Правовое государство: понятия, принципы, формирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:09, реферат

Описание

Концепция правового государства имеет глубокие исторические корни. Так, идея господства права, верховенство народа высказывалась ещё в Древней Греции. Платон говорил: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью. Там же, где закон владыка над правителями, а они его рабы, я рассматриваю спасение государства и все его блага, какие могут даровать государствам Боги». Эти же идеи позднее развили Локк, Монтескье, Руссо и другими либералами, которые феодальному произволу противопоставляли непререкаемость закона.

Содержание

1. Введение
2. Мыслители прошлого о правовом государстве
3. Что такое правовое государство?
4. Принципы и признаки правового государства
5. Три ветви власти
6. Особенности процесса формирования правового государства в современной России
7. Заключение
8.Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования Российской Федераций.docx

— 25.09 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  Российской Федераций

Костромской торгово - экономический колледж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

По теории государства и права

На тему:

Правовое государство: понятие, принципы, формирование

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка группы 2-11

Честнейшая Анна

Проверила:

Староверова Надежда Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кострома 2011

 

Содержание

 

1. Введение

2. Мыслители прошлого  о правовом государстве

3. Что такое правовое  государство?

4. Принципы и признаки  правового государства

5. Три ветви власти

6. Особенности процесса  формирования правового государства  в современной России

7. Заключение

8.Список использованной  литературы

 

Введение

 

Концепция правового государства  имеет глубокие исторические корни. Так, идея господства права, верховенство народа высказывалась ещё в Древней  Греции. Платон говорил: «Я вижу близкую  гибель того государства, где закон  не имеет силы и находится под  чьей-то властью. Там же, где закон  владыка над правителями, а они  его рабы, я рассматриваю спасение государства и все его блага, какие могут даровать государствам Боги». Эти же идеи позднее развили  Локк, Монтескье, Руссо и другими  либералами, которые феодальному  произволу противопоставляли непререкаемость закона.

В наиболее развитом буржуазно-демократическом  виде концепция правового государства  является социальной ценностью всего  человечества, удачным сочетанием общечеловеческих и классовых интересов. В основе правового государства, во-первых, должна лежать правовая экономика, а не командно-казарменная, обречённая на деградацию из-за отсутствия внутренних стимулов к труду. А, во-вторых, основой правового строя служит развитое гражданское общество. Гражданское  общество – система экономических, духовных, культурных, нравственных, религиозных  и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в  ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно строиться на принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями, моральными нормами  и правом вмешательства государства. Государство – лишь форма гражданского общества.

Правовое государство  – это государство, обслуживающее  потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого – обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности  обмениваемых благ, на фактическом  соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу  и безопасность, ибо духовным фундаментом  его является признание прав человека.

Правовое государство  – это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимые  судом, где признаются и гарантируются  права и свободы человека и  где в основу организации государственной  власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и  судебной властей.

 

Мыслители прошлого о правовом государстве

 

Прежде всего, необходимо отметить, что длительное время государство  отожествлялось с самим обществом. Античные философы рассматривали государство  как общение свободных людей, стремящихся к благой жизни.

Представители договорной теории определяли государство как союз людей, Различают правовую и организационную  формы осуществления функций  государства.

В России принцип господства права развивался в трудах учёных юристов либеральных направлений: Чичерина, Новгородцева, Коркунова, Ильина.

В основе современных концепций  правового государства лежат  идеи немецкого философа И. Канта (1724-1804), французского просветителя и правоведа  Ш. Монтескье (1689-1755) и других европейских  просветителей XVIII и XIX в.в., таких как  Г. Гроцкий, Б. Спиноза, Дж. Локк, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо. Эти учёные полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность её правом и законом.

 

 

Что такое правовое государство?

 

Правовым называется такое  государство, которое во всей своей  деятельности подчиняется праву, функционирует  в определённых законом границах, обеспечивая правовую защищённость своих граждан.

Предпосылками создания и  функционирования правового государства  являются:

1.         производственные отношения, основанные  на многообразии форм собственности,  свободе предпринимательства. Необходима  экономическая независимость и  самостоятельность индивида. Только  экономически самостоятельный гражданин  может быть равноправным партнёром  государства в политико-правовой  сфере;

2.         режим демократии, конституционализма  и парламентаризма, суверенитет  народа, предотвращение попыток  узурпации власти;

3.         высокий уровень политического  и правового сознания людей,  политической культуры личности  и общества, понимание необходимости  сознательного участия в управлении  государственными и общественными  делами;

4.         юридической предпосылкой является  создание внутренне единой и  непротиворечивой системы законодательства, которая только и может обеспечить  действительное уважение закона;

5.         важнейшей предпосылкой правового  государства является гражданское  общество, т.е. система отношений  между людьми, обеспечивающая удовлетворение  их неотъемлемых прав и интересов  на основе самоуправления и  свободы. Лишь «разгосударствленное» общество, способное самостоятельно, без повседневного вмешательства государства (что и создаёт основу для нарушения последним закона) решать встающие перед ним проблемы, может быть социальной базой правового государства.

 

 

 

Принципы и  признаки правового государства

 

В отличие от обычного государства  правовое связано правом, исходит  из верховенства закона, действует  строго в определённых границах, установленных  обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищённость граждан.

Признаки правового государства  является:

1.         Суверенитет народа и конституционно-правовая  регламентация государственного  суверенитета.

2.         Верховенство закона во всех  сферах жизни общества («связанность»  государства законом – все  государственные органы, должностные  лица, общественные объединения,  граждане в своей деятельности  обязаны подчиняться требованиям  закона. В свою очередь законы  в таком государстве должны  быть правовыми, т.е. максимально  соответствовать представлениям  общества о справедливости; приниматься  компетентными органами, уполномоченными  на то народом; приниматься  в соответствии с законно установленной  процедурой; соответствовать определённой  иерархии, не противоречить ни  конституции, ни друг другу.  Все иные нормативно-правовые  акты должны издаваться в полном  соответствии с законами, не изменяя  и не ограничивая их).

3.         Деятельность органов правового  государства базируется на принципе  разделения властей на законодательную,  исполнительную и судебную( создание  системы «сдержек и противовесов»,  взаимоограничение и взаимный  контроль друг за другом всех  ветвей власти).

4.         Взаимная ответственность личности  и государства (за нарушение  закона должна обязательно последовать  предусмотренная законом мера  ответственности, не взирая при  этом на личность правонарушителя.  Гарантией этого принципа выступает  независимый суд).

5.         Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищённость (государство должно не только  провозгласить приверженность этому  принципу, но и закрепить фундаментальные  права человека в своих законах,  гарантировать их и реально  защищать на практике).

6.         Политический и идеологический  плюрализм, заключающийся в свободном  функционировании различных партий, организаций, действующих в рамках  конституции, наличии различных  идеологических концепций, течений,  взглядов.

7.         Стабильность законности и правопорядка  в обществе.

8.         Преодоление правового нигилизма  в массовом сознании.

9.         Выработка высокой политико-правовой  грамотности.

 

10.      Появление  действенной способности противостоять  произволу.

11.Разграничение партийных и государственных функций.

12.Установление парламентской системы управления государством.

13.Торжество политико-правового плюрализма.

14.Выработка нового правового мышления и правовых традиций, в

том числе:

а. Преодоление узконормативного восприятия правовой действительности, трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества.

б. Отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства.

в. Преодоление декоративности и декларированности юридических норм.

г. Выход юридической науки  из самоизоляции и использование  общечеловеческого опыта.

Формально-юридические признаки права, как: системность и упорядоченность; нормативность; императивный, чаще государственно-волевой, властный характер; общеобязательность и общедоступность; формальная определённость; проявление в качестве всеобщего  масштаба и равной меры по отношению  ко всем индивидам; обладание регулятивным характером; всесторонняя (с помощью  государственных и негосударственных  институтов) обеспеченность и гарантированность.

Наряду с основными  признаками права важное значение для  его идентификации имеют принципы права. Они представляют собой основные идеи, исходные положения или ведущие  начала процесса его формирования, развития и функционирования. Отражаясь, прежде всего в нормах права, отражают его внутреннее строение, статику, но и процесс его применения, его  динамику.

В целях более глубокого  изучения и более эффективного применения принципов права используется ряд  критериев классификации принципов  права и соответственно разделения их на различные группы.

Общие принципы правового  государства – это социальная справедливость, гуманизм, равноправие, законность в процессе создания и  реализации норм права, единство юридических  прав и обязанностей, демократизм.

Межотраслевые правовые принципы охватывают 2 или более отрасли  права, преимущественно смежных (конституционное  и административное, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и другое).

 

Отраслевые принципы распространяются лишь на конкретные отрасли права  – конституционное, гражданское, уголовное, земельное, трудовое и др. Соответственно на их основе создаются и реализуются  нормы, составляющие только данную отрасль  права.

 

 

 

Три ветви власти

 

Принцип разделения властей  – это разделение власти между  законодательными, исполнительными  и судебными органами государства. Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов  не принадлежит вся государственная  власть в полном объёме. Каждый из нас  осуществляет только свою, присущую ему  функцию и не имеет права подменять  деятельность другого. Такое разграничение  направлено на то, чтобы удержать от возможных злоупотреблений.

Вместе с тем если ни одна из 3-х ветвей (отраслей) государственной  власти не выйдет на первое место, то государственный  механизм будет поражён постоянной борьбой между ними за фактическое  верховенство и превратится в  силу не движения, развития, а торможения. Какая же из ветвей занимает верховное  положение в правовом государстве? Таковой является законодательная  власть, поскольку именно она облекает в закон основные направления  внутренней и внешней политики, обеспечивает верховенство закона в обществе.

Во всех правовых государствах законодательная власть принадлежит  парламенту, представительному выборному  органу. Слово «парламент» произошло  от французского «говорить» (parler). Парламент занят созданием законов. Именно эта власть должна заботиться о том, чтобы в стране обеспечивалось господство правового закона, были призваны, гарантированы и защищены права человека. Законодательная власть должна избираться всем народом, выражать его волю и представлять его интересы. Поэтому её ещё называют представительной властью. Наш парламент называется Федеральным Собранием и состоит из 2-х палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Исполнительная власть не избирается, а чаще всего назначается. Её главная задача – проводить  в жизнь, т.е. исполнять, принятые парламентом, решения.

Исполнительная власть обязана  действовать только на основе принятых представительной властью законов  и опираться на них, принимая правительственные  решения. Сама же исполнительная власть законов не создаёт.

Судебная власть. Суд –  это орган защиты права. Его задача в правовом государстве не только осудить, но и рассудить, выяснить, кто  прав из спорящих сторон, кто нарушил  право, а кто нет. В России судебная власть состоит из 3-х ветвей –  конституционных судов (Конституционный  суд РФ; Конституционные суды республик  с составе РФ); судов общей юрисдикции (Верховный суд РФ; общие суды среднего и основного звена; мировые  судьи; сюда же входят военные суды); арбитражных судов (Высший арбитражный  суд РФ; арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Федерации). 

Информация о работе Правовое государство: понятия, принципы, формирование