Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 06:19, курсовая работа
Всякий иной социальный процесс протекает в рамках определенных социальных институтов, отношений и норм. Политическая жизнь общества также осуществляется с помощью особого социального механизма. В политической науке совокупность государственных и негосударственных общественных институтов, социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения, называется политической системой общества.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...........3
ГЛАВА 1. Основные направления совершенствования и развития современной российской политической системы.
Понятие политической системы и ее основные функции. …………………..5
Структурные элементы политической системы общества……………………9
Основные типы современных политических систем………………………...14
Типология политических систем……………………………………………...17
Роль и место государства в политической системе общества………………20
Основные направления совершенствования политической системы РФ…………………………………………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...28
Основное отличие государства от других политических институтов общества состоит, прежде всего, в том, что ему принадлежит высшая власть в обществе. Его властная сила универсальна: она распространяется на все население и общественные партии данной страны; она держится на прерогативах-полномочиях отмены всякой другой власти, а также на наличии таких средств воздействия, которыми никакие другие общественные организации, кроме нее, не располагают. К таким средствам воздействия относятся законодательство, аппарат чиновников, армия, суд и т.д.
Политические партии и массовые общественные организации также могут иметь свои постоянно действующие аппараты, которые призваны обеспечивать их нормальное функционирование. Однако в отличие от государственного аппарата они не имеют в свое структуре, например, таких органов, которые призваны охранять действующую в обществе правовую систему - органов милиции, суда, прокуратуры, адвокатуры и т.п., функционирующих в интересах всех членов общества. Среди различных элементов политической системы государство выделяется еще и тем, что располагает разветвленной системой юридических средств, которые дают ему возможность управлять многими отраслями экономики и оказывать воздействие на все общественные отношения. Обладая соответствующими полномочиями, различные государственные органы не только издают в рамках своей компетенции нормативно-правовые и индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию.
Достигается это по-разному - путем воспитания, поощрения и убеждения, осуществлением постоянного контроля за точным осуществлением этих актов, применением в необходимых случаях мер государственного принуждения21.
Следует отметить,
что в некоторых странах
Наконец, государство обладает суверенитетом. Суверенность политической власти выступает как один из признаков государства. Его содержание заключается в верховенстве этой власти по отношению ко всем гражданам и образуемым ими негосударственным организациям внутри страны и в независимом поведении страны (государства) на внешней арене.
Итак, государство
и общественные объединения - это
самостоятельные части
6. Основные направления совершенствования политической системы страны:
Очевидно, что
совершенствование российской политической
системы отнюдь не сводится к вопросу
об улучшении организации
Дело далеко не только в технической процедуре выборов. Как известно, в условиях гигантской коррупции, отсутствия свободы слова, реальной общественной дискуссии и прозрачного финансирования политической деятельности даже идеально организованные выборы превращаются в соревнование опасных социальных популистов, становятся инструментом для прихода к власти, например, нацистских или фашистских сил24. Без серьезнейшего внимания к повышению политической культуры и свобода слова, и выборы в нашей стране станут праздником демагогов и популистов, которые ее окончательно и похоронят.
Главные, первоочередные задачи общества и государства в сфере создания современной политической системы и политической реформы – не коррекция частностей, а привнесение в российскую политику жизни и смысла. Только в таком случае она будет интересна людям и достойна их доверия. Чтобы этого добиться, прежде всего, нужно поднимать уровень общественного сознания и открывать возможности для участия людей во власти и в политике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выступая как совокупность важнейших политических институтов, возникающая и функционирующая на основе определенных политических идей, политическая система того или иного общества выступает как универсальная управляющая система общества, которая в конечном итоге регулирует взаимоотношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и определенный социальный порядок на основе использования государственной власти.
Политическая система, как диалектическая система имеет свои функции, которые определяются разными авторами в зависимости от подхода: системного - понятия «»входа» и «выхода», и структурно-функционального – применение категорий диалектических подсистем.
В государствах, где политическая система вынуждена решать задачи, которые она решить не может, возникает кризис политической системы. В современном мире существуют многообразные политические системы, которые в свою очередь состоят из составляющих элементов. Государство же является главным звеном политической системы.
Для совершенствования российской политической системы в 2010 - 2012 г.г. необходимы следующие первоочередные постепенные, но решительные шаги25:
1. В контролируемых государством СМИ проводится политика отмены политической и идеологической цензуры и запрета на критику высших чиновников, включая президента и председателя правительства. Попытки административного воздействия на СМИ и журналистов со стороны властей расцениваются как нарушение статьи 29 Конституции РФ и преследуются по закону. В течение ближайших двух лет создается Общественное телевидение, открытое для всех точек зрения и свободное от политической цензуры и государственной пропаганды.
2. Руководство страны четко и недвусмысленно определяет стратегическую перспективу России как современного европейского государства, основанного на разделении властей, приоритете человеческой жизни и прав человека; принимаются государственные решения, принципиально и однозначно оценивающие сталинизм, политический произвол и лицемерную идеологию советского периода.
3. Полностью
восстанавливаются в правах
4. Осуществляется
комплекс мер по обеспечению
независимости суда, исправлению
судебных ошибок и пересмотру
неправосудных приговоров. Вводится
система административных
5. Под общественный
контроль ставятся все
6. Чиновники
переводятся на контрактный
7. Законодательно
ограничивается возможность
8. Принимаются
меры против избыточного
9. Признается незыблемость частной собственности и права собственников, в т.ч. и их политическое право открыто и прозрачно, финансировать в рамках закона политические партии и движения.
10. Местное самоуправление
освобождается от всех видов
избыточного государственного
11. Вводится
система действительно
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
II. Монографии и учебники.
1 Тетерюков Н.К. Политическая система общества: материалы лекции. – Гомель: БелИИЖТ, 2009. С.58.
2 Алексеев С.С. Государство и право: учебное пособие. М., 2009. С.31.
3 Комаров С.А. Общая теория государство и права. Учебник.- М.: Юрайт, 2010.
4 Матузов . Н.И.,. Малько А.В Теория государства и права: Курс лекций. - М.: Кнорус, 2011.
5 Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства. Вопросы и ответы, М., - 2011.
6 Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебное пособие, М., - 2010
7 Н.И. Матузов., А.В. Малько. Теория государства и права: Курс лекций. - М.: Кнорус, 2011.
8 Венгеров А.Б., Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М.: Омега-Л, 2011.
9 Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические вузы. М., 2011.
10 Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебное пособие.- М.: Проспект, 2012.
11 Жарков М.Э. и Кривачев А.А. Теория права и государства. Лекции в тезисах, определениях и блок – схемах. Учебно-методическое пособие. М.: 2010.
12 Хропанюк В. Н. Теория государства и права. - М.: Омега-Л, 2012.
13 Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические вузы. М., 2011.
14 Жарков М.Э. и Кривачев А.А. Теория права и государства. Лекции в тезисах, определениях и блок – схемах. Учебно-методическое пособие. М.: 2010. С. 47
15 Папарин А.С., Политология: Учебник. М.: Проспект, 2011.
16 Петренко А.В. Теория государства и права. Справочное издание. – М.: Сова, 2012
17 Курьянов М.А., Наумова М.Д., Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие. Тамбов.: Проспект, 2010.
18 Лазарев В. В. Общая теория права и государства: Учебник. М.,- 2011.
19 Конституция РФ от 12.12.1993г. (в ред. Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ).
20 Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебное пособие.- М.: Проспект, 2012
21 Политическая система, sibupk.nsk.su.
22 Комаров С.А. Общая теория государство и права. Учебник.- М.: Юрайт, 2010.
23 Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические вузы. – М.: 2011 г.
24 Тетерюков Н.К. Политическая система общества: материалы лекции. – Гомель: БелИИЖТ, 2009.
25 Косарев А.И. Теория государства и права. М.: 2010.