Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:24, реферат
Каждая наука имеет свой предмет исследования. Исследование предмета государства и права предполагает характеристику государства и права, как в статистике, так и в динамике, анализ взаимосвязей данных институтов с другими социальными явлениями.
Введение 3
1.Понятие системы права и ее элементы 4
2.Отрасли и институты права 7
3.Систематизация нормативно-правовых актов 10
Заключение 13
Список литературы 14
Институт права - гораздо меньшая по сравнению с отраслью совокупность юридических норм. В каждой отрасли права можно выделить множество институтов. Так, в отрасль уголовно-процессуального права включается институты возбуждения уголовного дела, предъявления обвинения, применения мер пресечения. Если отрасль права регулирует род общественных отношений, то институт - лишь их вид. [11, c.14].
Институты права можно классифицировать по следующим основаниям:
- По характеру предписаний институты подразделяются на материальные (институт найма) и процессуальные (исковое производство).
- По функциональной роли—на регулятивные (институт мены) и охранительные (институт привлечения к административной ответственности).
Институты права могут складываться в под отрасль права представляющую собой систему однородных институтов определенной отрасли права. Так, авторское, жилищное, изобретательское право являются подотраслями гражданского права; доказательственное право — подотрасль уголовно-процессуального права и др.
3. Систематизация нормативно-правовых актов
Систематизация нормативно-
В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они группируются по определенным системным признакам, годятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты.
В настоящее время используются три основные формы систематизации нормативно-правовых актов: кодификация, инкорпорация, консолидация.
I. Кодификация — это деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, сводного, систематизированного нормативно-правового акта, которая осуществляется путам глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений.
В процессе кодификации в проект создаваемого акта включаются действующие нормы, не утратившие своего значения, и вновь созданные нормы, которые вносят качественные изменения в регулирование определенной области общественных отношений.
Кодификационные акты по своему содержанию и наименованию подразделяются на три основных вида.
1. Основы законодательства
— это нормативно-правовой акт,
2. Кодекс — наиболее
распространенный вид
3. Устав, положение
— это кодификационные акты
специального действия, которые
издаются не только
Значительное число
кодификационных актов в
II.Инкорпорация представляет собой объединение в сборники или собрания действующих нормативно-правовых актов в определенном порядке без изменения содержания.
В результате инкорпорации производится внешняя обработка действующего законодательства.
1. При внешней обработке
нормативно-правовые акты
2. Содержание нормативно-правовых актов, включаемых в инкорпоративные сборники или собрания законодательства, по существу не изменяется. В них не включаются лишь те нормы, которые отменены в законном порядке или признаны утратившими силу.
Инкорпорацию производит систематизирующий орган (например, министерство юстиции), не имеющий полномочий отменять, изменять или устанавливать правовые нормы. Он может лишь отразить в сборнике изменения и дополнения, которые уже сделал правотворческий орган.
Инкорпорация бывает официальной и неофициальной.
Официальная инкорпорация — это упорядочение правовых норм путем издания компетентными органами сборников действующих нормативно-правовых актов. Издаваемые этими органами сборники законодательства имеют официальный характер.
Неофициальная инкорпорация — это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами (учебными заведениями, ведомствами, учеными и практиками) без специальных на то полномочий правотворческих органов. Неофициальная инкорпорация обслуживает специфические потребности учреждений, организаций, отдельных категорий специалистов в нормативно-правовом материале. Это могут быть сборники трудового или жилищного законодательства, справочники по законодательству для военнослужащих, учителей, геологов, работников правоохранительных органов. Официальной формой опубликования они не являются, поэтому на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права.
III. Консолидация — это такая форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания.
Особенность консолидации состоит в том, что она содержит в себе некоторые черты кодификации и инкорпорации. Консолидационный акт является сводным нормативно-правовым актом — и это формально сближает его с кодификацией; а тот факт, что он по существу не вносит ничего нового в регулирование общественных отношений, роднит его с инкорпорацией. По форме систематизации нормативно-правовых актов консолидация в большей мере примыкает к систематической инкорпорации. Она используется там, где отсутствует необходимость или возможность кодификации. В этих случаях консолидация выступает как эффективное средство для объединения однородного нормативного материала, сокращения числа актов и улучшения формы правового регулирования.
Система права представляет собой совокупность норм права, правовых институтов и отраслей права, находящихся во взаимосвязи им обусловленных системой общественных отношений.
Системная организация права имеет важное значение, как для законодателя, так и для правоприменителя. Принимая нормативный акт, правотворческий орган обязан гармонично включить его в существующую систему права, не нарушая ее целостности. Правоприменителю это помогает правильно толковать и применять норму права. Системность права положительно влияет на процесс упорядочения законодательства.
Основными чертами системы права являются следующие:
- система права - объективное
свойство права, действующего
в данном обществе, она обусловлена
социально экономическим,
- система права соответствует структуре общества, т.е. той системе общественных отношений, которые закрепляются и регулируются правом, она не может создаваться по чисто субъективному усмотрению людей;
- первичным элементом системы права выступают нормы права, которые объединяются в более крупные образования—институты и отрасли права;
- дифференцирующими признаками системы права выступают предмет и метод правового регулирования;
- входящие в состав системы права отрасли, будучи взаимосвязанными, не дублируют, а наоборот, взаимно исключают друг друга. Объясняется это тем, что одна и та же норма не может регулировать два различных вида общественных отношений.
1. Конституция Российской Федерации 1993 года, глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17—64).
2. О.Е. Кутафин д.ю.н. гл. ред.,. Юридическая энциклопедия, изд. Москва «Росмэн»., 2003. – с. 381
3. О.Е. Кутафин д.ю.н. гл. ред.,. Юридическая энциклопедия, изд. Москва «Росмэн»., 2003. – с. 466
4. Категории диалектики и методологии современной науки: сб. ст. Воронеж, 1970. – с. 58
5. Алексеев. С.С. Структура советского права, изд. «Проспект». Москва., 1975. – с. 9
6. Мазутов Н.И., Малько В.В. Теория государства и права, изд. «Проспект». Москва., 2001. – с. 174
7. Голунский С. А., Строгович М. С. Теория государства и права, изд. «Парад». Москва., 1940. – с. 284
8. Киримова Е.А. Правовой институт: автореф. дис. к.ю.н. Саратов, 1998. – с. 21
9. Мазутов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права, изд. « ФортеПресс». Москва., 2001. – с. 172
10. Мазутов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права, изд. «ФортеПресс». Москва., 2001. – с. 174
11. Киримова Е.А. Правовой институт: автореф. дис. к.ю.н. Саратов, 1998. – с. 14
12. Комаров С. А. Общая теория государства и права, изд. «Дрофа». Учебник для вузов. 7-е изд. Москва.. 2001. – с. 293