Правосознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 00:02, доклад

Описание

Существуют различные формы общественного сознания, посредством которых люди осознают (отражают) окружающий мир. Это политическое, нравственное, национальное, эстетическое, религиозное сознание. К формам общественного сознания относится и правосознание.
Правосознание представляет собой совокупность идей, взглядов, чувств, традиций, переживаний, которые выражают отношение людей к правовым явлениям общественной жизни. Это представления о законодательстве, законности, правосудии, о правомерном или неправомерном поведении. Особенность правосознания как специфической формы общественного сознания выражается в следующем.

Работа состоит из  1 файл

правосознание.docx

— 51.78 Кб (Скачать документ)

Существуют  различные формы общественного  сознания, посредством которых люди осознают (отражают) окружающий мир. Это  политическое, нравственное, национальное, эстетическое, религиозное сознание. К формам общественного сознания относится и правосознание. 
Правосознание представляет собой совокупность идей, взглядов, чувств, традиций, переживаний, которые выражают отношение людей к правовым явлениям общественной жизни. Это представления о законодательстве, законности, правосудии, о правомерном или неправомерном поведении. Особенность правосознания как специфической формы общественного сознания выражается в следующем. 
1. В правосознании отражаются лишь те явления, которые составляют правовую сторону жизни общества. Оно охватывает процесс создания правовых норм, реализацию их требований в общественной жизни. Политические, нравственные и другие идеи и представления тоже активно воздействуют на формирование и реализацию норм права. Но прежде чем получить выражение в правовых нормах, в практике их применения, они должны пройти через правосознание, то есть получить правовую форму в виде правовых идей и представлений. 
2. Особенность правосознания выражается также в способе отражения явлений общественной жизни. Осознание правовых явлений жизни общества осуществляется посредством специальных юридических понятий и категорий. К их числу относятся, например, такие понятия, как правомерность, неправомерность, правоотношение, юридическая ответственность, законность. Нравственное же сознание оценивает окружающий мир с помощью собственных понятий: добра, зла, справедливости, несправедливости, чести, достоинства. 

ВВЕДЕНИЕ.  
Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государство общества. Оно возникло на заре развития человечества вместе с формированием государства в раннеклассовых обществах и развивалось вместе с ним. Правовые системы современности имеют свои истоки в правовой мысли и юридической практике древних цивилизаций Греции, Рима, Древнего Востока, Индии, Китая. Рабовладельческий строй, феодализм, утверждение и развитие буржуазного общества нашли отражение в системе права, правосознании, юридической науке. На формирование и развитие правосознания как одну из форм общественного сознания оказывают воздействие социально-политические, экономические, культурные факторы, оно взаимосвязано и взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой. 
 

ПОНЯТИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ

Чуйков Д., аспирант Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ).

Субъектом правопонимания всегда выступает конкретная личность, человек конкретной исторической эпохи с определенным образованием, кругозором и уровнем правовой культуры. Понимание права преломляется через призму личных качеств и взглядов индивида, иными словами, через сознание, проблемы которого уже не одно тысячелетие занимают умы ученых и мыслителей. Сознание является формой психического отражения действительности, в том числе и права.

Высшей ступенью в развитии отражательных способностей материи является социальное отражение, которое присуще обществу на любой  стадии его развития .

В.А. Чефранов определяет его как идеальное воспроизведение социальной или природной действительности в процессе воздействия на нее и преобразования ее человеком .

Социальное  отражение обладает специфическими чертами, которые качественно отличают его от других видов отражения.

Во-первых, оно осуществляется человеком целенаправленно , так как люди, обладая сознанием, ставят перед собой определенные цели и стремятся к их достижению посредством различной деятельности.

Во-вторых, социальному отражению присущ упорядоченно-системный характер . Это обусловлено способностью отражающихся в сознании объектов в виде идеальных образов формироваться в определенном порядке, образуя тем самым системы, с целью решения поставленных перед обществом задач.

Таким образом, основой работы сознания является его  уникальная способность отражать те или иные явления действительности. Очевидно, что право, будучи объективно сложившейся в обществе совокупностью  принципов, норм и правил поведения, взаимодействует с сознанием  индивида посредством его отражения. В результате этого формируется особая форма общественного сознания, именуемая в юридической науке правосознанием. В настоящем исследовании данное положение автор принимает за отправной пункт.

Правовое сознание объективно, поскольку отражает реальный мир, существующий независимо от сознания. Вместе с тем это исключительно  субъективное явление, так как отражение  – это творческий акт, который так или иначе несет на себе отпечаток индивидуальности и неповторимости носителя правового сознания – уникального и единственного в своем роде индивида.

Наличие объективного и субъективного позволяет нам  утверждать, что между миром и  его отражением не существует отношения  тождества, но существует диалектическая связь, на основе которой происходит их развитие.

Ввиду того, что  не представляется возможным точно  указать предмет правосознания, в качестве критерия одного его недостаточно для выделения правосознания  как особой формы общественного  сознания. Поэтому следующим таким  критерием служит форма закрепления  правосознанием полученных знаний. Они  находят свое выражение в свойственных только правосознанию понятиях и  категориях .

Трудно не согласиться  с Н.Я. Соколовым, утверждающим, что «преломление потребностей общественного развития в категориях прав и обязанностей, соотнесенных с действующей системой права, и является способом отражения профессионально-юридического сознания, качественно отличным от способов отражения других форм общественного сознания» .

Основными среди  них можно назвать следующие  категории: право и обязанность, юридическая ответственность, правоотношение, законность и т.д. Только посредством  юридических категорий правосознание  может выразить отношение к какому-либо правовому явлению, будь то норма  права или юридически значимое действие. На основе этих категорий правосознание  оценивает поведение субъектов  права как правомерное и неправомерное, осознает интересы и цели индивидов. Важно иметь в виду, что в  зависимости от содержания категорий, которое постоянно изменяется в  связи с развитием общества, меняется и оценка, которая в них выражается.

Цель правосознания  «состоит в том, чтобы определенной системе политической организации  общества соответствовал определенный порядок общественных отношений». Конкретизируя данное положение,

Н.Я. Соколов считает, что основной целью правосознания является обеспечение правопорядка и законности.

Исходя из этого, можно прийти к выводу, что цель правосознания заключается в конечном счете в достижении определенного идеала в регулировании отношений между субъектами права, путем систематизации имеющихся и выработке новых правовых знаний и оценок.

В юридической  науке нет единого определения  правосознания.

И.Е. Фарбер определил правосознание как «совокупность правовых взглядов и чувств, обладающих нормативным характером и включающих в себя как знания правовых явлений, так и оценку с точки зрения классовой (или общенародной) справедливости, а также новые правовые требования, отражающие экономические и политические потребности и интересы общественного развития» .

По мнению Е.А. Лукашевой, «правосознание – это взгляды, представления, мысли, чувства, настроения, выражающие понимание необходимости установления и функционирования определенного правового порядка в обществе».

К.Т. Бельский пишет, что «это категория исторического материализма для обозначения той формы общественного сознания, которая отражает через призму классовых интересов противоречия общественного бытия, связанные с неравенством, и выражающаяся в системе правовых идей, теорий, взглядов и психологических форм, проявляющихся в общеобязательных правовых нормах, в групповом, индивидуальном и общественном правосознании».

В.А. Щегорцов указывает, что «правосознание – это взгляды, идеи, мысли, представления, убеждения, ценностные ориентации людей, которые выражают знание, понимание и классовое осознание необходимости установления и функционирования определенного правопорядка в обществе, действующего права, отношение к его требованиям, проявляющееся в форме активных социально значимых действий в сфере общественных отношений, как урегулированных нормами права, так и требующих такого регулирования».

Для Г.С. Остроумова правосознание – это «представления, понятия, идеи, выражающие потребности в опосредовании поведения людей государственно-правовой волей».

А.К. Уледов под правосознанием понимает «совокупность взглядов, в которых выражается отношение людей о своих правах и обязанностях, о правомерности или неправомерности того или иного поведения».

В.А. Чефранов пишет, что правосознание представляет собой «совокупность правовых идей и соответствующих им психологических форм, отражающих общественное бытие сквозь призму классовых отношений и воплощающихся в нормах права, выступающих как практическая сторона правового сознания, правовых теориях, правовых представлениях обыденного порядка, а также в групповых и индивидуальных правовых взглядах» .

Это далеко еще  не полный перечень определений, однако этого достаточно, чтобы можно  было выделить несколько основных характеристик  правосознания.

  • Во-первых, правосознание – это форма общественного сознания, а значит, продукт сознательной и целенаправленной деятельности человека.
  • Во-вторых, это совокупность взглядов, представлений, понятий, идей, оценок, чувств и т.д., то есть всего того, что содержит субъективное отношение человека.
  • В-третьих, предметом правосознания являются право и правовые явления, то есть правовая реальность в ее целостности и противоречивости.
  • В-четвертых, правосознание проявляется в форме активных социально значимых действий в сфере общественных отношений, как урегулированных нормами права, так и требующих такого регулирования.

Таким образом, можно заключить, что правосознание – это форма общественного сознания, содержащая субъективное отношение индивида к правовой реальности и проявляющая себя в форме социально значимых действий и поступков человека. 
 
 

§ 1. Понятие  правосознания

Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни  организованного в государство  общества. Оно возникло на заре развития человечества вместе с формированием  государства в раннеклассовых обществах. На формирование и развитие правосознания  как одну из форм общественного сознания оказывают воздействие социально-политические, экономические, культурные факторы, оно  взаимосвязано и взаимодействует  с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой. Правосознание есть отражение правовой жизни общества, правовых отношений, сущности и роли правовых установлений в сознании общества, социальной группы, личности. Правосознание есть знание о праве, оценка действующего права  и мысли, идеи о желаемых изменениях в праве, т.е. правосознание - не только результат отражения объекта, но и средство воздействия на объект, на всю правовую систему государства. 
Правосознание представляет собой совокупность взглядов, идей, чувств, настроений, относящихся к праву. Оно включает и само представление о праве, т.е. правопонимание, взгляды на роль права, правовых учреждений в жизни общества и государства, идеи о правах человека, его ответственности перед другими людьми, государством и обществом. Правосознание общества нацелено на справедливое урегулирование отношений людей, обеспечивающее сохранение целостности общества. Современное правосознание народов выступает важным средством поддержания и развития мирного и справедливого сотрудничества между государствами на международном уровне. 
Внутри государства и на международном уровне правосознание действует в тесной связи с политическим сознанием, что дало основание для применения в юридической и философской литературе понятия "политико-правовое сознание". Закрепление в юридических актах, конституциях важнейших начал политики государства, его институтов, политических прав и свобод граждан служит одним из показателей того, что правосознание непосредственно связано с политическим сознанием. Однако тесная связь между ними не исключает качественного различия между названными формами сознания. 
Политическое сознание отражает политические отношения общества, ядро которого образуют отношения между социальными группами, классами, нациями, народами, их отношения к государству. Политическое сознание выражает внутри- и межгосударственные отношения в обобщенном, концентрированном виде. Правовое сознание отражает правовые отношения между участниками правовой жизни общества. В сферу правового сознания включаются также правовые явления, которые получают политическую оценку, но по своей сущности, внутреннему качеству не являются политическими. Так, например, обстоит дело с социальными, экономическими, культурными правами человека, отношениями в области земледелия и водопользования, правилами охраны окружающей среды, охраны и гуманизации труда. 
Интерпретация сущности и содержания правосознания основывается на самом понимании права. Следует подчеркнуть, что в современных условиях в правопонимании определилось несколько позиций, точек зрения. Это отражается и на толковании вопросов правосознания. Некоторые авторы включают право, понимаемое как совокупность норм, установленных и гарантированных государством в самосодержание правосознания, рассматриваются нормы как формализованные элементы правосознания. Несомненно, что нормативный характер права есть один из важнейших аспектов в характеристике качества этого социального феномена. В то же время право понимается и как особый вид общественных отношений - правовых отношений. 
В анализе природы права выдвинуты идеи, акцентирующие связь права с моралью, справедливостью; право трактуется как нормативное выражение справедливости. Такой подход в правопонимании дает возможность раскрыть конкретно-исторический характер социальной справедливости и ее выражение в нормах права, закрепляющих меру воздаяния и требования, равный масштаб, применяемый к субъектам права. 
Социальной основой права является признание индивидуальной автономии, свободы личности. Понимание права как меры свободы, формы свободы в реальных отношениях показывает возможность раскрытия приоритета человеческой личности в сложной структуре социальных явлений. Право - это формальная свобода, формальное равенство людей. 
Правосознание как важнейшая составная часть правовой жизни общества взаимодействует с другими элементами правовой системы: юридическими нормами, принципами, институтами, совокупностью правовых учреждений; процессами правотворчества и правореализации; правовыми отношениями. Эти взаимные связи и взаимодействие элементов правовой системы дают возможность представить в единстве правовую сторону общественной жизни. 
Право во всех его ипостасях представляет собой социокультурный феномен. В культурологическом аспекте правосознание можно рассматривать как элемент культуры общества, его правовой культуры. Правовая культура включает ценности, созданные людьми в области права. Она развивается и обогащается на основе принципа преемственности. Важные ценности современной правовой культуры были созданы еще в Древнем Риме его замечательными юристами. Правовая культура общества - это и определенное состояние, и уровень правосознания, совершенства законодательства, всей системы юридических актов, эффективность деятельности юридических учреждений, качество юридической практики. Применительно к конкретной личности правовая культура понимается и как определенное позитивное состояние ее правосознания и соответствующее правомерное поведение. 
В истории человечества отражен поступательный путь развития права, правосознания, всей правовой культуры. Конечно, на отдельных этапах жизни конкретного общества, государства можно наблюдать и отступления, зигзаги, тупиковые ситуации. Правовые системы современности имеют свои истоки в правовой мысли и юридической практике древних цивилизаций Греции, Рима, Древнего Востока, Индии, Китая. Рабовладельческий строй, феодализм, утверждение и развитие буржуазного общества нашли свое отражение в системе права, правосознании, юридической науке. Принципы свободы, равенства, справедливости, гуманизма обретали все более многообразные и совершенные формы выражения в правосознании, праве разных народов и государств. Для буржуазного общества характерной чертой является юридическое мировоззрение, которое рассматривает право как первооснову, фундамент общественной жизни. Юридическому мировоззрению присущ формальный подход к анализу жизненных отношений и институтов. В развитых государствах реализуются принципы концепции "правового государства", "верховенства права", осуществляются права человека, получившие выражение и закрепление в ряде актов международного сообщества и прежде всего во "Всеобщей декларации прав человека" (1948 г.), "Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах" (1966 г.), "Международном пакте о гражданских и политических правах" (1966 г.). В "Декларации прав и свобод человека и гражданина", принятой в 1991 г. Верховным Советом РСФСР, подчеркивается, что "права и свободы человека принадлежат ему от рождения", "общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РСФСР".
 
 
 

Информация о работе Правосознание