Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:50, реферат
Предметом своей работы я выбрала эту тему не случайно. Среди остальных тем она показалась мне не только интересной, но и довольно сложной. Первую сложность я встретила, формулируя определение слова «право». Но, как оказалось, точного определения как такового нет. Истории известно множество теорий права. Каждая эпоха человеческой цивилизации предлагает своё понимание сущности права. Выработать единое право для всех невозможно, поэтому при анализе нужно брать во внимание все факторы: страну, язык, культуру, историю, менталитет и д.р.
Предметом своей работы я выбрала эту тему не случайно. Среди остальных тем она показалась мне не только интересной, но и довольно сложной. Первую сложность я встретила, формулируя определение слова «право». Но, как оказалось, точного определения как такового нет. Истории известно множество теорий права. Каждая эпоха человеческой цивилизации предлагает своё понимание сущности права. Выработать единое право для всех невозможно, поэтому при анализе нужно брать во внимание все факторы: страну, язык, культуру, историю, менталитет и д.р. Объектом данной работы я выбрала именно российское право. В данном эссе будет приведен анализ положения права в системе социальных норм и рассмотрена роль права в жизни общества.
В процессе всей своей жизнедеятельности люди вступают во взаимоотношения не только с материальными объектами, но и друг с другом. Несмотря на многообразие связей, их можно определить, какое именно поведение является распространённым, массовым, нормальным.
Понятие «норма» в самом широком смысле означает правило, образец, стандарт. Все нормы, используемые людьми, делятся на две группы: социальные и несоциальные или, как указывают другие источники, технические. Несоциальные нормы регулируют отношения человека к окружающему миру: к природе, технике – это некий язык общения человека с материальными объектами. К ним, в свою очередь, можно отнести технические, климатические, сельскохозяйственные, физиологические и другие нормы. Не вижу обходимости дописывать ряд этих норм, так как их число довольно велико. Нужно отметить и тот факт, что несоблюдение технических и других несоциальных норм может повлечь за собой негативные последствия. К примеру, ответные действия со стороны сил природы (озоновые дыры в результате чрезмерного выброса углекислого газа в атмосферу) или же со стороны материального объекта (авария на Чернобыльской АЭС).
Функция социальных норм заключается в регулировании отношений между людьми. Это своего рода образцы, стандарты поведения одного человека по отношению к другому. Социальные нормы имеют общий характер, то есть они рассчитаны не на одного человека, а сразу на многих лиц. В основном нормы регулируют типичные ситуации и рассчитаны на многократное повторение – урегулировав одну ситуацию, социальная норма начинает действовать вновь и вновь, если, конечно, возникает аналогичная ситуация. Мы, сами того не замечая, используем в своём поведении разнообразные социальные нормы: обряды, ритуалы, обычаи, религиозные номы, моральные нормы и др. Особую роль, конечно, занимают правовые нормы, ведь именно они являются обязательными и охраняются силой государственного принуждения. В повседневной жизни мы попутно сталкиваемся то с нормами морали, то с правовыми нормами. Возникает вопрос: как отличить эти нормы друг от друга? Во-первых, в отличие от моральных норм, которые создаются обществом, правовые регламентируются и санкционируются государством. Ответственность за нарушение моральных норм имеет не материальный, а духовный характер. Это, к примеру, осуждение или презрение. Не редко именно моральные нормы способны изменить человека в лучшую сторону. Ещё одним отличием является тот факт, что правовые нормы зафиксированы в официальных документах, а моральные не имеют чётких форм выражения, а существуют в сознании людей. Поэтому нормам морали в значительной степени свойственны неопределённость и расплывчатость. Мораль, по моему мнению, регулирует гораздо больший круг отношений, чем право, сфера её действий шире. Однако многие ситуации нуждаются в оценке, как со стороны морали, так и со стороны права.
Итак, действующие в обществе многочисленные социальные нормы составляют правила человеческого общежития. Все они обусловлены, в конечном счёте, экономическими, политическими, социальными, бытовыми и другими условиями жизни, существующими в обществе, с которыми мы повсеместно сталкиваемся. Правовые нормы являются лишь составной частью системы социальных норм, но часть эта является самой важной, несущей основную нагрузку по упорядочению жизни всего общества, всего государства. Это связано с тем, что они регулируют жизненно важные вопросы: государственной власти, прав и свобод граждан, форм и видов собственности, трудовой сферы, военной, внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. Как часть целого, правовые нормы не должны противоречить другим социальным нормам, в противном случае уровень и качество их реализации снижаются. Но не стоит забывать, что социальные нормы ограничивают индивидуальную свободу граждан, определяя пределы должного, возможного и запрещенного поведения. Тем самым, они нас как бы загоняют в определённые рамки поведения. А так как каждый человек, вне всяких сомнений, индивидуален и по своей природе неповторим, то иногда социальные нормы воспринимаются негативно. Но, в свою очередь, право тоже лишает нас каких либо иных выходов из «системы», поэтому государство в процессе создания социальных и, в частности, правовых норм должно учитывать интересы, если не всех, то обязательно большинства населения. С моей точки зрения, учесть интересы всех индивидов нашего общества просто не возможно: если государство учтёт интересы всех, то понятие контроль как таковое просто исчезнет. Каждый будет жить в своем мире, со своими законами, правилами, нормами, которые не обязательно будут соответствовать нормам соседа, друга, мужа или жены.
Не стоит полагать, что все нормы, подписанные государством, направлены на тотальный контроль и оценку нашего поведения. Все они, так или иначе, направлены на поддержание порядка в стране. А порядок в стране – это, в первую, очередь стабильное политическое, экономическое и социальное развитие. Кроме того, все протесты против «удушающих», «связывающих» ограничений – это лишь попытка вырваться из под контроля, получить возможность действовать по собственному усмотрению, что, как правило, приводит к печальным последствиям. Правовые нормы охватывают лишь стратегические, наиболее распространённые и важные аспекты нашей жизни.
Поэтому стоит принять право как должное и воспитывать культуру права в каждом человеке.
Необходимость возникновения норм обусловливается развитием человеческих взаимоотношений, потребностью сделать их мирными и безопасными. Предмет регулирования социальных норм – общественные отношения. Их богатство и неоднородность объясняют многочисленность социальных норм.
Самым распространённым делением норм является их деление на технические и социальные. Отличие технических норм от норм социальных может быть сформулировано следующим образом: нормы технические – это правила осуществления отдельных целей человеческой деятельности; социальные нормы – это правила совместного осуществления всех людских целей. Предметом регулирования технических норм выступают отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой. Социальные нормы регулируют социальную жизнь, т.е. отношения между людьми и объединениями.
Социальные нормы делятся на нормы морали, религиозные нормы, обычаи, корпоративные нормы и нормы права. Несмотря на различия социальных норм, они тесно взаимосвязаны, ни одна из них не может действовать изолированно от других.
Под моралью принято понимать известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, окружающей действительности.
К нормам религии относят правила, установленные различными церковными конфессиями и обязательные для верующих, содержащиеся в религиозных книгах, актах, принимаемых церковными обществами, собраниями духовенства или высших чинов церкви, в комментариях религиозных книг.
Обычаи определяются как устойчивые и достаточно распространённые правила поведения, которые в результате многократного, длительного повторения становятся привычкой, обыкновением, соблюдаемым добровольно.
Корпоративные нормы – это правила поведения, по которым живут и действуют различные общественные организации, движения, объединения, ассоциации, фонды, центры, союзы и другие образования негосударственного характера (профессиональные, творческие, научные, женские, молодёжные, ветеранские, просветительские, спортивные, культурные, экологические, оборонные, технические и т.д.)
Право сложилось позднее других нормативных систем и в основном на их основе. Нормы права являются более определёнными и жёсткими. Они чётче регулируют поведение людей. Правовые и другие социальные нормы тесно взаимосвязаны, определяются едиными социальными условиями жизни общества, поэтому нередко одно и то же поведение человека регулируется ими одновременно. Например, деятельность общественных организаций, их членов регулируется уставом общественной организации и законом об общественных объединениях, кража чужого имущества запрещается нормами права, морали и религии.
Большое количество социальных норм закрепляет Конституция РФ. В Конституции содержатся нравственные ценности (стремление к счастью, вера в добро и справедливость; почитание памяти предков); ценности социального мира (утверждение гражданского мира и согласия; осознание себя частью мирового сообщества); ценности патриотизма (ответственность за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями; любовь к Отечеству); ценности благополучия (утверждая достойную жизнь).[1]
Правовые нормы имеют существенные отличия от других социальных норм:
Другие социальные нормы создают сами люди, общественные организации, и они же могут их изменить или отменить, если они противоречат нормам права. Поэтому можно сказать, что нормы права являются главными по отношению к другим социальным нормам.
Нарушение других социальных норм не влечёт за собой подобной деятельности государства и его органов. Меры воздействия на нарушителей принимают либо сами граждане (например, моральное осуждение), либо организации в соответствии со своими уставами. Эти меры не являются такими жёсткими и принудительными, какие применяет государство в отношении правонарушителей.
Другие социальные нормы, например, нормы морали, нравственности не закрепляются письменно, а содержатся в сознании людей. Некоторые неправовые нормы, например нормы общественных и иных организаций, могут выражаться в их письменных уставах, в религиозных текстах.
Другие социальные нормы регулируют только поведение граждан. Например, взаимоотношения мужчины и женщины, стариков и молодых людей, членов общественной организации, поведение граждан за столом, в общественных местах при ведении дискуссий, проведении религиозных обрядов и т.д.
Другие социальные нормы регулируют менее значимые отношения, например, взаимное поведение граждан в общественном транспорте, на собрании членов общественной организации, в процессе богослужения, коллективной молитвы и т.д.[2]
Список литературы:
1. Таева Н.Е. Нормы Конституции Российской Федерации как форма выражения социальных ценностей // Конституционное и муниципальное право. 2009. №5.
2. Васильев А.В. Теория государства и права. – М., 2005.
3. Материалы сайта www.allpravo.ru
[1] Таева Н.Е. Нормы Конституции Российской Федерации как форма выражения социальных ценностей // Конституционное и муниципальное право. 2009. №5. С. 2-3.
[2] Васильев А.В. Теория государства и права. – М., 2005. C.155-159.