Правоохранительная деятельность в РФ и ее основные направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:06, реферат

Описание

Переход к рыночной экономике, реформирование политической структуры
власти повлекли за собой глубокие перемены во всех сферах жизни российского
общества. Деятельность государства и его органов охватывает многие сферы
государственной и общественной жизни. Решение проблем, связанных с
обеспечением нормального функционирования экономики в целом, ее отраслей и
конкретных хозяйственных организаций, осуществление внешней политики,
создание условий для развития культуры, науки и образования, поддержание
обороноспособности и охрана государственной безопасности страны, а также
многие другие функции — таково содержание этой многообразной и
многоплановой деятельности.

Содержание

Введение - 3 -
Раздел 1. Понятие правоохранительной деятельности - 5 -
Раздел 2. Основные функции правоохранительной деятельности и общая
характеристика органов, осуществляющих ее. - 9 -
Раздел 3. Основные направления правоохранительной деятельности в РФ -12
-
Заключение. - 14 -
Список использованной литературы - 15 -

Работа состоит из  1 файл

Правоохрнительные органы.docx

— 28.22 Кб (Скачать документ)

решаются   вопросы    организации    и    основ    деятельности    различных

правоохранительных  органов. К таким актам можно  отнести, например,  Закон  о

безопасности, Закон  о милиции,  Закон  о  судоустройстве,  УПК  и  некоторые

другие. В ст.  1  Закона  о  безопасности,  в  частности,  подчеркнуто,  что

основными объектами,  которые  должны  защищаться  системой  государственных

органов,  являются  «личность  —  ее  права  и  свободы,  общество   —   его

материальные и  духовные ценности, государство —  его  конституционный  строй,

суверенитет и территориальная  целостность».

      Это  положение и следовало бы считать  основным ориентиром при раскрытии

содержания задач  правоохранительной деятельности. Во всяком  случае,  в  нем

четко обозначены те ценности, которые должны охраняться.

      По  закону охрана названных ценностей  возложена на все  государственные

органы, в том числе, естественно, и на правоохранительные. Это и составляет

суть задач последних. 

     Раздел 2. Основные функции правоохранительной  деятельности и общая

                 характеристика органов, осуществляющих  ее. 
 

      По  своему  содержанию  правоохранительная  деятельность  не  является

односложной. Ее многоплановость  проявляется  в  относительном  разнообразии

выполняемых  социальных   функций,   содержание   которых   предопределяется

основными направлениями  данного вида государственной деятельности.  К  числу

таких направлений (функций) следовало бы относить:

      —  конституционный контроль;

      —  правосудие;

      —  организационное обеспечение деятельности  судов;

      —  прокурорский надзор;

      —  выявление и расследование преступлений;

      —  оказание юридической помощи  и защита по уголовным делам.

      Каждое  из этих направлений нацелено  на достижение конкретных,  «своих»

результатов: устранение нарушений предписаний Конституции  РФ;  справедливое

разбирательство и  разрешение гражданских и уголовных  дел;  создание  условий

для нормальной деятельности судов; выявление и устранение  нарушений  закона

с помощью  средств  прокурорского  реагирования;  раскрытие  преступлений  и

изобличение  лиц,  виновных  в  их  совершении,  подготовка  материалов  для

рассмотрения  конкретных  дел  в  суде;  предоставление   всем,   кому   это

необходимо,  квалифицированной  юридической  помощи,  особенно  тем   лицам,

которые  привлекаются   к   уголовной   ответственности.   Достижение   этих

результатов в конечном счете обеспечивает выполнение упомянутых  выше  задач

правоохранительной  деятельности, несмотря  на  своеобразие  и  специфичность

методов,   используемых   в   процессе   реализации    конкретных    функций

(направлений).

      Существенным  является и то, что все  названные   функции  (направления)

взаимосвязаны и дополняют друг друга. Здесь необходимо особо отметить,  что

среди них важное место занимают первые  две  –  конституционный  контроль  и

правосудие. Их реализация по своей  сути  означает  претворение  в  жизнь  в

значительной мере того, что в наши дни принято  именовать  судебной  властью.

Как  известно,  эта  ветвь  государственной  власти  должна  стать   главным

атрибутом правового  государства, продвижение к которому объявлено  одной  из

основных  целей  переустройства  российской  государственности  в  ближайшем

будущем.  Такое государство немыслимо без эффективного  конституционного

контроля и уважаемого всеми правосудия. От их развития и  расширения  влияния

в обществе и государственном  механизме зависит многое. Но дело не  только  в

этом.

      Правосудие  — такая функция  правоохранительной  деятельности,  которая

имеет  прямое  отношение  к  осуществлению  наиболее  значительных  прав   и

законных   интересов    человека    и    гражданина,    государственных    и

негосударственных организаций, должностных  лиц[2].  Его  задачам  подчинено

выполнение практически  всех  других  правоохранительных  функций.  Например,

правосудие  по  уголовному  делу  не  может   быть   осуществлено   законно,

обоснованно  и  справедливо,  если  это   дело   не   будет   предварительно

расследовано компетентными  органами  всесторонне  и  полно,  если  не  будут

выявлены ими все  необходимые доказательства и т. д[3]. Поэтому о  правосудии

вполне можно говорить как о  сердцевине  правоохранительной  деятельности  в

целом.

      Для   выполнения  названных  функций   правоохранительной   деятельности

существуют   конкретные   органы,   которые   соответственно   и   именуются

правоохранительными. В наши дни вопрос о круге такого рода органов  решается

по-разному: одни относят  к ним большее количество, а  другие — меньшее.  Этот

разнобой объясняется прежде всего тем, что данный вопрос  в законодательном

порядке прямо и однозначно не урегулирован, равно как нерешен  и вопрос  о

понятии правоохранительной деятельности.

      С  учетом данного выше определения   правоохранительной  деятельности  и

характеристики ее функций (направлений) к правоохранительным  органам  можно

относить прежде всего суды (Конституционный Суд РФ  и все прочие  суды),

органы юстиции, прокуратуру, а  также  некоторые  из  тех  органов,  которые

призваны выявлять и расследовать преступления[4].

      Среди  них следственные аппараты органов  прокуратуры,  контрразведки   и

внутренних дел, а  равно государственные  учреждения,  которые  вправе  вести

дознание по уголовным  делам (милиция, пожарная  охрана,  командиры  воинских

частей, должностные  лица таможенной службы  и  налоговой  полиции,  капитаны

кораблей, находящихся  в дальнем плавании,  начальники  зимовок  и  некоторые

другие)   или   оперативно-розыскную    деятельность    (например,    органы

контрразведки  и  внешней  разведки,  оперативные   подразделения   Главного

управления охраны РФ, должностные лица пограничных  войск).

      В  течение длительного времени  считалось бесспорным, что  суд   является

одним из правоохранительных органов, причем  основным.  Однако  в  последние

годы это положение  нередко оспаривается. Высказывается  мнение, что  суды  не

следует относить к  правоохранительным  органам.  Они-де  являются  органами

судебной  власти,  и  их  нельзя  включать  в  одну  “команду”  с   органами

прокуратуры и исполнительной власти (юстиции, внутренних дел и  т.  д.).  Но

их  сторонники  упускают  из  виду,  по  крайней  мере,   два   существенных

обстоятельства.  Во-первых,  отнесение  того  или  иного  органа   к   числу

правоохранительных  отнюдь  не  означает   лишения   его   независимости   и

подчинения другим однородным органам. Во-вторых, исключение судов  из  числа

правоохранительных  органов неизбежно приведет  к  отрицанию  того,  что  они

уполномочены заниматься охраной права. И данное положение  практически  никто

не оспаривает. 

    Раздел 3. Основные направления правоохранительной  деятельности в РФ. 
 

      От  функций  необходимо  отличать  основные  направления  деятельности

правоохранительных  органов. Эти категории находятся  в  разных  плоскостях  и

взаимно  дополняют   общую   характеристику   организации   и   деятельности

правоохранительных  органов[5]. Если  функции  связаны  с  задачами,  которые

решают  правоохранительные  органы  в  борьбе  с  преступлениями   и   иными

правонарушениями,  то  основные  направления  определяют  цели  деятельности

правоохранительных  органов,   которые   вытекают   из   правовой   политики

государства.[6]

      Исходя из сказанного следует,  что правоохранительные  органы  должны

находится вне политики различных партий и остальных  политических  групп.  Но

это вовсе не означает, что они не должны принимать участие  в  осуществлении

правовой  политики  государства,  которая  в  настоящее  время  определяется

Конституцией Российской Федерации, федеральными законами,  другими  законами

и иными нормативными актами, принятыми  в  установленном  порядке,  в  целях

создания  правового   государства   и   гражданского   общества   в   России

(перспективная   цель),  сокращения  преступности   и   всех   правонарушений

(ближайшая цель) путем:

-  принятия новых  федеральных  законов,  других  законов  и  иных  правовых

   актов, направленных  против преступности и всех  правонарушений;

-  совершенствования  системы  и  деятельности  правоохранительных  органов,

   обязанных  противодействовать  преступности  и всем  правонарушениям,  с

   разграничением  их полномочий и компетенции;

-  установления  принципиальных, исходных положений  устройства,  организации

   и деятельности  правоохранительных  органов,  направленных  на  сокращение

   преступности  и всех правонарушений;

-  взаимодействия  правоохранительных органов при  выполнении возложенных  на

   них функций;

-  определения  новых юридических и научно-технических   средств,  методов  и

   приемов противодействия  преступности и всем правонарушениям;

-  возложения  обязанности оказывать содействие  правоохранительным органам в

   борьбе с  преступностью и всеми правонарушениями  на другие государственные

   органы, государственные,  общественные  и  частные   организации,  а  также

   население  с установлением пределов их  участия в этой деятельности;

-  развития финансовой  и иной материально-технической  базы для деятельности

   правоохранительных  органов  при  противодействии   преступности  и   всем

   правонарушениям.

      Таковы    основные    направления    организации    и     деятельности

правоохранительной  деятельности,   которые   детализируются   в   различных

системах  правовой  политики  государства  (гражданско-правовой,   уголовно-

правовой, административно-правовой, процессуальной и др.)  в  переходный  от

тоталитаризма  к  демократии  период,  к  сожалению,   воспринятый   многими

гражданами  как   обретение   неограниченной   свободы   действий,   включая

игнорирование законов, определяющих рамки законопослушного поведения. 
 

Информация о работе Правоохранительная деятельность в РФ и ее основные направления