Понятие и сущность правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 17:31, курсовая работа

Описание

Вопрос о понятии государства является достаточно сложным и далеко не ординарным вопросом. Это обусловлено как сложностью и многогранностью самого государства как явления (объективный фактор), так и неодинаковостью восприятия одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми.
По свидетельству известного австрийского юриста Г. Кельзена «трудности в определении понятия «государство» усугубляются ещё и тем, что данным термином, как правило, обозначаются самые разнообразные предметы и явления».

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3
1. Эволюция представлений о государстве………………………………..9
2. Понятие и признаки государства …………………………………….…16
2.1. Понимание и определение государства………………………………17
2.2. Признаки государства………………………………………………….20
3. Сущность государства…………………………………………………....29
Заключение…………………………………………………………………..34
Список источников и литературы………………………………………….35

Работа состоит из  1 файл

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.docx

— 62.15 Кб (Скачать документ)

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ КАНТА

 

Юридический факультет

 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине  «Теория государства и права»

 

Тема № : «Понятие и сущность государства»

Выполнил:

 

Проверил: преподаватель                                                        

 

 
 
 
 
 
 
 
 

Калининград - 2007

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3

1. Эволюция представлений о государстве………………………………..9

2. Понятие и признаки  государства …………………………………….…16

2.1. Понимание и определение  государства………………………………17

2.2. Признаки государства………………………………………………….20

3. Сущность государства…………………………………………………....29

Заключение…………………………………………………………………..34

Список источников и литературы………………………………………….35

Введение

 

Вопрос о понятии государства  является достаточно сложным и далеко не ординарным вопросом. Это обусловлено  как сложностью и многогранностью  самого государства как явления (объективный фактор), так и неодинаковостью  восприятия одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми.

По свидетельству известного австрийского юриста Г. Кельзена «трудности в определении понятия «государство» усугубляются ещё и тем, что данным термином, как правило, обозначаются самые разнообразные предметы и явления». Так, этот термин иногда используется в самом широком смысле, а именно «для обозначения общества как такового или же какой-либо особой формы общества». Нередко же он применяется и в очень узком смысле – для обозначения какого-либо особого органа или органов общества, например органов управления или же субъектов управления, а также нации или территории, на которой проживает население той или иной страны.

Кельзен Г. заключает, что неудовлетворительное состояние политической теории, являющейся в основе своей теорией государства, в значительной мере предопределяется тем фактором, что исследователи государства нередко «используют одни и те же термины в совершенно разных значениях или же рассматривают разные явления и понятия как идентичные».

Под сущностью любого явления  в философии понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных  связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции  развития.

Применительно к государству  его сущность составляет такая характеристика, которая раскрывает природу и  назначение государства в обществе, а поскольку в социальном назначении государства выражается целесообразность его существования и функционирования как инструмента управления делами общества, то узнать сущность государства  означает выявить, в чьих руках сосредоточена  государственная власть, чьим интересам  служит государство, чью волю оно выражает.

За многотысячелетний  опыт образования, становления, развития и функционирования государства  у разных народов, в различные  исторические эпохи сложились многочисленные теории, научные школы, доктрины, концепции (от теологических, светских до современных  авангардистских), в которых теоретически реконструируется государство в  любых его проявлениях - причины  происхождения, форма, функции, государственная   власть, перспективы и судьбы. При этом важно учесть, что данные теории могут иметь и действительно имеют несхожие, а порой просто противоположные методологические основы (вплоть до идеи о непознаваемости государства). Иначе говоря, ответы на вопросы - что такое государство? каким может быть определение или понятие государства? - естественно и неизбежно предполагают множественность подходов к поиску такого рода ответов.

Понятие государства неразрывно связано, по меньшей мере, с двумя  методологически очень важными  обстоятельствами. Первое. Государство - это всегда итог, результат социально-духовного, политического, культурного, психоэмоционального творчества людей, общества. Оно представляет собой материально-предметное воплощение соответствующих объективных общественных потребностей. Однажды возникнув, государство не может оставаться неизменным навсегда. Оно - объективно меняющийся и противоречивый внутренне реальный факт исторического движения общества. Государство может и реально переживает, например, такие фазы в своем существовании - становление, развитие, подъем, расцвет, кризис, деградация, упадок. Эти стадии могут проходить вместе или параллельно с обществом или относительно независимо от общества. В связи с этим, естественно, может со стороны общества или исследователя меняться не только субъективная оценочная, ситуативная характеристика государства, но и само его понятие. Другими словами, невозможно сформулировать понятие государства, одинаково успешно "работающее" и объясняющее государства в различные эпохи, в различных формациях и цивилизациях его существования.

Второе. В процессе познания нельзя смешивать понятие (или определение) и понимание государства. Одно из назначений определения государства  состоит в том, чтобы выделить государство из окружающих его мира вещей, форм, институтов в различных  сферах жизни общества и человека. Определение государства лежит  в самом начале познания государства. Понимание же государства в методологическом плане требует выработки развернутой системы понятий и определений, в которых находят свое научное выражение и фиксацию различные стороны исторического движения государства - сущность, формы, функции, государственная власть, государственный аппарат, государственный орган и др. Понять государство - это значит создать развернутую и целостную систему понятий и определений различных сторон государства, т.е. создать своего рода его конкретный теоретический портрет.

Из истории политический мысли известны сотни понятий  и определений государства, которые  были сформулированы философами, теологами, теоретиками-государствоведами, социологами, практическими политическими и государственными деятелями. Вот лишь некоторые из них: государство - это "сообщество равных людей для достижения возможно лучшей жизни"; государство - это "совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы"; государство - это "власть, население, территория"; государство - это "нечто разумное в себе", или "нравственный универсум"; государство - это политическая форма социально-экономически дифференцированного общества; государство - это аппарат (машина) для поддержания господства единого класса над другим. Широко известны определения государства метафорического характера: "государство - это я"; "государство - это мы".

Выработанные политической мыслью многочисленные понятия и  определения государства позволяют  сделать следующие методологически  значимые выводы:

1) государство - это продукт  жизнедеятельности общества в  целом (здесь не касаемся чисто  теологических доктрин);

2) государство существует  не в любом обществе, но только  в том, в котором есть развитая  и противоречивая структура на  всех уровнях (экономика, собственность,  формы сознания, личность, социальные  классы, социальные группы и др.);

3) общество, в котором есть  государство, - это государственно-организованное  общество; для такого общества  государство - это форма его  существования;

4) на теоретическом, познавательном  уровне государство и общество  не совпадают друг с другом;

5) при любом определении  государства речь идет и об  определенных властных институтах, государственном аппарате, системе  властных государственных органов,  в деятельности которых заняты  специфические социальные группы;

6) развитые, сложные, противоречивые  объективные потребности общества  в государстве определяют и  само назначение, функции, цели, задачи, деятельность государства; при  этом теоретически несущественно,  о чем идет речь - достижение "лучшей  жизни", "общей пользы", "общего  блага" или же самоорганизации,  самоуправления общества с помощью  государства.

Данные выводы позволяют  сформулировать такое определение  государства: государство - это организация  политической суверенной власти, осуществляющая управление социальными, экономическими, политическими, духовными процессами жизни общества. Здесь важно отметить следующее. Любое определение государства, кто бы его ни давал (например, среди  авторов вышеприведенных определений - Аристотель, Г. Гроций, Г. Гегель, К. Маркс, В.И. Ленин), всегда будет неполным, бедным, односторонним и в этом смысле абстрактным. Оно не способно вобрать в себя, научно выразить, теоретически реконструировать многочисленные сущностные, формальные, функциональные, структурные характеристики и свойства государства. При этом абстрактный характер понятий и определений государства не является их недостатком. Он - их неотъемлемое свойство, поскольку связан лишь с самим началом процесса познания и понимания государства.

Проблема формулировки и  выбора понятия государства связана  с еще одним познавательным моментом. Помимо предельно общего (и в этом смысл предельно абстрактного) понятия государства вообще (без его "привязки" к определенней исторической эпохе, общественной формации, цивилизации, партийно-идеологической системе, географическим координатам, религии и др.) можно и нужно давать (это зависит от целей и задач исследователя), например, понятие национально-конкретного государства (русского, французского, китайского) или рабовладельческого, фашистского, теократического. Таким образом складывается широкая система понятий государства различного уровня обобщенности, которые позволяют увидеть особенности и специфику познания чрезвычайно разнообразного мира государств. Важно только при этом помнить, что все эти многочисленные понятия и определения государства (пусть и абстрактные) - не плод умозрительных конструкций, кабинетных выдумок и фантазий, но определенный теоретический, научный аналог опыта реальной государственной практики. Это верно и в том случае, когда формулируется понятие государства вообще.

Общее понятие государства  важно при решении еще одной  методологической проблемы. Мировой  опыт развития государств, государственного строительства нередко давал  такие в этой области результаты, которые невозможно "подогнать" под понятие государства. Это имело место и в исторически давние времена (например, при переходе от первобытного к государственно-организованному обществу), и в средние века, и во времена новой и новейшей истории. Особенно это заметно на фоне наблюдаемых нами мировых интеграционных и глобализационных процессов. Поэтому не случайно в наши дни теория государства стремится более основательно разрабатывать такие понятия, как "протогосударство", "государствоподобное образование", "государственное образование", "государственность". В связи с этим отметим, что понятие государства не только позволяет верно сориентироваться в современных процессах распада и образования государств, но и критически (в лучшем смысле этого слова) оценить и осмыслить проекты идеального государства (например, у Платона или Т. Мора) или идеи о "полугосударстве", "отмирающем государстве" (К. Маркс, В.И. Ленин).

1. Эволюция представлений о государстве

 

Теория государства и  права, как и  всякая наука, имеет свою историю возникновения, становления и развития. Без изучения теории государства и права невозможно анализировать современные политические процессы и явления.

Наука о государстве зародилась в странах Древнего Востока, но наивысшего расцвета в Древнем мире она достигла в Древней Греции и Риме.

Выдающийся мыслитель  античности Платон (427 – 397 г.г. до н.э.) написал произведение «Государство», «Законы». Предшественники Платона софисты  (Протагор, Протик и др.) утверждали, что политика и государство это чисто человеческое дело. «Человек – есть мера всех вещей», а потому справедливость не является каким-то природным или божественным установлением. Любой закон есть продукт соглашения между людьми, противоречивое и не изменчивое творение человеческого разума.

Платон находил подобные учения неверными, что они, по его  мнению, являлись призывом к неповиновению  законам. Несмотря на достигнутые договорённости, люди могут нарушать условия договора и тем самым нарушать установленный  порядок в обществе. Согласно Платону, «естественным» путём возникают  лишь «порочные формы государства». К таким порочным формам он относит  тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Тимократия – это власть честолюбцев. Честолюбие влечёт за собой страсть к обогащению. В результате тимократия переходит в олигархию – господство немногих богачей. При этой форме общественного устройства существует как бы два государства: одно для богатых, другое для бедных. Между ними идёт непрерывная борьба. Эта борьба заканчивается установлением  демократии – власти большинства.

Демократическое государство  сверх нормы «пропитано свободой». Чрезмерная свобода для отдельного человека и для государства превращается в рабство. В данных условиях власть захватывает какой-либо сильный  род, а самый ловкий и коварный из его среды становится тираном.

Так демократия неизбежно  превращается в тиранию – наихудшую  форму государственного устройства. Но и она не вечна, а постепенно разрушается. Всё повторяется заново. Для того чтобы разорвать этот порочный круг, Платон предлагает вариант  идеального государства – справедливого  правления «аристократов духа» - мудрецов. В нём должно быть «красивым  всё в целом», сохраняется всеобщность  государственного принципа: свобода  государства в отношении к  индивиду. Основным условием и принципом  совершенного государства  Платон выделяет справедливость, состоящую в том, что каждому гражданину отводится какое-то особое занятие и особое положение. Он вводит строгую иерархию сословий: философы  - правители, стражи – воины, ремесленники и крестьяне – занимаются физическим трудом, а также строго контролируемую систему образования и воспитания. У подданных нет ничего своего: ни семьи, ни собственности  - всё общее. Идея Платона - о разделении труда, лежащая в основе возникновения государства.

Аристотель (384 – 322 гг. до нашей  эры) делает попытку анализа реальных форм государственного устройства посредством  изучения фактического материала. Аристотель утверждал, что человек –  «политическое животное и поэтому несёт в себе инстинктивное стремление к совместному жительству», развитие общества идёт от семьи к общине, а от неё к государству – полису. Он связывает функции и предназначение государства с высшей природой целью человеческих существ – общением.

Информация о работе Понятие и сущность правового государства