Понятие и виды автономии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:49, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – изучение федеративного устройства государств, конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации, анализ особенностей конституционно-правового положения автономных образований в Российской Федерации.
Задачами курсовой работы в связи с указанной целью являются:
1. Дать понятие автономии и изучить содержание статуса данного образования;
2. Проследить историческое развитие автономий в РФ;
3. Дать характеристику современного конституционно-правового статуса автономии;
4. Изучить проблемы, возникающие при регулировании правового статуса автономий;
5. Проанализировать и систематизировать полученные знания и обобщить их.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по ТГП 2003.doc

— 156.00 Кб (Скачать документ)

Введение

   Актуальность выбранной темы заключается в том, что автономии занимают особое положение и имеют свои, характерные только для данного образования черты, что выделяет их из общей массы субъектов и даёт нам возможность изучить данный феномен и понять его природу.

 Субъект федерации – это государственное образование (не обладающее суверенитетом) в составе федеративного государства. Разные субъекты наделяются разными правами и обязанностями, которые они должны выполнять перед федерацией, в составе которой они состоят, а наличие льгот и привилегий является редким исключением из правил. Особой правовой статус имеют автономии, в частности автономные округа и автономные области.

  Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с государственным устройством государства, а в частности, образования автономий как субъектов федерации.

  Предметом  исследования является государственно-территориальное устройство автономий и конституционно-правовой статус автономных образований Российской Федерации.

     Степень разработанности темы исследования в научной литературе недостаточно значительна.  Разработкой этой тематики занимались такие современные учёные-правоведы, как Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Катков Д.Б., Корчиго Е.В., Кодпаев В.Н., Хропанюк В.Н. и др. В их работах рассматриваются политико-правовые основы автономий, а   также обнаруживается ряд дискуссионных вопросов, касающихся правового положения   автономий,  их взаимодействия и значения в составе государств.

     Цель курсовой работы – изучение федеративного устройства  государств, конституционно-правового статуса субъектов Российской

                                                                                                             Федерации, анализ особенностей конституционно-правового положения автономных образований в Российской Федерации.

  Задачами  курсовой работы в связи с указанной целью являются:   

1. Дать понятие автономии и изучить содержание статуса данного образования;

2. Проследить историческое развитие автономий в РФ;

3. Дать характеристику современного конституционно-правового   статуса автономии;

4. Изучить проблемы, возникающие при регулировании правового статуса автономий;

5. Проанализировать и систематизировать полученные знания и обобщить их.

Эмпирическая  основа исследования основана на анализе, как законодательной основы проблемы, так и исследовательской литературы в виде тематических сборников и монографий.

Структура работы определяется целями и задачами данного исследования. Она состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

  

 

                 

 

 

                  

 

 

Глава 1. Понятие, сущность и виды автономий

 

    1. Территориально-политическое устройство государства

 

    В конституционном праве есть понятия государственной территории и государственных границ, определяющих ее параметры. Пределы территории государства в тех или иных формулировках обозначаются в конституциях. Однако эти конституционные нормы нередко отражают лишь принципиальный подход к этому вопросу с позиций международного права: говорится о суше, внутренних водах, о 12-мильной полосе территориального моря у берегов страны, континентальном шельфе, воздушном столбе над этими сухопутными и водными пространствами на практически досягаемую высоту. Но иногда конституции фиксируют границы государства по параллелям и меридианам (как, например, в Западном Самоа), называют государства-соседей (Коста-Рика), перечисляют острова (Куба), определяют “свой” сектор моря и его границы с некоторыми государствами (например, сектор Каспийского моря в конституции Азербайджана) и т.д.

  Территория государства всегда определенным образом организована, разделена на части административного или политического значения, в которых проживает население, с целью управления им. Соответствующие главы конституций иногда так и называются: «Об организации государства». В данном случае речь идет не о системе государственных органов, а о территориальной организации государства.

   В качестве обобщающего для такой организации в отечественной литературе долгое время использовался термин «форма государственного устройства». Однако из-за многозначности слова «устройство» этот термин подвергается критике, ибо «государственное устройство» иногда понимается в предельно широком значении — как устройство государства в целом, включая некоторые социально-экономические и политические моменты, систему органов государства и т.д. В некоторых новых изданиях понятие «государственное устройство» заменено понятием «территориальная организация публичной власти».

    Традиционно различаются две основные формы территориально-политического устройства государства: унитарное и федеративное государство.11 Конфедерация является союзом государств, в основном это международно-правовое объединение, но в нем есть некоторые конституционно-правовые элементы, и потому о конфедерациях тоже иногда упоминается в конституционном праве (хотя в настоящее время конфедераций в мире нет). Существуют и другие союзы и содружества государств (Европейский союз, британское Содружество, СНГ и т.д.), в отдельных из них тоже есть более (Европейский союз) или менее (СНГ) значительные элементы конституционно-правового регулирования.

Формой территориально-политической организации государственности  является также автономия, особенно политическая автономия, тем более если она создана на основе самоопределения этнических групп, национальных меньшинств. В последние десятилетия в некоторых странах (Испания, Италия и др.) сложилось так называемое регионалистское государство, сочетающее разнообразные элементы унитаризма, федерализма, автономии и являющееся, по существу, переходным от унитаризма к федерализму.

 

 

 

 

 

 

1.2. Понятие автономии


 Автономия (гр. autonomia, от autos - сам + nomos — закон; англ. autonomy, home rule) — в широком смысле право на независимость, самоуправление, самостоятельность государственных и других образований, юридических лиц, территориальных, национальных и иных общностей в отношениях, связанных с организацией и обеспечением их существования и деятельности.

    Как право самостоятельного осуществления определенных функций государственной власти или управления, предоставленное законом, автономия известна с глубокой древности. Например, к понятию автономии прибегали примерно с середины V в. до н.э. все греческие города-государства. Ограниченная автономия предоставлялась греческим полисам в Римской империи. Основными условиями автономии считались территориальная неприкосновенность, право определения статуса, заключение союзов, участие в решении общих вопросов (война, мир и др.).2

     В РФ автономия выражается, в частности, в самостоятельном осуществлении государственной власти. Российская автономия построена по национальному признаку, т.е. с учетом национального состава населения, проживающего на ее территории. В зависимости от количества населения, уровня и перспектив развития экономики и др. факторов существуют 2 вида автономий - автономная область или автономный округ. При этом принимается во внимание воля населения образовать то или иное автономное образование или преобразовать один вид автономии в другой.

      В советский период истории России автономия осуществлялась в двух формах: государственной, которая воплощалась в национальном государстве

 

— автономной республике, и административной, представленной автономными областями и автономными округами.

  Государственная  автономия характеризовалась более значительным объемом прав, наличием конституции, высших органов государственной власти, законодательства, гражданства. Административная автономия всех этих признаков, характеризующих государственную автономию, не имела.

  В настоящее время в РФ автономия осуществляется только в одной форме — административной, но претерпевшей определенные изменения. Автономные гocударственные образования в составе РФ (автономная область и автономные округа) в соответствии с Конституцией РФ являются субъектами РФ. 3

   Основы их правового положения закреплены в ст. 66 Конституции РФ. Статус автономной области (округа) определяется Конституцией РФ и уставом соответствующего автономного образования. По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области (округа) может быть принят федеральный закон о соответствующей автономной области (округе).

   Автономная область и автономные округа вправе решать вопросы своей внутренней организации путем издания нормативных правовых актов, которые должны соответствовать Конституции РФ. Согласно ст. 73 Конституции РФ, автономная область, автономные округа обладают всей полнотой государственной власти.

 

 

 

 

 

____________________

 

3Конституция Российской Федерации. Ст. 65 // Российская газета. 1993. 25 декабря.

                                       1.3. Виды автономии

 

         В зависимости от того, компактно или разрозненно проживают этнические и иные общности, а также от других обстоятельств в зарубежной литературе используются три характеристики автономии:

- Персональная;

-Корпоративная;

-Территориальная.4

    Персональная автономия обычно создается, когда какие-либо этнические группы, национальные меньшинства проживают разрозненно (например, в Австрии, в Венгрии) и создают свои объединения, которые в основном занимаются вопросами культуры, быта, но могут участвовать в политической жизни путем представительства (с правом совещательного голоса) при некоторых центральных органах государства.

   Корпоративная автономия обычно связывается с существованием лингвистических общностей, для которых нередко резервируется определенная доля мест в государственном аппарате, а государственные служащие других этнических групп, работающие в данном районе, должны знать язык и быт местного населения, живущего небольшими группами вперемежку с другими народностями. Кроме того, судебный процесс, преподавание в школе могут осуществляться на местном языке. Такую форму автономии имеют, например, так называемые зарегистрированные касты и племена в Индии.

  Территориальная автономия обычно бывает национально-территориальной или этнотерриториальной, но бывает и основанной не на этнических признаках, а на учете особенностей культуры, традиций, быта населения данной территории. Территориальная (этнотерриториальная) автономия образуется только в случае компактного расселения этнических

____________________

4Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. - М., 1997.с.160

 групп или иных  групп, отличающихся другими особенностями. Создаются автономные области, округа, районы, иные автономии, часто имеющие официально лишь географические названия (например, Азорские острова в Португалии), иногда включающие в название наименование национальности (Иракский Курдистан), а в отдельных случаях — и определение автономии (Автономная Республика Крым).

    Иногда одна и та же этническая группа одновременно использует разные формы автономии (например, саамы в Швеции и Норвегии).

    В отечественной литературе принято различать две главные формы автономии:

- национально-территориальную (этнотерриториальную);

- культурно-национальную.5

Обе они, как видно  из их названий, связаны с этническими  характеристиками.

   В зависимости от объема полномочий существуют две формы национально-территориальной (этнотерриториальной) автономии:

 -политическая (ее часто называют государственной, законодательной);

-административная6

      Политическая автономия имеет некоторые признаки государственности. Ее органы обладают правом законодательства по местным вопросам (перечень этих полномочий указан в конституции, например в Италии, или определяется специальным законом. Например, в Ираке — законом об Иракском Курдистане 1974 г. Иногда ей принадлежит также право участия в решении некоторых общегосударственных

 

____________________________________________

5Конституционное право России :  учебник  /  Е.И.  Козлова, О.Е.  Кутафин; Моск.  гос.  юрид.  акад. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮРИСТЪ, 2005. - с. 327

6Государственное право зарубежных стран : Учебное пособие / К. В. Арановский . – 3-е изд., доп. и перераб . – М. : ИНФРА-М, 2000 . – с. 236.

 вопросов, в том  числе при переговорах о международных  соглашениях, если они затрагивают  вопросы автономных образований,  как это имеет место в Португалии (Азорские острова и некоторые другие автономные образования Португалии).

     Для политической автономии характерно наличие местного парламента, иногда двухпалатного. Законы, принимаемые им, не должны противоречить интересам государства и его составных частей. Такие законы обычно могут издаваться по вопросам организации административных учреждений, подчиненных данному автономному образованию, административно-территориального деления автономии, местной полиции, рынков, санитарии, ремесленного обучения, дорожной сети, сельского хозяйства и др. Политическая автономия образует свой орган местной исполнительной власти. Это может быть коллегия, избранная законодательным собранием (советом) автономии, а может быть и его председатель, выступающий как глава исполнительных служб. В отличие от субъектов федерации, которые имеют иногда свою судебную систему вплоть до верховных судов (например, в США), автономные образования своих судов не имеют. В государстве существует единая судебная система, и суды, расположенные на территории политической автономии, входят в нее. В очень редких случаях политическое автономное образование имеет свое гражданство и свою конституцию. Гражданин автономии одновременно является гражданином государства, а если автономия входит в состав субъекта федерации — еще и гражданство этого субъекта. Ныне свою конституцию имеет Автономная Республика Крым на Украине, но собственного гражданства она не имеет.

     Различные формы политической автономии существуют во многих странах. Это Северная Ирландия в Великобритании , Аландские острова в Финляндии, населенные преимущественно шведами, Гренландия в Дании, Корсика во Франции и др. Политическая автономия есть в постсоциалистических государствах. Помимо упоминавшегося Крыма это Республика Каракалпакия в Узбекистане, Республика Нахичевань в Азербайджане. По конституции Азербайджана 1995 г., Нахичевань — это автономное государство. Есть политическая автономия в Грузии. Правда, ситуация в Грузии до конца не определилась, между Грузией и ее автономией — Абхазией — шла настоящая война, а сейчас ведутся переговоры о создании федерации или иной формы.

      Административная автономия не обладает правом издавать свои местные законы, хотя ее представительные органы издают нормативные акты в пределах ее полномочий. Однако по сравнению с обычными административными единицами, которые тоже издают нормативные акты местного значения, административная автономия обладает некоторыми дополнительными правами. В Китае представительные органы автономных образований могут принимать акты (положения) об автономии, могут изменять или отменять акты вышестоящих органов государства, если такие акты не соответствуют местным условиям (но с разрешения вышестоящих органов), могут участвовать во внешнеэкономических отношениях в соответствии с законами государства. В районах административной автономии в судопроизводстве может применяться местный язык, учитываются обычаи населения, на местном языке издаются газеты, осуществляются радиопередачи, он используется для обучения в школах. Кроме того, государственный аппарат комплектуется из лиц, знающих местный язык, коренным жителям отдается предпочтение при формировании местного управленческого аппарата.

    Как уже отмечалось, автономные образования могут создаваться и в субъектах федеративных государств. Они имеются в Индии, например в штате Ассам. Губернаторы штатов Индии, где есть автономные округа некоторых этнических групп, вправе делать изъятия из законов в пользу местных обычаев по вопросам рыбной ловли, лесопользования, сельского хозяйства и др.

     Административная автономия существует в меньшем числе стран, чем политическая. В Никарагуа есть два округа на Атлантическом побережье, населенных индейскими англоговорящими племенами, в Молдавии — два округа, где проживают гагаузы, в Индии автономия создается для некоторых мелких народностей в отдельных штатах. Больше всего автономных образований в Китае (более сотни). В этой стране есть три ступени автономии: автономные районы, являющиеся наиболее крупными автономными образованиями (в том числе крупнейший из них Тибет), автономные округа (среднее звено) и автономные уезды (низовое звено).7

Информация о работе Понятие и виды автономии