Право в системе социальных норм общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 14:47, курсовая работа

Описание

Социальные нормы в разной степени отражают закономер¬ности общественного развития, но сами таковыми не являются. Объективные законы, по которым развивается история, не есть нормы. Последние привносятся в жизнь общества людьми, соци¬альной практикой. Одни из них со временем отпадают, другие – возникают, видоизменяются, третьи – навязываются опреде¬ленными классами, группами или властью. Иначе говоря, про¬цесс становления, формирования социальных норм – фактор субъективный. Вырабатываются они людьми. Другое дело, что нужда в них диктуется объективной необходимостью.

Содержание

Введение
1. Понятие и признаки социальных норм общества.
2. Классификация социальных норм общества.
3. Соотношение права с иными социальными нормами.
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ УРА(4).docx

— 57.40 Кб (Скачать документ)

Переход от командно-административной системы в хозяйственной жизни к рыночной экономике в Украине, других независимых государствах бывшего Союза ССР потребовал коренных изменений в формах собственности, преодоления государственной монополии на орудия и средства производства, утверждения частной собственности и свободы предпринимательской деятельности, многообразия форм собственности. Экономическая реформа, сопряженная с большими трудностями для народа, нацелена на формирование класса собственников, создание благоприятных условий для частнопредпринимательской деятельности, освобождение экономики от государственного руководства, которое не могло преодолеть в ходе так называемой "перестройки" кризис общества.

В условиях развития рыночной экономики утверждаются саморегулирующие начала хозяйственной деятельности общества, что означает повышение эффективности экономических законов и норм, но не устраняет воздействия государства и права на экономику. Об этом свидетельствует система мер, предпринимаемых в Украине в последний период. Политика приватизации, либерализации цен, бюджет, налоговая политика, плата за производственные фонды, природные ресурсы, кредитная политика, совершенствование финансовой системы — все это свидетельствует об активной роли государства и права в устройстве новой хозяйственной жизни страны. Позитивный опыт в развитии хозяйственной жизни общества, повышении благосостояния многочисленного населения накоплен в КНР, где осуществляется курс реформ на основе соединения рынка и активной роли государства.  
        Несомненно, что переход к рыночной экономике, преодоление отрицательных проявлений реформ, налаживание здоровых рыночных отношений и развивающейся экономики потребует значительного периода в жизни страны, больших усилий народа, государства. Этот переход к развивающейся экономике, устойчивому развитию страны, общества предполагает решительную борьбу с организованной экономической преступностью, коррупцией, за утверждение демократии и законности

Политические нормы:

Важную группу социальных норм составляют политические нормы. Они  регулируют отношения социальных групп, классов, граждан с государственной властью, отношения между классами, нациями и народами. Политические нормы регулируют участие народа, классов, социальных групп в государственной власти и жизни государства, его организации, взаимоотношения государства с другими организациями политической системы общества. Конституция, другие законы закрепляют и регулируют политические права и свободы граждан. Гражданин — это политическая личность, свободный и равноправный член государственной организации общества. Ему принадлежат такие политические права, как свобода слова, собраний, уличных шествий и демонстраций, право участвовать в управлении государством, право доступа к государственной службе, право на объединение.  
       Политические нормы различны по объему содержания регулируемых политических отношений. Нормы, обладающие наибольшей широтой содержания, общественно-политической значимостью, называются политическими принципами. К политическим принципам относятся принцип народовластия, суверенитета народа, принцип равноправия народов, наций, равноправия государств, принцип единства государственной власти и принцип разделения властей, принцип ненасильственного, мирного разрешения международных споров и др.

Политические нормы находят  выражение в различных формах: в политических декларациях, манифестах государств, в программных документах политических партий, движений, конституциях государств. Политические нормы, выраженные в юридических актах государства, приобретают в то же время значение правовых норм. Вопрос о соотношении политических норм и права не решается однозначно. В отечественной литературе высказывались противоречивые взгляды по вопросу о соотношении политики и права. Однако жизнь в государственно-организованном обществе свидетельствует о многообразных связях между правом и политикой, об определенной включенности права в политическую жизнь общества, о воздействии политики на развитие и действие права. Следует различать политическую норму и политическую оценку социальной, правовой нормы. Политическая норма может быть выражена в нормативно-правовом акте государства, но она может быть выражена в политическом акте непосредственно. Юридическая норма имеет политическое значение в том смысле, что к ее оценке применяется политический подход, критерий, она устанавливается компетентным государственным органом или органами.  
Конечно, политический критерий, его содержание не следует абсолютизировать и таким образом "политизировать" все нормы права. Следует иметь в виду различия, например, между нормой гражданского, семейного, трудового, т. е. нормой частного права и нормой конституционного, административного, финансового права, политический характер которой определяется ее предметом регулирования. Нормы конституционного, государственного права представляют собой политические нормы в юридической форме.

Политические нормы регулируют взаимоотношения граждан с государством, его органами. Порядок выборов, участие  граждан в выборе своих представителей в органы государственной власти, других государственных должностных  лиц регулируются политическими нормами, которые выражены в юридическом акте. К политическим нормам относятся также и нормы, определяющие, регулирующие отношения законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждый закон, принимаемый государственной властью, даже если он не выражает непосредственно политических отношений, получает еще на стадии разработки экономическое, социальное и политическое обоснование, а с опубликованием — соответствующую оценку общества. Еще в Древнем Риме утверждали: «Solus populi suprema lex» («Благо народа – высший закон»), что являлось свидетельством политического и гуманистического подхода Римского государства к оценке содержания и цели его.

Развитие правовой системы требует внимательного учета многих факторов экономического, социально-политического, национального, культурного характера, что дает основания верно и последовательно выразить в законах, других правовых актах жизненные интересы народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Соотношение права с иными социальными нормами.

Соотношение права и религии:

     Назначение религии является выработка " смыслов ", позволяющих человеку так или иначе освоить и определить свое место в мире, в котором он живет. Религия, с этой точки зрения, выступает мерилом " хорошего " поведения. Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповедованиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру, регулирующих отношение верующих людей к Богу, церкви, друг к другу, организацию и функции религиозных организаций. Свод морально этических установлений - составная часть религиозных вероучений. Религиозные каноны представляют собой регулятивную систему действующую в обществе с самых ранних этапов развития человечества. В античном мире религия, мораль, политика были тесно взаимосвязаны. Мировые религии: христианство, буддизм, ислам оказали огромное влияние не только на нравственную жизнь общества, но и на развитие правовых систем. Христианская религия, каноны религиозной морали оказали и оказывают значительное влияние на жизнь народов Земли. Одной из основных правовых систем современности является мусульманское право. Это право указывает мусульманину соответствующей религии ислама "путь следования". Шариат - совокупность религиозных и юридических норм мусульманского феодального права - родился в странах Востока. Источниками шариата являются Коран, Сунна.

     В Библии, Коране и других источниках вместе с собственно религиозными канонами нашли выражение общечеловеческие нормы. Такие общечеловеческие нормы, требования содержатся, например, в Библии - в заповедях Моисея, в Нагорной проповеди. В "Моисеевых законах" установлена обязанность трудиться в течении шести дней и отдыхать на седьмой, требование почитать детям своих родителей, запрещаются убийство, воровство, лжесвидетельство. Социальные нормы нашли выражение в христианском церковном, каноническом праве. Эти нормы регулируют внутреннюю организацию церкви, взаимоотношения между церковными органами, верующих с государством, некоторые отношения в жизни верующих. В 1917 году римско - католическая церковь опубликовала кодекс канонического права.

    Внешне эти нормы имеют определенное сходство с юридическими установлениями: в известной мере формализованы и содержательно определены; хотя в значительно меньшей степени, но все же определенным образом институционализированы и документально зафиксированы в Библии, Коране, Сунне, религиозных книгах буддистов и других; выступают в некоторых случаях в качестве источников права . В качестве иллюстрации таковых являются не только страны мусульманской правовой системы, но и некоторые страны континентальной Европы. В России до 1917 года источниками права признавались Устав Духовных Консисторий, Книга Правил Святого Синода и другие. В Германии каноническое право и ныне является частью национальной правовой системы. В то же время между правом и религией существуют принципиальные различия. Секуляризация общественной жизни, утверждение свободы совести одновременно означает, что сфера действия религиозных норм значительно уже сферы действия норм права. Так, предписания" Торы" распространяются исключительно на лиц, исповедующих иудаизм, Корана - соответственно исповедующих ислам и т. д. Различны механизмы действия религии и права. В частности, религии обосновывают в своих священных книгах абсолютную непреложность предписываемого ими кодекса поведения ссылкой на высший авторитет, или, как сказали бы философы и богословы, "трансцендентное миру начало".

Влияние права на религию  в известной мере достаточно специфично. Конституция РБ (ст. 16 ), «религии и вероисповедания равны перед законом».

Взаимоотношения государства  и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и  государственных традиций белорусского народа.

Запрещается деятельность религиозных  организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и  свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и  нравственности.3 В Республике Беларусь действуют нормы разных религиозных верований и направлений. В числе белорусских граждан есть православные, католики, старообрядцы, баптисты, мусульмане, буддисты, иудеи.

В тоже время право не должно быть безучастно к " причудливым " формам пользования свободой совести  и, в частности, к оккультным религиям и тоталитарным сектам, подавляющим  личность и путем зомбирования превращающим ее в слепого исполнителя воли " гуру ",              " мастера " и стоящих за ним темных сил. Право в этой ситуации должно быть правом и противодействовать развитию и расширению такого рода религиозных верований, иначе неизбежен синдром " Аум Синрике ".

 

Соотношение права и обычаев:

Социальные действия, поведение  людей в обществе регулируются так  же обычаями. Обычай - это правило, утвердившееся  в общественной практике, вошедшее в привычку, в результате многократного  применения, установившегося подхода  к оценке определенного образа отношений, действий человека, коллектива людей. Обычай представляет собой привычную  для членов общества, группы людей  форму социальной регуляции. Обычаи, имеющие нравственный характер, называются нравами. В правах находим выражение  психологии определенной социальной группы. Пережитки прошлого в области  морали чаще всего удерживаются в  правах. Общество, используя культурные, организационные меры, ведет борьбу с неприемлемыми в цивилизованном обществе нравами.

К большинству традиций, обрядов, ритуалов право индифферентно. В то же время оно опирается  на привычные формы поведения, а  в ряде случаев закрепляет их в  своих нормах. В частности, имеющий  высокую общественную значимость ритуал приведения главы государства конституционного суда к присяге, регламентируется нормами  конституции Республики Беларусь.

Общая схема влияния права  на обычаи таковы : прогрессивные обычаи стимулируются правом, а те из них, которые противоречат закону, квалифицируются как правонарушения.

Испытывая на себе воздействие  права, обычаи в то же время оказывают  влияние на право, при определенных условиях обычаи признаются в качестве источников права. В частности, гражданское право признает обычаи делового оборота - правило поведения, сложившееся и широко применяемое в какой - либо области предпринимательской деятельности.

Нормы права и обычаи обладают рядом общих признаков, присущих всем социальным нормам: являются общими, обязательными правилами поведения  людей, указывая каким должны или могут быть человеческие поступки. Вместе с тем обычаи и нормы права отличаются друг от друга по происхождению, по форме выражения, по способу обеспечения реализации. Если обычаи появились с возникновением человеческого общества, то нормы права существуют в государственно-организационном обществе; если обычаи не закрепляются в социальных актах, а содержатся в сознании людей, то нормы права существуют в определенных формах; если обычаи обеспечиваются силой общественного мнения, то нормы права могут реализовываться и с учетом возможности государственного принуждения.

В зарубежной, в частности  в английской, литературе под обычаями понимают сложившиеся стереотипы или  тенденции определенного поведения  людей, имеющее, по общему правилу, подсознательный, автоматический характер. Обычаи складываются и реализуются чаще всего импульсивно, на уровне эмоционального, психического, нежели рационального, глубоко осознанного, критического восприятия. Если рассматривать данный взгляд в качестве верного, то можно сказать, что это еще одна черта выделяющая обычай в его соотношении с правом.

Соблюдение норм, содержащихся в обычаях, на ранних стадиях развития общества обеспечивалось такими мерами общественного воздействия на нарушителей, как изгнание из рода или племени, лишение огня и воды, и пр. По мере развития общества и становления  государства меры общественного  воздействия качественно изменялись, частично трансформируясь в меры государственного воздействия. Санкционирование обычая государством осуществлялось либо в процессе судебной или административной деятельности, когда обычай служил основанием для решения спора, либо путем включения обычая в издаваемые государством законодательные акты, представлявшие собой своды обычного права. На современном этапе развития общества те обычаи, которые служат одной из форм выражения норм морали, правил организационного характера  или норм культурного поведения, обеспечиваются в случае необходимости  мерами общественного воздействия. Что же касается правовых обычаев, то они как и все иные правовые акты, обеспечиваются государственным принуждением.

Информация о работе Право в системе социальных норм общества