Правосознание: понятие, структура, виды и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:55, курсовая работа

Описание

Правовое сознание оказывает активное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, способствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию и укреплению целостности общества, порядка в нем. Здоровое правосознание общества, уважение граждан к закону являются основой крепости государства, эффективного функционирования политической и правовой систем. Правовые представления о справедливости прав и обязанностей человека, дозволений и запретов – все это воздействует на формирование мотивов и установок поведения человека в правовой сфере жизни общества, а через регулирование правового поведения личности проявляется активная роль права, правосознания.

Содержание

Введение
1. Правосознание: понятие, структура, виды и функции
1.1. Структура правосознания
1.2. Виды правосознания
1.3. Функции правосознания
2. Пути повышения правосознания граждан РФ
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсак ТГП.docx

— 72.29 Кб (Скачать документ)

Особо важное значение регулятивной функции проявляется в уже  упомянутой сфере создания и применения норм права. Правосознание не просто и не только “отдельная часть” механизма правового регулирования. Оно пронизывает весь этот механизм, отражает его, воздействует на него в целом. Правосознание выступает в качестве идеологического и социально-психологического фактора функционирования всей системы правового регулирования.

В научной литературе социалистического  периода можно встретить целый  ряд функций, которые являются производными от трех выше упомянутых функций. Это идеологическая функция, функция моделирования, воспитательная функция, правообразующая функция, прогностическая.

Значение идеологической функции  определяется тем, что предметы отражения  правового сознания – государство  и право – это общественные явления, в которых находят выражение  глубокие общезначимые социальные процессы, такие как, взаимоотношение личности и общества, общественное разделение труда и другие. И правильное отражение таких социальных явлений и закрепление их в праве возможно, по мнению ученых, только с классовых позиций, т.е. при активном участии идеологической функции правосознания. Иными словами идеологическая функция служит определенной призмой, смотря через которую человек должен видеть то, что навязано государством, т.е. господствующим классом.

Правосознание выполняет также  функцию моделирования. Результатом действия функции правового моделирования является фор-мирование определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально необходимые для успешного развития общественных отношений. Функция правового моделирования состоит в предвидении того, какие нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы, закрепленные в них права и обязанности оказали наиболее эффективное воздействие на развитие общественных отношений в направлении, необходимом для достижения конкретной правовой цели. Правосознание участвует в определении моделей должного поведения не произвольно, а на основе всестороннего восприятия и оценки людьми всей совокупности отношений — экономических, политических, этических, религиозных и др. Результатом изучения и оценки совокупности различных общественных отношений является выработка модели должного поведения, причем это долженствование выступает как проявление социальной необходимости.

Функция правообразующая составляет часть регулятивной функции, связанной  с созданием норм права. Эта функция проявляется на всех этапах право и законотворчества. Начиная от создания проекта закона до подписания закона высшим должностным лицом (если это предусмотрено) государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Пути повышения правосознания  граждан РФ

В современных условиях в российском обществе необходимо преодолеть правовой нигилизм, воспитывая уважительное отношение  к закону, путем обеспечения качества принимаемых законов, упрочнения законности и правопорядка, действительной независимости  судов от власти и чиновников.

Массовое сознание людей не должно мириться с произволом, коррупцией, таким состоянием правовой системы  и общественной морали, которую именуют  понятием «беспредел». Основами формирования здорового нравственного и правового сознания российских граждан является социальный мир, гражданское согласие, повышение благосостояния народа, расширение материальных гарантий прав человека. Одной из важнейших составных частей всей работы по искоренению произвола, нигилизма, социальной апатии являются активные меры по правовому воспитанию граждан.  

Воспитание правосознания находится  в органической связи с началами нравственности, демократического сознания всех граждан, связано с процессом  повышения культуры общества, человека, обретения им достоинства, свободы  и справедливости. В духовной жизни нашего общества за последние годы возросло неприятие идей социально-утопического сознания. Однако актуальными являются вопросы соотношения законности и свободы личности, прав человека и его гражданской ответственности, развития демократии. Очевидно, что демократия, законность, права человека несовместимы с анархией, вседозволенностью, произволом. Свобода человека в ее нравственных и правовых формах означает такой вариант поведения лица, в которых реализация его здоровых, разумных и благородных интересов сочеталось бы с уважением интересов других людей, общества, государства. 

Естественно, что воспитание правосознания  начинается с усвоения нравственных ценностей, норм в семье, школе, в  духовном общении. В наблюдениях над жизнью, размышлениях о нормально протекающих событиях, бытовых и социальных конфликтах, связанных с нормами права, юридическими оценками, утверждаются правовые представления, взгляды, развиваются чувства молодых граждан. В правовом воспитании большая роль принадлежит художественной литературе, средствам массовой информации. Воспитание в духе права, законности не ограничивается правовым просвещением, формированием позитивного отношения к закону, праву, а находит свое завершение в правовой активности личности, в ее правовой культуре. Правовая культура личности выражается в овладении ею, основами юридических знаний, в уважении к закону, праву, в сознательном соблюдении норм права, в понимании социальной, юридической ответственности, в непримиримости к правонарушениям, в борьбе с ними. Знание гражданами своих прав, свобод, а также обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры. В теории и методике правового воспитания выделяется тройственная иерархия целей в деятельности, направленной на формирование комплекса специфических качеств личности в правовой сфере жизнедеятельности: 

1. ближайшая цель – формирование  системы правовых знаний; 

2. промежуточная цель – формирование  правовой убежденности; 

3. конечная цель – формирование  мотивов и привычек правомерного  социально активного поведения. 

Можно также сказать, что суть правового  воспитания - это формирование установки  на согласование своих ожиданий, устремлений  с интересами и ожиданиями общества. А также убежденности в том, что он найдет у государства, его органов помощь в защите своих прав, законных интересов, что государство справедливо требует от него выполнения возложенных обязанностей и что он равен в правах с другими гражданами, равен со всеми перед законом и судом. Правовое воспитание призвано обеспечивать поведение, согласующееся с потребностями, интересами и ценностями гуманного общества, которые должны находить воплощение в нашей правовой системе. 

Развитие правового сознания гражданина, общества способствует преодолению  отсталых взглядов, отклоняющегося поведения  людей, предотвращению случаев произвола  и насилия над личностью. Внесение научно-обоснованных, взвешенных правовых представлений, взглядов в сознание граждан, борьба с преступностью являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство.

 

 

 

Заключение 

Подведем итоги работы. 

Изучая правосознание, можно определить конкретные правовые требования тех  или иных групп, всего общества, выявить  пробелы в законодательстве, недостатки правоприменения, роль суда в жизни  общества и т. п. 

Правосознание в своих пластах, уровнях, видах «работает» на устранение пробелов в праве, формулирует в  конкретных правовых требованиях (законах, постановлениях) положения, которые  могут усовершенствовать законодательство. В правоприменительной деятельности развитое правосознание направляют гражданина для раз-решения спора в суд, а не в редакцию газеты, что, впрочем, тоже иногда полезно.  

«Если человек обладает развитым правосознанием, - писал фран-цузский юрист Ж. Карбонье, - то так ли уж нужна ему информация о законе. При таком правосознании гражданин сумеет понять, что является законным».

Вся история культурного человечества свидетельствует о том, что право  и государство периодически вступают в состояние глубокого кризиса. Причина этих кризисов состоит в том, что человечество, строя правопорядок, теряет из вида единую, безусловную цель политического единения и превращают его в орудие для условных, малых заданий и частных вожделений. Отсюда вырождение правовой и государственной жизни, - безыдейность власти и умаление ее авторитета, отсутствие солидарности между гражданами и классами, гражданская война внутри государств и постоянные вспышки открытых войн между народами. По своему объективному назначению право есть орудие порядка, мира и братства; в осуществлении же оно слишком часто прикрывает собой ложь и насилие, раздор, бунт и войну.

Чтобы до конца разобраться в  структуре и функциях правосознания, рассмотрим поподробнее современное  состояние правосознания и правовой культуры белорусского общества. 

В настоящее время в юридической  и другой литературе, в периодической  печати отмечается невысокий уровень  правосознания и правовой культуры в нашем обществе. Об этом свидетельствует рост преступности, других правонарушений. Достаточно длительное функционирование командно-административной системы, которая была в большей степени приспособлена к выполнению указаний различного ранга руководителей, а не к соблюдению законов, породило у значительной части населения извращенное, деформированное представление о праве. 

Существует и проблема правового  нигилизма. Суть ее состоит в недооценке значения и роли права и законности, а порой и в игнорировании требований законов.  

Причины правового нигилизма различны. К ним относятся:

• Исторические корни как естественное следствие самодержавия в дореволюционной  России;

• Теория и практика понимания  после 1917 г. Диктатуры пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной законами;

• Функционирование политико-правовой системы, в которой господствовали командно-административные методы управления.  

Политика подавления личности, запреты, основанные на идеологической почве, репрессии, понимание и толкование официальными властями права лишь как средства достижения политических целей привели  к укоренению в общественном сознании нигилистического восприятия права, формирование его негативного образа. Происходящие в обществе поспешные социально-экономические преобразования сохраняют и даже усиливают питательную среду правового нигилизма. Отрицательное влияние оказывает и тот факт, что технология власти по-прежнему основана на принуждении, где, как правило, сильна роль субъективизма. 

Политика нашего государства в  сфере правового регулирования, юридическая практика должна строиться  так, чтобы в обществе. В сознании людей утверждалось отношение к праву как к ценности. Без которой невозможно добиться социального порядка, основанного на справедливости, утверждения прав и свобод личности. Необходимо формировать отношение к праву как к средству гармонизации отношений в обществе, защиты прав человека, смягчение возможных конфликтов, как к механизму, устраняющему произвол и насилие. Поэтому очень важно изменить представления людей о праве только как о принудительном средстве. 

Как подтверждает практика и результаты исследований, работа системы правоохранительных органов, уровень профессионального  правосознания значительной части  лиц, действующих в правоохранительной сфере. Еще не соответствует современным требованиям. В сфере работников правоохранительных органов также сохраняются правовой нигилизм, нацеленность на личное усмотрение при разрешении юридических дел, ориентация не на требования закона, а на позиции руководителей. Следовательно, повышение уровня правовой культуры лиц, работающих в этой системе, да и вообще должностных лиц является первостепенной задачей.  

Нельзя не обратить внимания и на другую крайность, которая заметна  в обществе, а именно на переоценку силы роли права. Она проявляется в том, что некоторая часть людей связывает решение определенных проблем только с принятием соответствующих законов. Им представляется, что достаточно принять закон и соответствующая проблема автоматически решится. Это глубокое заблуждение свидетельствует о неразвитости правосознания. 

Таким образом, повышение уровня правовой культуры предполагает, с одной стороны, преодоление правового нигилизма, с другой – преодоление правового  идеализма. И то, и другое вызывает необходимость в осуществлении большой работы по повышению юридической грамотности всех слоев населения, а также по надлежащему кадровому обеспечению государственных учреждений, осуществляющих юридическую деятельность. 

Уровень юридической грамотности, правовой культуры членов общества зависит  в первую очередь от характера, духа социальной практики, складывающейся в сфере правового регулирования, функционирования власти. Но следует признать, что немаловажное значение имеет и целенаправленная работа по правовому воспитанию населения, если она будет осуществляться в условиях благоприятной для права социально-политической практики. 

Под правовым воспитанием понимается систематическая и целенаправленная деятельность государства, негосударственных  объединений, направленная на формирование у граждан правовых знаний, навыков  правомерного поведения, уважительного  отношения к праву, на развитие и  поддержание у них позитивной активности в сфере права. 

Правовое воспитание может проводиться  в различных формах. Это, прежде всего, юридическое образование, просвещение, правовая пропаганда, широкая гласность в правотворческой и правоприменительной практике. 

Оно осуществляется путем преподавания основ права в общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведениях, проведение занятий  в системе повышения квалификации, правовой пропаганды и просвещения  через печать и телевидение, посредством  организации лекций и бесед на правовые темы для населения. Все это в комплексе оказывает влияние на формирование правосознания и правовой культуры на индивидуальном, групповом и общественном уровнях. 

Следовательно, поддержание и повышение  уровня правовой культуры белорусского общества вызывает необходимость принятия комплекса мер, прежде всего, со стороны  компетентных государственных органов (Министерства юстиции и др.), по организации  и проведению на должностном уровне правового воспитания. 

Информация о работе Правосознание: понятие, структура, виды и функции