Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2011 в 11:44, доклад
В Египте раньше, чем в других государствах сложилось классовое общество и впервые в мире возникло государство. Когда это произошло достоверно не известно, но уже к III тысячелетию до н.э. государство в Египте существовало.
1. В Египте
раньше, чем в других государствах
сложилось классовое общество
и впервые в мире возникло
государство. Когда это
Источником права
в Древнем Египте первоначально
был обычай. С развитием государства активной
становится законодательная деятельность
фараонов. Есть сведения о становлении
кодификаций, однако до нас они не дошли.
Сохранившиеся сведения о египетском
праве весьма кратки.
В Египте существовало
несколько видов земельных владений: государственные,
храмовые, частные и общинные. Можно было
совершать различные сделки с землей:
дарить, продавать, передавать по наследству.
В частной собственности
было и движимое имущество: рабы, рабочий
скот, инвентарь и пр.
Существовали
несколько видов договоров - договор
займа, договор найма, купли-продажи,
аренды земли, поклажи, товарищества.
Предусматривался
особый порядок передачи земли из
рук в руки, включающий несколько
заключений договора, оплату, вступление
во владение, а также и действия религиозного
характера.
Для семейных отношений
Древнего Египта было характерно довольно
высокое положение женщин в семье.
Брак заключался на основе договора, от
имени жены и мужа. Приданое жены
оставалось ее собственностью, допускалась
и передача жене всего имущества семьи.
Развод был свободен для обеих сторон.
Наследниками по закону были дети обоего
пола. Завещание могли составить и муж
и жена.
Уголовное право
Древнего Египта знало следующие
виды преступлений: 1) государственные
- измена, заговор, мятеж, разглашение государственной
тайны; 2) религиозные - убийство священных
животных, чародейство: 3) против личности
- убийство, отступление от правил врачевания
в случае смерти больного; 4) против собственности
- кража, обмеривание, обвешивание; 5) преступления
против чести и достоинства - прелюбодеяние,
изнасилование.
Основной целью
наказания было устрашение. Применялись
различные телесные и членовредительские
наказания, широко применялась смертная
казнь. Кроме того, существовали заключение
в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы.
Процесс начинался
по жалобе потерпевшего и носил состязательный
характер. В качестве доказательств
служили свидетельские
3. Царь Хаммурапи
своим законодательством попытался оформить
и закрепить общественный строй государства,
господствующей силой в котором должны
были явиться мелкие и средние рабовладельцы.
Какое большое значение придавал Хаммурапи
своей законодательной деятельности,
видно уже из того, что он приступил к ней
в самом начале своего правления; 2-й год
его царствования назван годом, когда
“он установил право стране”. Правда,
этот ранний сборник законов не дошёл
до нас; известные науке законы Хаммурапи
относятся уже к концу его царствования.
Эти законы были
увековечены на большом чёрном базальтовом
столбе. Наверху лицевой стороны
столба изображён царь, стоящий перед
богом Солнца Шамашем — покровителем
суда. Под рельефом начертан текст
законов, заполняющий обе стороны столба.
Текст распадается на три части. Первой
частью является обширное введение, в
котором Хаммурапи объявляет, что боги
передали ему царство для того, “чтобы
сильный не притеснял слабого”.Законы
Хаммурапи охватывают многочисленные
правовые вопросы современного ему вавилонского
общества.
Первые 5 статей
(нумерация статей установлена современными
учёными) посвящены вопросам судопроизводства.
Статьи 6—13 определяют
наказание за кражу и указывают
способы установления кражи.
Статьи 14—20 направлены
против кражи детей и рабов и против укрывательства
беглых рабов. Здесь же устанавливается
размер награды за поимку беглого раба.
В статьях 21—25 рассматриваются
разнообразные случаи грабежа.
Статьи 26—41 регулируют
обязанности и права воинов, причём
особенно детально разбираются вопросы
их землевладения.
Статьи 42—47 определяют
права и обязанности лиц, арендующих
землю.
Следующие пять
статей (48—52) устанавливают пределы
права ростовщика на урожай заложенного
ему поля.
Статьи 53—56 налагают
кару за небрежное использование ирригационной
сети.
Статьи 57—58 защищают
владельцев полей от ущерба, наносимого
стадами.
Статьи 59—66 решают
различные вопросы, связанные с
владением садами, в том числе
и вопрос о праве ростовщика на
урожай сада его должника.
Следующие статьи,
содержавшиеся в разрушенных
столбцах надписи, были посвящены отчасти
вопросам владения домами и строительными
участками, отчасти различным видам
ростовщичества.
К ним примыкают
статьи 100—107, говорящие о купцах
— тамкарах и их помощниках.
Корчмы, являвшиеся
вместе с тем и вертепами, рассматриваются
в статьях 108—111.
Праву хранения
и долговому праву, связанному с
обеспечением займа личностью членов
семьи должника, посвящены статьи
112—126.
Очень большое
место (статьи 127—195) занимает семейное
право.
Отдел, содержащий
статьи 196—225, устанавливает размер
кары за телесные повреждения.
Статьи 226 и 227 оберегают
рабовладельца от умышленного уничтожения
клейма на принадлежавшем ему рабе.
Вопросы, связанные
с работой архитекторов и судостроителей,
рассматривают статьи 228—235.
Разнообразные
виды найма обстоятельно разобраны
в статьях 236—277.
Заключительные статьи содержат постановления о рабах.
5. Источники права.
Специфические черты права, отразившие
особенности культурного, социально-экономического
и государственного развития Древней
Индии, проявились прежде всего в источниках
права, среди которых особое место занимают
дхармашастры — сборники религиозно-нравственных,
правовых предписаний, правил (дхарм) и
артхашастры — трактаты о политике и праве.
Понятие дхармы многогранно. Это и религиозная
добродетель, и мораль, и норма поведения,
и свод правил, обязательных для каждого
правоверного индуса, регламентирующих
различные стороны его жизнедеятельности.
Наряду с термином
дхарма в древнеиндийском праве
существовало понятие "ньяя",
сходное с европейским — закон,
более узкое понятие, чем дхарма,
обозначающее общепринятую норму поведения,
нарушение которой влекло за собой
наказание, применяемое государством.
Дхармашастры, составленные
брахманами сначала для своих
учеников, со временем были признаны не
только авторитетными источниками
права, но на определенном этапе даже
вытеснили артхашастры, взяв из них
то, что относилось к собственно
праву. Включение в дхармашастры правовых
тем и предписаний явилось вначале прямым
следствием определения дхармы царя (раджа-дхармы)
как охранителя мира и порядка.
К важной потере для исторической науки относится то, что не установлено ни полного количества дхармашастр, писавшихся и распространявшихся в Древней Индии в течение столетий, ни точного времени их появления. сли в дхармасутрах в основном рассматривались деликты-преступления против личности: убийство, прелюбодеяние, оскорбление, воровство, которые объединялись общим понятием — хим-са (нанесение ущерба, обиды личности), то в более поздних дхар-машастрах все большее внимание стало уделяться договорным и имущественным отношениям, ответственности за их нарушение (о неуплате долга, закладе, границах земельных участков, разделе наследства и пр.). Правовые нормы в этих дхармашастрах были более упорядочены, классифицированы. Начиная с ЗМ они стали строиться на основе 18 поводов судебного разбирательства
6. очниках права
Древней Индии особое место принадлежит
дхармашастрам - сборникам религиозно-правовых
предписаний. Нормы поведения одновременно
наполнены религиозным, моральным и правовым
содержанием. Появление дхармашастр связано
с социально-классовым расслоением. Первое
упоминание о законах Ману относится к
9-му веку до н.э. Современным исследователям
законы Ману известны лишь
в списках 3-го века до н.э.
Объем
- 12 глав, 2685 стихов (стих на санскрите
- шлока). Полное название - Manavadharmasastra
(sastra - откровение; dharma - разум, идея,
закон, право, нравственность, религия
пр.). Поэтому часто данный памятник именуется
“Откровения царевича Ману”. Из такого
названия очевидно прослеживается
глубинная связь права и религии,
особенно характерная для древнеиндийского
общества. Законы Ману - это памятник
сакрального права.
Законам
Ману принадлежит особое место
среди дхармашастр. Законы
На первый
план в законах Ману выступает
сословно-варновое деление
В законах
Ману прослеживается
Многие нормы
направлены на охрану
В семейных отношениях(гл.9) - подчиненное положение женщин, многоженство, несмешение варн.