Правовое государство и гражданское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 11:37, курсовая работа

Описание

В работе мною была поставлена цель: осветить существующую теорию гражданского общества и правового государства их актуальность на сегодняшний день. Задачи моей работы: во-первых, глубже ознакомиться с некоторыми аспектами данной темы, и, во-вторых, попыталась в данной работе проследить развитие мировоззрений о гражданском обществе и правовом государстве, сравнить взгляды ученых по данной теме. В-третьих, проанализировать состояние государства и гражданского общества в нашей стране.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и признаки правового государства…………………………………5
2. Гражданское общество и его признаки……………………………………….8
3. Структура гражданского общества…………………………………………..14
4.Соотношение государства и гражданского общества в Российской Федерации………………………………………………………………………..18
5. Основы правового государства………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по Теории государства и права на тему.doc

— 109.50 Кб (Скачать документ)

3. Структура гражданского общества

Структура — это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития.

Системообразующим началом, генерирующим интеллектуальную и волевую энергию общества, является человек с его естественными потребностями и интересами, внешне выраженными в юридических правах и обязанностях. Составляющими частями (элементами) структуры выступают различные общности и объединения людей и устойчивые взаимосвязи (отношения) между ними.

Структуру современного российского  гражданского общества можно представить  в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности. Это социальная (в узком смысле слова), экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы.

Социальная система охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Это первичный, основополагающий пласт гражданского общества, оказывающий определяющее влияние на жизнедеятельность других его подсистем.

Прежде всего здесь следует  обозначить блок отношений, связанных  с продолжением рода человеческого, воспроизводством человека, продлением его жизни, воспитанием детей. Это институты семьи и отношения, обусловленные ее существованием, обеспечивающие соединение биологического и социального начал в обществе.

Второй блок составляют отношения, отражающие сугубо социальную сущность человека. Это конкретные отношения человека с человеком как непосредственно, так и в различных коллективах (клубах, общественных объединениях и т.п.).

Третий блок образуют опосредованные отношения между большими социальными  общностями людей (группами, слоями, классами, нациями, расами).

Экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта.

В качестве первичного слоя здесь выступают отношения собственности, пронизывающие всю ткань экономических отношений и весь цикл общественного производства и потребления. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Отношения производства материальных и нематериальных благ составляют второй наиболее важный для общественной системы  структурный слой. В основе производства лежит созидательный труд членов общества, поэтому неотъемлемой частью экономических отношений являются трудовые отношения. Более опосредованный и абстрактный характер носят производственные отношения, которые в силу своей специфики становятся независимыми от воли и сознания конкретного человека. Структурными элементами экономической системы выступают частные, муниципальные, акционерные, кооперативные предприятия, фермерские хозяйства, индивидуальные частные предприятия граждан.

Отношения распределения, обмена, потребления  общественного совокупного продукта являются важной составной частью экономической системы, хотя они в определенной степени функционируют и в рамках другой системы — социальной.

Политическую систему составляют целостные саморегулирующиеся элементы (организации) — государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации.

Глубинным, сущностным слоем здесь  являются отношения по поводу власти, которые пронизывают политическую систему во всех ее средах, на всех этапах ее существования. Властные отношения весьма разнообразны: это отношения между государством и иными структурными элементами, между государственными органами и учреждениями и т.д. Особое место занимают отношения, складывающиеся в связи с деятельностью политических партий, конечной целью которой выступает всегда политическая (государственная) власть.

Помимо сугубо властных существует целая гамма политических отношений, охватывающих проблемы объединения  граждан в общественно-политические организации, свободы слова, гарантий избирательных прав граждан, функционирования форм непосредственной демократии и др.

Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных), через которые реализуются эти отношения.

Базовый блок в этой сфере составляют отношения, связанные с образованием. Образование является фундаментом в деле развития человеческой личности. Его состояние характеризует перспективы развития конкретного общества. Без образования не может нормально функционировать не только духовно-культурная сфера, но и общественная система в целом.

Жизненно необходимы для человека и общества отношения, обусловливающие  возникновение и развитие науки, культуры, религии. Разнообразны пути формирования этих отношений, неоднозначно их воздействие на человека, но консолидирующими факторами являются их направленность на сохранение исторического опыта, общегуманистических традиций, накопление и развитие научных, нравственно-духовных, культурных ценностей.

Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы гражданского общества.

При характеристике структуры гражданского общества следует иметь в виду три обстоятельства.

Во-первых, изложенная классификация  предпринята в учебных целях и носит условный характер. В действительности названные структурные части, отражающие сферы жизнедеятельности общества, тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы. Объединяющим фактором, эпицентром многообразных связей между ними выступает человек (гражданин) как совокупность общественных отношений и мера всех вещей.

Во-вторых, при изучении социальной, экономической и других систем как  относительно самостоятельных явлений  нельзя недооценивать и другие структурные  составляющие (идеи, нормы, традиции).

В-третьих, надо видеть то, что связующим, упорядочивающим фактором структуры  и процесса жизнедеятельности общественного  организма служит право с его  естественной общегуманистической  природой, подкрепленной прогрессивным, демократическим законодательством, что логика развития гражданского общества неизбежно приводит к идее правовой государственности, правового демократического общества.

 

 

 

4.Соотношение государства и гражданского общества в Российской Федерации

 

В рамках поставленного  вопроса обратим внимание на единство этих явлений, их различие и взаимодействие.

 

I. Единство государства и гражданского общества проявляется по ряду направлений.

1. Оба эти понятия  – конструкция, сама идея и  смысл появились в глубокой древности. Их контуры в теоретическом плане проявились значительно позднее.

2. И правовое государство,  и гражданское общество формируются на определенном этапе исторического развития при наличии условий, соответствующих их становлению.

3. Одновременно с этим  определяется и общая цель  правового государства и гражданского общества: создание таких социальных институтов, которые призваны служить человеку и гражданину, обеспечивать их права и законные интересы.

4. Наличие в обществе  равноответственности государственной власти и институтов гражданского общества перед личностью, их подчиненность нормам права, требованиям законности.

 

II. Различия гражданского общества и государства заключаются в их структуре и специфических функциях.

1. Гражданское общество многогранно. Здесь сколько свободных индивидов со своими интересами и потребностями, столько и способов их предоставления посредством различных объединений (партии, общественные движения и др.). Государство, в отличие от гражданского общества, едино, олицетворяет, образно говоря, «становой хребет» и одновременно форму («обруч») общества. В государстве принципиально важен момент «общего интереса»(или интегрированного общего интереса и воли) большинства граждан, что находит отражение в содержании принимаемого и действующего законодательства.

2. Любое государство (даже самое демократическое) есть в основном иерархическая организация, основанная на соподчиненности государственных органов, представляет собой «вертикаль власти», субординационные отношения. Гражданское общество как негосударственная конструкция, созданная по социальным интересам, основано на «горизонтальных» отношениях многочисленных независимых институтов, организаций и союзов, действующих автономно, на началах самоуправления (семья, культурные объединения, научные ассоциации и др.).

3. Институты гражданского общества – семья, система негосударственного образования, научные, профессиональные объединения, политические партии, церковные учреждения и др. обычно создаются по инициативе самих индивидов, т.е. по инициативе «снизу». Все государственные структуры формируются по решению вышестоящих государственных органов, на соответствующей законодательной основе.

 

III. Взаимодействие государства и гражданского общества

По-видимому, однозначной  зависимости между существованием государства и наличием гражданских начал в жизни общества нет. Вместе с тем в этом контексте можно обратить внимание на ряд моментов.

1. Гражданское общество  – правовое демократическое общество, где существенным фактором является признание, обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина. Существенно то, что нормативно-правовую основу деятельности институтов гражданского общества в этом аспекте создает государство.

2. Законообеспеченность  гражданского общества, т.е. реальность прав и свобод личности в экономической, социальной, политической духовной сферах общественной жизни – призвано гарантировать государство. Соответственно, гражданское общество вправе требовать защиты статуса общественных формирований, защиты законных интересов граждан, их здоровья, безопасности.

3. Государство выполняет контролирующую, координирующую роль в различных сферах жизни гражданского общества, предотвращает или ограничивает появление организаций населения, в которых частные или групповые интересы противоречат общественным, не согласованны с принципами законности.

Это с одной стороны. С другой – обратим внимание на возможности гражданского общества воздействовать на государство, его структуры.

1. В гражданское общество  входит целый ряд таких институтов, которые являются одновременно несущими конструкциями как самого гражданского общества, так и государства (структуры Общественной палаты РФ, средства массовой информации и др.).

2. Правотворческая деятельность  государства тесно связана с  деятельностью таких негосударственных  объединений, как политические партии, активно влияющие на разработку законопроектов, их обсуждение, принятие.

3. Территориальные структуры  гражданского общества (органы местного самоуправления и др.) способствуют совершенствованию прямой и представительной демократии в стране, созданию условий для повышения политической активности граждан, их участию в решении социальных и иных государственных программ.

Итак, гражданское общество и правовое государство предопределяют и взаимно обусловливают друг друга. Взаимная связь и обусловленность этих категорий очевидны.

5. Основы правового государства

  • Экономическая основа правового государства

Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, акционерной, кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие. 

  • Социальная основа правового государства

Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек, его разнообразные интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства, с отказом от приоритета «обезличенного» производства над социально-экономическими, политическими и духовными интересами граждан. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев. Правовое государство - это одновременно и социальное государство. 

  • Нравственная основа правового государства

Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства. Режим правовой государственности реально утверждает высшие нравственные ценности человека, обеспечивает их определяющую роль в жизни общества, исключает произвол и насилие над личностью. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным воззрениям и т.п. Духовная насыщенность государственной жизни в значительной степени определяет нравственную зрелость общества в целом, уровень его цивилизованности, гуманизм в социально-экономических и политических отношениях. 
Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права. Принуждение, будучи важным показателем государственного суверенитета, ограничено правом, исключает беззаконие и произвол. Государство применяет силу в разумных (правовых) рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей. 

Информация о работе Правовое государство и гражданское общество