Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:06, реферат
Переход к рыночной экономике, реформирование политической структуры
власти повлекли за собой глубокие перемены во всех сферах жизни российского
общества. Деятельность государства и его органов охватывает многие сферы
государственной и общественной жизни. Решение проблем, связанных с
обеспечением нормального функционирования экономики в целом, ее отраслей и
конкретных хозяйственных организаций, осуществление внешней политики,
создание условий для развития культуры, науки и образования, поддержание
обороноспособности и охрана государственной безопасности страны, а также
многие другие функции — таково содержание этой многообразной и
многоплановой деятельности.
Введение - 3 -
Раздел 1. Понятие правоохранительной деятельности - 5 -
Раздел 2. Основные функции правоохранительной деятельности и общая
характеристика органов, осуществляющих ее. - 9 -
Раздел 3. Основные направления правоохранительной деятельности в РФ -12
-
Заключение. - 14 -
Список использованной литературы - 15 -
решаются вопросы организации и основ деятельности различных
правоохранительных органов. К таким актам можно отнести, например, Закон о
безопасности, Закон о милиции, Закон о судоустройстве, УПК и некоторые
другие. В ст. 1 Закона о безопасности, в частности, подчеркнуто, что
основными объектами, которые должны защищаться системой государственных
органов, являются «личность — ее права и свободы, общество — его
материальные и духовные ценности, государство — его конституционный строй,
суверенитет и территориальная целостность».
Это
положение и следовало бы
содержания задач правоохранительной деятельности. Во всяком случае, в нем
четко обозначены те ценности, которые должны охраняться.
По
закону охрана названных
органы, в том числе, естественно, и на правоохранительные. Это и составляет
суть задач последних.
Раздел
2. Основные функции
характеристика органов,
По своему содержанию правоохранительная деятельность не является
односложной. Ее многоплановость проявляется в относительном разнообразии
выполняемых социальных функций, содержание которых предопределяется
основными направлениями данного вида государственной деятельности. К числу
таких направлений (функций) следовало бы относить:
— конституционный контроль;
— правосудие;
—
организационное обеспечение
— прокурорский надзор;
—
выявление и расследование
— оказание юридической помощи и защита по уголовным делам.
Каждое из этих направлений нацелено на достижение конкретных, «своих»
результатов: устранение
нарушений предписаний
разбирательство и разрешение гражданских и уголовных дел; создание условий
для нормальной деятельности судов; выявление и устранение нарушений закона
с помощью средств прокурорского реагирования; раскрытие преступлений и
изобличение лиц, виновных в их совершении, подготовка материалов для
рассмотрения конкретных дел в суде; предоставление всем, кому это
необходимо, квалифицированной юридической помощи, особенно тем лицам,
которые привлекаются к уголовной ответственности. Достижение этих
результатов в конечном счете обеспечивает выполнение упомянутых выше задач
правоохранительной деятельности, несмотря на своеобразие и специфичность
методов, используемых в процессе реализации конкретных функций
(направлений).
Существенным является и то, что все названные функции (направления)
взаимосвязаны и дополняют друг друга. Здесь необходимо особо отметить, что
среди них важное место занимают первые две – конституционный контроль и
правосудие. Их реализация по своей сути означает претворение в жизнь в
значительной мере того, что в наши дни принято именовать судебной властью.
Как известно, эта ветвь государственной власти должна стать главным
атрибутом правового государства, продвижение к которому объявлено одной из
основных целей переустройства российской государственности в ближайшем
будущем. Такое государство немыслимо без эффективного конституционного
контроля и уважаемого всеми правосудия. От их развития и расширения влияния
в обществе и государственном механизме зависит многое. Но дело не только в
этом.
Правосудие
— такая функция
имеет прямое отношение к осуществлению наиболее значительных прав и
законных интересов человека и гражданина, государственных и
негосударственных организаций, должностных лиц[2]. Его задачам подчинено
выполнение практически всех других правоохранительных функций. Например,
правосудие по уголовному делу не может быть осуществлено законно,
обоснованно и справедливо, если это дело не будет предварительно
расследовано компетентными органами всесторонне и полно, если не будут
выявлены ими все необходимые доказательства и т. д[3]. Поэтому о правосудии
вполне можно говорить как о сердцевине правоохранительной деятельности в
целом.
Для выполнения названных функций правоохранительной деятельности
существуют конкретные органы, которые соответственно и именуются
правоохранительными. В наши дни вопрос о круге такого рода органов решается
по-разному: одни относят к ним большее количество, а другие — меньшее. Этот
разнобой объясняется прежде всего тем, что данный вопрос в законодательном
порядке прямо и однозначно не урегулирован, равно как нерешен и вопрос о
понятии правоохранительной деятельности.
С
учетом данного выше
характеристики ее функций (направлений) к правоохранительным органам можно
относить прежде всего суды (Конституционный Суд РФ и все прочие суды),
органы юстиции, прокуратуру, а также некоторые из тех органов, которые
призваны выявлять и расследовать преступления[4].
Среди
них следственные аппараты
внутренних дел, а равно государственные учреждения, которые вправе вести
дознание по уголовным делам (милиция, пожарная охрана, командиры воинских
частей, должностные лица таможенной службы и налоговой полиции, капитаны
кораблей, находящихся в дальнем плавании, начальники зимовок и некоторые
другие) или оперативно-розыскную деятельность (например, органы
контрразведки и внешней разведки, оперативные подразделения Главного
управления охраны РФ, должностные лица пограничных войск).
В течение длительного времени считалось бесспорным, что суд является
одним из правоохранительных органов, причем основным. Однако в последние
годы это положение нередко оспаривается. Высказывается мнение, что суды не
следует относить к правоохранительным органам. Они-де являются органами
судебной власти, и их нельзя включать в одну “команду” с органами
прокуратуры и исполнительной власти (юстиции, внутренних дел и т. д.). Но
их сторонники упускают из виду, по крайней мере, два существенных
обстоятельства. Во-первых, отнесение того или иного органа к числу
правоохранительных отнюдь не означает лишения его независимости и
подчинения другим однородным органам. Во-вторых, исключение судов из числа
правоохранительных органов неизбежно приведет к отрицанию того, что они
уполномочены заниматься охраной права. И данное положение практически никто
не оспаривает.
Раздел 3.
Основные направления
От функций необходимо отличать основные направления деятельности
правоохранительных органов. Эти категории находятся в разных плоскостях и
взаимно дополняют общую характеристику организации и деятельности
правоохранительных органов[5]. Если функции связаны с задачами, которые
решают правоохранительные органы в борьбе с преступлениями и иными
правонарушениями, то основные направления определяют цели деятельности
правоохранительных органов, которые вытекают из правовой политики
государства.[6]
Исходя из сказанного следует, что правоохранительные органы должны
находится вне политики различных партий и остальных политических групп. Но
это вовсе не означает, что они не должны принимать участие в осуществлении
правовой политики государства, которая в настоящее время определяется
Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, другими законами
и иными нормативными актами, принятыми в установленном порядке, в целях
создания правового государства и гражданского общества в России
(перспективная цель), сокращения преступности и всех правонарушений
(ближайшая цель) путем:
- принятия новых федеральных законов, других законов и иных правовых
актов, направленных против преступности и всех правонарушений;
- совершенствования системы и деятельности правоохранительных органов,
обязанных противодействовать преступности и всем правонарушениям, с
разграничением их полномочий и компетенции;
- установления принципиальных, исходных положений устройства, организации
и деятельности правоохранительных органов, направленных на сокращение
преступности и всех правонарушений;
- взаимодействия
правоохранительных органов
них функций;
- определения
новых юридических и научно-
приемов противодействия
преступности и всем
- возложения
обязанности оказывать
борьбе с
преступностью и всеми
органы, государственные, общественные и частные организации, а также
население с установлением пределов их участия в этой деятельности;
- развития финансовой
и иной материально-
правоохранительных
органов при противодействии
правонарушениям.
Таковы основные направления организации и деятельности
правоохранительной деятельности, которые детализируются в различных
системах правовой политики государства (гражданско-правовой, уголовно-
правовой, административно-правовой, процессуальной и др.) в переходный от
тоталитаризма к демократии период, к сожалению, воспринятый многими
гражданами как обретение неограниченной свободы действий, включая
игнорирование законов,
определяющих рамки законопослушного
поведения.
Информация о работе Правоохранительная деятельность в РФ и ее основные направления