Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 13:03, контрольная работа
Проблема правового поощрения и правового наказания, установления их оптимального баланса является научно и практически значимой для Российского государства. В настоящих условиях без ее периодического осмысления и должной корректировки в зависимости от быстро меняющейся социальной ситуации вряд ли возможна эффективная работа и самого государственного аппарата, и нор-мальное функционирование всего общества.
Введение
1 Поощрения как санкции норм права
2 Правовые наказания и их признаки
3 Взаимодействие поощрений и наказаний в праве
4 Заключение
Список использованной литературы
2) если меры поощрения связаны с элементами взаимополезности с точки зрения общества и субъекта, то меры наказания — с элементами взаимовредности;
3) если поощрение — мера одобрения, то наказание — мера осуждения, вызывающие соответственно у лица положительные и отрицательные эмоции;
4) у них по-разному проявляется связь с благом, ценностями: если при применении поощрения субъекту предоставляется определенная ценность, то при наказании он лишается каких-либо ценностей;
5) если в наказании заложены силы, подтягивающие, так сказать, поведение личности до нормы, то в поощрении — силы, поднимающие такое поведение выше нормы;
6) при соотношении поощрений и наказаний ведущую роль отводят поощрениям, которые, создавая больше альтернатив поведения, представляют собой более гибкое воздействие, чем наказание.
Однако, проблема "поощрительных санкций" оценивается неоднозначно. Есть и сторонники, есть и противники использования данного термина. На мой взгляд, указанное понятие в целом достаточно адекватно отражает реальную действительность и имеет право на существование.
Во-первых, значение слова "санкция" моделирует не только негативные, но и позитивные последствия. Так, одним из его смыслов является "одобрение", "санкционирование", "разрешение". Санкция - мера воздействия, важнейшее средство социального контроля. Различают негативные санкции, направленные против отступлений от социальных норм, и позитивные санкции, стимулирующие одобряемые обществом, группой отклонения от норм.
Позитивное
санкционирование есть своего рода разрешение
на какие-либо действия со стороны лица,
облеченного специальной
Во-вторых, позитивные санкции (благоприятные последствия) присущи всем видам социальных норм. Это их общая черта.
В-третьих, логика общественного развития, практика подсказывают, что санкция - это не только некий отрицательный результат (наказание), но и положительный стимул, который может выражаться в поощрении. Санкции, как и последствия, призваны не только оценивать уже совершенное поведение, но и превентивным образом влиять на субъектов.
Наличие
поощрительных санкций
Поощрительные меры, совместно с мерами принуждения, обеспечивают устанавливаемую государством модель правомерного поведения. Особенность поощрительной санкции - в гарантировании тех социальных целей (благ), ради достижения которых такая модель поддерживается юридическими средствами, и особенно тех целей, достижение которых иными способами невозможно. И вряд ли есть существенные основания для того, чтобы не считать применением санкционируемой государством меры выдачу премии или других форм поощрений, прямо предусмотренных законом, за выполнение определенных показателей, за конкретные услуги. Это тоже средства государственного обеспечения соответствующих правовых норм и достигнутых с их помощью социальных целей. К тому же любая правовая норма осуществляет прогностические функции, связанные с предвидением субъектом права последствий своих действий. Адресат при этом учитывает разные последствия - и отрицательные, и положительные..
В-четвертых, структура юридических норм поощрительного характера внешне напоминает структуру большинства уголовно-правовых норм, содержащих наказания. В гипотезе и диспозиции, которые в поощрительной норме слиты (как и в уголовно-правовой норме), предлагается модель заслуженного поведения и призыв к его осуществлению.
В
санкции же поощрительной нормы
фиксируются благоприятные
В-пятых, поощрительные санкции во многих нормативных актах зачастую расположены рядом с мерами наказания (негативными санкциями).
В-шестых, признание все большим числом ученых поощрительных санкций могло бы, по нашему мнению, способствовать дальнейшему развитию научной мысли и юридической практики по пути расширения позитивных начал в праве, увеличения "стимулирующего веса" его средств, более разностороннему использованию управленческих методов воздействия на субъектов.
Принимая во внимание приведенные аргументы, вряд ли обоснованно игнорировать общенаучное понимание категории "санкция", ссылаясь при этом на сложившиеся терминологические традиции.
Заключение
Парные категории «правовые поощрения» и «правовые наказания» возникли под влиянием потребностей практики. Охватить двумя наиболее общими понятиями разнообразные юридические инструменты: с одной стороны, субъективные права, поощрения и т.д., а с другой - юридические обязанности, меры наказания довольно трудно.Правовые поощрения и правовые наказания не подменяют данные разноплановые юридические средства, а в определенной мере интегрируют, унифицируют их.
В правовой сфере нет другой подобной по своей широте категории, которая бы включала все необходимые сдерживающие и лимитирующие элементы информационно-психологического действия права. Тщательная регламентация отношений в юридической сфере немыслима без этих двух обобщающих информационных ориентиров возможностей и их пределов для субъектов права, поскольку они в концентрированном виде обозначают степень благоприятности либо неблагоприятности конкретных правовых факторов для интересов участников правоотношений.
Правовые поощрения и наказания не существуют друг без друга, но это не мешает каждой из этих категорий играть свою роль в социальном регулировании. Хотя одно не может обходиться без другого, никто не сможет оспорить утверждение, что в каждый период, в каждый момент истории законодатель может выбирать из этих двух инструментов тот, который ему кажется наиболее предпочтительным.
Таким образом, поощрения и наказания, являясь парными юридическими категориями, на практике не могут эффективно работать, не обеспеченные со стороны друг друга. Тщательная регламентация отношений в юридической сфере немыслима без этих двух обобщающих информационных ориентиров возможностей и их пределов для субъектов права, поскольку они обозначают степень благоприятности либо неблагоприятности конкретных правовых факторов для интересов участников правоотношений. Я считаю, что сегодняшний законодатель, современная власть в нашей стране должна уделять как можно больше внимания методам изучения институтов поощрений и наказаний, не зависимо от сферы их приложения.
Современное государство остро нуждается в научно обоснованной концепции установления оптимального соотношения и взаимодействия поощрений и наказаний в праве. Эффект от применения рассматриваемых юридических средств в любом случае немалый, но он может быть как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». Любое неосторожное обращение с этими инструментами почти всегда чревато печальными последствиями, о чем с наглядностью свидетельствует весь ход человеческой истории.
Список использованной литературы
1.
Зенин И.А. Основы права:
2. Румынина В.В. Основы права: Курс лекций. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 256 с.
3. Теория государства и права: Курс лекций./ Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. М.: Юрист 2001. – 776 с.
4.
Теория государства и права:
учебник для юридических вузов.
5. Проблемы государства и права (Юриспруденции) /Ф.М.Райанов, М: Право и государство. 2003. – 304 с.
6.
Проблемы общей теории права и государства
: учебник для вузов /Под общей ред. В.С.Нерсесянца.
М: Норма.2004. – 832 с.
2 Часть
1. Назвать виды правовых норм и указать основания по которым они классифицируются?
Все правовые нормы классифицируются по следующим основаниям:
а) В зависимости от вида регулируемых общественных отношений: конституционно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые, семейно-правовые и т.д.
б) По характеру содержащихся в текстах правовых норм правил поведения: обязывающие, запрещающие, управомочивающие.
в) По юридической силе: нормы законов, нормы подзаконных актов.
г) По действию во времени: нормы неопределенно длительного действия, временные нормы, чрезвычайные нормы.
д) По кругу субъектов права: общие нормы, специальные нормы, исключительные нормы.
е) По пределам действия норм в пространстве: нормы общего действия, нормы местного действия.
ж) По способу установления правил поведения: императивные нормы, диспозитивные нормы.
з)
По функциональному
назначению: материальные нормы, процессуальные
нормы.
2. Что относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ?
Согласно статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
г) разграничение государственной собственности;
д)
природопользование; охрана окружающей
среды и обеспечение
е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
и)
установление общих принципов
к)
административное, административно-
л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
н)
установление общих принципов организации
системы органов
о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
Положения
настоящей статьи в равной мере распространяются
на республики, края, области, города федерального
значения, автономную область, автономные
округа.
3. В течении какого срока лицо считается подвергнутым административному наказанию?