Понятие правого статуса личности и институты основ конституционного статуса личности РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2012 в 11:29, контрольная работа

Описание

Конституционные права и свободы являются главным элементом конституционного правоотношения, в котором участвует государство и гражданин. Для гражданина смысл такого правоотношения состоит в получении защиты своих прав, а для государства - в обязанности предоставить эту защиту.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..

1.Понятие правого статуса личности и институты основ конституционного статуса личности РФ…………………………………………………………….

2.Принципы конституционного статуса личности…………………………..

Заключение……………………………………………………………………

Список используемой литературы…………………………………………

Решение задачи…………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа по кпрф вар 14.docx

— 41.69 Кб (Скачать документ)

- справедливое разбирательство  его дела независимым и беспристрастным  судом;

- равное для всех применение  норм материального права в  процессе разрешения спора;

-          процессуальное равенство сторон в судебном заседании;   

  5) равноправие в социальном государстве. Российская Федерация, провозглашая себя социальным государством, устанавливает для отдельных категорий лиц, чьи социальные возможности ограничены (дети, пенсионеры, инвалиды, участники войны и др.), дополнительные права и льготы. Предоставление указанных прав и льгот не может рассматриваться как нарушение принципа равноправия, поскольку является выражением идеи социальной справедливости.

2. Непосредственное  действие прав и свобод. Данный принцип получил впервые свое закрепление в ст. 18 Конституции РФ, которая гласит: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».  

 Принцип непосредственного  действия конституционных прав  и свобод   тесно связан с общим принципом высшей юридической силы и прямого   действия Конституции РФ (ст. 15), что означает возможность человека и гражданина осуществлять конституционные права и свободы, защищать их в  случае нарушения всеми законными способами, руководствуясь непосредственно   конституционными нормами.  

3. Неотчуждаемость основных прав и свобод как принцип правового статуса человека сформулирован в ч. 2 ст. 17 Конституции РФ, где говорится:  «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от  рождения». Тем самым Конституция РФ впервые признает естественную природу прав и свобод человека, подтверждая, что эти права не дарованы государством личности и не могут быть им отобраны. Обязанность государства заключается всего лишь в признании этих прав и в создании условий для их беспрепятственной реализации.  

4. Недопустимость произвольного ограничения прав и свобод. В общем вире принцип недопустимости произвольного ограничения прав и свобод содержится  в ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, запрещающей издание в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Это положение дополняется нормой Конституции РФ о том, что любые нормативно-правовые акты  затрагивающие права, свободы и обязанности  человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего обозрения (ч. 3 ст. 15). Кроме того, на недопустимость произвольного ограничения прав и свобод направлены нормы  Конституции РФ о невозможности пересмотра положений гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» Федеральным Собранием РФ (ст. 135).

Вместе с тем Конституция  РФ содержит положения о законных ограничениях  прав и свобод человека и гражданина в строго определенных случаях: в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничения прав и свобод могут устанавливаться только федеральным законом.

5. Осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ). Ни одно общество не может предоставить своим членам абсолютной свободы, поскольку это сделает невозможным их совместное общежитие. Поэтому система прав и свобод человека и гражданина объективно формируется таким образом, чтобы обеспечить законные интересы всех людей и предотвратить возможные нарушения их прав и свобод в результате злоупотреблений ими со стороны других лиц.

6. Гарантированность прав и свобод означает обязанность государства обеспечить человеку и гражданину (путем создания соответствующих экономических, политических, правовых условий) реальную возможность пользоваться предоставленными ему Конституцией правами и свободами. В общем виде данный принцип сформулирован в ст. 2 Конституции РФ, где говорится, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

7. Приоритет норм международного права в области прав и свобод человека и гражданина. Данный принцип правового статуса вытекает из общей конституционной нормы о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15). Более того, применительно к правам и свободам положения ч. 4 ст. 15 дополнительно конкретизируются нормами ч. 1 ст. 17, где говорится о признании и гарантированности прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

В области прав человека сложилась и действует система  международных соглашений, устанавливающих  общечеловеческие стандарты прав и  свобод, механизмы контроля за их соблюдением.

Важнейшими из них являются Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских  и политических правах от 16 декабря 1966 г,..  Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Правовой статус - комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи. Поэтому важно, чтобы человек  правильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место  в той или иной структуре, ибо, как справедливо отмечается в  литературе, в жизни нередко встречаются  примеры ложно понятого или присвоенного статуса. Если этот статус понимается неверно, то человек ориентируется  на чуждые образцы поведения.

Известно, что мало провозгласить  определенные права и свободы - главное  материализовать их, претворить в  жизнь. А это более сложная  задача. В условиях возникшего в  стране глубокого экономического, политического  и духовного кризиса сам этот институт подвергается серьезным испытаниям. С одной стороны, общество наконец  осознало необходимость и безусловную  ценность естественных и неотъемлемых прав человека, присущих ему от рождения, с другой, - оно пока не в состоянии  обеспечить их полное и гарантированное  осуществление.

Данное трудноразрешимое противоречие становится все более  острым и болезненным, выступает  одним из сильнейших социальных раздражителей, источником недовольства и протестов  людей. Это значит, что следует  различать теорию и практику прав человека. Права и свободы человека легко постулируются на бумаге, но очень трудно реализуются в жизни.

Сегодня словам, написанным на бумаге, мало кто верит, так как  высокие идеи и суровая действительность расходятся. Россия в настоящее время  находится далеко не на первом месте  по уровню жизни, и ряд социально-экономических  прав человека, входящих в международный  стандарт, государство физически не может обеспечить. В этом особенность сложившейся ситуации.

Именно поэтому принятая Россией Декларация прав и свобод человека и гражданина, несмотря на ее огромное моральное и общественное значение, воспринимается многими как  некий свод мало чем пока подкрепленных  общих принципов или своего рода торжественное заявление о намерениях и желаниях, а не как реальный документ. Это не юридический, а скорее политический акт, символ, знак перемен. В нем права в основном лишь декларированы, но не гарантированы. Плохо  работает закрепленный в Конституции  тезис о том, что права человека являются "непосредственно действующими" (ст. 18).

Поэтому неотложная задача заключается в том, чтобы в  ходе демократических преобразований наполнить перечисленные в Декларации и Конституции права необходимым  жизненным содержанием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации. – М.: Издательство «Омега - Л»,2010.-63с.

Научная и учебная литература

Козлова Е.И., Кутафин О.Е.. Конституционное право России. М.: Юристъ, 1998

Баглай М.В. Конституционное  право Российской Федерации/Москва. 2004

Баглай М. В., Габричидзе Б. Н Конституционное право Российской Федерации, -- М., 1996.

 

 

                                              Решение задачи.

Вариант 14                                Задача.

Гражданин Индии Радж Капур, находящийся в трехдневной туристической  поездке на Байкал, был привлечен  к ответственности за нарушение  порядка при осуществлении религиозных  обрядов. При этом он заявил, что  как иностранец не знает российских законов и потому не может нести  ответственности, а свобода совести  признана российской Конституцией.

Какие положения  и действия верны?

Решение задачи.

В соответствии со ст.4 ФЗ от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении  иностранных граждан в Российской Федерации" (с изменениями и  дополнениями) Гражданин Индии Радж Капур будет привлечен к ответственности  по российскому законодательству, т.к. иностранные граждане пользуются в  Российской Федерации правами и  несут обязанности наравне с  гражданами Российской Федерации.

Также в соответствии со ст. 53 УК РФ

Ограничение свободы заключается  в установлении судом осужденному  следующих ограничений: не уходить  из дома (квартиры, иного жилища) в  определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные  в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать  в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без  согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания  в виде ограничения свободы. При  этом суд возлагает на осужденного  обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания  в виде ограничения свободы, от одного до четырех раз в месяц для  регистрации. Установление судом осужденному  ограничений на изменение места  жительства или пребывания без согласия указанного специализированного государственного органа, а также на выезд за пределы  территории соответствующего муниципального образования является обязательным.

Положения данного документа  о наказании в виде ограничения  свободы введены в действие с 10 января 2010 года (Федеральный закон  от 27.12.2009 N 377-ФЗ).

(в ред. Федерального  закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ)

1 Конституция Российской Федерации. – М.: Издательство «Омега - Л»,2010.-63с

2 А.Ф Вишневский, Н.А.Горбаток, В.А.К.учинский. Общая теория государства и права. Минск: Тисей, 1998. С. 242-256.

3 Конституция Российской Федерации. – М.: Издательство «Омега - Л»,2010.-63с

4 Конституция Российской Федерации. – М.: Издательство «Омега - Л»,2010.-63с

 


Информация о работе Понятие правого статуса личности и институты основ конституционного статуса личности РФ