Понятие, содержание и признаки функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:42, курсовая работа

Описание

Цель работы – раскрыть понятие целей, задач и функций государства. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. определить понятие государства,
2. рассмотреть цели и задачи государства,
3. дать определение функций государства,
4. охарактеризовать виды функций государства.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ПРИЗНАКИ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Понятие функция государств 3
1.2 Содержание функций 4
1.3 Признаки функций 5
1.4 Эволюция функций 6
1.5 Функции Российского государств 7
ГЛАВА II. ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ:
2.1 Обеспечение народовластии. 8
2.2 Экономическая функция 9
2.3 Социальная функция 10
2.4 Экологическая функция 11
2.5 Налогообложение 12
2.6 Защита прав и свобод граждан 13 ГЛАВА III. ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ:
3.1 Интеграции в мировую экономику 14
3.2 Поддержки иностранных инвестиций 15
3.3 Функция обороны 16
3.4 Функция поддержки мирового порядка 17
3.5 Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем 18
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Работа состоит из  1 файл

Функции государства 2.DOC

— 155.50 Кб (Скачать документ)

Функции не являются чем-то раз и навсегда, навечно данным, фундаментальным, застывшим и неизменным. В зависимости от конкретно - исторических условий элементы этих общих функций могут приобретать самостоятельное значение, становясь в силу особой значимости самостоятельными функциями. Это могут быть функции организации общественных работ (например, строительство ирригационных сооружений в азиатских странах), обеспечение прав и свобод граждан (современные развивающиеся страны, в которых осуществляется переход к правовому государству), охраны природы (в странах, где серьезно нарушено экологическое равновесие) и другие.

В дополнение ко всему сказанному отметим, что в настоящее время более важным становится выделение глобальных функций государства, характеризующих деятельность современного государства в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, в области создания и использования ядерной, информационной технологий, в области защиты прав и свобод человека и в других современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию.

 

1.5 Классификация функций

 

В познании государственно - правовых явлений и процессов  в теории государства и права  используется метод классификации, ибо без этого метода упорядочить  и сопоставить все многообразие государственно - правовых явлений  и процессов попросту невозможно.

Эффективно используется метод классификаций и при  изучении непосредственно функций  самого государства.

Классификационные критерии, то есть признаки (их сумма), позволяющие  отнести те или иные функции к  конкретному классу, группе, имеют  разный характер. Выделяют, например:

- объекты и сферы  государственной деятельности;

- территориальный масштаб;

- способ государственного  воздействия на общественные  отношения;

- взаимоотношения государств;

- содержание функций.

Действительно, в научных  и практических целях функции государства могут быть классифицированы по самым различным критериям.

По времени действия функции делятся на:

- постоянные (осуществляемые  государством на всех этапах  его существования);

 

- временные (появление  которых вызвано специфическими условиями общественного развития, а прекращение - их исчезновения).

По сферам политической направленности (внутренняя и внешняя  политика) функции государства делятся  на:

- внутренние3 (представляющие его деятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного общества);

- внешние4 (деятельность за ее пределами, в которой проявляется роль государства во взаимоотношениях с другими государствами).

Внутренние и внешние  функции любого государства тесно  связаны, поскольку внешняя политика, определяющая линию поведения с другими государствами, во многом зависит от внутренних условий существования данного государства.

По сферам общественной жизни функции государства могут  быть разделены на:

- экономические;

- политические;

- социальные;

- осуществляемые в духовной сфере.

Высказывается также  мнение, что функции государства  следует делить на основные и неосновные. Тут нужно заметить, что, конечно, такое деление весьма и весьма условно, так как критерий такого образного разграничения достаточно четко не определен. Можно сказать, что каждая функция государства, как правило, является объективно необходимой для данного государства. Все виды деятельности государства равно важны, но это не исключает, разумеется, возможности определения на разных этапах приоритетных направлений, на которых следует сосредоточить внимание в первую очередь. И вот эти направления становятся тогда для государства основными.

К числу критериев  также можно отнести принцип разделения властей и попробовать классифицировать функции государства на основе этого принципа. Здесь соответственно функции подразделяются на:

- законодательные (правотворческие);

- управленческие;

- правоохранительные (в  том числе судебные);

- информационные.

Особенность данной классификации  состоит в том, что она отражает процесс реализации государственной власти. Эту классификацию можно с полным основанием назвать чисто формальной, привязанной к совокупности ветвей государственной власти - законодательной (представительной), исполнительной, судебной, - но тем не менее весьма часто используемой в научных и практических целях. Здесь следует обратить особое внимание на информационную функцию, которая характеризует деятельность четвертой власти - средств массовой информации. Она - эта функция - имеет свое собственное содержание, способы и структуру, свое обеспечение. Специфика этой функции заключается в особых способах ее воздействия на общество - целенаправленная информированность населения, а подчас и манипулирование общественным сознанием (примером тому могут служить выборы: победа кандидата, "держащего" в своих руках средства массовой информации, практически предрешена), другие способы передачи информации создают необходимые условия для существования и функционирования других ветвей власти, всего государства.

Классификация функций государства, опирающаяся на разделение властей, далеко не у всех ученых - юристов вызывает признание. Дело состоит в том, что это, как считают многие ученые, собственно, даже и не функции государства, а функции осуществления государственной власти или ветвей власти: правотворчество, управление, судебная деятельность и так далее. Происходит, по их глубокому мнению, смешение функций государства и государственной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.6 Функции Российского государства

 

В соответствие с классификацией функции, основывающейся на принципе разделения властей, функции государства подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие и судебные. Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает механизм реализации государственной власти. Каждая из названных функций осуществляется, как правило, не одним, а совокупностью органов, принадлежащих к определенной ветви власти - законодательной (представительной), исполнительной и судебной.

Марксистско-ленинская  доктрина исходила из понимания социалистической государственной власти как единой, объединяющей законодательные и управленческие функции в одном органе, и отвергала принцип разделения властей из-за его якобы  буржуазной принадлежности. Такой подход был воспринят практикой советской государственности, так  какв условиях административно-командной системы он позволял камуфлировать принадлежность власти в стране: в Конституции декларировалось, что властью обладает народ, в действительности ею безраздельно владела партийно-государственная верхушка.

В Конституции РФ5 разделение властей закреплено в качестве одного из основополагающих принципов конституционного строя страны.6 Таким образом, указанная классификация функций государства получает конституционное обоснование. Таким образом, указанная классификация функций государства получает конституционное обоснование.

Анализ реальной действительности позволяет сделать вывод, что  современному Российскому государству  присущи следующие внутренние функции обеспечение народовластия, экономическая, социальная функция, налогообложение, экологическая функция, функция охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка.

К внешним функциям следует отнести функции интеграции в мировую экономику, внешнеэкономического партнерства и государственной поддержки иностранных инвестиций, обороны страны, поддежки мирового правопорядка, сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.)

Рассматривая все эти  вопросы, необходимо обязательно учитывать следующее обстоятельство:

Деление функций государства  на внутренние и внешние во многом является условным. Ведь деятельность государства внутри страны - в сферах экономики, политики, культуры и других - зависит, а не редко и в значительной степени, от внешних условий, от внешнеэкономических и культурных связей. Особенно ярко это проявляется в современных условиях, когда возникают такие образования, как Европейский Союз, Содружество Независимых Государств и так далее. Здесь, например, вообще различать внешние и внутренние функции государства просто невозможно.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ:

2.1 Обеспечение народовластия

 

Теория государства  и права до самого последнего времени  пытается обойтись без понятия функций государства в политической сфере. Безусловно, все функции государства носят политический характер, однако в политической области действует целая система политических институтов, учреждений государственных органов, через которые осуществляется функции народовластия. Это прежде всего представительные органы, выбираемые народом и уполномоченные от имени народа осуществлять государственную власть в стране, органы местного самоуправления, а так же осуществление народом своей власти непосредственно, через референдум7.

Обладая верховенством  в системе государственной организации, представительные органы сосредотачивают  в своих руках государственное  руководство обществом, выполняют  функцию публичной власти, защиты конституционного строя. Содержание данной функции составляют:

1) реализация волеизъявления  народа в форме законодательства (правотворчества).

2). обеспечение государственного  суверенитета8 , определение правового положения конкретных территорий и управление ими.

3). официальное представительство  общества, т.е. будучи носителем политической власти, государство представляет собой юридическую личность, субъект права. Вместе с тем осуществление функции обеспечения народовластия предполагает наличие правовых отношений между государством и обществом, зависимость государства от общества, ответственность перед ним.

4). защита конституционного  строя, которая реализуется как  специальными органами (Конституционным  судом), так и непосредственно  народом, путем осуществления  права на сопротивление любой  попытке насильственного изменения или устранения существующего конституционного строя.

 

2.2 Экономическая функция

 

Эта функция государства  сильно изменилась в ходе исторического  существования государства от полного  невмешательства в экономику (концепция  “государства - ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни (тоталитарные государства социалистического типа).

В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились  хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.

Государство влияет на экономику  через налоговую политику, кредитно-финансовую и валютно-денежную системы.

В условиях развитых рыночных отношений, свободы предпринимательской деятельности, многообразия и равенства всех форм собственности, добросовестной конкуренции экономика развивается на основе саморегулирования. Вмешательство государства имеет определенные пределы. Оно сводится, как правило,:

а) выработке экономической политики;

б)управлению предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность. Их круг должен быть ограничен важнейшими отраслями, имеющими общегосударственное значение, например ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, транспортом, связью и тд.

 

в) установлению правовых основ рынка и ценовой политики, в частности, стимулированию государственными средствами предпринимательства и свободного труда, обеспечения равноправия всех форм собственности, правовой защите собственника, принятию мер для пресечения монополизма и недобросовестной конкуренции, охране прав потребителя и пр.

г) регулированию внешнеэкономических отношений государства

В периоды экономических  кризисов, состояния депрессии, на переходных этапах вмешательство государства  в экономику увеличивается. Это характерно, например для современного этапа развития России. Как показывает опыт, экономические реформы, которые в настоящий момент реализуются в нашей стране, не могут быть результативными без адекватного воздействия государства на развитие экономических процессов. Отсюда - большой массив законодательных актов в этой области и экономические мероприятия, проводимые государством, например, приватизация жилого фонда, государственной и муниципальной собственности, земельная реформа и т.д.

 

2.3 Социальная функция

 

Социальная функция  многообразна по содержанию и масштабна  по объему деятельности. Главное ее назначение - обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижении.9

Многие государства характеризуют  себя социальными. Это означает, что  они считают своей важной задачей  заботу о всех тех гражданах, кто  в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях.

Так в Конституции Российской Федерации  в частности сказано: “Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях предусмотренных законом.” 10

В Российской Федерации финансируются  федеральные программы охраны и  укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию11

Информация о работе Понятие, содержание и признаки функции государства