Понятие устава муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 23:00, контрольная работа

Описание

Устав муниципального образования - это местный закон, по которому строится работа администрации, Собрания депутатов, общественных формирований, их взаимоотношения, права, обязанности и ответственность. Устав муниципального образования является одним из правовых средств, обеспечивающих реализацию самостоятельности местного самоуправления. В данном документе чётко прописана компетенция представительного и исполнительного органов, что помогает в работе местной администрации.

Содержание

Введение: 3
Понятие устава муниципального образования. Порядок разработки, обсуждения и принятия. 4
Содержание устава муниципального образования 6
Порядок принятия и утверждения устава муниципального образования 8
Тесты 10
Заключение 11
Список литературы: 13
Нормативные акты: 13
Литература: 13

Работа состоит из  1 файл

гос и мун управление.doc

— 55.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

  • ГОУ ВПО
  • ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 
     
     
     
     
     
     
     
     

    Контрольная работа 
     
     

    По  предмету: Государственное и муниципальное управление

    На  тему: вариант №16 «Система муниципальных правовых актов» 
     
     

                 Выполнила: студентка программы

                «Бакалавр финансового

                менеджмента»

                III курса, 306 группы

                № 07млб00486

                Садаева (Роговая) И. В. 
                 
                 
                 

    Москва 2010

    Оглавление

      Введение:

          Каждое  муниципальное образование обязано  иметь свой устав, разработанный, принятый и зарегистрированный в установленном  законом порядке. Подобного рода «акты - статуты» о местном муниципальном  самоуправлении имеются в большинстве  развитых зарубежных стран. Так, в ФРГ - это уставы коммун (общин), в США - муниципальные хартии и т.д.

          Среди других локальных нормативных актов  устав муниципального образования  занимает главное место. Это документ комплексного нормативного характера. Несмотря на то, что в нем воспроизводятся все важнейшие принципиальные положения федерального законодательства и законодательства соответствующего субъекта РФ, касающиеся местного самоуправления, устав в значительной степени призван детализировать и конкретизировать все, что касается организационно-правового статуса соответствующего муниципального образования. С этой точки зрения данный документ среди других локальных актов местного самоуправления носит базовый характер. Все другие акты, издаваемые органами и должностными лицами местного самоуправления, должны соответствовать и не противоречить не только федеральному и субъектному законодательству, но и уставу соответствующего муниципального образования. Таким образом, по своему содержанию и юридической природе устав муниципального образования - это своего рода «местная конституция». 
     
     

    Понятие устава муниципального образования. Порядок  разработки, обсуждения и принятия.

          Устав муниципального образования принимается  представительным органом муниципального образования, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек - населением непосредственно на сходе граждан1.

            В соответствии с федеральным законом № 154 устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно. Она включает подготовку проекта, согласование его с заинтересованными муниципальными и государственными органами, учреждениями и организациями, обсуждение с населением соответствующего муниципального образования и т. п. Закон не указывает конкретный орган (или органы), которые вправе разрабатывать проект устава, относя эт к компетенции  муниципального образования. Следовательно, разработать проект устава вправе депутаты или комиссия (комитет) представительного органа местного самоуправления, глава муниципального образования. Представляется, что подобную работу вправе выполнить инициативная группа граждан соответствующего муниципального образования, местные общественные объединения и движения. Однако, было бы более целесообразно, чтобы данную работу осуществила специальная рабочая комиссия, состоящая из профессионалов, специалистов в данной области, которую совместно должны образовать все заинтересованные стороны данного муниципального образования.

          В этой связи возникает вопрос о  роли государственных органов и должностных лиц в разработке устава муниципального образования. Нам кажется, что участие государственных органов в принципе возможно. Однако, при условии, если на это есть воля соответствующего муниципального образования. Без согласия последнего, а тем более вопреки ему, подобная деятельность государственных органов будет считаться противозаконной. Конечно, разрабатывая проект устава муниципального образования, его разработчики не могут игнорировать государственные структуры, действующие на данной территории. И здесь вполне уместна согласованность действий. Вместе с тем, навязывание со стороны соответствующих государственных органов муниципальным образованиям тех или иных проектов их уставов, или так называемых «типовых уставов», является вмешательством в их компетенцию.

          Следует также признать незаконным, когда  субъекты РФ в своем законодательстве обязывают муниципальные образования  предварительно согласовывать проекты  своих уставов с соответствующими государственными органами (например, управлением юстиции) давать экспертные заключения на эти проекты. Безусловно, что предварительное экспертное заключение на проекты уставов муниципальных образований желательно иметь, однако, делать это должны независимые экспертные организации и лица, а не государственные органы, тем более те, которые в последующем должны будут регистрировать эти уставы.

          Закон № 154 исключает возможность принятия устава муниципального образования  какими-либо другими органами или  должностными лицами местного самоуправления, в том числе это касается и главы муниципального образования. Представительный орган местного самоуправления может по собственной инициативе разработать и принять устав соответствующего муниципального образования. Вместе с тем, вправе внести проект устава на рассмотрение представительного органа местного самоуправления также глава муниципального образования, группы граждан - членов муниципального образования в порядке реализации народной правотворческой инициативы и другие субъекты.

      Содержание  устава муниципального образования

          В российском федеральном законе № 154 закреплено не только право (в тоже время обязанность) муниципальных  образований иметь свой устав, но и фиксируется достаточно полно  сама архитектоника данного устава, его внутреннее содержательное строение. В п. 1 ст. 8 закона перечисляются положения, которые при разработке устава муниципального образования должны быть указаны в нем. Это требование является обязательным для всех муниципальных образований. В случае его игнорирования устав данного муниципального образования не подлежит государственной регистрации, а, следовательно, не будет иметь юридической силы. Можно сказать, что перечисленные в п. 1 ст. 8 положения являются своего рода модельным (типовым) уставом муниципального образования в РФ.

          Уставом муниципального образования должны определяться:

    • наименование муниципального образования;
    • перечень вопросов местного значения;
    • формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;
    • структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
    • наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;
    • виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;
    • срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;
    • виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;
    • порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;
    • порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

          Более того, федеральный закон № 154 представляет право муниципальным образованиям включать в содержание своих уставов другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Однако это должно соответствовать законам РФ и законам субъектов РФ. 

    Порядок принятия и утверждения  устава муниципального образования

         Устав муниципального образования, муниципальный  правовой акт о внесении изменений  и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.  
    (Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. закон от
    06.10.2003 № 131-ФЗ.-В ред. от 08.11.2007.-Ст. 44, пп. 1, 4, 5)

         Устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в  порядке, установленном законом  субъекта РФ. Это требование федерального закона № 154 носит императивный характер. Без государственной регистрации принятый устав муниципального образования не имеет юридической силы. Что касается порядка государственной регистрации устава муниципального образования, государственных органов, призванных осуществлять эти действия, то все эти вопросы относятся к ведению субъектов РФ, а не Федерации. Так, например, в соответствующем законе Свердловской области в качестве государственного органа, осуществляющего государственную регистрацию уставов муниципальных образований на территории области, указано областное управление юстиции, а в аналогичном законе Челябинской области -законодательный орган власти данного субъекта.

         Что касается собственно процедуры проведения государственной регистрации уставов муниципальных образований, то она достаточно подробно описана в соответствующих законах субъектов РФ.(См., например, Областной закон от 19.01. 96. «О порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований» / Ведомости Свердловской областной Думы, 1996, № 13.)

         В государственной регистрации устава муниципального образования может  быть отказано только при условии, что  его положения противоречат Конституции  РФ, законам РФ и законам субъектов  РФ. Никакие другие обстоятельства не могут считаться законными для отказа в государственной регистрации. Отказ соответствующего регистрационного государственного органа должен носить мотивированный характер, с конкретными ссылками и указанием на нарушение Конституции и законов.

         При этом отказ в государственной регистрации следует считать незаконным, если регистрационный государственный орган субъекта РФ ссылается нате или иные положения устава, противоречащие законам соответствующего субъекта РФ, в то время как эти положения полностью соответствуют Конституции РФ и законам РФ.

         Отказ в государственной регистрации  может быть обжалован гражданами и органами местного самоуправления, а также главой муниципального образования  в судебном порядке. В случае удовлетворения требований истца соответствующий государственный орган обязан зарегистрировать устав муниципального образования.

         Устав муниципального образования вступает в силу, то есть приобретает значение действующего нормативного правового  акта, с момента его опубликования (обнародования) в соответствующих официальных печатных источниках на территории данного муниципального образования. Неопубликованный устав применению не подлежит. 

      Тесты

    1. Задачей правотворчества  органов местного  самоуправления является:

    1)  принятие законов о местном самоуправлении

    2)  изменение законов о местном  самоуправлении

    3)  выработка и утверждение правовых норм местного самоуправления 

    Правильный  ответ 3.

          В соответствии с федеральным  законом № 154 устав  муниципального образования  разрабатывается  муниципальным образованием самостоятельно. Она включает подготовку проекта, согласование его с заинтересованными муниципальными и государственными органами, учреждениями и организациями, обсуждение с населением соответствующего муниципального образования и т. п. 

    2. Наименование и виды правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления определяются:

    1)  федеральным законом

    2)  законом субъекта РФ

    3)  уставом субъекта РФ

    4)  уставом муниципального образования 

    Правильный  ответ 1.

          В российском федеральном  законе № 154 закреплено не только право (в тоже время обязанность) муниципальных образований иметь свой устав, но и фиксируется достаточно полно сама архитектоника данного устава, его внутреннее содержательное строение. В п. 1 ст. 8 закона перечисляются положения, которые при разработке устава муниципального образования должны быть указаны в нем.

    Информация о работе Понятие устава муниципального образования