Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 19:26, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение общих аспектов соотношения права и морали, а также особенности их взаимодействия.
При написании работы были рассмотрены следующие вопросы:
- право мораль как часть социальных норм;
- общие и отличительные черты права и морали;
- взаимосвязь права и морали.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1.Мораль и право как часть социальных норм…………5
Глава 2.Общие и отличительные черты права и морали………9
Глава 3.Взаимосвязь права и морали……………………………..14
Заключение……………………………………………………………...19
Список литературы……………………………………………………21
Московская государственная юридическая академия им. О. Е. Кутафина Институт (филиал) в г. Кирове
Кафедра теории государства и права
Курсовая работа
Тема: «Право и моральные ценности»
Выполнила:
Студентка 1-го курса (13гр.) Сидорова Е. Л.
Института правоведения
Иванова Т. А.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Мораль и право как часть социальных норм…………5
Глава 2.Общие и отличительные черты права и морали………9
Глава 3.Взаимосвязь права и морали……………………………..14
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Особое место в формировании духовного мира личности, ее сознания и культуры, активной жизненной позиции принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на и развитие и совершенствование.
Право и мораль – важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в теснейшем взаимодействии. Такое взаимодействие объективно обусловлено, так как генезис и реальное бытие права и морали определяются едиными сферами общественных отношений, в которых развертываются сложные и подчас противоречивые связи данных социальных регуляторов.
Еще древние
философы (Платон, Демокрит, Цицерон,
Аристотель) указывали на значимость
этих двух главных
Юристы
по роду своей деятельности
изучают, толкуют, применяют
Целью
данной работы является
При написании работы были рассмотрены следующие вопросы:
- право мораль как часть социальных норм;
- общие и отличительные черты права и морали;
- взаимосвязь права и морали.
Над
вопросом взаимодействия права
и морали работали много
ГЛАВА 1. ПРАВО И МОРАЛЬ КАК ЧАСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
Каждое исторически сложившееся общество требует строго определенной меры социального регулирования отношений между его членами. Регулирование общественных отношений осуществляется путем реализации определенных социальных норм:
- норм права;
- норм морали;
- норм, установленных общественными организациями;
- норм обычаев;
- норм традиции;
- норм ритуалов и т.д.
В общем плане социальные
нормы — это правила поведения
общественного характера, регулирующие
взаимоотношения людей и
Как вид социальных норм, моральные установления характеризуются общими родовыми признаками и являются правилами поведения, определяющими отношение человека к человеку. Если действия человека не касаются других людей, его поведение с социальной точки зрения безразлично. Поэтому не все ученые считают нормы нравственности явлением исключительно социальным.
Нормы морали – правила поведения людей, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинства и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением.
Мораль – важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания. Она представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных взглядов, принципов, оценок, убеждений, и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, семье, коллективу, классу, окружающей действительности. Справедливо замечено, что общечеловеческое содержание морали в обобщенном виде выражено в «золотом правиле»: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Мораль (нравственность) воплощает в своих нормах абсолютные ценности, в силу чего моральные нормы и оценки являются высшим критерием поведения. Мораль по этой причине правомочна оценивать право с точки зрения его соответствия требования справедливости и моральным ожиданиям. Формирование морали имеет естественно- историческое происхождение, неотъемлемое от самой жизнедеятельности людей, в процессе которой апробированные опытом человеческого общежития ценности и идеалы закрепляются в общественном и индивидуальном сознании в виде определенных взглядов, нравственных представлений и суждений.
Со времен Канта существует убеждение, что сфера нравственности охватывает сугубо внутренний мир человека, поэтому оценить поступок как нравственный или безнравственный можно лишь по отношению к лицу, которое его совершило. Человек как бы извлекает из себя нормы своего поведения, в себе, в глубине своей «души», дает оценку своим действиям. С данной точки зрения человек, взятый отдельно, вне его отношений к другим людям, может руководствоваться нравственными правилами. Здесь проявляется кантовский «категорический императив», в соответствии с которым в каждой личности заключено некое высшее и безусловное нравственное правило, коему она должна добровольно и неукоснительно следовать. Все это можно назвать понятием совести, т.е способности человека к самооценке и самоконтролю, к суду над самим собой. «Закон, живущий в нас ,- писал Кант,- называется совестью; закон есть, собственно, соотношение наших поступков с этим законом».
С другой точки зрения, нравственные законы заложены в самой природе человека. Внешне они проявляются в зависимости от той или иной жизненной ситуации, в которой оказывается индивид. Другие же категорически утверждают, что нормы нравственности – это требования, обращенные к человеку извне.
Существует позиция в оценке нравственного регулирования, согласно которой нормы морали имеют двоякую природу: одни имеют в виду самого индивида, другие – отношение индивида к обществу. Отсюда деление этики на индивидуальную и социальную.
Видимо, нет оснований проводить водораздел между индивидуальным и социальным характером нравственных требований, поскольку в них органически переплетаются элементы того и другого. Ясно одно, что любая социальная норма имеет общий характер, и в этом смысле она адресуется не к конкретному индивиду, а ко всем или к большой группе индивидов. Моральные нормы регулируют не «внутренний» мир человека, а отношения между людьми. Однако не следует упускать из виду индивидуальные аспекты нравственных требований.
В конечном счете их реализация зависит от нравственной зрелости человека, прочности его моральных воззрений, социальной ориентированности его индивидуальных интересов. И здесь первостепенную роль играют такие индивидуализированные моральные категории, как совесть, долг, которые направляют поведение человека в русло социальной нравственности. Внутреннее убеждение индивида в нравственности или безнравственности своего поступка в значительной мере определяет и его социальную значимость.
Элементами морального регулирования являются:
- идеал, выражающий
- система норм, соблюдение
которых является необходимым
условием функционирования
- особые формы социального контроля, обеспечивающие реализацию моральных норм, в том числе общественное мнение.
Что же касается понятия право, оно хотя и принадлежит к области духовной жизни людей, представляет собой по основным своим характеристикам внешне объективированный иституционный социальный регулятор, который способен опосредовать самые разнообразные отношения, лишь бы они поддавались внешнему контролю и обеспечивались государственно-принудительными мерами, а также при помощи особых только ему присущих средств гарантирует организованность, упорядоченность общественных отношений в условиях цивилизации. Право в практической жизни людей – явление, относящееся к обыденным делам, к конфликтам, к согласованию сталкивающихся интересов. Выражается и реализуется оно в законах, правительственных постановлениях, судебных решениях, адвокатских документах и затрагивая текущие дела и заботы, связано главным образом с деятельностью законодателей, судей, нотариусов, следователей, других юристов.
Право строится и функционирует на основе определенных принципов, которые выражают его сущность и социальное назначение. В них отражаются главные свойства и особенности права, придающие ему качество государственного регулятора меры свободы и справедливости в общественных отношениях.
Право строится на следующих принципах:
- принцип демократизма в формировании и реализации права;
- принцип законности;
- принцип национального равноправия;
- принцип гуманизма;
- принцип равенства граждан перед законом;
- принцип взаимной
ГЛАВА 2.ОБЩИЕ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВА И МОРАЛИ
Право и мораль имеют общие черты, свойства. Главные их общие черты проявляются в том, что они входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения людей. И право, и мораль влияют на социальные, экономические, политические условия жизни общества, служат общей цели – согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию общественного порядка.
Единство правовых норм и норм морали, как и единство всех социальных норм цивилизованного общества, основывается на общности социально- экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.
К общим чертам
права и морали следует
- и те, и другие являются
надстроечными явлениями над
экономическим базисом и
- имеют общую экономическую,
социально-политическую и
- им свойственна общая цель: утверждение общечеловеческих ценностей в обществе;
- они состоят из общих
правил и ведения, выражающие
определенную волю, то есть направлены
на установление и поддержание
на необходимом уровне
-у них общий предмет регулирования – общественные отношения;
- имеют нормативный характер, и в тех, и в других присутствуют санкции, обеспечивающие негативные последствия для нарушителей нормы;
- представляют собой средства
активного воздействия на
-выступают в качестве
фундаментальных
Таким образом, и право, и мораль обладают способностью проникать в самые различные области общественной жизни. Ни право, ни мораль не ограничиваются предметно обособленной сферой социальных отношений. Они связаны с поведением людей в широких областях их социального взаимодействия, то есть нельзя разграничивать право и мораль по предметным сферам их действия, они действуют в едином «поле» социальных связей. Отсюда общность, тесное взаимодействие норм права и морали.
Но наряду с общими чертами существуют и отличительные особенности морали и права. Право состоит из установленных в определенном порядке компетентными государственными органами зафиксированных юридических актов. Оно выражает волю государства, правосознание народа, социальных групп, стоящих у кормила государственной власти.Мораль же появилась еще до разделения общества на классы на классы и становления государства. Нормы морали складываются в общественном мнении.Принципы и нормы морали могут быть систематизированы, собраны в «моральном кодексе», но в целом нравственные воззрения, представления, требования выражаются в общественном мнении, передаются им.Моральные воззрения, идеи передаются художественной литературой; искусством, средствами массовой информации. Мораль охватывает область отношений более широкую, нежели сфера отношений, регулируемая правом. Многие взаимоотношения людей в быту, коллективе, семье являются объектами морали, но не подлежат правовому регулированию. Содержание норм права характеризуются большей конкретностью, в правовых нормах в ряде случаев предусматриваются весьма подробные детали, связи. В правовых нормах выражен государственный подход к оценке конкретных общественных отношений. Моральные требования отличаются более широким содержанием, дают больший простор для толкования и применения. Например, мораль осуждает все виды обмана и лжи. В праве же осуждение конкретизируются применительно к отдельным видам неправомерного обмана. Отличие норм права от морали проявляется также в характере гарантий выполнения этих норм. Требования морали и права выполняются большинством людей добровольно в силу понимания их справедливости. Нормы морали исполняются в силу личной убежденности, привычек человека. Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, а внешним - общественное мнение. «Для меня моя совесть значит больше, чем речи всех»,- утверждал Цицерон. Право, закон имеют в качестве специфической гарантии исполнения авторитет и силу власти государства, обеспечиваются при необходимости мерами государственного принуждения. Следовательно, нормы права и морали в определенных случаях опираются и на меры принуждения. Но характер мер принуждения и способ их осуществления в праве и морали различны. В сфере морали принуждение выступает в форме общественного мнения, воздействия социальной общности, коллектива. Общество в случае совершения человеком аморального поступка определяет меру морального осуждения, воздействия.