Правонарушения и юридическая ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 13:18, реферат

Описание

Противоправность правонарушения выражается в том, что гражданин, иное лицо нарушает какую-либо действующую норму права, действует вопреки ее предписаниям и тем самым противопоставляет свою собственную волю воле государства, вступает с ним в конфликт. Особенность конфликта граждан, либо иных лиц с государством, который проявляется в форме правонарушений, состоит в том, что субъекты действуют противоправно, вопреки нормам права, запрещающим соответствующее поведение или обязывающим к активным действиям. Поскольку каждая норма права закрепляет не только обязанности, но и права, то всякое нарушение нормы права представляет собой посягательства на права других лиц и, следовательно, является социально-вредным, опасным. Однако не всякое причинение вреда другому лицу является правонарушением. Законодательством допускаются ситуации, в которых подобные действия признаются правомерными.

Содержание

I. Правонарушения.
1) Понятие правонарушения;
2) Структура (состав) правонарушения;
3) Виды правонарушений.

II. Юридическая ответственность.
1) Понятие юридической ответственности;
2) Принципы юридической ответственности;
3) Виды юридической ответственности.

III. Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат на тему.docx

— 51.16 Кб (Скачать документ)

В числе мер государственного принуждения, не связанных с реализацией юридической  ответственности, можно назвать  следующие:

1)    реквизицию имущества, изымаемого у собственников по решению государственных органов в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер;

2)    меры, проводимые в профилактических, предупредительных целях (проверка документов у водителей транспортных средств, надзор за состоянием противопожарной безопасности на предприятиях, в организациях и учреждениях, санитарно-эпидемиологический, таможенный надзор, ограничение движения транспортных средств и пешеходов в связи с проведением каких-либо массовых мероприятий);

3)    принудительные меры применяемые в целях пресечения противоправных   деяний   и   их   вредных   последствий (административное задержание правонарушителя, принудительные меры медицинского характера, назначаемые судом к лицам, совершившим противоправные деяния в состоянии невменяемости; истребование собственником имущества у добросовестного приобретателя, который не знал и не мог знать о том, что приобретает имущество у лица, не имеющего права его отчуждать).

Основное отличие юридической  ответственности от иных форм государственного принуждения состоит в том, что  она применяется за совершенное  правонарушение. Ответственность носит  ретроспективный характер, поскольку  представляет собой

реакцию государства на прошлое  и только противоправное виновное деяние. Реквизиция, меры предупредительного, профилактического характера проводятся по причинам, не связанным с реакцией государства на правонарушителей и  поэтому справедливо не рассматриваются  как вид юридической ответствен­ности. Равным образом нельзя рассматривать в качестве юридической ответственности меры принудительного медицинского характера, применяемые к неделиктоспособным лицам, страдающим психическим расстройством. Ибо это противоречило бы основным принципам современного права. Именно потому, что невменяемые не могут привлекаться к ответственности, уголовное законодательство и предусматривает особый институт государственного принуждения к лицам, которые совершают общественно опасные деяния, но не могут нести ответственность в общем порядке. Не несет юридической ответственности и добросовестный приобретатель, поведение которого с точки зрения законности является безупречным. Имущество возвращается собственнику в силу приоритетности его прав на имущество перед правами добросовестного приобретателя. Добросовестный приобретатель лишается только имущества, которым он незаконно владел и пользовался. Каких-либо дополнительных, негативных мер к нему не применяется. Между тем, юридическая ответственность характеризуется не только требованием государства реально исполнить обязанность, но и возложением на правонарушителя дополнительных обязанностей, которых бы он не имел, действуя правомерно. Применение ответственности всегда характеризуется отрицательными последствиями для правонарушителя. Такие последствия могут быть психологическими, имущественными или организационно-правовыми. Психологические меры выражаются в осуждении государством поведения правонарушителя. Отрицательная оценка выражается в признании его виновным в совершении противоправного деяния и определении ему конкретной меры ответственности, которая в ряде случаев может ограничиваться мерами психологического порядка — предупреждением, объявлением замечания или выговора. Негативные последствия выражаются в переживаниях правонарушителем данных мер и самого факта привлечения к юридической ответственности. В то же время его имущественные и иные права остаются неизменными, такими, как они сложились до принятия решения о применении ответственности. Лишения имущественного плана, которые вынужден претерпевать правонарушитель, могут выражаться в уплате им штрафа, пени, неустойки, отбытии исправительных работ, лишении конфискованного имущества. Организационно-правовые меры сводятся к ограничению прав и свобод правонарушителя. Это, в частности, может быть административный арест, лишение специального права, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение свободы на определенный срок или пожизненно.

Суть юридической ответственности  как лишения, ограничения прав и  интересов правонарушителей состоит  в их штрафном характере. Лицо не имело  бы этих последствий, если бы его действия были правомерны. Благодаря применению юридической ответственности правонарушитель  не только ничего не приобретает, а, наоборот, утрачивает большие ценности по сравнению  с благом, приобретенным незаконным путем.  Лишения штрафного, карательного порядка, которые вынужден претерпевать правонарушитель, применяются к  нему в целях его перевоспитания, развития в его сознании установок  на правомерное поведение неукоснительное  следование действующим нормам права. И, как показывает практика борьбы с  правонарушениями и преступлениями, юридическая ответственность по-прежнему остается наиболее эффективным средством  воздействия на правонарушителей. Попытки  их исправления мерами общественного  воздействия путем передачи на поруки трудовому коллективу не дали ожидаемых  результатов, и ныне действующий  УК не предусматривает этого способа  исправления и перевоспитания правонарушителей. Юридическая ответственность применяется в рамках специального правоохранительного отношения которое возникает между компетентным органом государства и правонарушителем. Это отношение носит властно-распорядительный характер. Органы государства правомочны принимать обязательные для правонарушителя предварительные решения, в том числе:

1)    являться по их вызову;

2)    участвовать в мероприятиях, проводимых в процессе сбора доказательств совершенного правонарушения;

3)    надлежащим образом исполнить примененную санкцию.

Таким образом, юридическая ответственность  — это психологические, имущественные  и иные лишения, которые по решению  компетентного государственного органа претерпевает гражданин или иное лицо за совершенное им правонарушение. В механизме правового регулирования  юридическая ответственность выполняет  три функции – общепревентивную, частнопревентивную и правовосстановительную. Устанавливая санкцию нормы права, государственный орган воздействует на сознание граждан и иных лиц. Каждый осознает меры, которые будут применены к нему в случае несоблюдения соответствующего запрета или возложенной обязанности. Угроза наступления такой ответственности может усиливаться эффективной деятельностью государства по выявлению правонарушителей и наказанию виновных лиц. И факты применения санкции нормы к конкретным лицам, осознание реальности юридической ответственности выступает действенным предупредительным средством, удерживающим большую часть населения от правонарушений. В этом и заключается общепревентивная функция юридической ответственности. Часстнопревентивная функция ответственности состоит в применении санкции к правонарушителю конкретной нормы. Правоохранительное отношение, которое возникает между органом государства и правонарушителем завершается принятием решения, какую конкретно меру должен претерпевать правонарушитель. Частнопревентивная функция, однако, не может сводиться к неоправданной жестокости наказания. Голыми репрес­сиями государству никогда не удавалось достичь всеобщего и беспрекословного законопослушания. Современное законодательство требует от правопременителя учитывать и тяжесть совершенного правонарушения, и личность правонарушителя, и форму его вины. Правовосстановительная функция юридической ответственности направлена на восстановление нарушенного права и полное удовлетворение потребностей и интересов управомоченных лиц. По общему правилу, исполнив наказание или взыскание, правонарушитель должен также выполнить и возложенные на него обязанности. Законодательство допускает также замену реального исполнения обязательства денежной и иной компенсацией. Обязанность компенсировать вред, причиненный неправомерными действиями, полностью распространяется на государство и его органы. Граждане, пострадавшие от незаконных действий государственных органов и должностных лиц, имеют право требовать от государства полного возмещения причиненного материального ущерба. Так, государство наиболее часто возмещает вред, причиненный гражданам незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным содержанием под стражей и по некоторым другим основаниям. При определении способов исполнения обязательств правонарушителем в первую очередь учитываются права управомоченных лиц, возможность наиболее полного удовлетворения их интересов в максимально короткие сроки и надлежащим образом. В любом случае положение правонарушителя не должно улучшаться вследствие несвоевременного или ненадлежащего исполнения каких-либо своих обязательств. Понятно, что не всякий вред, причиненный правонарушениями, можно восполнить или компенсировать. И, тем не менее, правовосстановительная функция органически дополняет действие других функций юридической ответственности и обеспечивает ее эффективное действие.

 

2. Принципы юридической  ответственности

 

Юридическая ответственность может  служить не только целям укрепления законности и защиты нарушенных прав и свобод граждан и иных лиц. В  руках государства она легко  может превратиться в легализованное средство расправы и массовых репрессий. Государство, его органы, пытаясь  искоренить правонарушения, создать  стабильный правопорядок в некоторых  случаях используют такие методы борьбы, что сами превращаются в  правонарушителей и преступников. Для  того чтобы юридическая ответственность  не превращалась в свою противоположность, юридическая наука и практика выработали ряд принципов, соблюдая которые государство действует  в рамках законности и не переходит  той грани, за которой реакция  на правонарушение предстает новым  правонарушением. В числе основных принципов юридической законности чаще всего называют следующие принципы:

1)    законности;

2)    обоснованности;

3)    справедливости;

4)    неотвратимости юридической  ответственности;

5)    презумпции  невиновности;

6)    права на защиту лица, привлеченного к ответственности;

7)    недопустимости привлечения к ответственности за одно и то же правонарушения два и более раз.

Принцип законности юридической ответственности  означает, что деятельность государственных  органов и должностных лиц  по применению юридической ответственности  ведется в полном соответствии с требованиями действующего законодательства и не выходит за пределы его требований, смысла и целей. Ответственность применяется только за совершенное правонарушение, т.е. виновное противоправное деяние деликтоспособного лица. Никакие иные факты и обстоятельства не могут служить основанием для применения уголовноправовых и иных санкций. Современное демократическое государство отвергает ответственность по мотивам социальной опасности лица либо иным основаниям объективного вменения. Оно также последовательно придерживается принципа неприменения закона, устанавливающего запреты, к деяниям совершенным до его вступ­ления в законную силу. Придание обратной силы закону в данном случае означало бы наказание лиц за действия, которое в момент их совершения были правомерными или юридически нейтральными. Ответственность применяется компетентным органом или должностным лицом. При этом все уголовные дела и значительная часть административных проступков рассматриваются только судами. Важной гарантией защиты прав и свобод человека является закрепленный ст. 47 Конституции РФ принцип, согласно которому никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Действующее законодательство детально регламентирует вопросы компетенции судебных органов, их территориальной и персональной подсудности. И эти положения должны неукоснительно соблюдаться. Конституция РФ также закрепляет право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом. Однако этим конституционным правом значительная часть обвиняемых пока что воспользоваться не может из-за отсутствия федерального закона и на­званных судов у большей части субъектов РФ. Исследование обстоятельств совершения правонарушения, применение и реализация санкции осуществляются в строгом соответствии с действующим процессуальным законодательством с соблюдением предусмотренных им процессуальных действий, гарантирующих объективное и всестороннее рассмотрение дела и вынесение обоснованного решения. Избранная мера ответственности правонарушителя ограничивается пределами санкции нарушенной нормы. При определенных условиях она может назначаться и ниже низшего предела. Однако более строгое наказание, чем предусмотренное санкцией нарушенной нормы, может назначаться только по совокупности правонарушений в порядке и на основаниях, установленных законом. Принцип обоснованности ответственности понимается как всестороннее, полное и объективное рассмотрение обстоятельств дела. Реализация данного принципа означает, что:

1)    собранные по делу обстоятельства соответствуют действительности;

2)    противоправное деяние и связанные с ним обстоятельства раскрыты полно, а привлекаемое лицо изобличено в совершении правонарушения;

3)    по делу выявлены обстоятельства как отягчающие, так и смягчающие вину правонарушителя.

Важной гарантией обоснованности ответственности выступает закрепленное Конституцией РФ положение, согласно которому запрещается использование доказательств, полученных с нарушением закона. Уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное законодательство и другие законы детально определяют порядок деятельности органов государства  и должностных лиц в процессе сбора и анализа доказательств  по делу. И во всех случаях, когда  установленный законом порядок  не был соблюден, полученные доказательства не могут использоваться при принятии решения по делу. Справедливость юридической ответственности означает одобрение и поддержку населением, иными институтами гражданского общества меры, примененной государственными органами к правонарушителю. Решение по делу может признаваться справедливым при непременном соблюдении принципов законности и обоснованности. Если мера ответственности была применена с нарушением закона или без выяснения всех обстоятельств дела, установления истины, то она не может признаваться справедливой потому, что нарушены ее основы в процессе правоприминительной деятельности. Однако соблюдение названных принципов не гарантирует справедливости вынесенного решения. Ибо возможны решения, которые основываются на законе и соответствуют ему, но по существу представляют собой типичное беззаконие. Поэтому принцип справедливости юридической ответственности имеет самостоятельное значение.

Справедливость юридической ответственности, в частности, означает, что:

1)    нельзя назначать меры уголовного наказания за административные и иные проступки;

2)    юридическую ответственность должен нести тот, кто совершил правонарушение;

3)    наказание должно соответствовать, быть соразмерным тяжести совершенного правонарушения. Нарушение этого требования справедливости означает и незаконность самого решения.

Конечно, в обществе, характеризующемся  противоречивыми интересами и правовыми  взглядами, принцип справедливости может пониматься и применяться  различным образом. Решение, которое  одной частью населения может  признаваться справедливым, порой оценивается  прямо противоположным образом  другой частью населения. Поэтому критерием  справедливости должны выступать не столько моральные нормы, разделяемые  той или иной частью населения, сколько  нормы, основанные на общечеловеческих ценностях и отражающие интересы всего общества или большинства  его членов. Принцип неотвратимости ответственности означает, что любое лицо независимо от своего служебного ли материального положения, иных обстоятельств подлежит заслуженному наказанию за совершенное им правонарушение. Содеянное должно получить публичную огласку и подвергнуться государственному осуждению со стороны компетентных органов государства. Вопрос о наказании правонарушителя решается индивидуально. Действующее законодательство разрешает не применять мер государственного принуждения, если по обстоятельствам делам их применение признается нецелесообразным. Осуществление принципа неотвратимости наказания является необходимым условием эффективности юридической ответственности, обеспечения действенности ее функций. Неотвратимость ответственности обеспечивается деятельностью милиции, прокуратуры, иных правоохранительных органов, которые должны оперативно выявлять лиц, совершивших преступления и административные проступки, изобличать их в противоправных деяниях. Суды в свою очередь должны выносить справедливые решения. Однако реализовать надлежащим образом этот принцип не удается ни одному современному государству. Остаются нераскрытыми чаще всего наиболее тяжкие, особо опасные преступления. Государство пока что не может покончить полностью с деятельностью преступных организаций, специализирующихся на кражах, продаже наркотиков, совершении заказных убийств и других преступлениях. Имеются также случаи, когда правонарушения, совершенные должностными лицами и ставшие достоянием гласности, остаются безнаказанными. Все ситуации, когда правонарушитель не несет заслуженной ответственности, негативно сказываются на правосознании гражданского общества. Резко падает престиж действующих законов. В сознании населения усиливается действие негативных оценок, как действующего законодательства, так и власти, неспособной последовательно и полно провести принцип неотвратимости наказания. Действие принципа неотвратимости наказания не должно нарушать другого принципа ответственности — презумпции невиновности. В соответствии со ст. 49 Конституции РФ каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором. Доказывание вины возлагается на специальные органы государства: органы предварительного следствия и дознания, прокуратуру. При этом обязанность доказывания невиновности нельзя перекладывать на подозреваемого и обвиняемого. Ибо обвинение, положенное в основу приговора, должно быть основано на доказанных, а не предположительных фактах, а признание виновности обвиняемого подтверждено бесспорными и объективными доказательствами. Презумпция невиновности распространяется и на сферу административных и дисциплинарных проступков, обязанность выявления и пресечения которых лежит на органах государства и должностных лицах. Ибо каждый граждан, иное лицо не может признаваться виновным в совершении проступков ранее, чем это будет доказано компетентными органами и установлено принятыми ими решениями. Граждане также освобождаются от обязанности доказывать свою невиновность в совершении административного или дисциплинарного проступка. Важнейшим принципом юридической ответственности, призванным обеспечивать реальное действие презумпции невиновности, является право на защиту и квалифицированную юридическую помощь. Право на защиту выражается в виде процессуальных прав привлеченного к ответственности знать суть обвинения, приводить доказательства своей невиновности, обжаловать действия и решения правоприминителя в вышестоящие органы или в суд. Кроме того, привлеченный к ответственности может пользоваться квалифицированной юридической помощью. В соответствии с ч. 2 ст. 48 Конституции РФ каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться услугами адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. Кроме того, если обвиняемый не имеет достаточных средств, но желает пользоваться услугами адвоката, то такая помощь ему предоставляется бесплатно. Аналогичным правом обладают и лица, привлекаемые к ответственности за совершение какого-либо проступка. Важнейшим принципом юридической ответственности, направленным на защиту прав лиц, совершивших противоправное деяние, является принцип, согласно которому никто не может быть повторно привлечен к ответственности за одно и то же правонарушение. Принцип известен со времен Древнего Рима в форме изречения - «не дважды за одно». Суть принципа выражается в том, что дело не может быть заведено (возбуждено) по факту правонарушения, в отношении которого имеется вступившее в силу решение компетентного правоприминительного органа или должностного лица. Этот принцип не применяется в случаях, когда одно и то же противоправное деяние выступает основанием для привлечения к разным видам ответственности. Например, лицо, приговоренное к лишению свободы за кражу, одновременно обязуется возместить материальный ущерб потерпевшему. В данном случае применяются два вида санкций: штрафная – в виде лишения свободы и правовосстановительная – в виде обязанности возместить материальный ущерб. Примером противоправного деяния, за совершение которого могут применяться два вида штрафных санкций, служит мелкая кража, совершенная лицом по месту работы. Применение к лицу мер административного взыскания дает основание работодателю уволить работника с работы.

 

3. Виды юридической  ответственности

 

Сообразно видам правонарушений в  теории права выделяют четыре вида юридической ответственности: уголовную, административную, дисциплинарную и  гражданскую.

Уголовная ответственность применяется  за нарушение запретов, предусмотренных  УК РФ. Поскольку преступления представляют собой наиболее опасные для общества деяния, то и меры наказания за них  устанавливаются наиболее строгие. Действующий УК РФ устанавливает 12 видов наказаний:

1)    штраф, т.е. денежное взыскание, назначаемое в размере от двадцати пяти до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до одного года;

2)    лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до пяти лет;

3)    лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград;

4)    обязательные работы, назначаемые осужденному и выполняемые ими бесплатно в свободное от основной работы или учебы время;

5)    исправительные работы на срок от двух месяцев до двух лет;

6)    ограничение по воинской службе;

7)    конфискация имущества;

8)    ограничение свободы, т.е. нахождение осужденных в специальном учреждении без изоляции от общества;

9)    арест на срок от одного до шести месяцев;

10) содержание в дисциплинарной воинской части;

11) лишение свободы на срок от шести месяцев до двадцати лет;

12) пожизненное лишение свободы либо смертная казнь.

Привлечение лица, виновного в совершении преступления, осуществляется в соответствии с Уголовным процессуальным кодексом РФ (УПК РФ), которым детально регламентированы все процедуры, связанные с возбуждением уголовного дела, расследованием преступления и вынесением приговора. УПК РФ определяет права и обязанности обвиняемого, подсудимого и осужденного, потерпевшего и других участников процесса, а  также правомочия государственных  органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу, порядок проведения отдельных следственных действий и  оценки полученных доказательств. Единственным органом, управомоченным привлекать виновных лиц к уголовной ответственности, является суд. Иные государственные органы не могут осуществлять правосудия и соответственно рассматривать уголовные дела Осужденный, несогласный с приговором, имеет право на его обжалование в вышестоящий суд, а также на прошение о помиловании или смягчении наказания. Помилование осуществляется Президентом РФ. Отношения уголовной ответственности прекращаются отбытием наказания либо освобождением от наказания по амнистии или по указу

Информация о работе Правонарушения и юридическая ответственность