Правовая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 15:24, доклад

Описание

Одним из существенных признаков государства является уровень правовой культуры его граждан, а также профессиональной правовой культуры работников правоприменительных органов.
Под правовой культурой мною понимается качественное состояние правовой жизни общества, которое выражается в достижении высокого уровня развития правовой деятельности, правовых актов, правосознания, а также в уровне гарантий государством прав и свобод человека.

Работа состоит из  1 файл

доклад Правовая культура.doc

— 48.50 Кб (Скачать документ)

Правовая  культура: понятие, функции, виды. Особенности  правосознания и  правовой культуры в  России 

     Одним из существенных признаков государства  является уровень правовой культуры его граждан, а также профессиональной правовой культуры работников правоприменительных органов.

     Под правовой культурой мною понимается качественное состояние правовой жизни  общества, которое выражается в достижении высокого уровня развития правовой деятельности, правовых актов, правосознания, а также  в уровне гарантий государством прав и свобод человека.

     На  мой взгляд, термин «правовая культура» используется для обозначения разнообразных фрагментов правовой действительности. В одном случае под правовой культурой понимают некоторую совокупность духовных ценностей, связанных с реализацией права, считают, что правовая культура – это совокупность знаний, навыков применения, соблюдения и использования законов, а также их глубокое уважение.

     В другом случае к правовой культуре относят более широкий спектр духовных ценностей, и не только правовых. Так, в качестве правовой культуры можно признать систему определенных правовых идей, нравственных и других духовных ценностей, которые формируют правосознание и поведение социальных групп.

     Ученые  – правоведы выделяют правовую культуры в широком и узком смысле слова. Правовая культура в широком смысле слова – это совокупность элементов юридической надстройки в их реальном функционировании. Правовая культура в узком смысле слова – явление, выражающее собой развитость социальных качеств личности (субъекта права), характеризующих ее правосознание, уровень и характер овладения или преобразования ею своей социальной сущности, социального опыта.

     Основываясь на анализе существовавших представлений  философов о культуре вообще и  юристов о правовой культуре как одной из ее разновидностей в частности, мы пришли к следующим выводам. Правовая культура – явление социальное и представляет необходимую часть общечеловеческой культуры только в социально неоднородном противоречивом обществе, нуждающемся в правовых средствах своего жизнеобеспечения. Правовая культура должна обладать своим специфическим содержанием, отличным от всех других правовых явлений: правосознания, права, правоотношений и т.д.

     Категория «правовая культура» должна, на мой взгляд, характеризовать не те или иные правовые ценности, а субъектов права – и коллективных, и индивидуальных, отражать и фиксировать степень их правовой развитости, правового совершенства, уровень способностей их качественно творить и эффективно использовать необходимые правовые средства для достижения своих правомерных целей, своих правомерных интересов и потребностей. Правовая культура – явление конкретно-историческое, ибо степень правовой развитости, правового совершенства субъекта права находится в прямой зависимости от конкретно-исторической ступени развития классового общества и его правовых ценностей.

     На  мой взгляд, правовая культура имеет как бы две стороны, неразрывно связанные между собой, обусловливающие друг друга: внешнюю – видимую и внутреннюю – невидимую. Видимая (внешняя) сторона правовой культуры предстает перед нами в форме правомерного поведения, а невидимая (внутренняя) находится в правосознании субъектов права в виде их правовых знаний и правовой убежденности, мотивирующих и направляющих их правомерную деятельность. Невидимая, находящаяся в правосознании субъектов права часть правовой культуры непосредственно не оказывает влияния на окружающих именно вследствие невидимости правовых знаний, правовой убежденности субъектов права. И только через свою внешнюю, видимую окружающим сторону правовая культура субъектов через их правомерное поведение обнаруживает себя, делается доступной для непосредственного восприятия окружающими, их оценки и соответствующего реагирования. Так, посредством «оживленных» своей правовой культурой правовых норм все субъекты права становятся в той или иной мере участниками правовой социализации в действующем обществе.

     Правовая  культура субъектов права имеет  двухуровневую структуру. Она делится  на две взаимопроникающие части: общую и статусно-ролевую (личностную). Ее структура определяется двусторонностью действующего права – права объективного и права субъективного. Без знания объективного права, понимания его природы, необходимости и признания его большой ценности в общественной жизни, умения им пользоваться субъект не сможет познать истинную природу и ценность своих субъективных прав и обязанностей, определить их наличие, меру, способы защиты и т.д.

     На  мой взгляд, правовые культуры субъектов права (индивидов, социальных групп и общества в целом) находятся в связи и взаимодействии друг с другом как непосредственно, так и опосредованно. Непосредственно это происходит через видимую, наблюдаемую именно в данный момент деятельность этих субъектов права в правовом пространстве, их правомерное правовое поведение. Созерцая то или иное правомерное правовое поведение действующих вокруг субъектов права, каждый субъект права часто так или иначе подвергает его анализу и собственной оценке. Оценка эта может быть как положительной, так и отрицательной.

     Если  положительную оценку данного субъекта права получило наблюдаемое им правомерное поведение, то это способствует развитию и совершенствованию его собственной правовой культуры. Опосредованно правовая культура субъектов права, как при их жизни, так и после, воздействует на других субъектов права через свои продукты – качественные правовые нормативные акты, правоприменительные акты, научные произведения тех или иных ученых-правоведов, правовые договоры субъектов права и многие другие продукты правовой культуры.

     Стоит отметить, что многие ученые – правоведы говорят о томе, что правовая культура включает в себя следующие уровни:

     - правосознания и правовой активности общества,

     - прогрессивности юридических норм (уровень развития права, культура юридических текстов),

     - степень прогрессивности юридической деятельности (культура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности).

     Правовая  активность имеет три уровня: пассивный, эвристический и творческий. В  зависимости от уровня выделяют три  вида правовой культуры: обыденную, профессиональную и доктринальную.

     Обыденный уровень правовой культуры характеризуется  отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта.

     Профессиональный  уровень складывается у практикующих юристов, которые вырабатывают высокий уровень правовых знаний в сфере своей деятельности, качественно овладевают правовыми умениями и навыками и профессионально применяют их в юридической деятельности.

     Доктринальный уровень опирается на знание всего  механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений  и вырабатывается коллективными  усилиями ученых, представляя собой  идейно-теоретический источник права.

     Анализ  литературы показал, что большинство авторов приходят к выводу о том, что правовая культура выполняет три основные функции: познавательную, регулятивную, нормативно-аксиологическую. Правовая культура личности означает правовую образованность человека, включая правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм.

     Что касается правовой культуры и правосознания  в современной России, то при достаточно очевидном отсутствии в истории нашей страны стойких правовых традиций, правовых ценностей в России в конце XIX — начале XX веков происходило последовательное формирование права и правосознания. Однако процесс становления российского правосознания был прерван в 1917 году, когда отношение к праву стало полностью определяться политическими взглядами.

     И, хотя с развалом тоталитарной системы  отношение к правовым ценностям  и институтам изменилось в России в лучшую сторону, законности пока не удалось занять подобающее место  в жизни общества. Российское общество в его сегодняшнем состоянии  начинает XXI век в условиях глубокого дефицита правопонимания, правосознания и правовой культуры. И вряд ли огромная страна может быстро сбросить с себя ярмо многовековой авторитарной традиции и устремиться навстречу рыночной и политической свободе.

     Понятно, что в обществе, где правовой нигилизм воспроизводится самим государством в соответствующих масштабах, очень трудно, почти невозможно воспитать сколько— нибудь позитивное отношение к праву среди населения, поскольку под правом неверно понимаются тот порядок, те предписания, которые устанавливаются законами и ведомственными нормативными актами. В результате этого в современном российском обществе сложился широко распространенный среди населения обыденный массовый правовой инфантилизм и нигилизм.

     На  мой взгляд, особую остроту приобретает угроза повсеместного проявления крайних степеней деформации правосознания, выражающаяся в криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности российского общества.

     На  мой взгляд, в стране существует проблема правового нигилизма, связанного с несовершенством законодательства, традиционно отождествляемого с правом. В настоящее время для российского общества наиболее актуальна проблема реализации положений Конституции, принятия действенных мер по ее неукоснительному соблюдению всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами.

       Оценка законов при их принятии  и применении на предмет соответствия  праву направлена на повышение  качества законодательной базы, что будет способствовать формированию уважительного отношения к праву и преодолению правового нигилизма. Основным и непосредственным критерием оценки законов должны выступать конституционные положения, и федеральный закон будет правовым, если он соответствует Конституции РФ, Федеральному конституционному закону.

     Кроме того, на мой взгляд, нужно подчеркнуть необходимость повышения авторитета суда, укрепления гарантий его независимости. От того, насколько быстро и полно исполняются судебные решения, зависит очень многое от непосредственного соблюдения прав и интересов юридических и физических лиц до отношения общества к судебной процедуре как действенной форме защиты нарушенных прав и интересов. Судебная защита это не только решение суда, изложенное на бумаге, это деятельность судебной власти в целом по охране прав и законных интересов людей.

     Качество  деятельности государственного аппарата и в целом надлежащее осуществление  государственных функций во многом зависит от уровня развитости профессионального (юридического) правосознания, от содержания и характера присущих ему юридических ценностных установок и ориентаций.

     На  мой взгляд, одним из наиболее эффективных  способов повышения уровня правовой культуры и правосознания в нашей  стране является правовая информатизация общества.

     Под правовой информатизацией России понимается процесс создания оптимальных условий  максимально полного удовлетворения информационно-правовых потребностей государственных и общественных структур, предприятий, организаций, учреждений и граждан на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов с применением прогрессивных технологий.

     На  мой взгляд, главная цель правовой информатизации России состоит в построении общенациональной правовой информационной системы, охватывающей все регионы, высшие государственные органы власти и управления, правоохранительные органы.

     Информатизация  правовой сферы обеспечивает упорядочение и систематизацию информационно-правовых ресурсов в правотворческой и  правореализационной деятельности, что возможно только в результате активного участия государственных структур в процессах формирования и актуализации банков правовой информации.

     В целом, подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы отметить, что в условиях российской действительности развитие правовой культуры - актуальная проблема, ибо в течение столетий в нашей стране было распространено пренебрежение к праву, которое в современных переходных условиях усугубляется целым рядом негативных факторов, таких как несоблюдение конституционных прав и свобод граждан; принятие законов, не соответствующих Конституции РФ; несоблюдение государственными органами установленных государством предписаний; проявления правового нигилизма, связанного с несовершенством законодательства; повсеместное проявление крайних степеней деформации правосознания, выражающееся в криминализации общественных отношений и др.

       Для выхода из создавшегося  положения необходимо продолжать  проведение развития процесса  преобразований в стране и  практической реализации идей и ценностей современной правовой культуры, дальнейшего улучшения организации, совершенствования форм и методов работы государственного аппарата и правоохранительных органов, строгого соблюдения демократических принципов их деятельности, обеспечения достоверности и доступности выходящей информации; повышение авторитета суда, укрепление гарантий его независимости. Для развития правового сознания человека и правовой культуры общества в целом необходимо развивать и совершенствовать правовое воспитание и правовое обучение населения, государственных служащих, от которых в значительной мере зависит реальное обеспечение прав и свобод человека.

Информация о работе Правовая культура