Понятие права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 04:38, курсовая работа

Описание

Среди многочисленных попыток лучших умов с древности и до новейшего времени ответить на этот извечный вопрос привлекает особое внимание ряд основных концептуальных направлений учения о праве, исторически сложившихся, базирующихся на определенном философском фундаменте. Это фундаментальные теории, крупные научные школы, оказавшие заметное влияние на развитие правовой мысли во всех странах мира, включая Россию, на формирование правопонимания, т.е. научного познания и объяснения права как своеобразного и относительно самостоятельного, целостного, системного явления духовной жизни общества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...2
Гл. 1. Краткая характеристика основных подходов к правопонимаю…...9
§ 1. Признаки права………………………………………………………….12
§ 2. Функции права…………………………………………………………..15
Заключение…………………………………………….……………………..19
Список литературы…………………………………………………………..21

Работа состоит из  1 файл

курсовая теория государства и права.doc

— 223.00 Кб (Скачать документ)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Кемеровский государственный университет

Юридический факультет

Кафедра теории и истории государства и права

 

 

 

 

Курсовая работа

 

ТЕМА: «ПОНЯТИЕ ПРАВА»

                

По дисциплине: Теория государства  и права

 

 

 

 

 

Выполнил студент 1 курса ОЗО

Группы Ю-11                

Власов. А.Ю.    

 

Научный руководитель             

к. ю. н., доцент Б. Я. Бляхман

 

Допущен к защите__________

__________________________

Работа защищена___________

«____»______________20__ г.

Оценка____________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово 2011

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………...2

Гл. 1. Краткая характеристика основных подходов к правопонимаю…...9

§ 1. Признаки права………………………………………………………….12

§ 2. Функции права…………………………………………………………..15

Заключение…………………………………………….……………………..19


Список литературы…………………………………………………………..21

 

 

Введение

 

Что есть право — один из наиболее важных, сложных, полемических вопросов правоведения, неизменно привлекающий к себе внимание человечества с тех пор, как оно, едва преодолев порог между родовым и классово-организованным обществом, столкнулось с первыми ростками цивилизации.

Среди многочисленных попыток лучших умов с древности и до новейшего времени ответить на этот извечный вопрос привлекает особое внимание ряд основных концептуальных направлений учения о праве, исторически сложившихся, базирующихся на определенном философском фундаменте. Это фундаментальные теории, крупные научные школы, оказавшие заметное влияние на развитие правовой мысли во всех странах мира, включая Россию, на формирование правопонимания, т.е. научного познания и объяснения права как своеобразного и относительно самостоятельного, целостного, системного явления духовной жизни общества.

Идея  естественного  права возникла еще в Древней Греции и Древнем Риме и связана с именами Сократа, Аристотеля, греческих и римских стоиков, Цицерона, Ульпиана и других римских юристов. В эпоху средневековья она получила развитие в богословских сочинениях Ф. Афинского. Однако как одно из основных направлений правопонимания и самостоятельная научная школа естественно-правовая доктрина сложилась в период разложения фоодализма, подготовки и проведения буржуазных революций XVII—XVIII вв. Ее виднейшие представители:  Г. Гроций,  Б. Спиноза (Голландия), Т. Гоббс, Д. Локк (Англия), Вольтер, Ш.Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо (Франция), А.Н. Радищев (Россия) и др.

Естественно-правовая школа  в своих воззрениях исходила из существования двух систем права — естественного и позитивного права.

Позитивное, или положительное, — это официально признанное право, действующее в пределах границ того или иного государства, получающее выражение в законах и иных правовых актах государственной власти, в т.ч. санкционируемых ею обычаях.

Направляя острие критики  против реально существовавшего в то время феодального права, особенно в условиях королевского абсолютизма, представители естественно-правовой школы указывали на его ограниченность, нестабильность, несправедливость, на то, что законы, издаваемые властью, закрепляют унижение достоинства и угнетение людей, произвол и тиранию.

В отличие от позитивного  естественное право проистекает из природы человека, человеческого разума, всеобщих нравственных принципов. Поэтому оно разумно и справедливо, не сковано границами отдельных государств, распространяется на все времена и народы. Оно вечно и неизменно, как вечны и неизменны природа и разум человека. Основные нравственные и правовые идеи и принципы, обосновываемые данной теорией в качестве естественных законов, — это прирожденные неотчуждаемые права человека: свобода, равенство, семья, частная собственность, достоинство, безопасность, вера в добро и справедливость, сопротивление гнету и другие. Их охрана должна быть целью любого политического союза, в первую очередь, государства.

Поэтому позитивное право, противоречащее требованиям естественного, должно быть заменено (вместе со всеми отжившими отношениями и устаревшими политическими учреждениями) на такое положительное право, которое бы основывалось на естественных законах, способствовало бы практической реализации идей и принципов естественного права. Только в этом случае позитивное право может рассматриваться как разумное и справедливое. Развитие данной идеи тесно связывалось с договорной теорией происхождения государства и права.

Таким образом, возникшая  как теоретическое обоснование ранних буржуазных революций естественно-правовая теория сыграла прогрессивную роль в борьбе с феодализмом и ее последним бастионом — королевским абсолютизмом, идеологически способствовала переходу общества к более высокой, капиталистической ступени развития. Но демократический потенциал естественной школы права этим не был исчерпан. С особой силой он проявился во второй половине двадцатого столетия, став теоретическим фундаментом всеобщей борьбы за права человека во всем мире.

Вместе с тем следует  иметь в виду, что само естественное право как нравственные и правовые идеи, принципы, идеалы, пожелания и требования не является правом в юридическом смысле, а представляет собой мораль, правосознание, демократические устремления, т.е. ближайшую и необходимую духовную (идейную) предпосылку права. Важная роль в претворении идеалов естественного права в жизнь принадлежит основанному на нем позитивному, или собственно юридическому праву.

Историческая школа  права сложилась в первой трети XIX в. в Германии, остававшейся раздробленной  феодальной страной со слабой, лишенной боевого духа буржуазией. Эта школа, наиболее крупными представителями которой были Г. Гуго, Г. Пухта, Ф. Савиньи, явилась выражением реакции на идеи естественной школы права и потерпевшей к тому времени поражение Великой французской буржуазной революции.

Историческая школа права отрицала возможность существования единого для всех народов права, исходила" из того, что у германского, как и всякого другого народа, есть свое, свойственное ему право, не похожее на право какой-либо иной страны, и определяемое исторически присущим ему «народным духом». Право каждого народа и есть проявление этого «народного духа», выражающее общее «сознание», «общее убеждение» народа. Оно результат исторического процесса. Передаваясь как бы «с молоком матери», от поколения к поколению, право саморазвивается и мирно, без всякой борьбы и напряжения, медленно, но верно пролагает себе путь, силой собственного убеждения постепенно овладевает умами людей и проявляется в их поступках. Согласно этой теории право образуется так же незаметно и безболезненно, само собою, как, например, складывается язык или вырастает полевой цветок.

Мнение о том, что  решающая роль в возникновении и  развитии права принадлежит регулированию  сверху, объявлялось «юридическим суеверием». Формирование права сравнивалось с правилами игры, которые устанавливаются постепенно на основе сложившейся практики. Соответственно закон — не только не единственный, но и не основной среди источников права. На первое место в их ряду сторонники исторической школы права выдвигали обычаи, поскольку многие не знают предписаний закона, но каждому известен фактически сложившийся распорядок жизни. При этом всякий институт, например, рабство в античном мире, если он исторически сложился и стал привычным, оправдан, поскольку он существует.

С этих позиций историческая школа права отстаивала действовавшее в Германии право, закрепляемые им реакционные феодально-крепостнические институты, резко выступала против любых его изменений и новых веяний, в частности, против предложений о создании жизненно необходимого общегерманского гражданского кодекса. В этой связи, характеризуя историческую школу права, Маркс писал, что она «подлость сегодняшнего дня оправдывает подлостью вчерашнего, ... объявляет мятежным всякий крик крепостных против кнута, если только этот кнут — старый, унаследованный, исторический кнут...».

Вместе с тем как  положительную сторону рассматриваемой школы следует отметить то, что она привлекла внимание к необходимости изучения истории права, его источников, и сама накопила связанный с этим обширный материал, особенно по истории римского права, хотя, к сожалению, не во всем смогла должным образом им распорядиться.

Историческая школа  права оказала известное воздействие на последующее развитие правовой мысли, особенно на психологическую и социологическую теории.

Реалистическая школа права, возникшая во второй половине XIX столетия в Германии, и занявшая видное место в буржуазной правовой науке, в т.ч. в России, связана с именем ее создателя Рудольфа Иеринга.

Подвергнув критике  абстрактные идеалы естественно-правовой теории, «романтизм» исторической школы права с ее идеализацией прошлого и мирного, бесконфликтного развития права из так называемого «народного духа», а также получившую к тому времени довольно широкое распространение догматическую юриспруденцию, сводившую изучение права к формально-логическим операциям с юридическими понятиями, Иеринг призывал юристов «спуститься с неба на землю», сосредоточить усилия на исследовании права в связи с реальной жизнью, ее потребностями. Отсюда и название «реалистическая теория», которое он сам сформулировал.

Представление о праве  ученый связывал непосредственно с такими социально значимыми для права факторами, как цель, борьба, сознание, воля, интерес, мотив, поддержка принудительной силой государственной власти, обеспечение благоприятных условий существования отдельных индивидов и общества в целом, правовое чувство, закон, правопорядок и т.д. «Цель права, — писал Иеринг, — мир, средство для этого — борьба... жизнь права — борьба, борьба народов, государственной власти, сословий, индивидов».

Всякое право в мире, по его убеждению, — результат борьбы нарождающегося, нового, прогрессивного с устаревшим, отживающим. Каждое важное правовое положение должно сначала победить те, которые сопротивляются ему, и каждое право, право народа, как и право отдельного человека, предполагает постоянную готовность к его отстаиванию. «Поэтому правосудие, держащее в одной руке весы, которыми оно взвешивает право, в другой руке держит меч, которым утверждает право. Меч без весов есть голое насилие, весы без меча — бессилие права. Оба связаны друг с другом, и совершенный правовой порядок господствует только там, где сила, с которой правосудие держит меч, равняется искусству, с которым оно владеет весами.

Право есть непрерывная работа и притом не только государственной власти, но всего народа».

Разделяя право на объективное и субъективное и соответственно употребляя термин «право» в двояком смысле, Иеринг пожалуй, наиболее основательно после Гегеля разработал данную проблему. По Иерингу, право в объективном смысле как абстрактное право и право в субъективном смысле как обращение абстрактного правила в конкретное правомочие лица представляют собой две стороны одного и того же явления, объединяемого общим понятием права.

Сообразно этому Иеринг, с одной стороны, определял право как «осуществленное в принудительной форме государственной властью обеспечение жизненных условий общества», с другой — как «защищенный государством интерес».

Соотнося объективное  право с публичным (государственным) и уголовным, а субъективное право с частным, ученый подчеркивал их органическую взаимосвязь: «отношение объективного, или абстрактного права и субъективных конкретных прав подобно кровообращению: кровь от сердца течет и к сердцу возвращается».

Сущность права, утверждал  Иеринг, заключается в его практическом осуществлении. Правовая норма, которая  никогда не осуществлялась или переставшая  осуществляться, не имеет больше никакого права называться таковою. Данное положение приложимо без всяких ограничений ко всем частям права: к государственному праву так же, как и к уголовному и частному. Но тогда как правовое осуществление публичного и уголовного права приняло форму обязанности государственных учреждений и обеспечивается верностью государственных служащих своему долгу, правовое осуществление частного права приняло форму права частных лиц.

Что касается вопроса  об осуществлении частноправовых положений, то это вопрос о действенности тех мотивов, которые побуждают управомоченного отстаивать свое право, т.е. о силе его интереса и его правового чувства. Согласно этому защита права есть утверждение самой личности, ее собственное нравственное самосохранение.

Реалистическая теория права получила широкое распространение и оказала значительное влияние на последующее развитие мировой юридической мысли, в т.ч. в дореволюционной России, где идеи Иеринга получили оригинальную трактовку в трудах Н.М. Коркунова, Ю.С. Гамбарова, С.А. Муромцева.

Особенно заметно воздействие  реалистической школы права на буржуазные абстрактно-нормативную и социологическую, а также на марксистскую теории права. В частности, В.И. Ленин, который, по общему правилу, не ссылался на использованные источники, сформулировал некоторые свои выводы о праве, по нашему убеждению, под явным влиянием соответствующих заключений Иеринга. Таковы, например, известные положения Ленина о сути законности, о том, что «право ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права», и другие. Следует заметить также, что некоторые идеи Иеринга учитываются и современными российскими учеными, представляющими различные направления правопонимания.

 

 

Гл. 1. Краткая характеристика основных подходов к правопонимаю

 

Единого понимания права  в теории нет. Общее во всех теориях права то, что они рассматривают право, во-первых, как социальный институт, как элемент структуры общества, а, во-вторых, право рассматриваются как средство регулирования поведения, как институт, фиксирующий порядок в обществе, порядок в отношениях между людьми. 
Всё множество вариантов правопонимания можно свести к 3 основным типам (концепциям правопонимания):

Информация о работе Понятие права