Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 09:44, курсовая работа
Выбирая тему для курсовой работы, я, прежде всего, руководствовалась тем, насколько она актуальна для нашего времени. Молодые граждане государства должны формировать свой жизненный потенциал применительно к своему времени и его требованиям. В связи с этим возрастает роль и значение правовой системы, оказывающей влияние на молодое поколение людей. Необходимо повышать уровень правовой грамотности, культуры, наконец, уделять внимание правовому поведению, хотя в настоящее время сделать это сложно. В эпоху больших перемен, когда законы с невероятной скоростью сменяют один другой, даже взрослый человек зачастую не способен руководствуется только собственными правовыми установками, чувствами, эмоциями, не говоря уже о молодежи, которой в недалеком будущем придется самой вступать во взрослую жизнь. И насколько грамотно сейчас ею будут усвоены правовые основы обновляющегося общества, настолько успешнее молодое поколение осуществит процесс общей социализации. Одним из элементов, составляющих основу этого процесса, является правомерное поведение.
1.Введение …………………………………………………………...………3
2.Глава I. Понятие и основные признаки правомерного поведения ……..6
3.Глава II. Виды правомерного поведения ……………………………….13
4.Глава III. Роль правомерного поведения ……………………….………29
5.Заключение ……………………………………………………………….32
6.Список используемой литературы ……………………..……………….34
Министерство образования и науки Российской
Федерации
Уральский Финансово-юридический институт
Кафедра государственно-
Екатеринбург 2009
Введение
Традиционно
внимание юристов
Поведение человека всегда является, сознательным волевым проявлением, тем самым, отличаясь от иных действий, которые носят, например, инстинктивный либо рефлекторный характер. Подвергаясь воздействию со стороны права, человек соотносит с ним свои поступки и может соответственно выполнять его предписания либо действовать в их нарушение. Конкретные поступки в рамках закона основываются на различной степени активности. Правовая норма предписывает в определенных ситуациях как воздерживаться от каких-либо действий (соблюдать правовые требования), так и совершать действия (исполнять указания норм права). В его положениях также могут содержаться указания, которые дают субъекту права возможность выбора того или иного действия, то есть использовать правовые нормы по своему усмотрению. Они уполномочивают человека самому принимать решения, на основании которых могут возникать соответствующие права и обязанности.
Поведение является важнейшей
социальной характеристикой
Право - важное средство регламентации, развития и охраны общественных отношений. Но сами эти отношения есть продукт жизнедеятельности людей, их поведения в обществе. Следовательно, регулировать общественные отношения право может, лишь воздействуя на поведение конкретных людей, отдельных личностей, из действий которых слагаются эти отношения. Можно сказать, что право - один из важнейших инструментов управления поведением людей, которое и выступает непосредственным объектом правового регулирования. В юридической литературе нет единого подхода к определению понятия права. Еще римские юристы обращали внимание на то, что право не исчерпывается одним каким-либо признаком или значением.
Советский и пост советский период характерен тем, что определение понятия права строится либо на категоричном признании классового характера права, либо отрицании классового характера. Исходя из классового подхода - право рассматривается как “совокупность установленных и охраняемых государством норм, выражающих волю господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни этого класса» 1
Но всякое ли поведение человека оценивается правом? Например, увлечение спортом, отношения дружбы, любви юридически безразличны и не требуют правового определения. Эти отношения можно оценить с моральной точки зрения. Для юридической науки наиболее значимо поведение, подлежащее правовому регулированию, то есть поведение людей в сфере правового воздействия.
Правомерное поведение –
Социальное значение
С точки зрения поведения человека есть процесс, развертывающийся как в пространстве, так и во времени и включает не только сами внешние поступки, изменяющие внешнюю среду, но и предшествующие им психические явления и процессы. Таким образом, раскрывается не только динамика, но и генезис поведения.
1. Основные этапы. Всякое поведение человека есть форма взаимодействия личности в социальной среде, мы можем выделить следующие этапы, или звенья, такого взаимодействия:
а) формирование личности с
определенной социальной
б) формирование у субъекта конкретной мотивации, связанной с
совершением правомерного
в) планирование поступка и
принятие решений, включая
действий и наступление
2. Формирование личности. Это сложный процесс взаимодействия личности и социальной среды. Личность человека, выступающая в единстве ее социальных, нравственных и психологических свойств и признаков, формируется в процессе всей жизни и деятельности человека.
3. Мотивация. Этап мотивации правомерного поведения заключается в том, что на основе потребностей и интересов субъекта, его планов и представлений формируется намерение совершить поступок, который имеет правомерный характер. Основой мотивации являются потребности и интересы.
4. Виды мотивов. Бывают следующие общественные и личностные мотивы поведения:
а) идейная убежденность в общественной пользе поступка;
б) долг перед обществом, правовая обязанность;
в) профессиональное чувство ответственности;
г) практическая полезность поступка для других;
д) стереотип, привычное поведение;
е) конформизм, подчинение большинству;
ж) боязнь
юридической и моральной
з) личная польза от совершенного поступка;
и) эгоистические интересы;
к) негативные мотивы, реализованные правомерными средствами.
Структура принятия решения правомерного поведения включает два компонента: во-первых, постановку цели, на достижение которой будет направлен будущий поступок, во-вторых, принятие ряда решений.
Выделение элементов структуры правомерного поведения позволяет дать всестороннюю характеристику тому или иному акту правомерного поведения. С точки зрения объективной стороны, всякое правомерное поведение социально приемлемо, с точки зрения субъективной стороны далеко не всякое правомерное поведение может получить положительную оценку. Правомерное поведение, основанное на корыстных мотивах или совершенное под страхом государственного принуждения, не может получить положительной социальной оценки, прежде всего с позиции нравственности. 2
Анализ объекта и объективной стороны правомерного поведения позволит найти черты, отличающие это поведение от правонарушения. Субъективная сторона правомерного поведения содержит несколько психологических характеристик работы сознания в плане обеспечения правомерного поведения. Прежде всего, это правомерное поведение может быть различно по характеру мотивации. При правомерном поведении можно сформулировать следующий принцип: незнание человеком закона не препятствует признанию его поведения правомерным. В субъективной стороне правомерного поведения входят характер и степень осознания человеком своих действий и их последствий. Поведение человека в сфере правовой настройки всегда в большей или меньшей степени осознано. Право есть продукт воли и сознания человека, и реализации правовых предписаний невозможно помимо воли и сознания субъектов права. Но связь сознания и поведения человека в правовых отношениях многообразна, сложна и противоречива. В ряде случаев она опосредованная различными психологическими явлениями. Идеальным должно считаться положение, при котором человек осознает поведение в сфере правового регулирования, как юридически значимое, предвидит и желает наступления юридических последствий. Поведение человека признается правомерным и тогда, когда он совершая какие-либо действия, не ставит юридический целей, не предвидит юридических последствий.