Понятия «гражданское общество»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 16:30, контрольная работа

Описание

Гражданское общество - система независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей. Гражданское общество включает различные группы и сообщества: семью, церковь (там, где она отделена от государства), политические партии, профсоюзы, ассоциации по интересам (бизнес-центры, клубы и др.), школы (частные) и т.д. Гражданское общество не есть лишь нечто отличное от государства, но и тесно связано с ним.

Содержание

Введение 2
1. Трактовка понятия «гражданское общество» в античности. 3
2. Анализ современных концепций гражданского общества. 6
3. Структура гражданского общества. 12
Заключение 16
Список литературы. 18

Работа состоит из  1 файл

контр. по теории госуд. и права 2.docx

— 51.93 Кб (Скачать документ)

     План.

  1. Понятие гражданского общества
  2. Структура гражданского общества
  3. Гражданское общество в России

     Заключение

     Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Понятие гражданского общества

       Гражданское общество - система независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей. Гражданское общество включает различные группы и сообщества: семью, церковь (там, где она отделена от государства), политические партии, профсоюзы, ассоциации по интересам (бизнес-центры, клубы и др.), школы (частные) и т.д. Гражданское общество не есть лишь нечто отличное от государства, но и тесно связано с ним.

       Именно  поэтому гражданское общество и  образует естественный фундамент политической демократии, без которого последняя просто невозможна или неэффективна. Можно вспомнить известную мысль И.Канта о том, что о правовом порядке и правовом государстве можно говорить лишь там, где общество -независимо от государства - располагает средствами и санкциями для того, чтобы заставить соблюдать своих членов определенные нравственные и поведенческие нормы. А из моральных норм соответственно вырастают правовые.

       Правовое  государство можно определить как  правовую форму организации и деятельности политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права. Оно обладает такими основными признаками: гарантированность свободы личности, ее основных прав и интересов; взаимная ответственность государства и личности; господство права во всех сферах общественной жизни и верховенство закона, выражающего правовые принципы общества; подчинение закону самого государства, всех его органов должностных  лиц; разделение законодательной, исполнительной и судебной власти; эффективная форма контроля за осуществлением законов.

       Признание самоценности личности, ее прав и свобод предполагает и ее ответственность перед обществом и его членами. Поэтому правовое государство есть воплощение всеобщего интереса. “Свобода человека, — утверждал Б. Н. Чичерин, — есть свобода разумно-нравственного существа. Человек имеет права потому, что имеет обязанности”. Элементы и ценности гражданского общества, по сути, сложились  в Европе уже в 18 веке. В них входили такие представления о нормах индивидуального существования, как: требование личной безопасности; свобода от доминации с чьей-то стороны; принцип равенства всех перед законом; право на частную собственность; право на частную жизнь; признание индивидуальных различий, уважение к другому  человеку.

       Определяющим  моментом становления гражданского общества является социальная ответственность. Ее роль в системе координации многоаспектных форм взаимосвязи интересов личности, общества и государства заключается в том, что ответственность как социальный феномен определяет пределы допустимой деятельности отдельных индивидов, групп, организаций в обществе. Это особенно важно в российских условиях, где традиционно велико этатическое понимание роли государства и крайне сложно проходит процесс разграничения общественного, государственного и личного. Говоря об ответственности как об объективном явлении общественной жизни имеется в виду прежде всего функцию отражения в общественном и индивидуальном сознании совокупности “общественно- должных”, нормативных требований к личности и формам ее жизнедеятельности, обусловленных спецификой социального развития.

       Существуя в рамках субъектно-объектных отношений, ответственность связана с теми из них, которые порождают определенные требования к личности, социальным общностям. Эти требования приобретают обязательный характер через систему политических, юридических, экономических, моральных норм. Иначе говоря, ответственность как деятельностное отношение представляет собой конкретно- исторический тип взаимодействия между личностью и обществом. Именно поэтому социальная ответственность как общественное отношение интегрирует различные элементы процесса становления гражданского общества и правового государства, ибо предполагает осознанное отношение субъекта (личности, социальной группы) к потребностям социальной действительности, реализуясь в исторически значимой деятельности.

       Ответственность означает единство двух аспектов: негативного и позитивного. Негативный аспект характеризуется наличием системы социальных санкций, призванных регулировать отношения личности и общества. Позитивный аспект подразумевает сознательную реализацию индивидом себя как личности в процессе формирования гражданского общества. Поэтому становление гражданского общества не сводится только к явлениям политического порядка, таким, как демократия и парламентаризм. Основой этого процесса выступает приоритетность прав индивида как самостоятельного субъекта. Отстаивая свои права, политические позиции, индивид соотносит их со своими представлениями о законности, праве, морали, социокультурными  ориентациями.

       Социальная  ответственность личности, субъекта есть полифункциональное явление, где сливаются политические, правовые, нравственные и эстетические ценности, создающие базу для осознания человеком дихотомии своих прав и обязанностей и определяющие характер его деятельности. Говоря о гражданском обществе, следует исходить из понятия человека и гражданина, т.е. его прав и свобод, как из основной детерминанты политической системы общества, которое стремится быть демократическим. Намного важнее оказалось положение человека в современном обществе, в социалистическом и постсоциалистическом, чем другие элементы, через которые определяли социализм до сих пор, например, собственность на средства производства, господствовавший тип общественного распределения, монопольное положение компартии. Ныне должно быть реабилитировано и понятие гражданства, т.е. следует возвратить человеку политическую и экономическую субъективность, моральную, религиозную и творческую автономию. Трудно предположить, что человек может быть свободным до тех пор, пока экономическая монополия любого рода будет жестко ограничивать его активность.

       Автономия общества - важный элемент гражданского общества, а это означает автономию различных общественных сфер и ассоциаций – экономики (т.е. предприятий), профсоюзов, университетов, печати, науки, объединений граждан и отдельных профессий, религиозных объединений. Роль государства по отношению к этим общественным агентам должно сводиться к установлению самых общих рамок в виде закона, регулирующего правила игры, которых все должны придерживаться, чтобы не ставить под угрозу права и свободы других членов общества. Экономический, социальный, политический и культурный плюрализм, являющийся альфой и омегой гражданского общества, устанавливается на основе автономии общественных факторов, прав и свобод человека и гражданина. Автономия различных сфер общества подразумевает , что они могут самоорганизовываться в соответствующие ассоциации, демократическая внутренняя жизнь которых имеет важное значение для гражданского общества. Сегодня в российском обществе существуют многочисленные организации, ассоциации, общества, движения, что создает хорошие предпосылки для дальнейшего развития гражданского общества. Также следует отметить, что отношение личного, частного и общественного в гражданском обществе должно быть уравновешено.

       Важно отметить, что чем разнообразней  и полней участие граждан в  общественной жизни через гражданские союзы, тем сильнее и качественнее контроль общества за деятельностью государства, тем эффективнее влияние гражданского общества  на принятие важнейших государственных решений. Развитое гражданское общество может существовать лишь в условиях демократического государства, где действует принцип "разрешено все, что не запрещено законом". В условиях же авторитарно-тоталитарных режимов гражданское общество гибнет, ибо огосударствление проникает во все сферы жизни, лишая гражданина прав на частную инициативу. В этих условиях разнообразие общественно-политической жизни общества сводится к одному всеобщему интересу: общественная собственность, одна партия, единый профессиональный союз и т.д. В результате происходит процесс распада социальных групп, разрыва традиционных связей между людьми, разрушение культурных и профессиональных норм и ценностей. В таких условиях личность бесправна и полостью зависит от непредсказуемых, бесконтрольных действий государственных властей.

       Поэтому, чем выше степень защищенности индивидуальной и общественной сфер жизни от жесткой регламентации со стороны государства и его органов, тем эффективней развитие общества, ибо граждане могут через институты гражданского общества добиться разрешения своих проблем.

       Демократический принцип правления является залогом  становления и развития гражданского общества, но, в свою очередь, и развитое гражданское общество является залогом сохранения и стабилизации демократии.

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Структура гражданского общества.

     Гражданское общество имеет свою структуру, составляющие которой различные общественные образования и общественные институты, обеспечивающие условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов, коллективов, способные «давить» на государственную власть с тем, чтобы заставить ее служить обществу.

     Структура - это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность  и динамизм развития.

     Системообразующим началом, генерирующим интеллектуальную и волевую энергию общества, является человек с его естественными потребностями и интересами, внешне выраженными в юридических правах и обязанностях.

     Составляющими частями (элементами) структуры выступают  различные общности и объединения  людей и устойчивые взаимосвязи (отношения) между ними.

     Гражданское общество имеет сложную структуру, для которой характерно наличие  развитых горизонтальных и вертикальных связей.

     Основу  горизонтальных связей составляют отношения, возникающие в ходе обеспечения жизнедеятельности общества. Прежде всего, это экономические отношения, основанные на многообразии и гарантированности всех форм собственности. Наличие собственности - основополагающее условие свободы личности как в гражданском, так и в любом другом обществе. Вторую группу образуют социокультурные отношения, включающие семейно-родственные, этнические, религиозные и другие устойчивые связи.

     Гражданское общество может основываться только на многообразной, разветвленной социальной структуре, отражающей все богатство и разнообразие интересов представителей различных социальных групп и слоев.

     Существенную  роль в формировании новых социальных контуров гражданского общества играет культурный плюрализм, который вбирает в себя все элементы духовной жизни и обеспечивает равноправное участие в творческой деятельности всех индивидов. Верхний слой гражданского общества образуют отношения, связанные с индивидуальным выбором, с политическими и культурными различиями групп по интересам.

     Таким образом, достигается культурно-политическое многообразие и терпимость, предполагающие отрицание идеологических стереотипов и обеспечивающие свободное волеизъявление всех граждан.

     Существование гражданского общества невозможно без  наличия у членов общества гражданских  качеств и особой, гражданской  культуры. Человек только тогда становится гражданином, когда обладает высокими нравственными идеалами, мировоззрением, основанным на сочетании чувства собственного достоинства, независимости, индивидуальности с уважением прав и свобод других граждан при неукоснительном соблюдении законов.

     Гражданская культура охватывает все многообразие интересов различных социальных слоев и определяет фундаментальные  ценности гражданского общества.1 Вертикальные связи гражданского общества характеризуют его взаимодействия с государством. Тесные отношения с государством устанавливают партии, властвующие элиты, предпринимательские ассоциации и другие социальные организации, и социальные институты, образовавшиеся в недрах гражданского общества. Интересы и потребности различных социальных и политических субъектов гражданского общества нередко приводят к конфликтам, противостоянию между ними.

     Структуру современного российского гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности. Это социальная (в узком смысле слова), экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы.

     Социальная  система охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Это первичный, основополагающий пласт гражданского общества, оказывающий определяющее влияние на жизнедеятельность других его подсистем.

     Прежде  всего, здесь следует обозначить блок отношений, связанных с продолжением рода человеческого, воспроизводством человека, продлением его жизни, воспитанием детей. Это институты семьи и отношения, обусловленные ее существованием, обеспечивающие соединение биологического и социального начал в обществе.

     Второй  блок составляют отношения, отражающие сугубо социальную сущность человека. Это конкретные отношения человека с человеком как непосредственно, так и в различных коллективах (клубах, общественных объединениях и т. п.).

     Третий  блок образуют опосредованные отношения  между большими социальными общностями людей (группами, слоями, классами, нациями, расами).

Информация о работе Понятия «гражданское общество»