Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 15:24, доклад
Одним из существенных признаков государства является уровень правовой культуры его граждан, а также профессиональной правовой культуры работников правоприменительных органов.
Под правовой культурой мною понимается качественное состояние правовой жизни общества, которое выражается в достижении высокого уровня развития правовой деятельности, правовых актов, правосознания, а также в уровне гарантий государством прав и свобод человека.
Правовая
культура: понятие, функции,
виды. Особенности
правосознания и
правовой культуры в
России
Одним из существенных признаков государства является уровень правовой культуры его граждан, а также профессиональной правовой культуры работников правоприменительных органов.
Под правовой культурой мною понимается качественное состояние правовой жизни общества, которое выражается в достижении высокого уровня развития правовой деятельности, правовых актов, правосознания, а также в уровне гарантий государством прав и свобод человека.
На мой взгляд, термин «правовая культура» используется для обозначения разнообразных фрагментов правовой действительности. В одном случае под правовой культурой понимают некоторую совокупность духовных ценностей, связанных с реализацией права, считают, что правовая культура – это совокупность знаний, навыков применения, соблюдения и использования законов, а также их глубокое уважение.
В другом случае к правовой культуре относят более широкий спектр духовных ценностей, и не только правовых. Так, в качестве правовой культуры можно признать систему определенных правовых идей, нравственных и других духовных ценностей, которые формируют правосознание и поведение социальных групп.
Ученые – правоведы выделяют правовую культуры в широком и узком смысле слова. Правовая культура в широком смысле слова – это совокупность элементов юридической надстройки в их реальном функционировании. Правовая культура в узком смысле слова – явление, выражающее собой развитость социальных качеств личности (субъекта права), характеризующих ее правосознание, уровень и характер овладения или преобразования ею своей социальной сущности, социального опыта.
Основываясь на анализе существовавших представлений философов о культуре вообще и юристов о правовой культуре как одной из ее разновидностей в частности, мы пришли к следующим выводам. Правовая культура – явление социальное и представляет необходимую часть общечеловеческой культуры только в социально неоднородном противоречивом обществе, нуждающемся в правовых средствах своего жизнеобеспечения. Правовая культура должна обладать своим специфическим содержанием, отличным от всех других правовых явлений: правосознания, права, правоотношений и т.д.
Категория «правовая культура» должна, на мой взгляд, характеризовать не те или иные правовые ценности, а субъектов права – и коллективных, и индивидуальных, отражать и фиксировать степень их правовой развитости, правового совершенства, уровень способностей их качественно творить и эффективно использовать необходимые правовые средства для достижения своих правомерных целей, своих правомерных интересов и потребностей. Правовая культура – явление конкретно-историческое, ибо степень правовой развитости, правового совершенства субъекта права находится в прямой зависимости от конкретно-исторической ступени развития классового общества и его правовых ценностей.
На мой взгляд, правовая культура имеет как бы две стороны, неразрывно связанные между собой, обусловливающие друг друга: внешнюю – видимую и внутреннюю – невидимую. Видимая (внешняя) сторона правовой культуры предстает перед нами в форме правомерного поведения, а невидимая (внутренняя) находится в правосознании субъектов права в виде их правовых знаний и правовой убежденности, мотивирующих и направляющих их правомерную деятельность. Невидимая, находящаяся в правосознании субъектов права часть правовой культуры непосредственно не оказывает влияния на окружающих именно вследствие невидимости правовых знаний, правовой убежденности субъектов права. И только через свою внешнюю, видимую окружающим сторону правовая культура субъектов через их правомерное поведение обнаруживает себя, делается доступной для непосредственного восприятия окружающими, их оценки и соответствующего реагирования. Так, посредством «оживленных» своей правовой культурой правовых норм все субъекты права становятся в той или иной мере участниками правовой социализации в действующем обществе.
Правовая культура субъектов права имеет двухуровневую структуру. Она делится на две взаимопроникающие части: общую и статусно-ролевую (личностную). Ее структура определяется двусторонностью действующего права – права объективного и права субъективного. Без знания объективного права, понимания его природы, необходимости и признания его большой ценности в общественной жизни, умения им пользоваться субъект не сможет познать истинную природу и ценность своих субъективных прав и обязанностей, определить их наличие, меру, способы защиты и т.д.
На мой взгляд, правовые культуры субъектов права (индивидов, социальных групп и общества в целом) находятся в связи и взаимодействии друг с другом как непосредственно, так и опосредованно. Непосредственно это происходит через видимую, наблюдаемую именно в данный момент деятельность этих субъектов права в правовом пространстве, их правомерное правовое поведение. Созерцая то или иное правомерное правовое поведение действующих вокруг субъектов права, каждый субъект права часто так или иначе подвергает его анализу и собственной оценке. Оценка эта может быть как положительной, так и отрицательной.
Если положительную оценку данного субъекта права получило наблюдаемое им правомерное поведение, то это способствует развитию и совершенствованию его собственной правовой культуры. Опосредованно правовая культура субъектов права, как при их жизни, так и после, воздействует на других субъектов права через свои продукты – качественные правовые нормативные акты, правоприменительные акты, научные произведения тех или иных ученых-правоведов, правовые договоры субъектов права и многие другие продукты правовой культуры.
Стоит отметить, что многие ученые – правоведы говорят о томе, что правовая культура включает в себя следующие уровни:
- правосознания и правовой активности общества,
- прогрессивности юридических норм (уровень развития права, культура юридических текстов),
- степень прогрессивности юридической деятельности (культура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности).
Правовая активность имеет три уровня: пассивный, эвристический и творческий. В зависимости от уровня выделяют три вида правовой культуры: обыденную, профессиональную и доктринальную.
Обыденный уровень правовой культуры характеризуется отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта.
Профессиональный уровень складывается у практикующих юристов, которые вырабатывают высокий уровень правовых знаний в сфере своей деятельности, качественно овладевают правовыми умениями и навыками и профессионально применяют их в юридической деятельности.
Доктринальный
уровень опирается на знание всего
механизма правового
Анализ литературы показал, что большинство авторов приходят к выводу о том, что правовая культура выполняет три основные функции: познавательную, регулятивную, нормативно-аксиологическую. Правовая культура личности означает правовую образованность человека, включая правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм.
Что касается правовой культуры и правосознания в современной России, то при достаточно очевидном отсутствии в истории нашей страны стойких правовых традиций, правовых ценностей в России в конце XIX — начале XX веков происходило последовательное формирование права и правосознания. Однако процесс становления российского правосознания был прерван в 1917 году, когда отношение к праву стало полностью определяться политическими взглядами.
И, хотя с развалом тоталитарной системы отношение к правовым ценностям и институтам изменилось в России в лучшую сторону, законности пока не удалось занять подобающее место в жизни общества. Российское общество в его сегодняшнем состоянии начинает XXI век в условиях глубокого дефицита правопонимания, правосознания и правовой культуры. И вряд ли огромная страна может быстро сбросить с себя ярмо многовековой авторитарной традиции и устремиться навстречу рыночной и политической свободе.
Понятно, что в обществе, где правовой нигилизм воспроизводится самим государством в соответствующих масштабах, очень трудно, почти невозможно воспитать сколько— нибудь позитивное отношение к праву среди населения, поскольку под правом неверно понимаются тот порядок, те предписания, которые устанавливаются законами и ведомственными нормативными актами. В результате этого в современном российском обществе сложился широко распространенный среди населения обыденный массовый правовой инфантилизм и нигилизм.
На мой взгляд, особую остроту приобретает угроза повсеместного проявления крайних степеней деформации правосознания, выражающаяся в криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности российского общества.
На мой взгляд, в стране существует проблема правового нигилизма, связанного с несовершенством законодательства, традиционно отождествляемого с правом. В настоящее время для российского общества наиболее актуальна проблема реализации положений Конституции, принятия действенных мер по ее неукоснительному соблюдению всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами.
Оценка законов при их
Кроме того, на мой взгляд, нужно подчеркнуть необходимость повышения авторитета суда, укрепления гарантий его независимости. От того, насколько быстро и полно исполняются судебные решения, зависит очень многое от непосредственного соблюдения прав и интересов юридических и физических лиц до отношения общества к судебной процедуре как действенной форме защиты нарушенных прав и интересов. Судебная защита это не только решение суда, изложенное на бумаге, это деятельность судебной власти в целом по охране прав и законных интересов людей.
Качество деятельности государственного аппарата и в целом надлежащее осуществление государственных функций во многом зависит от уровня развитости профессионального (юридического) правосознания, от содержания и характера присущих ему юридических ценностных установок и ориентаций.
На мой взгляд, одним из наиболее эффективных способов повышения уровня правовой культуры и правосознания в нашей стране является правовая информатизация общества.
Под
правовой информатизацией России понимается
процесс создания оптимальных условий
максимально полного
На мой взгляд, главная цель правовой информатизации России состоит в построении общенациональной правовой информационной системы, охватывающей все регионы, высшие государственные органы власти и управления, правоохранительные органы.
Информатизация правовой сферы обеспечивает упорядочение и систематизацию информационно-правовых ресурсов в правотворческой и правореализационной деятельности, что возможно только в результате активного участия государственных структур в процессах формирования и актуализации банков правовой информации.
В целом, подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы отметить, что в условиях российской действительности развитие правовой культуры - актуальная проблема, ибо в течение столетий в нашей стране было распространено пренебрежение к праву, которое в современных переходных условиях усугубляется целым рядом негативных факторов, таких как несоблюдение конституционных прав и свобод граждан; принятие законов, не соответствующих Конституции РФ; несоблюдение государственными органами установленных государством предписаний; проявления правового нигилизма, связанного с несовершенством законодательства; повсеместное проявление крайних степеней деформации правосознания, выражающееся в криминализации общественных отношений и др.
Для выхода из создавшегося
положения необходимо