Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 11:58, реферат
Социально-правовая защита представляет собой совокупность политических, идеологических, экономических, социальных и юридических норм. Одним из важнейших направлений социально-правовой защиты является защита прав и интересов женщин.
По-моему, экономика и политика изменили систему общественных отношений в нашей стране и места в ней женщины. Жизнь обнажила расхождения между декларациями и реальностью.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………………………………………2
1. Международно-правовые основы защиты прав и интересов
женщин и их реализация в современной России…………………………………3
2. Государственная политика в отношении женщин и ее отражение в законодательстве Российской Федерации………………………………………………8
3. Признание, соблюдение, защита прав российских женщин как
основная обязанность государства………………………………………………………..9
4. Некоторые проблемы правового регулирования труда женщин в свете реформы трудового законодательства…………………………………………………13
5. Проблемы реализации прав женщин в России………………………………17
Заключение………………………………………………………………………………………………19
Список литературы……………………………………………………………………………………21
3.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ
ЖЕНЩИН И ЕЕ
ОТРАЖЕНИЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Изменения в различных сферах деятельности Российского общества оказывают значительное влияние на положение женщин, реализацию их прав и свобод. В условиях перехода к рынку, усиления экономического кризиса проблемы ликвидации дискриминации женщин, вовлечения их в процесс развития приобретают особую остроту и требуют выработки единой государственной политики. Одним из ее важнейших направлений является ее законодательное оформление.
Конституция РФ (1993 г.) содержит статью 19 п.3, где говорится о равноправии женщин, однако отсутствуют гарантии его реализации и санкции за нарушения этого принципа.
Еще до принятия действующей Конституции был издан Указ Президента РФ «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин» (от 4:03.1993 г. № 337), в котором отмечалось, что Россия не выполняет свои обязательства по Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
Данным Указом признавалась необходимость осуществления целостной государственной политики по улучшению положения женщин в качестве одного из приоритетных направлений социально-экономической политики государства.
В целях реализации этого Указа распоряжением Президента была создана Комиссия по вопросам женщин, семьи и детей при Президенте Российской Федерации (от 11.05.1993г.).
В Положении об этой Комиссии говорится, что она является коллегиальным консультативным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение и подготовку предложений по вопросам женщин, семьи и детей для Президента РФ.
В связи с подготовкой к IV Всемирной конференции по положению женщин «Действия в интересах равенства, развития и мира» правительственным распоряжением был создан Национальный Совет (от 19.06.93 г. № 1103), которому вменялось в обязанность организовать всю подготовительную работу на государственном и местном уровнях, включая подготовку правительственного доклада, а также работу по участию РФ в международных мероприятиях, проводимых в рамках подготовки и проведения указанной конференции.
В
1996 году (от 8.01.96 г. № 6) было принято Постановление
Правительства РФ«О концепции улучшения
положения женщин в РФ», где определена
общая стратегия и приоритетные направления
государственной политики в отношении
женщин. Концепция исходит из того, что
права женщин являются неотъемлемой частью
общих прав человека. Полное и равноправное
участие женщин в политике, экономике,
социальной и культурной жизни на всех
уровнях, включая международный, должно
стать главной целью государственной
политики в области улучшения положения
женщин в России.
4.
ПРИЗНАНИЕ, СОБЛЮДЕНИЕ,
ЗАЩИТА ПРАВ РОССИЙСКИХ
ЖЕНЩИН КАК ОСНОВНАЯ
ОБЯЗАННОСТЬ ГОСУДАРСТВА
Впервые поставленный еще в конце 19 — начале 20 века вопрос о правовом положении женщины в российском государстве сегодня, на пороге нового столетия возникает вновь с не меньшей актуальностью. В современном обществе, когда права человека и гражданина провозглашаются «высшей ценностью», а государство считает приоритетной обязанностью соблюдать и защищать эти права и свободы, зачастую на практике существует ситуация фактического неравенства правового положения мужчин и женщин, отсутствие равных возможностей для реализации этих прав и свобод. Статья 19 (ч.2.ч.3) Конституции Российской Федерации провозглашает равенство прав и свобод независимо от пола, но, очевидно, провозглашение равных прав мужчин и женщин должно основываться не только на запрещении дискриминации женщин, но и дополняться созданием оптимального, достаточно эффективного механизма реализации этих прав и свобод. Роль женщины как основы семьи, социальное значение материнства позволяют говорить о том, что общество и государство обязаны создавать женщине специальные гарантии для реализации их прав, данный вопрос нельзя сводить только к формальному равенству прав женщины и мужчины.
Конституционное формула «высшая ценность» (ст. 2 Конституции РФ) — понятие, прежде всего, правовое. Исполнение этой обязанности государством состоит, главным образом, в осуществлении трех важных моментов: признание, соблюдение, защита прав женщины в России.
К 90-м годам нашего столетия, думается, мы пришли не с лучшими результатами. Накопленный в течение десятилетий опыт создания системы правовой защиты женщины разрушался и терялся на глазах. Государство не реализовывало одну из главных своих целей: забота о женщине, обеспечение ее свободного и достойного развития, ее прав и свобод.
Только спустя три года после принятая Конституции, после провозглашения формального равенства в правах мужчин и женщин, в 1996 году начинает формироваться система нормативных актов о правах женщины в России, необходимая для осуществления на практике конституционного принципа равных прав и равных возможностей, для соблюдения прав женщины в единстве общих прав и свобод человека (указе Президента РФ «О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
На федеральном уровне признается, что существуют отличительные черты статуса женщин, вызывающие «особую озабоченность» органов государственной власти и управления РФ. Это такие особенности правового положения женщин, как крайне низкое представительство женщин в федеральных и органах власти субъектов Федерации, на руководящих производственных постах и в предпринимательстве; не обеспечение равных прав на рынке труда; неблагоприятная ситуация, влияние негативных последствий межнациональных и военных конфликтов и т.п. К сожалению, в Концепции Правительство РФ практически не обозначает причины сложившейся ситуации, а лишь ограничивается констатацией фактов. Важен сам подход, попытка обозначить проблемные моменты, и на основании их наметить первые шаги по реализации политики равноправного участия женщин в политической, экономической, социальной и культурной областях жизни на всех уровнях.
В качестве основных направлений деятельности государство предлагает как обобщение информации о правовом положении женщины (экспертиза законодательства РФ на предмет соответствия законодательства РФ о правах женщин международным стандартам о правах человека, организация сбора статистических данных об участии женщин в государственной и общественной жизни), так и проведение конкретных мероприятий по реализации плана (обеспечение необходимого минимального уровня потребления продуктов питания для беременных, кормящих матерей, по доступным ценам; развитие сети физкультурно-оздоровительных и спортивных женских, семейных клубов; развитие учреждений социального обслуживания и др.).
Хотелось бы отметить, что реализация целого комплекса задач в сфере правового положения женщин возможна только при активном участии регионов, которым, согласно данной программе, всего лишь рекомендовано составить подобные планы в течение нескольких лет. Кроме того, вызывают некоторое сомнение сроки исполнения многих мероприятий, определенные в федеральной программе достаточно неоднозначно.
Тем
не менее, государство приступило к
обязанности разрешить проблему в сфере
правового положения женщины в России,
признав и определив на государственном
уровне основные направления, задачи,
методы их разрешения на ближайшие три-четыре
года. Следующие шаги — соблюдение
и защита прав российских женщин — напрямую
связаны с изложенным выше механизмом
и, хочется верить, будут решительными
и эффективными, ибо только тогда можно
говорить и о новой российской государственности,
и о гуманистической сущности конституционного
строя в целом.
6.
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ТРУДА ЖЕНЩИН В СВЕТЕ
РЕФОРМЫ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В соответствии со ст. 19 Конституции России мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Что касается прав и свобод, с этим положением еще можно согласиться, если рассматривать проблему с формальной точки зрения, что же касается равной возможности их реализации, то эта конституционная сентенция не находит надлежащего подкрепления в текущем законодательстве и не согласуется с реалиями нашей общественной жизни.
Советское и затем российское трудовое законодательство всегда содержало особые нормы, регулирующие отдельные вопросы использования труда женщин. Часть этих норм относится ко всем женщинам по признаку их половой принадлежности, часть связана с исполнением женщинами особой социальной функции — рождения и воспитания детей. Первая группа норм посвящена особым правилам охраны труда женщин (запрещение работы в тяжелых и вредных условиях по специальным перечням работ, ограничение труда в ночное время, установление предельных норм подъема тяжестей и т.д.). Эти группы норм никогда не содержали собственно льгот, наоборот, являлись по существу ограничениями правового статуса женщины, связанными с общественными представлениями о необходимости охраны нравственного и физического здоровья женщин.
Другая группа норм действительно предоставляла и предоставляет женщинам ряд льгот в связи с материнством. Эти нормы в том виде, в каком они существуют в настоящее время, законодательно оформились к 1990 году (См. Постановление Верховного Совета СССР от 10.04.1990 г. «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, охране материнства и детства, укреплению семьи»). С тех пор объем этих льгот не уменьшался. Существенно снизились лишь фактические возможности реализовать их для трудящихся женщин. Это свидетельствует о том, что само по себе законодательное сохранение или расширение льгот женщинам ничего не изменяет в их реальном положении в сфере труда, а только усиливает их не конкурентоспособность на рынке труда, закрепляя за ними фактический статус «второсортной» рабочей силы. Поэтому характерно, что как раз женские организации выступают за отмену «женских» льгот при рассмотрении проектов нового трудового законодательства. Между тем из льгот, закрепленных за женщинами в связи с выполнением ими функций материнства, неотделимы от женщины-матери лишь немногие (необходимость перевода беременных женщин на легкую работу, предоставление отпуска по беременности и родам, перерывов кормящим матерям). В связи с этим хотелось бы обратить внимание на конвенцию МОТ № 156 от 1981 г. о трудящихся с семейными обязанностями. К таким лицам в соответствии о данной конвенцией относятся как мужчины, так и женщины, имеющие семейные обязанности в отношении находящихся на их иждивении детей, либо других ближайших родственников, которые нуждаются в уходе и помощи, когда такие обязанности ограничивают их возможности подготовки, доступа и участия в трудовой (экономической) деятельности. В настоящее время в соответствии со ст. 167 КЗОТ РФ лишь частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до полутора дет и неоплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до трех лет могут быть использованы отцом ребенка, бабушкой, дедом или другими родственниками, фактически осуществляющими уход за ребенком по выбору семьи. Остальные же гарантии и льготы, предоставляемые женщине в связи с материнством (ст. 172-1 КЗОТ РФ) распространяются на отцов, а также опекунов (попечителей) несовершеннолетних лишь в том случае, если они воспитывают ребенка без матери (в случае ее смерти, лишения родительских прав и т.д.). Представляется разумным, во всех случаях семье выбирать того члена, который будет использовать гарантии и льготы, связанные с воспитанием детей.
Помимо этого следует признать, что возможности для расширения льгот, предоставляемых в сфере трудового права в связи с материнством (отцовством), почти исчерпаны, в некоторых же случаях в ходе реформирования трудового законодательства, возможно, их дифференциация, исходя из реальных возможностей работодателя, например, в сфере малого бизнеса.
В
создании надлежащих условий для
материнства в обществе в первую
очередь и должно быть заинтересовано
общество (соответственно и государство).
Отсюда вытекает положение, что решать
проблемы, связанные с созданием условий
для рождения и воспитания детей, следует,
прежде всего, средствами права на социальное
обеспечение, а не трудового права. Однако,
все разрабатываемые проекты реформ социального
обеспечения этого не учитывают, напротив,
активно игнорируют мысль о том, что рождение
и воспитание детей является самостоятельной
сферой общественно-полезной деятельности.
Необходимо напомнить, что социальное
страхование — основная организационно-правовая
форма социального обеспечения в нашей
стране. И тут открываются принципиальные
возможности стимулирования работодателей
к использованию женского труда путем
соответствующей организации системы
социального страхования.
Политические права женщин, закрепленные в международном и национальном законодательстве, являются элементом общечеловеческих ценностей и идеалов, механизм реализации которых в значительной степени затруднён тем, что в век информатизации, политика остаётся ещё преимущественно сферой мужской деятельности.
Согласно Конвенции о политических правах женщин 1953 г. женщины имеют право без какой-либо дискриминации голосовать ни всех выборах наравне с мужчинами, им предоставлено право быть избранными во все учреждения, требующие публичных выборов, занимать должности на общественно-государственной службе. Многие страны ратифицировали эту Конвенцию, в том числе и СССР, однако женщины на планете занимают всего 14% управленческих должностей, 6% постов в кабинетах министров, 11% мест в парламентах*(13). Поэтому ст.1 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. понятие «дискриминация» в отношении женщин трактует как любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, использование или осуществление женщинами прав и свобод, в том числе и политических. Конституция Российской Федерации 1993 г. также закрепила не только равенство прав и свобод мужчин и женщин, но и равные возможности их реализации. Это указание не может истолковываться элементарно. Общепризнанно социальное значение материнства и роль женщины в продолжении рода, вследствие чего женщина нуждается в дополнительных гарантиях равенства в сфере реализации не только социально-экономических, но и политических прав. Провозглашенное в Конституции России равенство граждан перед законом и право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов вовсе не означает, что различные категории граждан имеют равный правовой статус. В законодательстве имеется большое количество норм и даже отдельных законов, посвященных особенностям правового статуса детей, молодежи, женщин. Эти особенности, связанные с возрастом, полом касаются различных, сфер общественных отношений, в том числе и политических.