Правосознание и правовая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 19:50, контрольная работа

Описание

История показывает, что только тогда правотворческая и правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное место занимает и сознательное, организующее творчество, умная работа. При изучении этих сознательных и созидательных процессов в правотворчестве и правоприменении теория права формулирует тему правосознания и правовой культуры. Действительно, в какой степени осмысленное, сознательное отношение общества и индивидов к праву ведет к необходимому правовому состоянию общества, к появлению новых правовых норм, в какой степени эмоциональное отношение влияет на правомерное или правонарушительное поведение?

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Понятие, структура и виды правосознания…………………………….4
Правовые положение населения (патриции плебеи, статусы личности)………………………………………………………………….8
Имущественные правоотношения (собственность-владения-держание-сервитуты)………………………………………………………………....12
Брачно-семейные отношения (агнаты, когнаты) наследственное право
Система преступлений и наказаний……………………………………..13
Легисакционный процесс………………………………………………...23
Заключение………………………………………………………………..…….20
Список использованной литературы…………………………………..……...22

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа теория гос-ва и права.docx

— 31.01 Кб (Скачать документ)

Немалую роль играет и знание полезного зарубежного  правового опыта, когда в правосознании  формируется представление “у них” и “у нас”, при чем “у них” со знаком “плюс”, “у нас” со знаком “минус”.

Такое правосознание  также может в определенных исторических условиях выступать фактором правового  развития. Однако при этом всегда надо исключать механическое копирование  чужого опыта, сопоставлять его с  национальными традициями, собственным  правовым опытом. Правосознание право  могут находится в конфликте. На это оказывает влияние взаимодействие правового и морального, политического, эстетического сознания. Так, пока 'пить' считалось моральным, в правовом сознании это обстоятельство при совершении бытового преступления фигурировало как смягчающее вину обстоятельство – “по пьяни”. Но уголовное законодательство расценивает это как отягчающее обстоятельство. Правосознание находилось в конфликте с правом.

Правосознание в своих пластах, уровнях, видах  “работает” на устранение пробелов в  праве, формулирует в конкретных правовых требованиях (законах, постановлениях) положения, которые могут усовершенствовать  законодательство. в правоприменительной деятельности развитое правосознание направляет гражданина для разрешения спора в суд, а не в редакцию газеты, что впрочем, тоже иногда полезно.

Право формирует  правосознание. Если право отвечает социальным потребностям общества, соответствует  его идеалам, целям, тогда правосознание служит опорой правоприменительной деятельности, основой правотворчества. Право – структурообразующий фактор для правосознания.

Дефекты правосознания зачастую возникают  из-за массового незнания и непонимания  закона. Особенно опасно, когда такая  ситуация возникает в среде работников СМИ, тиражирующих свое невежество. Так, в одной из солидных газет недавно  утверждалось, что уже само судебное разбирательство бросает тень на участников разбирательства “и должно побуждать их уйти с высоких должностей”, игнорируется приговор суда, презумпция невиновности – все это для  таких журналистов “темный лес”. Раз разбирательство – значит, виноват. Но так ведь и в 30-е годы считалось – “органы не ошибаются”, арестован – значит, виноват. Теперь уже достаточно одного разбирательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Правовой нигилизм

Нигилистическое отношение, то есть абсолютное отрицание, формулируется в правовой психологии определенных социальных групп, индивидов, когда, например, все стражи порядка  – это “менты”, когда тюремная жизнь овевается романтикой, ореолом  из блатных песен, когда появляются герои – “воры в законе”, авторитеты преступного мира.

Правосознание может формироваться еще в  детстве, когда, например, мать пугает расшалившегося ребенка милиционеров, вместо того чтобы внушить ему  мысль, что милиционер – это его  защитник, помощник.

Поэтому так важно формировать, использую  и искусство, и СМИ, и иные способы, положительный образ защитника  правопорядка, а не опускаться до массовой дискредитации фигуры полицейского.

Во многих кинокартинах герои-полицейские –  это лица негритянского происхождения, и этим также снимаются нелепые  расовые, националистические, шовинистические  представления.

Таким образом, правовой нигилизм – это во-первых, характеристика определенных негативных, деформированных сторон правосознания, которая резко критически, отрицательно относится к требованиям уважения и соблюдения права.

Правовой  нигилизм противостоит в правосознании  требованиям законности, своему антиподу. Законность в правосознании как  раз и реализуется в идеалах  соблюдения и уважения права, в укреплении правопорядка, в понимании культурной и духовной ценности права.

Во-вторых, правовой нигилизм и его антипод  – законность – это не только сфера духовной жизни общества, сфера  правового сознания. Это еще и  характеристика определенного реального  состояния общества. Это состояние общества – уже не психологическая, а социальная характеристика. Причины правового нигилизма самые разные. От вполне обоснованных протестов тех или иных законов до искусственно созданного неприятия права вообще, как не нужного социального института. Противостоит правовому нигилизму, иным деформациям правосознания такой сложный социальный феномен, как правовая культура.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Правовая культура

Правовая  культура – многозначная характеристика одной из важнейших сторон жизни  общества. Это более высокая и  емкая форма правосознания.

Правовая  культура характеризует уровень  правосознания, включает степень сознания права, на которую опираются исполнительная власть, должностные лица, характеризуется  она и интенсивностью убеждений  в ценности права. Правовая культура также имеет свою структуру: профессиональный и традиционно-бытовой пласты. Высокий  уровень правовой культуры – один из признаков правового государства.

Если  правосознание охватывает только духовную жизнь общества, является только частью общественного сознания, то правовая культура включает в себя как духовные характеристики, так и “материальные  придатки” права – юридические  учреждения, их организацию, отношения; как роль в обществе права, судебной, нотариальной, арбитражной и иных систем, так и стиль, культуру их работы, отношения с гражданами, защиту законных интересов, знание и соблюдение законных интересов в обществе; как соотношение правовой культуры с другими системами общей культуры – политической, научной, художественной, так формы рассмотрения споров в суде, работу законодательных органов и тому подобное.

Правовая  культура складывается синергетически, отражая, впрочем, уровень, условия существования различных обществ, этапы цивилизованного развития человечества.

Поскольку культура – выражение специфически человеческого способа деятельности, поскольку она по своей природе  нормативна; следовательно, культурные и правовые нормы могут совпадать  по своему содержанию, то есть они могут заключать в себе одни и те же правила поведения.

Культурная  норма всегда социальна, ибо социальна  человеческая деятельность, ею нормируемая. Нормативность культуры обеспечивает координацию и организацию действий индивидов, входящих в социальное целое. Нормативность как организационное  и координационное средство проявляется  в форме институционализации  отношений и поведения. Ее сутью  является появление объективных, от индивидов, не зависящих правил поведения  и обеспечение их выполнения. Процесс  институционализации отношений  предполагает их формализацию и стандартизацию. Иначе субъект общественной жизни  не смог бы предвидеть действия других субъектов, связанных с ним, и  обеспечить взаимодействие – самую  глубинную основу любого коллективного  целого, в том числе и общества. Именно сформировавшаяся институционная система, регулирующая поведение людей, - одно из специфических отличий  человеческого общества.

Нормы культуры институцоинализируют отношения между людьми прежде всех прочих правил поведения. Непосредственно выражая качество человека, они образуют наиболее глубинную нормативную систему. То, что культурные нормы исторически первичны, несомненно. Они составляют основу всех остальных нормативных систем: нравственности, религии, эстетики, права. Оставаясь нормами культуры, они только приобретают новые дополнительные качества.

Обращаясь к праву, можно утверждать, что  все юридические нормы суть нормы  культуры, но не все нормы культуры суть юридические нормы. Осуществляемый обществом отбор культурных норм, после чего они оказываются включенными  в право, производится по принципу их значимости для сохранения и функционирования социального целого. Если правило поведения, входящее в культуру, имеет значение для общества или, во всяком случае, связано с осуществлением общих дел, оно должно стать общеобязательным, то есть сталь правом.

При первобытнообщинном строе, когда на месте целостного общества существовал конгломерат  кровнородственных коллективов, культурные нормы, разумеется, всеобщего значения приобрести не могли, а следовательно, общеобязательными, то есть правовыми, не становились. Здесь могли институонализироваться лишь личностные (не общественные!) связи. Только после формирования обмена как универсального способа кооперации людей в общество безотносительно к каким бы то ни было их личностным особенностям норма культуры включалась в опосредствование социального организма, становилась общеобязательной и, стало быть, правовой. Правило поведения, не ставшее нормой культуры, в право не включается. Право, следовательно, - часть культуры, ее сторона, “момент”.


Информация о работе Правосознание и правовая культура