Право на свободу и личную непрокосновенность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 00:20, курсовая работа

Описание

Основной целью работы является изучение процесса возникновения и развития конституционного права на свободу и личную неприкосновенность, определение его места в системе конституционных прав и свобод, раскрытие нормативного содержания указанного права, изучение механизма реализации и системы гарантий, а также выявление направлений совершенствования законодательства в области прав и свобод человека и гражданина.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Свобода личности, как конституционно-правовая деятельность…..6
.История развития научной мысли о понятии свободы личности………..6

1.2.Современное понимание права на свободу и неприкосновенность личности…………………………………………………………………………16

Глава 2. Содержание права человека и гражданина на личную неприкосновенность…………………………………………………………….19

Глава 3. Проблемы реализации права человека и гражданина на личную неприкосновенность ……………………………………………………………30

Заключение………………………………………………………………………36

Глоссарий……………………………………………………………………...…38

Список использованной литературы …………………………………………..39

Работа состоит из  1 файл

право на свободу и личную непрокосновенность.doc

— 163.00 Кб (Скачать документ)

    В соответствии со ст. 2 Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина являются обязанностью государства. Реальное обеспечение прав и свобод граждан и безопасности личности относится к жизненно важным интересам Российской Федерации. По заключению научного совета при Совете безопасности РФ проблема обеспечения безопасности личности является одной из ключевых в социально-политической обстановке Российской Федерации и должна явиться одной из основных составляющих политики возрождения России.

    Задача  обеспечения прав и свобод человека и гражданина приобретает особое значение в период действия особых правовых режимов при возникновении  различных ситуаций чрезвычайного  характера, когда нормальное функционирование общества и государства вследствие тех или иных причин становится невозможным. Как справедливо отмечают В.В. Маклаков и Б.А. Страшун "...конституции часто предусматривают возможность ограничения тех или иных прав и свобод при чрезвычайных обстоятельствах". Такими обстоятельствами могут быть агрессия иностранного государства, непосредственная угроза жизни и безопасности граждан или конституционному строю государства (например, попытки захвата или присвоения власти, массовые беспорядки, теракты, межконфессиональные и региональные конфликты, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и др.). В подобных случаях вводятся предусмотренные национальным законодательством особые (чрезвычайные) правовые режимы деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений и организаций.

    С принятием Конституции РФ основания  введения военного и чрезвычайного  положений были строго разграничены. Военное положение может быть введено Президентом РФ на территории страны или в отдельных ее местностях только при угрозе национальной безопасности исключительно внешнего характера (ст. ст. 87, 88 Конституции РФ), тогда как чрезвычайное положение может быть введено Президентом РФ в силу причин внутреннего характера при обстоятельствах, предусмотренных федеральным конституционным законом. Вместе с тем специальные федеральные конституционные законы, которые должны определять основания введения военного и чрезвычайного положений и их режимы, не принимались в течение довольно длительного времени. Пристальное внимание общественности к разработке этих законов во многом было обусловлено стремлением обеспечить согласованность их норм с международно-правовыми стандартами, особенно по вопросам правового статуса личности в условиях военного и чрезвычайного положения.

    Только  в начале нынешнего столетия был принят Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" и Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ "О военном положении" , которые в настоящее время являются правовой основой двух особых правовых режимов деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, учреждений и организаций в исключительных для государства обстоятельствах. Такими обстоятельствами являются агрессия или непосредственная угроза агрессии против России (для военного положения), непосредственная угроза жизни и безопасности граждан или основам конституционного строя Российской Федерации (для чрезвычайного положения).

    Международная практика применения чрезвычайного и военного положения в различных странах свидетельствует о том, что законодательство большинства зарубежных государств рассматривает эти режимы в качестве правовых институтов, регламентирующих чрезвычайный режим осуществления государственной власти в различных ситуациях, когда нормальное функционирование общества и государства невозможно. При этом поддержание режимов чрезвычайного или военного положения практически неизбежно связано с ограничениями прав и свобод граждан, приобретающими зачастую неоправданно жесткий характер.

    Гарантией соблюдения основ правового статуса  личности в условиях чрезвычайного  и военного положения могут являться существующие в Российской Федерации  меры защиты прав и свобод граждан, предусмотренные статьями 45 – 46 Конституции РФ, включая возможность обращения в суд и в органы прокуратуры. В связи с этим особого внимания требует выяснение полномочий в период военного положения именно судов и прокуратуры. Здесь необходимо исходить из того, что в отличие от законодательства других стран и исторического опыта России Конституция РФ (ч. 3 ст. 118) и Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (ч. 1 ст. 4) создание каких-либо чрезвычайных судов не допускают.

    В период проведения широкомасштабной антитеррористической операции в Чеченской Республике в 1999-2002 годах были массовые нарушения  прав человека (право на жизнь, на безопасность, право на свободное передвижение и др.), ограничения прав в условиях, когда не объявлялось ни чрезвычайное, ни военное положение в районе боевых действий. Представители Организации Безопасности и Сотрудничества Европы, посетившие Чеченскую Республику, говорили о необходимости судебного расследования всех фактов нарушения прав человека, убийств и исчезновения людей. Объяснить эти нарушения прав на личную неприкосновенность можно только необходимостью обеспечения защиты этого права других лиц, поскольку в этих условиях происходили массовые нарушения личных (гражданских) прав человека и гражданина. Но в это же время это не может оправдывать нарушение права на личную неприкосновенность со стороны государства. Представляется, что государство может действовать только в тех пределах, которые определены законом, что составляет суть правового государства. Поэтому принятие федеральных конституционных законов о чрезвычайном и военном положении является шагом вперед по пути развития правового государства, обеспечения реализации личных (гражданских) прав и свобод человека и гражданина, закрепленных Конституцией РФ. 

Глава 3. Проблемы реализации прав и свобод человека и гражданина на личную неприкосновенность 

    Право на свободу и личную неприкосновенность, закрепленное ч. 1 ст. 22 Конституции  РФ, занимает особое положение среди  личных (гражданских) прав и свобод человека и гражданина. Отношение к свободе и личной неприкосновенности, степень их защищенности – безусловный показатель уровня зрелости и развитости правового государства.

    Право на свободу есть не что иное, как  возможность совершать любые правомерные действия, не нарушающие права и свободы других лиц. В неразрывной связи с ним находится (но не совпадает) личная неприкосновенность человека, которая распространяется на его жизнь, здоровье, честь, достоинство. Никто не вправе силой или угрозами принуждать человека к каким-либо действиям, подвергать истязаниям и наносить вред здоровью. Человек вправе сам распоряжаться своей судьбой, выбирать свой жизненный путь (вступать в брак, участвовать в голосовании, получать высшее образование, поступать на работу и т.д.).

    В то же время наличие права на свободу  и личную неприкосновенность  не следует понимать как полное отсутствие ограничивающих воздействий на поведение  человека. Личная неприкосновенность не имеет абсолютного характера. Государство устанавливает формы, основания и меры ее ограничения.

    В Российской Федерации в настоящее  время существует много проблем, затрудняющих реальное обеспечение  и защиту права на свободу и  личную неприкосновенность, о чем  свидетельствует значительный рост преступности, массовые нарушения прав и свобод человека, несовершенство действующего законодательства. По этой причине вопросы о нормативном содержании, механизме реализации, системе гарантий и способах защиты конституционного права на личную неприкосновенность продолжают оставаться одними из наиболее значимых как в теоретическом, так и в практическом отношении.

    Процесс определения и реализации прав человека представляет собой необходимую  ступень на пути к формированию истинно  правового и демократического государства. Изучение системы прав и свобод человека и гражданина, основанных на принципах свободы, равенства, справедливости и обладающих универсальным характером, - сложная, но крайне актуальная задача. Как уже отмечалось, одну из центральных позиций занимает право на свободу и личную неприкосновенность человека, которое выступает объектом исследования многих гуманитарных и юридических наук в различных аспектах его сущности и возможной реализации. Главная роль в этом процессе совершенно справедливо возложена на конституционное право России, раскрывающее основные положения, касающиеся определенной автономности личности, ее гарантированной независимости от других членов общества и государства.

    Одновременно  нормы, посвященные правам и свободам человека и гражданина, содержат и другие отрасли права, например, уголовное право, уголовно-процессуальное право, гражданское право и гражданский процесс, административное право.

    Как представляется, особое значение личной неприкосновенности придается по следующим  основным причинам:

    - во-первых, анализируемое право принадлежит  каждому от рождения и не  зависит от принадлежности к  гражданству государства;

    - во-вторых, это право является  базисом для многих других  конституционных прав и свобод;

    - в-третьих, это право, по существу, "цементирует" другие права и свободы человека и гражданина;

    - в-четвертых, личная неприкосновенность  выступает в качестве действенной  гарантии не только конституционных  прав и свобод, но и тех прав, которые предусмотрены отраслевым  законодательством.

    В российском законодательстве нет единого мнения о понятии права на свободу и личную неприкосновенность. Несмотря на множество предпринятых попыток, проблема индивидуальной свободы и личной неприкосновенности отечественной юридической наукой изучена недостаточно. Нет четко определенных подходов, мало посвященных ей фундаментальных работ. Как правило, свобода и личная неприкосновенность рассматриваются в общей совокупности индивидуальных прав, без раскрытия их сути, механизмов и условий реализации, а большинство публикуемых о них материалов носят описательный характер или жестко ограничиваются отраслевыми рамками или анализом законодательства. Это сужает представления об объекте исследования, препятствует познанию его природы, неразрывной связи с другими явлениями правовой действительности и, в конечном счете, мешает поиску путей совершенствования российского законодательства в этой области.

    Прежде  чем вносить предложения по совершенствованию  законодательства и правоприменительной  практики в области соблюдения права  человека на личную неприкосновенность необходимо учитывать следующее:

    - право на личную неприкосновенность  можно определить как предоставленную  человеку и гарантированную государством  возможность каждого защищать  физическую, половую и психическую  неприкосновенность, свою честь и достоинство;

    - личная неприкосновенность представляет  собой жизнедеятельность человека, связанная с его физическим  и психическим здоровьем, созданием  условий для их сохранения;

    - субъектом права на личную  неприкосновенность выступает каждый человек, в том числе несовершеннолетний и душевнобольной. Особенность специального субъекта выражается в том, что он обладает определенной неприкосновенностью, связанной с выполнением специальных функций.

    Нормы международного права устанавливают, что требование о личной неприкосновенности автоматически ограничивается в той степени, в какой отдельное лицо ставит под угрозу свою жизнь, совмещая ее с действиями, причиняющими вред этой жизни.

    В российском конституционном праве  выделяются в качестве составных частей права на личную неприкосновенность: физическая (телесная) и внутренняя (духовная) неприкосновенность. При этом физическая неприкосновенность включает и половую неприкосновенность. Внутренняя неприкосновенность включает нравственную, психическую и индивидуальную неприкосновенность. Однако ст. 22 Конституции РФ сужает содержание права на личную неприкосновенность до физической свободы, ограничивая возможности реализации этого права.

    Следует отметить, что защита права на личную неприкосновенность требует установления режима конфиденциальности, поскольку личная неприкосновенность может быть тесно связана с неприкосновенностью частной жизни. И лишь в случае, если лицо совершает противоправное деяние либо, если интересы следствия и правосудия требуют наличия данных сведений в уголовном процессе на законных основаниях, в отношении других лиц можно вести речь о возможности их использования.

    Ограничение личной неприкосновенности человека может  происходить в связи с применением  к нему мер юридической ответственности, выраженных в государственном правовом принуждении. Специфика и социальная роль такого ограничения выражены в ряде характерных черт. Во-первых, это принуждение, точнее его вид и мера, установлены в интересах общества. Во-вторых, оно формализовано в праве и реализуется посредством юридических процедур. И, в-третьих, подобные ограничения возможны только в отношении лиц, совершивших преступления, т. е. посягнувших на конституционные права и свободы других членов общества. В данном контексте правовое ограничение свободы и личной неприкосновенности виновного индивида воспринимается не в виде произвола, а как мера социальной защиты от нежелательного и вредного для окружающих поведения. Среди указанных правовых ограничений и иных воздействий можно назвать, например, задержание, арест, лишение свободы, обыск, принудительное лечение, в отдельных государствах применение смертной казни. Личная неприкосновенность – это составляющий элемент справедливости, она жизненно важна для полного выражения достоинства, присущих индивиду, равных и неотъемлемых прав всех людей. Решения государственных органов и должностных лиц, в которых, так или иначе, ограничивается личная неприкосновенность, должны быть обоснованными и, как правило, содержать указания на имеющиеся средства правовой защиты. Право личной неприкосновенности, как и другие конституционные права и свободы человека и гражданина, может быть надлежащим образом установлено только при наличии определенных гарантий их защиты.

Информация о работе Право на свободу и личную непрокосновенность