять» законы своим реалистичным содержанием. Основная идея данного учения – «Право следует искать не в нормах, а в самой жизни».
Право в действительности всегда в чем-то неудовлетворительное, несовершенное явление, требующее разных изменений в зависимости от условий места и времени. Поэтому в научных целях и в интересах эффективного правотворчества, следует приветствовать разные подходы к праву, разные определения права и стремление к их синтезу в рамках единого понятия, если это диктуется практической необходимостью. Определение права как совокупности норм, общих правил поведения ориентирует на такие свойства, как формальная определенность, точность, однозначность правового регулирования.
Можно спорить о том, что есть право, какую реальность оно отражает, можно по-разному осмысливать происхождение права, расходиться во мнениях на сущность и назначение права и т. д., но если вопрос ставится в практической плоскости, следует искать единую точку отсчета, единый взгляд, одну позицию. Право утратило бы свою ценность, перестало бы выполнять свою роль по стабилизации и упорядочению общественных связей, если бы практиками понималось по-разному. Впрочем, и в теории определенность в понимании права при вполне определенных условиях места и времени - исходное начало определенности и порядка в общественных отношениях.
Итак, во-первых, право по существу своему предписывает и воспрещает только внешние деяния людей и предполагает в человеке наличность соответствующих душевных состояний, до тех пор пока не доказано противоположное.
Далее, во-вторых, право может устанавливать только общие, отвлеченные правила, и потому оно говорит в своих нормах только о людях вообще, о признаках вообще, о деяниях, отношениях, полномочиях и обязанностях вообще, выделяя одни стороны и свойства как существенные и оставляя другие без внимания.
В-третьих, право есть явление
духовной правоты; оно имеет объективное
значение, и это значение покоится,
в свою очередь, на безусловной ценности
духа, его содержаний и его состояний.
Поэтому право всегда таит в себе
некое безусловное достоинство
и с основанием притязает на признание
и повиновение; право есть нечто
объективное «верное», «правое» и
«ценное». Положительное право не
есть система совершенных и
В-четвертых, право в своем
истинном и глубоком значении выражает
и ограждает природу
В-пятых, право по своей истинной и глубокой природе есть явление духовной солидарности, связующей человека с человеком; эта связь необходима людям именно вследствие их душевной и телесной разъединенности.
И, наконец, право в своем истинном и глубоком значении устанавливает всемирное естественное братство людей, связуя всех в живой порядок субъективно-правовой взаимности и соотносительности.