Право и моральные ценности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 19:26, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение общих аспектов соотношения права и морали, а также особенности их взаимодействия.
При написании работы были рассмотрены следующие вопросы:
- право мораль как часть социальных норм;
- общие и отличительные черты права и морали;
- взаимосвязь права и морали.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1.Мораль и право как часть социальных норм…………5
Глава 2.Общие и отличительные черты права и морали………9
Глава 3.Взаимосвязь права и морали……………………………..14
Заключение……………………………………………………………...19
Список литературы……………………………………………………21

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 39.18 Кб (Скачать документ)

Московская государственная  юридическая академия им. О. Е. Кутафина             Институт  (филиал)  в г. Кирове

Кафедра теории государства  и права 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Тема: «Право и моральные ценности»

 

 

 

 

Выполнила:                                                Научный руководитель:

Студентка 1-го курса (13гр.)                   Сидорова Е. Л.

Института правоведения

 

Иванова Т. А.

 

 

 

                                            

 

 

                                                   Киров 2010

 

 

 

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1.Мораль и право как часть социальных норм…………5

Глава 2.Общие  и отличительные черты права  и морали………9

Глава 3.Взаимосвязь права  и морали……………………………..14

Заключение……………………………………………………………...19

Список литературы……………………………………………………21

 

 

Введение                   

  Особое место в формировании духовного мира личности, ее сознания и культуры, активной жизненной позиции принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на и развитие и совершенствование.

   Право и мораль – важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в теснейшем взаимодействии. Такое взаимодействие объективно обусловлено, так как генезис и реальное бытие права и морали определяются едиными сферами общественных отношений, в которых развертываются сложные и подчас противоречивые связи данных социальных регуляторов.

      Еще древние  философы (Платон, Демокрит, Цицерон,  Аристотель) указывали на значимость  этих двух главных определителей  общественного поведения, их сходство  и несовпадение. Отграничив право  от морали, можно тем самым  показать отличие от других  социальных норм, место и роль  этого регулятора в общей системе  нормативного регулирования.

       Юристы  по роду своей деятельности  изучают, толкуют, применяют прежде  всего правовые нормы – это  их специальность. Но они для  оценки поведения субъектов правовых  отношений и правильного разрешения  возникающих коллизий постоянно  обращаются к этическим критериям,  ибо в основе права лежит  мораль.

       Целью  данной работы является рассмотрение  общих аспектов соотношения права  и морали, а также особенности  их взаимодействия.

При написании работы были рассмотрены следующие вопросы:

- право мораль как часть  социальных норм;

- общие и отличительные  черты права и морали;

- взаимосвязь права и  морали.

       Над  вопросом взаимодействия права  и морали работали много известные  философы и правоведы. В юридической  литературе взаимодействие права  и морали получило освещение  в учебной литературе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

ГЛАВА 1. ПРАВО И МОРАЛЬ КАК ЧАСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

  Каждое исторически сложившееся общество требует строго определенной меры социального регулирования отношений между его членами. Регулирование общественных отношений осуществляется путем реализации определенных социальных норм:

- норм права;

- норм морали;

- норм, установленных общественными  организациями;

- норм обычаев;

- норм традиции;

- норм ритуалов и т.д.

В общем плане социальные нормы — это правила поведения  общественного характера, регулирующие взаимоотношения людей и деятельность организаций в процессе их взаимодействия.

Как вид социальных норм, моральные установления характеризуются  общими родовыми признаками и являются правилами поведения, определяющими  отношение человека к человеку. Если действия человека не касаются других людей, его поведение с социальной точки зрения безразлично. Поэтому  не все ученые считают нормы нравственности явлением исключительно социальным.

 Нормы морали – правила поведения людей, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинства и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением.

Мораль – важнейший  социальный институт, одна из форм общественного  сознания. Она представляет собой  известную совокупность исторически  складывающихся и развивающихся  жизненных взглядов, принципов, оценок, убеждений, и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, семье, коллективу, классу, окружающей действительности. Справедливо замечено, что общечеловеческое содержание морали в обобщенном виде выражено в «золотом правиле»: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Мораль (нравственность) воплощает в своих нормах абсолютные ценности, в силу чего моральные нормы и оценки являются высшим критерием поведения. Мораль по этой причине правомочна оценивать право с точки зрения его соответствия требования справедливости и моральным ожиданиям. Формирование морали имеет естественно- историческое происхождение, неотъемлемое от самой жизнедеятельности людей, в процессе которой апробированные опытом человеческого общежития ценности и идеалы закрепляются в общественном и индивидуальном сознании в виде определенных взглядов, нравственных представлений и суждений.  

  Со времен Канта существует убеждение, что сфера нравственности охватывает сугубо внутренний мир человека, поэтому оценить поступок как нравственный или безнравственный можно лишь по отношению к лицу, которое его совершило. Человек как бы извлекает из себя нормы своего поведения, в себе, в глубине своей «души», дает оценку своим действиям. С данной точки зрения человек, взятый отдельно, вне его отношений к другим людям, может руководствоваться нравственными правилами. Здесь проявляется кантовский «категорический императив», в соответствии с которым в каждой личности заключено некое высшее и безусловное нравственное правило, коему она должна добровольно и неукоснительно следовать. Все  это можно назвать понятием совести, т.е способности человека к самооценке и самоконтролю, к суду над самим собой. «Закон, живущий в нас ,- писал Кант,- называется совестью; закон есть, собственно, соотношение наших поступков с этим законом».

  С другой точки зрения, нравственные законы заложены в самой природе человека. Внешне они проявляются в зависимости от той или иной жизненной ситуации, в которой оказывается индивид. Другие же категорически утверждают, что нормы нравственности – это требования, обращенные к человеку извне.

  Существует  позиция в оценке нравственного регулирования, согласно которой нормы морали имеют двоякую природу: одни имеют в виду самого индивида, другие – отношение индивида к обществу. Отсюда деление этики на индивидуальную и социальную.

  Видимо, нет оснований проводить водораздел между индивидуальным и социальным характером нравственных требований, поскольку в них органически переплетаются элементы того и другого. Ясно одно, что любая социальная норма имеет общий характер, и в этом смысле она адресуется не к конкретному индивиду, а ко всем или к большой группе индивидов. Моральные нормы регулируют не «внутренний» мир человека, а отношения между людьми. Однако не следует упускать из виду индивидуальные аспекты нравственных требований.

  В конечном счете их реализация зависит от нравственной зрелости человека, прочности его моральных воззрений, социальной ориентированности его индивидуальных интересов. И здесь первостепенную роль играют такие индивидуализированные моральные категории, как совесть, долг, которые направляют поведение человека в русло социальной нравственности. Внутреннее убеждение индивида в нравственности или безнравственности своего поступка в значительной мере определяет и его социальную значимость.

    Элементами морального регулирования являются:

- идеал, выражающий представление  общества, классов, социальной группы  о нравственном совершенстве;

- система норм, соблюдение  которых является необходимым  условием функционирования общества, достижения им своих моральных  ценностей;

- особые формы социального  контроля, обеспечивающие реализацию  моральных норм, в том числе  общественное мнение.

     Что же касается  понятия право, оно хотя и принадлежит к области духовной жизни людей, представляет собой по основным своим характеристикам внешне объективированный иституционный социальный регулятор, который способен опосредовать самые разнообразные отношения, лишь бы они поддавались внешнему контролю и обеспечивались государственно-принудительными мерами, а также при помощи особых только ему присущих средств гарантирует организованность,  упорядоченность общественных отношений в условиях цивилизации. Право в практической жизни людей – явление, относящееся к обыденным делам, к конфликтам, к согласованию сталкивающихся интересов. Выражается и реализуется оно в законах, правительственных постановлениях, судебных решениях, адвокатских документах и затрагивая текущие дела и заботы, связано главным образом с деятельностью законодателей, судей, нотариусов, следователей, других юристов.

Право строится и функционирует  на основе определенных принципов, которые  выражают его сущность и социальное назначение. В них отражаются главные  свойства и особенности права, придающие  ему качество государственного регулятора меры свободы и справедливости в  общественных отношениях.

  Право строится на следующих принципах:

- принцип демократизма  в формировании и реализации  права;

- принцип законности;

- принцип национального  равноправия;

- принцип гуманизма;

- принцип равенства граждан перед законом;

- принцип взаимной ответственности  государства и личности.                            Таким образом, право – это система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженных большей частью в законодательстве и регулирующих общественные отношения.

 

 

  ГЛАВА 2.ОБЩИЕ И  ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВА И  МОРАЛИ

  Право и мораль имеют общие черты, свойства. Главные их общие черты проявляются в том, что они входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения людей. И право, и мораль влияют на социальные, экономические, политические условия жизни общества, служат общей цели – согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию общественного порядка.

 Единство правовых норм и норм морали, как и единство всех социальных норм цивилизованного общества, основывается на общности социально- экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.

  К общим чертам  права и морали следует отнести  то что: 

- и те, и другие являются  надстроечными явлениями над  экономическим базисом и обществом;

- имеют общую экономическую,  социально-политическую и идеологическую  основу;

- им свойственна общая  цель: утверждение общечеловеческих  ценностей в обществе;

- они состоят из общих  правил и ведения, выражающие  определенную волю, то есть направлены  на установление и поддержание  на необходимом уровне дисциплины  и порядка в обществе;

-у  них общий предмет  регулирования – общественные  отношения;

- имеют нормативный характер, и в тех, и в других присутствуют санкции, обеспечивающие негативные последствия для нарушителей нормы;

- представляют собой средства  активного воздействия на поведение  людей;

-выступают в качестве  фундаментальных общеисторических  ценностей, показателей социального  и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих начал. Цель права – «установить совместную жизнь людей так, чтобы на столкновения, взаимную борьбу, ожесточенные споры тратилось как можно меньше душевных сил»,- писал русский правовед Ильин И. А.

Таким образом, и право, и  мораль обладают способностью проникать  в самые различные области  общественной жизни. Ни право, ни мораль не ограничиваются предметно обособленной сферой социальных отношений. Они связаны  с поведением людей в широких  областях их социального взаимодействия, то есть нельзя разграничивать право  и мораль по предметным сферам их действия, они действуют в едином «поле» социальных связей. Отсюда общность, тесное взаимодействие норм права и морали.

   Но наряду с общими чертами существуют и отличительные особенности морали и права. Право состоит из установленных в определенном порядке компетентными государственными органами зафиксированных юридических актов. Оно выражает волю государства, правосознание народа, социальных групп, стоящих у кормила государственной власти.Мораль же появилась еще до разделения общества на классы на классы и становления государства. Нормы морали складываются в общественном мнении.Принципы и нормы морали могут быть систематизированы, собраны в «моральном кодексе», но в целом нравственные воззрения, представления, требования выражаются в общественном мнении, передаются им.Моральные воззрения, идеи передаются художественной литературой; искусством, средствами массовой информации. Мораль охватывает область отношений более широкую, нежели сфера отношений, регулируемая правом. Многие взаимоотношения людей в быту, коллективе, семье являются объектами морали, но не подлежат правовому регулированию. Содержание норм права характеризуются большей конкретностью, в правовых нормах в ряде случаев предусматриваются весьма подробные детали, связи. В правовых нормах выражен государственный подход к оценке конкретных общественных отношений. Моральные требования отличаются более широким содержанием, дают больший простор для толкования и применения. Например, мораль осуждает все виды обмана и лжи. В праве же осуждение конкретизируются применительно к отдельным видам неправомерного обмана. Отличие норм права от морали проявляется также в характере гарантий выполнения этих норм. Требования морали и права выполняются большинством людей добровольно в силу понимания их справедливости. Нормы морали исполняются в силу личной убежденности, привычек человека. Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, а внешним - общественное мнение. «Для меня моя совесть значит больше, чем речи всех»,- утверждал Цицерон. Право, закон имеют в качестве специфической гарантии исполнения авторитет и силу власти государства, обеспечиваются при необходимости мерами государственного принуждения. Следовательно, нормы права и морали в определенных случаях опираются и на меры принуждения. Но характер мер принуждения и способ их осуществления в праве и морали различны. В сфере морали принуждение выступает в форме общественного мнения, воздействия социальной общности, коллектива. Общество в случае совершения человеком аморального поступка определяет меру морального осуждения, воздействия.

Информация о работе Право и моральные ценности