Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 20:35, курсовая работа
Как явление духовной жизни, право принадлежит к сфере общественного и индивидуального сознания. Нормы права, нормативные акты, правоприменительные решения и другие юридические феномены могут рассматриваться как своеобразные теоретические и практические проекции культуры, для обозначения которой в этом качестве науке необходимо специальное понятие. Таким понятием, отражающим особое измерение правовой реальности, выступает категория правовое сознание.
Введение…………………………………………………………….2
1. Правосознание: понятие, структура, виды и функции………........8
1.1. Структура правосознания ……………………………………....9
1.2. Виды правосознания …………………………………………...13
1.3. Функции правосознания ……………………………………….16
2. Пути повышения правосознания граждан РФ ……………………..19
Заключение………………………………………………………….......22
Список литературы………………………
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1.
Правосознание: понятие,
1.1.
Структура правосознания ………………
1.2.
Виды правосознания ……………………………
1.3.
Функции правосознания ……………………
2. Пути повышения правосознания граждан РФ ……………………..19
Заключение……………………………………………………
Список
литературы………………………………………………..
Введение
Как
явление духовной жизни, право принадлежит
к сфере общественного и
Правовое
сознание оказывает активное воздействие
на регулирование всего
Никакая человеческая деятельность немыслима вне сознания индивидов. Ни один правовой акт, ни одно юридическое отношение не реализуется вне опосредующей их правовой психологии и правовой идеологии.
Правовое сознание является разновидностью социального сознания, и, следовательно, к нему относятся вековые споры материалистов и идеалистов о первичности и вторичности материи и сознания вообще. Не вдаваясь в подробности, отметим здесь главное: сознание, несомненно, находится под определяющим воздействием бытия, но в то же время само бытие является результатом воплощений и чувств людей. Индивидуальное и коллективное сознание в обществе и государстве - локомотив исторического движения. Существуют различные формы общественного сознания, при помощи которых люди осознают окружающую их природу, обще-ство. Выделяют политическое, моральное (нравственное), эстети-ческое, этическое, религиозное, правовое.
Правосознание есть осознание права, совокупность представ-лений и чувств, выражающих отношение людей как к действую-щему, так и к желаемому праву. Оно имеет общую природу с пра-вом и в силу этого вторично по отношению к существующим эко-номическим отношениям. Оно формируется под непосредственным воздействием объективно обусловленных потребностей и интере-сов общества, различных социальных групп; динамично развива-ется под влиянием меняющихся объективных условий и процес-сов; является частью общественного сознания и поэтому испыты-вает на себе влияние философских, идеологических и политических воззрений. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник - 3-е издание, - М.: Юрайт, 1997. Правосознание имеет длительную историю, знает свои пики и падения, свою эволюцию, развертываемую во времени. Первобытные представления о праве -- это не что иное, как представления о порядке взаимоотношений людей, фактических, личных отношений. Право отождествляется здесь с определенным общественным порядком и не противопоставляется обязанности. Специфический признак правосознания -- соотношение в сознании (индивидуальном, классовом и т.д.) жизненных условий, потребностей, интересов данного класса с возможными, необходи-мыми или существующими юридическими правами и обязаннос-тями. Результатом такого соотнесения являются идеи, представле-ния о праве. Так, правосознание было
отличительной чертой общественного
сознания древних римлян, когда торжествовало
римское право. Судебные и иные правовые
формы жизнедеятельности Юридическое мировоззрение, которое при этом становилось господствующим, охватывало не только бытовую сторону жизни римлян, но и сферу духовную. Языческие боги римлян - это герои многих произведений искусства: они судятся, спорят, помогают или вредят людям. Они символы тех или иных правовых течений, процессов, оценок, идеалов. Буржуазные общества XIX-XX веков, базирующиеся на фундаменталь-ных правовых документах - декларациях, конституциях, конвенциях, на включенных в них основных правах и свободах, на гражданских и иных ко-дексах, также пронизаны юридическим мировоззрением. Многие условия жизнедеятельности в этих обществах просматриваются их членами исключительно сквозь призму прав, обязанностей, ответствен-ности. Только апологеты «отмирания права» в концепции коммунистической утопии обрушиваются на юридическое мировоззрение, пытаются заменить его классовым, революционным сознанием. По существу эти попытки пред-ставляют собой не что иное, как воздвижение барьера на пути эволюции коллективного разума. Всплеск правосознания характеризует и периоды социальных перемен, революций. Тоска о прошлой правовой системе у одних, надежды на формирование новой у других. Но пока идет ломка действующего законода-тельства, вакуум заполняют представления, идеи, эмоции о будущем желательном законодательстве, которое могло бы обеспечить идеалы и цели революционных перемен. Правосознание выполняет роль важнейшего критерия в правотворчестве и правоприменении. В этих условиях регулирующая
роль правосознания может Чем дальше забирается человечество
в неисповедимые глубины Исследования многих философов и юристов в этой области составили значительные труды. Правосознание теснейшим образом сопряжено с философскими теориями, идеологическими воззрениями, религиозными доктринами. Некоторые мыслители считали, что нормы права, их обязательность и принудительность живут лишь в сознании людей, поэтому правоявление психологическое (Л. Петражицкий). Другие подчеркивали внешнюю принудительность права как внешнего средства регулирования свободы человека (И. Кант, Г. Гегель). Третьи считали право классовым регулятором общественных отношений (K. Маркс, В. И. Ленин). Четвертые признавали за правом роль оформителя и гаранта естественных прав человека (Ш. Монтескъе, Ж. Ж. Руссо). Русский правовед И. А. Ильин
рассматривал правосознание как
совокупность воззрений на право, на
государство. На всю организацию
общественной жизни. Например, он считал.
Что форма правления в Влияние правосознания на
организацию общественной жизни
очень велико, ощутимо. Этим объясняется
включением его в механизм правового
регулирования как одного из средств
воздействия на общественные отношения.
Специфическая черта как Наиболее зримую роль играет правосознание на стадии реализации права, в процессе воплощения в жизнь юридических прав и обязанностей. Жизнь человека ясно демонстрирует, что сознание, мысль, образ, волевое усилие, действительно управляют поведением людей, инициируют и регулируют их действия и поступки во всех сферах жизнедеятельности, в том числе правовой. В юридической литературе начал употребляться термин “лигитимность права”, под которым понимается признание действующей системы права большинством населения страны. Это признание осуществляется через правосознание на его как рациональном, так и эмоциональном уровнях. Входит в употребление термин “лояльность правосознания”. Под лояльностью правосознания понимается его качественная характеристика, свойство его отдельных элементов обеспечивать правомерность поведения участников правовой жизни общества, активное использование и защиту ими своих субъективных прав, осознанное исполнение обязанностей, участие в социальном контроле правовой деятельности. Идеи, взгляды, представления о праве предшествующих поколений передается новым. Нередко воспринимаются идеи, теории, выработанные иными народами. Под влиянием ценностного анализа правовой деятельности возникает предрасположенность личности к определенному образу действий. Следовательно, правосознание не только отражает юридическую действительность, поведение людей в сфере права, но и участвует в регулировании поведения. А также в определении тех отношений общественной жизни. Которые объективно нуждаются в правовой регламентации, т.е. является идейным источником права. Развитое
правосознание и правовая активность
граждан являются основой верховенства
права в цивилизованном обществе,
фундаментом правового Теория
государства и права Так же важное место отведено в этой работе вопросу, когда слаборазвитое правовое сознание оказывает отрицательное значение на общество и его институты. Формами такого отрицательного проявления являются правовой нигилизм и правовой идеализм. Эти два явления важны для изучения правосознания потому, что мне будущему юристу-практику придется сталкиваться с этими явлениями, которые играют не мало важную роль в процессе реализации правовых норм и предписаний. Все
вышесказанное обуславливает 1. Понятие правосознание, его структура, виды и функции. Как особая форма общественного сознания, правовое созна-ние представляет собой совокупность взглядов, идей, представле-ний, убеждений, настроений, эмоций, чувств индивидов, их объ-единений или всего общества относительно права и его роли. Правосознание предполагает: · осмысление и ощущение необходимости права; · оценку права; ·
осознание необходимости · осмысление потребности в изменении и дополнении действу-ющих нормативных актов; · восприятие процесса и результатов реализации права; · соотнесение правовых ценностей с иными (моральными, по-литическими и т.д.). Специфика правового сознания состоит в том, что оно вос-принимает, а затем и воспроизводит жизненные реалии через призму справедливого, праведного, свободного. Оно требует ус-тановления общеобязательных норм поведения. Правосознание очерчивает границы правового и неправового, правомерного и противоправного. Оно требует юридических мер для обеспечения права. В отличие от других форм сознания правовому в большей степени присущи формализованность, определенность и катего-ричность. Ему свойственно требовать жесткого контроля за ис-полнением правовых обязанностей. Но в первую очередь правовое сознание сориентировано на создание всех условий для осущест-вления прав человека и гражданина. Общая теория государства и права: Учебник для юридических вузов/Под общ. ред. А.С.Пиголкина. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана,1998. Правовое сознание оказывает воздействие на поведение людей вместе с нормами права, наряду с ними, а иногда и вопреки им. Все зависит от того, насколько существующая норма одобряется правосознанием и в какой степени полно регулирует она обще-ственные отношения. Поэтому можно говорить о регулирующем воздействии правосознания на общественные отношения, если налицо пробел закона или сам закон допускает руководство ад-ресатов норм правосознанием в решении отдельных вопросов. Правосознание
обычно не существует в "чистом" виде,
оно взаимосвязано с другими
видами и формами осознания реальности
и действительности. Так, достаточно
часто правосознание 1.1 Структура правосознания. Правосознание
по своей структуре, по внутреннему
строению представляет собой сложное
образование, в котором можно
выделить такие элементы, как правовая
идеология, правовая психология и правовая
мораль. Следует иметь в виду,
что приведенное Под
правовой идеологией понимается совокупность
правовых теорий, идей, взглядов на право,
научных оценок, представлений о
праве. Это систематизированное
научное выражение правовых взглядов,
идей, требований. В правовой идеологии
отражение правовой жизни происходит
на уровне ее теоретического, научного
анализа и обобщения правовых
явлений на основе глубоких юридических
знаний. Содержание правовой идеологии
обусловлено также целым Правовая психология выражает психическое отношение к праву и правовым институтам и включает следующие элементы: --
общественный интерес, мотивы
деятельности определенных --
психологический уклад, т.е. --
представления о праве, -- чувства, эмоции, настроения, связанные с правом, прису-щие социальным группам; --
способы формирования Правовая психология включает в себя различного рода чувства, эмоциональные оценки, настроения, переживания по поводу функционирующего права, справедливого или несправедливого применения правовых норм, нарушения законов, их соблюдения и т.д Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: Юрайт -М.,2001. .
Эти чувства могут выражать
одобрение, радость, сознание, его структура, виды и функции. Как особая форма общественного сознания, правовое созна-ние представляет собой совокупность взглядов, идей, представле-ний, убеждений, настроений, эмоций, чувств индивидов, их объ-единений или всего общества относительно права и его роли. Правосознание предполагает: · осмысление и ощущение необходимости права; · оценку права; · осознание необходимости создания развитой системы законо-дательства; · осмысление потребности в изменении и дополнении действу-ющих нормативных актов; · восприятие процесса и результатов реализации права; · соотнесение правовых ценностей с иными (моральными, по-литическими и т.д.). Специфика правового сознания состоит в том, что оно вос-принимает, а затем и воспроизводит жизненные реалии через призму справедливого, праведного, свободного. Оно требует ус-тановления общеобязательных норм поведения. Правосознание очерчивает границы правового и неправового, правомерного и противоправного. Оно требует юридических мер для обеспечения права. В отличие от других форм сознания правовому в большей степени присущи формализованность, определенность и катего-ричность. Ему свойственно требовать жесткого контроля за ис-полнением правовых обязанностей. Но в первую очередь правовое сознание сориентировано на создание всех условий для осущест-вления прав человека и гражданина. Общая теория государства и права: Учебник для юридических вузов/Под общ. ред. А.С.Пиголкина. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана,1998. Правовое сознание оказывает воздействие на поведение людей вместе с нормами права, наряду с ними, а иногда и вопреки им. Все зависит от того, насколько существующая норма одобряется правосознанием и в какой степени полно регулирует она обще-ственные отношения. Поэтому можно говорить о регулирующем воздействии правосознания на общественные отношения, если налицо пробел закона или сам закон допускает руководство ад-ресатов норм правосознанием в решении отдельных вопросов. Правосознание обычно не существует в "чистом" виде, оно взаимосвязано с другими видами и формами осознания реальности и действительности. Так, достаточно часто правосознание переплетается с моральными воззрениями. Люди оценивают право и правовые явления с точки зрения мо-льных категорий добра и зла, справедливости и несправедливости, совести, чести и др. Отношение к праву часто определяется политическими взглядами. Это особенно характерно для марксистско-ленинского отношения к праву. Марксизм-ленинизм понимает право как возведенную в закон волю господствующего класса, а закон -- как меру политическую. Односторонний политический подход к праву не дает возможности полностью понять его сущность и роль в жизни общества. В нашей юридической науке и юридическом образовании необходимо стремиться к деполитизации права и правосознания. Классово-политический подход к правопониманию надо рассматривать как один из множества исследовательских подходов к правовым вопросам жизни общества. 1.2 Виды правосознания. Для понимания того, что есть правосознание, имеет смысл рассмотреть его разновидности. Основаниями разде-ления правосознания на виды можно взять уровень осозна-ния необходимости права, глубину проникновения в сущ-ность права и правовых явлений в обществе, которые по-зволят дать его качественную характеристику. Существует два основных основания, по которому можно разделить правовое сознание на виды. Первое основание для классификации, в зависимости от субъекта, который обладает правовым сознанием. И по этому основанию выделяют индивидуальное, групповое и правовое сознание общества. Второе основание, в зависимости от способа отражения, выделяют обыденное и теоретическое или научное правовое сознание. Я
считаю, что существует два этапа
существования общественного Индивидуальное правовое сознание - это правовое сознание, которое принадлежит конкретному индивиду. Оно появляется в результате включения человека в систему общественных связей и осознание им группового и общественного правового сознания. Но общественное и групповое сознание воспринимаются с учетом жизненного опыта индивида. Не исключено влияние индивидуального правового сознание на групповое и общественное. Этот вид правосознания уникален и неповторим, но имеет конечное время своего существования, заканчивается со смертью индивида. Групповое правовое сознание - такое правосознание, которое свойственно отдельному человеческому коллективу. Возникает у обособленной группы людей с определенными специфическими потребностями и интересами. И осознание правовой действительности преломляется через их потребности и интересы, этим и отличается групповое от индивидуального правового сознания. Теория государства и права: Учебник для вузов/Под ред. Проф.В.П.Корельского и проф. В.Д.Перевалова. - М.: Изд-во НОРМА, 2001 В правовом сознании общества закрепляется типичные устойчивые взгляды на право и его институты, существующие в данном обществе. Лишь на этом уровне окружающая правовая действительность отражается в целом и всесторонне. По
способу отражения правовой действительности,
как уже говорилось, выделяют обыденное
и научное (теоретическое). Особенностью
этих способов является то, насколько
они связаны или нет с Обыденное
правосознание происходит без использования
научной методологии. Этот вид правового
сознания присущ основной массе членов
общества, поскольку они не имеют
специальной юридической Главной особенностью теоретического правового сознания является то, что при отражении правовой действительности активно используется научная методология. Оно формируется на базе исследований и выражено в понятиях, идеях, концепциях отражающих юридические явления на совершенно ином, более глубоком уровне. Итогом этого отражения является получение научных знаний. Но не стоит так же отождествлять научное правовое сознание с правовой идеологией, т.к. присутствуют элементы чувственного, эмоционального сознания, такие как интуиция и другие. В рамках правовой идеологии не всегда достигаются научные знания, примером может служить теологические концепции. Не маловажно указать на взаимодействие обыденного и теоретического правового сознания. Во-первых, общественное правовое сознание дает практическую, фактическую базу для дальнейшего теоретического осознания и исследования. Во-вторых, теоретическое правосознание дает истинные научные знания, при усвоении которых индивидами повышается уровень обыденного правового сознания. 1.3 Функции правосознания. Под
функциями правосознания По средствам познавательной функции правового сознания индивид или группа индивидов воспринимают существующую правовую действительность. Познавательная функция связана с анализом обществен-ной жизни, познанием социально-экономических процессов под углом зрения их правового осознания. При осуществлении этой функции, у индивида накапливается определенный жизненный опыт в сфере права, который осмысливается с помощью оценочной функции. При этом у индивида формируется внутреннее психологическое отношение к отражаемой правовой действительности и тому запасу опыта, который он приобрел до этого. Здесь
возникают у индивида правовые чувства,
эмоции, настроения и навыки. Начинает
свою работу регулятивная функция, в
чем же она проявляется? Во-первых,
с регулятивной функцией связано
поведение человека в обществе. Индивид,
руководствуясь всеми своими накопленными
знаниями и жизненным опытом, совершает
определенные действия и поступки.
И в зависимости от того имеет
ли он представление о праве и
его институтах, индивид поступает
правомерно или нарушает установленные
правом запреты. Но, конечно же, не стоит
идеализировать этот процесс, т.к. на поведение
людей кроме правого сознания
оказывает влияние и Особо важное значение регулятивной функции проявляется в уже упомянутой сфере создания и применения норм права ........... чаще в индивидуальном сознании. Правовая психология возникает под непосредственным воздействием повседневных условий жизни. Причем реакция на различные правовые явления вырабатываются у человека не только под влиянием особенностей его индивидуального сознания и условий жизни, но и в результате его взаимодействия с другими людьми. Правовая психология не поднимается до уровня теоретических обобщений, не способна проникнуть глубоко в сущность правовых явлений, но она является начальной формой правовой идеологии, почвой, на которой формируется правовая идеология. В качестве составного элемента правосознания можно выделить правовую мораль. Это представления людей о действующем праве, его реализации и развития с точки зрения их моральных убеждений. Специфика правового сознания в том и состоит, что оно воспринимает юридические явления через нравственные представления, требования о добром и справедливом. Именно с позиции этих моральных принципов и требований правосознание оценивает правовые установления, правовую деятельность. Именно через правовую мораль чаще всего психологические и идеологические элементы правосознания приобретают характер установки к определенному образу поведения. Это обстоятельство подтверждается и фактом существования в правоведении проблемы исполнения законов, не отвечающим нравственным критериям. В своем движении к практике
правосознание выступает Уместно показать отличие и взаимосвязь правовой психологии и идеологии. Правовая психология отражает правовую действительность не как систему, а как некий набор не связанных фактов, сторон окружающей правовой действительности. Правовая идеология наоборот, отражает правовую действительность как системное целое. Правовая психология отражает правовую действительность на эмпирическом уровне, т.е. на уровне тех фактов, которые воспринимает субъект. Правовая идеология - на уровне присущей ей закономерностей, выходит за рамки жизненного опыта субъекта. Правовая психология более продвинута, быстрее реагирует на изменения в правовой действительности, т.к. субъект эти изменения испытывает непосредственно на себе. Правовая же идеология медленнее реагирует на изменения в правовой сфере, потому что для глубокого изучения требуется время. Взаимосвязь правовой идеологии
и психологии проявляется в следующем.
Во-первых, если правовая идеология
отделяется от правовой психологии, то
она лишается эмпирической базы и
становится схоластической, без жизненного
опыта она будет неверной, оторванной
от реальности. Во-вторых, если проделать
предыдущую операцию наоборот, то правовое
сознание индивида никогда не выйдет
из рамок своего опыта и никогда
не объяснит те факты, с которыми она
(правовая психология) сталкивается. В-третьих,
правовая психология наиболее важный
показатель практической реализации правовых
принципов, теорий, концепций, и если
эти принципы реализуются без
учета правовой психологии, то они
обречены на гибель и неисполнение.
Только в единстве эти две сферы
правосознания всесторонне |
Заключение
Подведем итоги работы.
Изучая правосознание, можно определить конкретные правовые требования тех или иных групп, всего общества, выявить пробелы в законодательстве, недостатки правоприменения, роль суда в жизни общества и т. п.
Правосознание в своих пластах, уровнях, видах «работает» на ус-транение пробелов в праве, формулирует в конкретных правовых требованиях (законах, постановлениях) положения, которые могут усовершенствовать законодательство. В правоприменительной деятельности развитое правосознание направляют гражданина для раз-решения спора в суд, а не в редакцию газеты, что, впрочем, тоже иногда полезно.
«Если человек обладает развитым правосознанием, - писал фран-цузский юрист Ж. Карбонье, - то так ли уж нужна ему информация о законе. При таком правосознании гражданин сумеет понять, что является законным».
Вся
история культурного
Чтобы
до конца разобраться в структуре
и функциях правосознания, рассмотрим
поподробнее современное
В
настоящее время в юридической
и другой литературе, в периодической
печати отмечается невысокий уровень
правосознания и правовой культуры
в нашем обществе. Об этом свидетельствует
рост преступности, других правонарушений.
Достаточно длительное функционирование
командно-административной системы, которая
была в большей степени
Существует
и проблема правового нигилизма.
Суть ее состоит в недооценке значения
и роли права и законности, а
порой и в игнорировании
Причины правового нигилизма различны. К ним относятся:
· Исторические корни как естественное следствие самодержавия в дореволюционной России;
· Теория и практика понимания после 1917 г. Диктатуры пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной законами;
· Функционирование политико-правовой системы, в которой господствовали командно-административные методы управления.
Политика
подавления личности, запреты, основанные
на идеологической почве, репрессии, понимание
и толкование официальными властями
права лишь как средства достижения
политических целей привели к
укоренению в общественном сознании
нигилистического восприятия права, формирование
его негативного образа. Происходящие
в обществе поспешные социально-
Политика нашего государства в сфере правового регулирования, юридическая практика должна строиться так, чтобы в обществе. В сознании людей утверждалось отношение к праву как к ценности. Без которой невозможно добиться социального порядка, основанного на справедливости, утверждения прав и свобод личности. Необходимо формировать отношение к праву как к средству гармонизации отношений в обществе, защиты прав человека, смягчение возможных конфликтов, как к механизму, устраняющему произвол и насилие. Поэтому очень важно изменить представления людей о праве только как о принудительном средстве.
Как
подтверждает практика и результаты
исследований, работа системы правоохранительных
органов, уровень профессионального
правосознания значительной части
лиц, действующих в
Нельзя
не обратить внимания и на другую крайность,
которая заметна в обществе, а
именно на переоценку силы роли права.
Она проявляется в том, что
некоторая часть людей
Таким
образом, повышение уровня правовой
культуры предполагает, с одной стороны,
преодоление правового
Уровень юридической грамотности, правовой культуры членов общества зависит в первую очередь от характера, духа социальной практики, складывающейся в сфере правового регулирования, функционирования власти. Но следует признать, что немаловажное значение имеет и целенаправленная работа по правовому воспитанию населения, если она будет осуществляться в условиях благоприятной для права социально-политической практики.
Под правовым воспитанием понимается систематическая и целенаправленная деятельность государства, негосударственных объединений, направленная на формирование у граждан правовых знаний, навыков правомерного поведения, уважительного отношения к праву, на развитие и поддержание у них позитивной активности в сфере права.
Правовое
воспитание может проводиться в
различных формах. Это, прежде всего,
юридическое образование, просвещение,
правовая пропаганда, широкая гласность
в правотворческой и
Оно
осуществляется путем преподавания
основ права в
Следовательно, поддержание и повышение уровня правовой культуры белорусского общества вызывает необходимость принятия комплекса мер, прежде всего, со стороны компетентных государственных органов (Министерства юстиции и др.), по организации и проведению на должностном уровне правового воспитания.
Развитие правосознания гражданина, общества способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Внесение научно обоснованных, взвешенных правовых представлений, взглядов в сознание граждан, борьба с преступностью являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство. Общая теория государства и права: Учебное пособие/А.Ф.Вишневский, Н.А.Горбаток, В.А.Кучинский; Под общ. ред. Проф. В.А.Кучинского. 2-е изд., дополненное. - Мн.: Амалфея, 2004.
В заключение хотелось бы привести в пример слова философов В.С.Нерсесянца и Б.А.Кистяковского:
“ Право как культурный феномен - часть общечеловеческой культуры. Правовая культура - это весь правовой космос, охватывающий все моменты правовой формы общественной жизни людей.