Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:04, контрольная работа
Обеспечением правопорядка и законности специально занимается
значительно меньший круг органов, те, которые существуют только или главным
образом для выполнения такой роли. Их принято именовать органами охраны
правопорядка, т. е. органами, которые призваны охранять установленный
Конституцией РФ, другими законодательными и правовыми предписаниями порядок
жизни и деятельности государства и общества, российских граждан и иных лиц,
проживающих в России.
Введение - 3 -
Раздел 1. Понятие правоохранительной деятельности - 5 -
Раздел 2. Основные функции правоохранительной деятельности и общая
характеристика органов, осуществляющих ее. - 9 -
Раздел 3. Основные направления правоохранительной деятельности в РФ -12
-
Заключение. - 14 -
Список использованной литературы - 15 -
решаются вопросы организации и основ деятельности различных
правоохранительных органов. К таким актам можно отнести, например, Закон о
безопасности, Закон о милиции, Закон о судоустройстве, УПК и некоторые
другие. В ст. 1 Закона о безопасности, в частности, подчеркнуто, что
основными объектами, которые должны защищаться системой государственных
органов, являются «личность — ее права и свободы, общество — его
материальные и духовные ценности, государство — его конституционный строй,
суверенитет и территориальная целостность».
Это
положение и следовало бы
содержания задач правоохранительной деятельности. Во всяком случае, в нем
четко обозначены те ценности, которые должны охраняться.
По
закону охрана названных
органы, в том числе, естественно, и на правоохранительные. Это и составляет
суть задач последних.
Раздел
2. Основные функции
характеристика органов,
По своему содержанию правоохранительная деятельность не является
односложной. Ее многоплановость проявляется в относительном разнообразии
выполняемых социальных функций, содержание которых предопределяется
основными направлениями данного вида государственной деятельности. К числу
таких направлений (функций) следовало бы относить:
— конституционный контроль;
— правосудие;
—
организационное обеспечение
— прокурорский надзор;
—
выявление и расследование
— оказание юридической помощи и защита по уголовным делам.
Каждое из этих направлений нацелено на достижение конкретных, «своих»
результатов: устранение
нарушений предписаний
разбирательство и разрешение гражданских и уголовных дел; создание условий
для нормальной деятельности судов; выявление и устранение нарушений закона
с помощью средств прокурорского реагирования; раскрытие преступлений и
изобличение лиц, виновных в их совершении, подготовка материалов для
рассмотрения конкретных дел в суде; предоставление всем, кому это
необходимо, квалифицированной юридической помощи, особенно тем лицам,
которые привлекаются к уголовной ответственности. Достижение этих
результатов в конечном счете обеспечивает выполнение упомянутых выше задач
правоохранительной деятельности, несмотря на своеобразие и специфичность
методов, используемых в процессе реализации конкретных функций
(направлений).
Существенным является и то, что все названные функции (направления)
взаимосвязаны и дополняют друг друга. Здесь необходимо особо отметить, что
среди них важное место занимают первые две – конституционный контроль и
правосудие. Их реализация по своей сути означает претворение в жизнь в
значительной мере того, что в наши дни принято именовать судебной властью.
Как известно, эта ветвь государственной власти должна стать главным
атрибутом правового государства, продвижение к которому объявлено одной из
основных целей переустройства российской государственности в ближайшем
будущем. Такое государство немыслимо без эффективного конституционного
контроля и уважаемого всеми правосудия. От их развития и расширения влияния
в обществе и государственном механизме зависит многое. Но дело не только в
этом.
Правосудие
— такая функция
имеет прямое отношение к осуществлению наиболее значительных прав и
законных интересов человека и гражданина, государственных и
негосударственных организаций, должностных лиц[2]. Его задачам подчинено
выполнение практически всех других правоохранительных функций. Например,
правосудие по уголовному делу не может быть осуществлено законно,
обоснованно и справедливо, если это дело не будет предварительно
расследовано компетентными органами всесторонне и полно, если не будут
выявлены ими все необходимые доказательства и т. д[3]. Поэтому о правосудии
вполне можно говорить как о сердцевине правоохранительной деятельности в
целом.
Для выполнения названных функций правоохранительной деятельности
существуют конкретные органы, которые соответственно и именуются
правоохранительными. В наши дни вопрос о круге такого рода органов решается
по-разному: одни относят к ним большее количество, а другие — меньшее. Этот
разнобой объясняется прежде всего тем, что данный вопрос в законодательном
порядке прямо и однозначно не урегулирован, равно как нерешен и вопрос о
понятии правоохранительной деятельности.
С
учетом данного выше
характеристики ее функций (направлений) к правоохранительным органам можно
относить прежде всего суды (Конституционный Суд РФ и все прочие суды),
органы юстиции, прокуратуру, а также некоторые из тех органов, которые
призваны выявлять и расследовать преступления[4].
Среди
них следственные аппараты
внутренних дел, а равно государственные учреждения, которые вправе вести
дознание по уголовным делам (милиция, пожарная охрана, командиры воинских
частей, должностные лица таможенной службы и налоговой полиции, капитаны
кораблей, находящихся в дальнем плавании, начальники зимовок и некоторые
другие) или оперативно-розыскную деятельность (например, органы
контрразведки и внешней разведки, оперативные подразделения Главного
управления охраны РФ, должностные лица пограничных войск).
В течение длительного времени считалось бесспорным, что суд является
одним из правоохранительных органов, причем основным. Однако в последние
годы это положение нередко оспаривается. Высказывается мнение, что суды не
следует относить к правоохранительным органам. Они-де являются органами
судебной власти, и их нельзя включать в одну “команду” с органами
прокуратуры и исполнительной власти (юстиции, внутренних дел и т. д.). Но
их сторонники упускают из виду, по крайней мере, два существенных
обстоятельства. Во-первых, отнесение того или иного органа к числу
правоохранительных отнюдь не означает лишения его независимости и
подчинения другим однородным органам. Во-вторых, исключение судов из числа
правоохранительных органов неизбежно приведет к отрицанию того, что они
уполномочены заниматься охраной права. И данное положение практически никто
не оспаривает.
Раздел 3.
Основные направления
От функций необходимо отличать основные направления деятельности
правоохранительных органов. Эти категории находятся в разных плоскостях и
взаимно дополняют общую характеристику организации и деятельности
правоохранительных органов[5]. Если функции связаны с задачами, которые
решают правоохранительные органы в борьбе с преступлениями и иными
правонарушениями, то основные направления определяют цели деятельности
правоохранительных органов, которые вытекают из правовой политики
государства.[6]
Исходя из сказанного следует, что правоохранительные органы должны
находится вне политики различных партий и остальных политических групп. Но
это вовсе не означает, что они не должны принимать участие в осуществлении
правовой политики государства, которая в настоящее время определяется
Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, другими законами
и иными нормативными актами, принятыми в установленном порядке, в целях
создания правового государства и гражданского общества в России
(перспективная цель), сокращения преступности и всех правонарушений
(ближайшая цель) путем:
- принятия новых федеральных законов, других законов и иных правовых
актов, направленных против преступности и всех правонарушений;
- совершенствования системы и деятельности правоохранительных органов,
обязанных противодействовать преступности и всем правонарушениям, с
разграничением их полномочий и компетенции;
- установления принципиальных, исходных положений устройства, организации
и деятельности правоохранительных органов, направленных на сокращение
преступности и всех правонарушений;
- взаимодействия
правоохранительных органов
них функций;
- определения
новых юридических и научно-
приемов противодействия
преступности и всем
- возложения
обязанности оказывать
борьбе с
преступностью и всеми
органы, государственные, общественные и частные организации, а также
население с установлением пределов их участия в этой деятельности;
- развития финансовой
и иной материально-
правоохранительных
органов при противодействии
правонарушениям.
Таковы основные направления организации и деятельности
правоохранительной деятельности, которые детализируются в различных
системах правовой политики государства (гражданско-правовой, уголовно-
правовой, административно-правовой, процессуальной и др.) в переходный от
тоталитаризма к демократии период, к сожалению, воспринятый многими
гражданами как обретение неограниченной свободы действий, включая
игнорирование законов,
определяющих рамки законопослушного
поведения.
Информация о работе Правоохранительная деятельность в РФ и ее основные направления