Понятие нормативно-правового акта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 18:37, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение основных аспектов нормативного – правового акта:
во- первых, понятие и виды нормативно - правового акта;
во-вторых, особенности нормативно – правового акта.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие нормативно- правового акта………………………………….5
1.1.Понятие и виды нормативно – правового акта……………………………...5
1.2.Особенности и отличия нормативного акта от других источников
права……………………………………………………………………………….7
1.3.Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу
лиц………………………………………………………………………………...10
Глава 2. Признаки закона и его структура……………………………………..14
2.1.Понятие и признаки закона…………………………………………………14
2.2.Структура закона…………………………………………………………….16
Глава 3. Подзаконные нормативно – правовые акты………………………….24
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………29

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 129.50 Кб (Скачать документ)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В  нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений.

Нормативно  правовой акт влияет на все стороны жизни любого общества. Благодаря ему регулируются многие социально-экономические, политические, трудовые, семейные и иные правоотношения. Выявление круга источников в различных правовых системах имеет важное значение для раскрытия многих явлений правовой действительности. В частности, от формы права зависят такие факторы, как способы правового регулирования, нормативность, общеобязательность, степень юридической силы различных правовых актов и т.д.

Нормативно-правовые акты издаются компетентными органами, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации. Кроме того, нормативно- правовой акт имеет строго определенные внешние реквизиты, которые позволяют относить его к соответствующему виду, например, различать закон это или постановление, а так же определить, когда и кем он был принят, когда вступил в действие, подписан и т.д.

  В нормативно-правовых актах содержатся только нормы права, обладающие государственной обязательностью. Именно с помощью нормативных актов веления государства становятся общеобязательными.

 Кроме того, нормативно-правовые акты составляют  строго иерархическую систему,  которая отражает систему государственных  органов. Нормативные акты иерархически  высших органов власти имеют высшую юридическую силу по отношению к актам нижестоящих органов.

Совокупность  нормативных актов в целом  составляет систему законодательства в широком смысле, а в узком  смысле этого слова - только система  законов.

Актуальность  данной курсовой работы обусловлена тем, что нормативно-правовой акт - один из важнейших источников права в современных государствах.

Целью курсовой работы является рассмотрение основных аспектов нормативного – правового  акта:

во- первых, понятие  и виды нормативно - правового акта;

во-вторых, особенности  нормативно – правового акта.

Задача курсовой  работы – рассмотреть теоретические  аспекты нормативно – правового  акта, как основного источника  права.

Структура курсовой обусловлена логикой исследования, а также его целью и задачами. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, имеющих свои подпункты, заключении и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие нормативно-правового акта.

1.1 Понятие и виды нормативно-правового акта.

 

Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений1.

В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые  учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период.

Итак, нормативно-правовой акт — это официальный акт  правотворчества, в котором содержатся нормы права .

Нормативно  – правовые акты принято классифицировать по различным основаниям: по юридической  силе, по содержанию; по объему и характеру  действия; субъектам, их издающим.

В зависимости  от правового положения субъектов  правотворчества нормативно – правовые акты разделяют на:

  • нормативно – правовые акты государственных органов;
  • нормативные акты общественных объединений;
  • совместные акты;
  • нормативные акты, принятые в порядке референдума.

В зависимости  от сферы действия нормативные акты подразделяются на:

  • общефедеральные;
  • акты субъектов Федерации;
  • акты органов местного самоуправления;
  • корпоративные акты

Так же в зависимости  от срока действия нормативно - правовые акты бывают:

  • неопределенного длительного действия;
  • временные.

 По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Закон- это нормативный  акт, принятый в особом порядке органом  законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Подзаконный акт- это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические  нормы.

Юридическая сила является наиболее существенным признаком  их классификации. Она определяет их место и значимость в системе государственного нормативного регулирования. В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих органов обладают более высокой юридической силой, чем нормативные акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемыми вышестоящими правотворческими органами.

Деление нормативно- правовых актов по содержанию носит  условный характер. Это объясняется  тем, что не во всех нормативно –  правовых актах содержатся нормы  однородного содержания. Например, в уголовном, трудовом законодательстве содержатся нормы только одной отрасли права, в то время как действуют и комплексные акты, то есть включают нормы различных отраслей права, примером может служить хозяйственное, военное морское законодательство.

По объему и  характеру действия выделяют:

  • Акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений на данной территории
  • Акты ограниченного действия, то есть распространяющихся только на часть территории или на определенный контингент лиц
  • Акты исключительного (чрезвычайного действия) Их регулятивные возможности реализуются только при наступлении определенных обстоятельств.

Нормативно-правовые акты так же разделяют на акты законодательной  власти (законы), исполнительной власти (подзаконные акты) и судебной (юрисдикционные акты общего характера).

Можно выделить наиболее важные критерии, по которым непосредственно или по их сочетанию выделяются виды нормативно – правовых актов. Это следующие критерии: содержание нормативно-правового акта, процедура его принятия. Орган, принимающий акт, круг лиц, на которое распространяется действие, пространство и время, которое охватывается действием акта, утрата юридического значения, внутренняя структура, организационные этапы и ряд других критериев.

 По содержанию, органу и процедуре принятия  выделяется, прежде всего, такой  вид нормативно-правового акта, как  закон. Законы, в свою очередь,  бывают нескольких видов.

 

1.2 Особенности  и отличие нормативного акта  от других источников права.

 

Такая форма  права, как нормативный правовой акт, порождает и ряд актуальных научно-прикладных проблем, одни из которых решены в теории права, а другие находятся на стадии обсуждения.

Прежде всего, это проблема структуры нормативного правового акта и ее соотношение  со структурой самого права.

Нормативный правовой акт всегда имеет внешнюю структуру: определенные реквизиты, которые позволяют  относить его к соответствующему виду, например, различать, закон это  или постановление, а также определить, когда он был принят, когда вступил в действие, кем принят, утвержден, подписан и т.д.

Но нормативный  правовой акт имеет и внутреннюю структуру: членение на разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы, предписания и т.п. Такое строение нормативного правового акта – результат длительного нормотворческого развития и служит, с одной стороны, последовательному и четкому изложению правового материала в акте, а с другой – удобству пользования им.

Юридическая сила означает соответствие акта, принятого  нижестоящим государственным органом, акту, принятому вышестоящим государственным органом, или соответствие акта, принятого субъектом федерации, акту, принятому на федеральном уровне.

В отличие от других источников (форм) права нормативно-правовой акт обладает следующими признаками:

1. Нормативно-правовой  акт создается в результате  правотворческой деятельности компетентных  органов государства или всенародным  волеизъявлением (референдумом). Правотворческая  деятельность представляет собой  такую государственную деятельность, которая состоит в издании норм права, а также в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм.

Правотворчество — это деятельность, направленная на подготовку, издание и совершенствование  нормативно-правовых актов. Она имеет  две основные формы: непосредственное правотворчество и опосредованное (государственное) правотворчество.

Непосредственное  правотворчество осуществляется в  результате проведения референдумов, которые в конституционном порядке  принимают или отвергают предлагаемые государственной законодательной властью нормативно-правовые акты.

Государственное правотворчество выражается в установлении, изменении или отмене норм права  в определяемом законом порядке. К нему примыкает также нормотворчество  общественных организаций, которое  санкционируется государством. При этом нормы, создаваемые общественными организациями, приобретают качество и свойства правовых норм, охраняемых государством.

2. В нормативно-правовых  актах содержатся только нормы  права, есть правила общего  характера, обладающие государственной обязательностью. Поэтому нормативно-правовые акты необходимо отличать индивидуальных правовых актов, которые источниками права не являются. Индивидуальный правовой акт распространяет свое действие конкретных субъектов права, которые находятся в сфере правового регулирования. Он рассчитан на одноразовое применение, относится персонально к определенным лицам и прекращает свое действие с реализацией конкретного права или обязанности (например, назначение органом социального обеспечения пенсий конкретному лицу, решение суда о принудительном возвращении долга обязанным лицом).

Индивидуальные  правовые акты являются важным и необходимым  средством реализации общих предписаний  правовых норм, содержащихся в нормативно-правовых актах. Они имеют обязательный государственный характер, их осуществление обеспечивается компетентными органами государства (судом, мэрией, арбитражем), однако источниками права они не являются, поскольку норм права не содержат. В отличие от правовых норм их предписания относятся к персонифицированным лицам и конкретным жизненным ситуациям.

3. От нормативно-правового  акта как источника права следует  отличать источники правоведения, или источники нашего знания  о праве. Мы черпаем сведения  о нормах права из различного  рода сборников законодательства, из исторических правовых памятников, из произведений профессиональных юристов. Все это источники нашего познания правовых норм, а не источники права.

4. Нормативно-правовой  акт оформляется в виде официального  государственного документа, который  имеет обязательные атрибуты: название акта (закон, указ, постановление); наименование органа, принявшего акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти).

5. В нормативных  актах нормы права группируются  по определением структурным  образованиям: разделам, главам, статьям (например, в Гражданском кодексе: раздел «Обязательное право», глава «Исполнение обязательств», статья «Досрочное исполнение обязательства»).

 

1.3. Действие нормативных актов во времени, в пространстве

и по кругу лиц.

Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы своего функционирования.

Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением  его в силу и утратой силы. Согласно ст. 6 Федерального закона "О порядке  опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания": "федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу".

Информация о работе Понятие нормативно-правового акта