Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 21:42, реферат
Правовое регулирование — это осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное, нормативноорганизационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями. Такое определение этого понятия дает С. С. Алексеев .
1. Понятие правового
Понятие правового регулирования — исходный пункт и объединяющее начало характеристики права в действии, других явлений правовой действительности (правовой системы), рассматриваемых с регулятивнодейственной стороны.
Правовое регулирование — это осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное, нормативноорганизационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями. Такое определение этого понятия дает С. С. Алексеев .
Определяя правовое регулирование
через понятие правового
Правовое же регулирование — специфическое воздействие, осуществляемое правом как особым нормативным институционным регулятором. Своеобразие правового регулирования заключается в том, что оно:
• вопервых, по своей природе является такой разновидностью социального регулирования, которая строится так, чтобы иметь целенаправленный, организованный, результативный характер;
• вовторых, осуществляется при помощи целостной системы средств, реально выражающих саму материю писаного права как нормативного институционного образования — регулятора.
Иными словами, правовое регулирование
в отличие от общего духовного
идеологического воздействия
Вместе с тем выделенный
в литературе третий канал (принудительное
воздействие права) относится к
иной плоскости функционирования права
— к специфически правовому регулированию
и, более того, к той его стороне,
которая выражает деятельность государства
и состоит в
То же самое относится и к четвертому каналу — стимулированию, выделенному В.Н. Кудрявцевым в другой работе . Не говоря уже о том, что стимулирование присутствует также при информационном и ценностноориентационном воздействии, оно, как и принуждение, характеризует в основном иную плоскость — собственно юридическое воздействие, т. е. правовое регулирование. И именно в рамках анализа правового регулирования, если связывать стимулирование и принуждение с разнообразным юридическим инструментарием, рассмотрение этих средств воздействия на волю и сознание человека представляет собой значительную научную ценность. Информационное и ценностноориентационное воздействие, с одной стороны, и принуждение и стимулирование — с другой, нельзя исследовать в одном ряду: частично перекрещиваясь, они относятся к различным срезам правового воздействия.
Существенное значение для
понимания правового
Предметом правового регулирования
являются разнообразные общественные
отношения, которые объективно, по своей
природе могут поддаваться
От содержания и характера предмета во многом зависят особенности содержания правового регулирования, а следовательно, особенности структуры права. Те или иные виды общественных отношений (например, организационные, имущественные, властнокарательные) способны «принимать» правовое регулирование не вообще, а строго определенных видов или в известном диапазоне таких видов, что в принципе и предопределяет деление права на отрасли. На специфику правового регулирования влияют также элементы общественных отношений — положение его субъектов, особенности объектов и др.
Существенная особенность
регулируемых правом общественных отношений
заключается в том, что они
могут быть предметом правового
воздействия лишь постольку, поскольку
выступают в качестве волевых
отношений. Волевых не в том смысле,
что общественные отношения во всех
случаях принадлежат области
духовной жизни, а в том, что независимо
от своего места в структуре социальных
связей они выражаются в волевом
поведении людей. При этом обнаруживается
важная закономерность: воздействие
права на общественную жизнь тем
значительнее, чем сильнее правовые
формы оказывают стимулирующее
или «обязывающее» влияние
Таким образом, в качестве
непосредственного предмета правового
регулирования выступает
В соответствии с этим, С.
С. Алексеев выделяет такое понятие
как среда правового
Здесь, по Алексееву, может быть выявлен ряд плоскостей, срезов социальной действительности. Наиболее важное значение имеют три основные характеристики: 1) качество «энергетического поля» регулирования, 2) степень активности социального поведения на том или ином участке жизни общества, 3) уровень напряженности, интенсивности правового регулирования .
Под качеством «энергетического поля» регулирования следует понимать то общее состояние социальной среды, которое может быть охарактеризовано либо как «поле активности», либо как «поле сдерживания», либо как сочетание того и другого. Имеется в виду состояние социальной среды, которое в силу требований социальных закономерностей, существующих потребностей и интересов направляет, ориентирует поведение людей на активность, на совершение тех или иных поступков, на деятельность определенного вида либо на то, чтобы проявлять пассивность, не совершать определенные действия.
Степень активности социального поведения на том или ином участке жизни общества — это частота, повторяемость поведения, его массовидность. В свое время в юридической науке был высказан взгляд, в соответствии с которым характеристика юридической нормы наряду с юридическими признаками должна быть увязана с пониманием ее как типичного, массовидного процесса фактической жизнедеятельности . Мне уже приходилось писать в свое время, что этот взгляд не получил должной оценки в литературе. Быть может, дезориентирующую роль сыграли здесь господствовавшая в нашей науке тенденция рассматривать правовые вопросы главным образом сквозь призму позитивных обязанностей, опасения, связанные с возможностью утраты в научных исследованиях специфически правовых черт. Приведенное положение действительно не имеет общего значения: оно едва ли распространимо на позитивные обязывания. Но применительно к главному пласту правовой материи — к дозволениям и в особенности к запретам оно содержит немалый конструктивный теоретический потенциал, позволяет под новым углом зрения охарактеризовать эти важнейшие правовые явления. Так, изучение нормативных положений, закрепляющих запреты, и в еще большей степени обстоятельств, послуживших для их установления, свидетельствует о том, что введение юридических запретов оказывается необходимым в случаях, когда в социальной действительности существуют (реально или в виде возможности) факты нарушений пределов дозволенного, в связи с чем возникает опасность для общества и требуется обеспечить при помощи юридического запрета типичные, массовидные процессы жизнедеятельности.
Отсюда следует вывод, что юридический запрет — это не чисто правовое явление. По самой своей субстанции он имеет черты социальноправового феномена, несущего на себе отпечаток конфликтных, аномальных и в то же время массовидносоциальных ситуаций, отношений и, следовательно, степени активности социального поведения.
И наконец, С. С. Алексеев обращает на само правовое регулирование, на уровень его напряженности, интенсивности. Правовое регулирование, пишет он, имеет особенности, связанные не только с тем, к какой отрасли права оно относится, выражаются ли в нем централизованные или децентрализованные начала, каково состояние социальной среды, массовидного поведения и т. д., но и с тем, охватываются ли правом данные отношения, а если да, то какова его детализированность, императивность, жесткость, насыщенность . Все это и может быть названо напряженностью, интенсивностью регулирования. В соответствии с таким признаком в общественных отношениях могут быть выделены зоны интенсивного и неинтенсивного правового регулирования.
В зонах неинтенсивного правового регулирования Алексеев выделяет два качественно различных случая: а) случай существования таких участков общественной жизни, которые требуют правового регулирования, которые реально, фактически еще не урегулированы или недостаточно урегулированы в правовом порядке; б) случай, когда общественные отношения таковы, что они и не нуждаются в интенсивном правовом регулировании (что характерно для сугубо личных, семейных отношений, где, по меткому выражению одного из отечественных правоведов, закон нередко скромно молчит).
Чрезвычайно интенсивное
или недостаточно интенсивное правовое
регулирование может наступить
в силу субъективных причин, прежде
всего в силу излишней или, напротив,
недостаточной законодательной
деятельности компетентных органов, ошибочных
в этой области решений. Но в то
же время надо учитывать, что степень
интенсивности правового
Советским правоведом Н.Г. Александровым
выдвинута идея «механизма» воздействия
права на общественную жизнь. В своих
работах он определил основные звенья
правового воздействия на условия
общественной жизни и те правовые
категории, которые фиксируют внутренние
взаимосвязи и работу данного
механизма. Специфическими чертами, формами
воздействия права как системы
норм на общественные отношения он
считал установление: 1) запретов на совершение
определенных действий; 2) правоспособности
или правового статуса граждан
и юридических лиц; 3) компетенции
органов государственной
Наиболее значимой для
разработки этой проблемы стала монография
С.С. Алексеева «Механизм правового
регулирования в
Правовое регулирование включает следующие стадии:
1) издание нормы права
и ее общее воздействие (
2) возникновение субъективных
прав и субъективных
3) реализация субъективных
прав и субъективных
4) применение права. Для
реализации норм права в
В соответствии с перечисленными стадиями правового регулирования выделяются четыре основных элемента его механизма: а) норма права; б) правоотношение; в) акты реализации прав и обязанностей; г) акты применения права.
Норма права представляет собой исходную юридическую базу для правового регулирования, так как в ней заложена модель нужного поведения, сформулированная в ее диспозиции. От вида нормы права (запрещающая, управомочивающая, обязывающая, рекомендательная) зависит характер поведения субъектов права.
Правоотношение является главным средством, которое позволяет определить, кто и как будет выполнять требования нормы права. В нем общая модель поведения конкретизируется применительно к субъектам, фиксируются их субъективные права и субъективные юридические обязанности.
Акты реализации прав и
обязанностей — это фактическое
поведение субъектов. Здесь действие
механизма правового
Информация о работе Понятие правового регулирования, его предмет и механизм