Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 18:37, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение основных аспектов нормативного – правового акта:
во- первых, понятие и виды нормативно - правового акта;
во-вторых, особенности нормативно – правового акта.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие нормативно- правового акта………………………………….5
1.1.Понятие и виды нормативно – правового акта……………………………...5
1.2.Особенности и отличия нормативного акта от других источников
права……………………………………………………………………………….7
1.3.Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу
лиц………………………………………………………………………………...10
Глава 2. Признаки закона и его структура……………………………………..14
2.1.Понятие и признаки закона…………………………………………………14
2.2.Структура закона…………………………………………………………….16
Глава 3. Подзаконные нормативно – правовые акты………………………….24
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………29
ВВЕДЕНИЕ
Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений.
Нормативно правовой акт влияет на все стороны жизни любого общества. Благодаря ему регулируются многие социально-экономические, политические, трудовые, семейные и иные правоотношения. Выявление круга источников в различных правовых системах имеет важное значение для раскрытия многих явлений правовой действительности. В частности, от формы права зависят такие факторы, как способы правового регулирования, нормативность, общеобязательность, степень юридической силы различных правовых актов и т.д.
Нормативно-правовые акты издаются компетентными органами, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации. Кроме того, нормативно- правовой акт имеет строго определенные внешние реквизиты, которые позволяют относить его к соответствующему виду, например, различать закон это или постановление, а так же определить, когда и кем он был принят, когда вступил в действие, подписан и т.д.
В нормативно-правовых актах содержатся только нормы права, обладающие государственной обязательностью. Именно с помощью нормативных актов веления государства становятся общеобязательными.
Кроме того,
нормативно-правовые акты
Совокупность нормативных актов в целом составляет систему законодательства в широком смысле, а в узком смысле этого слова - только система законов.
Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что нормативно-правовой акт - один из важнейших источников права в современных государствах.
Целью курсовой работы является рассмотрение основных аспектов нормативного – правового акта:
во- первых, понятие и виды нормативно - правового акта;
во-вторых, особенности нормативно – правового акта.
Задача курсовой работы – рассмотреть теоретические аспекты нормативно – правового акта, как основного источника права.
Структура курсовой обусловлена логикой исследования, а также его целью и задачами. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, имеющих свои подпункты, заключении и литературы.
Глава 1. Понятие нормативно-правового акта.
1.1 Понятие и виды нормативно-правового акта.
Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений1.
В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период.
Итак, нормативно-правовой акт — это официальный акт правотворчества, в котором содержатся нормы права .
Нормативно – правовые акты принято классифицировать по различным основаниям: по юридической силе, по содержанию; по объему и характеру действия; субъектам, их издающим.
В зависимости от правового положения субъектов правотворчества нормативно – правовые акты разделяют на:
В зависимости от сферы действия нормативные акты подразделяются на:
Так же в зависимости от срока действия нормативно - правовые акты бывают:
По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.
Закон- это нормативный
акт, принятый в особом порядке органом
законодательной власти или референдумом,
выражающий волю народа, обладающий высшей
юридической силой и регулирующ
Подзаконный акт- это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.
Юридическая сила является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в системе государственного нормативного регулирования. В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих органов обладают более высокой юридической силой, чем нормативные акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемыми вышестоящими правотворческими органами.
Деление нормативно- правовых актов по содержанию носит условный характер. Это объясняется тем, что не во всех нормативно – правовых актах содержатся нормы однородного содержания. Например, в уголовном, трудовом законодательстве содержатся нормы только одной отрасли права, в то время как действуют и комплексные акты, то есть включают нормы различных отраслей права, примером может служить хозяйственное, военное морское законодательство.
По объему и характеру действия выделяют:
Нормативно-правовые акты так же разделяют на акты законодательной власти (законы), исполнительной власти (подзаконные акты) и судебной (юрисдикционные акты общего характера).
Можно выделить наиболее важные критерии, по которым непосредственно или по их сочетанию выделяются виды нормативно – правовых актов. Это следующие критерии: содержание нормативно-правового акта, процедура его принятия. Орган, принимающий акт, круг лиц, на которое распространяется действие, пространство и время, которое охватывается действием акта, утрата юридического значения, внутренняя структура, организационные этапы и ряд других критериев.
По содержанию, органу и процедуре принятия выделяется, прежде всего, такой вид нормативно-правового акта, как закон. Законы, в свою очередь, бывают нескольких видов.
1.2 Особенности и отличие нормативного акта от других источников права.
Такая форма права, как нормативный правовой акт, порождает и ряд актуальных научно-прикладных проблем, одни из которых решены в теории права, а другие находятся на стадии обсуждения.
Прежде всего, это проблема структуры нормативного правового акта и ее соотношение со структурой самого права.
Нормативный правовой акт всегда имеет внешнюю структуру: определенные реквизиты, которые позволяют относить его к соответствующему виду, например, различать, закон это или постановление, а также определить, когда он был принят, когда вступил в действие, кем принят, утвержден, подписан и т.д.
Но нормативный правовой акт имеет и внутреннюю структуру: членение на разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы, предписания и т.п. Такое строение нормативного правового акта – результат длительного нормотворческого развития и служит, с одной стороны, последовательному и четкому изложению правового материала в акте, а с другой – удобству пользования им.
Юридическая сила означает соответствие акта, принятого нижестоящим государственным органом, акту, принятому вышестоящим государственным органом, или соответствие акта, принятого субъектом федерации, акту, принятому на федеральном уровне.
В отличие от других источников (форм) права нормативно-правовой акт обладает следующими признаками:
1. Нормативно-правовой
акт создается в результате
правотворческой деятельности
Правотворчество — это деятельность, направленная на подготовку, издание и совершенствование нормативно-правовых актов. Она имеет две основные формы: непосредственное правотворчество и опосредованное (государственное) правотворчество.
Непосредственное
правотворчество осуществляется в
результате проведения референдумов,
которые в конституционном
Государственное
правотворчество выражается в установлении,
изменении или отмене норм права
в определяемом законом порядке.
К нему примыкает также
2. В нормативно-правовых актах содержатся только нормы права, есть правила общего характера, обладающие государственной обязательностью. Поэтому нормативно-правовые акты необходимо отличать индивидуальных правовых актов, которые источниками права не являются. Индивидуальный правовой акт распространяет свое действие конкретных субъектов права, которые находятся в сфере правового регулирования. Он рассчитан на одноразовое применение, относится персонально к определенным лицам и прекращает свое действие с реализацией конкретного права или обязанности (например, назначение органом социального обеспечения пенсий конкретному лицу, решение суда о принудительном возвращении долга обязанным лицом).
Индивидуальные правовые акты являются важным и необходимым средством реализации общих предписаний правовых норм, содержащихся в нормативно-правовых актах. Они имеют обязательный государственный характер, их осуществление обеспечивается компетентными органами государства (судом, мэрией, арбитражем), однако источниками права они не являются, поскольку норм права не содержат. В отличие от правовых норм их предписания относятся к персонифицированным лицам и конкретным жизненным ситуациям.
3. От нормативно-правового
акта как источника права
4. Нормативно-правовой
акт оформляется в виде
5. В нормативных
актах нормы права
1.3. Действие нормативных актов во времени, в пространстве
и по кругу лиц.
Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы своего функционирования.
Действие нормативного
акта во времени обусловлено