Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:09, реферат
Концепция правового государства имеет глубокие исторические корни. Так, идея господства права, верховенство народа высказывалась ещё в Древней Греции. Платон говорил: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью. Там же, где закон владыка над правителями, а они его рабы, я рассматриваю спасение государства и все его блага, какие могут даровать государствам Боги». Эти же идеи позднее развили Локк, Монтескье, Руссо и другими либералами, которые феодальному произволу противопоставляли непререкаемость закона.
1. Введение
2. Мыслители прошлого о правовом государстве
3. Что такое правовое государство?
4. Принципы и признаки правового государства
5. Три ветви власти
6. Особенности процесса формирования правового государства в современной России
7. Заключение
8.Список использованной литературы
Министерство образования Российской Федераций
Костромской торгово - экономический колледж
Реферат
По теории государства и права
На тему:
Правовое государство: понятие, принципы, формирование
Выполнила:
Студентка группы 2-11
Честнейшая Анна
Проверила:
Староверова Надежда Анатольевна
Кострома 2011
Содержание
1. Введение
2. Мыслители прошлого о правовом государстве
3. Что такое правовое государство?
4. Принципы и признаки правового государства
5. Три ветви власти
6. Особенности процесса
формирования правового
7. Заключение
8.Список использованной литературы
Введение
Концепция правового государства имеет глубокие исторические корни. Так, идея господства права, верховенство народа высказывалась ещё в Древней Греции. Платон говорил: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью. Там же, где закон владыка над правителями, а они его рабы, я рассматриваю спасение государства и все его блага, какие могут даровать государствам Боги». Эти же идеи позднее развили Локк, Монтескье, Руссо и другими либералами, которые феодальному произволу противопоставляли непререкаемость закона.
В наиболее развитом буржуазно-демократическом
виде концепция правового
Правовое государство
– это государство, обслуживающее
потребности гражданского общества
и правовой экономики, назначение которого
– обеспечить свободу и благосостояние.
Оно подконтрольно гражданскому
обществу и строится на эквивалентности
обмениваемых благ, на фактическом
соотношении общественного
Правовое государство
– это демократическое
Мыслители прошлого о правовом государстве
Прежде всего, необходимо отметить, что длительное время государство отожествлялось с самим обществом. Античные философы рассматривали государство как общение свободных людей, стремящихся к благой жизни.
Представители договорной теории определяли государство как союз людей, Различают правовую и организационную формы осуществления функций государства.
В России принцип господства
права развивался в трудах учёных
юристов либеральных
В основе современных концепций правового государства лежат идеи немецкого философа И. Канта (1724-1804), французского просветителя и правоведа Ш. Монтескье (1689-1755) и других европейских просветителей XVIII и XIX в.в., таких как Г. Гроцкий, Б. Спиноза, Дж. Локк, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо. Эти учёные полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность её правом и законом.
Что такое правовое государство?
Правовым называется такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определённых законом границах, обеспечивая правовую защищённость своих граждан.
Предпосылками создания и функционирования правового государства являются:
1.
производственные отношения,
2.
режим демократии, конституционализма
и парламентаризма,
3.
высокий уровень политического
и правового сознания людей,
политической культуры
4.
юридической предпосылкой
5.
важнейшей предпосылкой
Принципы и признаки правового государства
В отличие от обычного государства правовое связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определённых границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищённость граждан.
Признаки правового
1.
Суверенитет народа и
2.
Верховенство закона во всех
сферах жизни общества («связанность»
государства законом – все
государственные органы, должностные
лица, общественные объединения,
граждане в своей деятельности
обязаны подчиняться
3.
Деятельность органов
4.
Взаимная ответственность
5.
Реальность прав и свобод
6.
Политический и идеологический
плюрализм, заключающийся в
7.
Стабильность законности и
8.
Преодоление правового
9.
Выработка высокой политико-
10. Появление
действенной способности
11.Разграничение партийных и государственных функций.
12.Установление парламентской системы управления государством.
13.Торжество политико-правового плюрализма.
14.Выработка нового правового мышления и правовых традиций, в
том числе:
а. Преодоление узконормативного восприятия правовой действительности, трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества.
б. Отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства.
в. Преодоление декоративности и декларированности юридических норм.
г. Выход юридической науки из самоизоляции и использование общечеловеческого опыта.
Формально-юридические признаки
права, как: системность и упорядоченность;
нормативность; императивный, чаще государственно-волевой,
властный характер; общеобязательность
и общедоступность; формальная определённость;
проявление в качестве всеобщего
масштаба и равной меры по отношению
ко всем индивидам; обладание регулятивным
характером; всесторонняя (с помощью
государственных и
Наряду с основными
признаками права важное значение для
его идентификации имеют
В целях более глубокого
изучения и более эффективного применения
принципов права используется ряд
критериев классификации
Общие принципы правового государства – это социальная справедливость, гуманизм, равноправие, законность в процессе создания и реализации норм права, единство юридических прав и обязанностей, демократизм.
Межотраслевые правовые принципы охватывают 2 или более отрасли права, преимущественно смежных (конституционное и административное, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и другое).
Отраслевые принципы распространяются лишь на конкретные отрасли права – конституционное, гражданское, уголовное, земельное, трудовое и др. Соответственно на их основе создаются и реализуются нормы, составляющие только данную отрасль права.
Три ветви власти
Принцип разделения властей
– это разделение власти между
законодательными, исполнительными
и судебными органами государства.
Данный принцип означает, что ни
одному из государственных органов
не принадлежит вся
Вместе с тем если ни одна из 3-х ветвей (отраслей) государственной власти не выйдет на первое место, то государственный механизм будет поражён постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство и превратится в силу не движения, развития, а торможения. Какая же из ветвей занимает верховное положение в правовом государстве? Таковой является законодательная власть, поскольку именно она облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает верховенство закона в обществе.
Во всех правовых государствах законодательная власть принадлежит парламенту, представительному выборному органу. Слово «парламент» произошло от французского «говорить» (parler). Парламент занят созданием законов. Именно эта власть должна заботиться о том, чтобы в стране обеспечивалось господство правового закона, были призваны, гарантированы и защищены права человека. Законодательная власть должна избираться всем народом, выражать его волю и представлять его интересы. Поэтому её ещё называют представительной властью. Наш парламент называется Федеральным Собранием и состоит из 2-х палат – Совета Федерации и Государственной Думы.
Исполнительная власть не избирается, а чаще всего назначается. Её главная задача – проводить в жизнь, т.е. исполнять, принятые парламентом, решения.
Исполнительная власть обязана действовать только на основе принятых представительной властью законов и опираться на них, принимая правительственные решения. Сама же исполнительная власть законов не создаёт.
Судебная власть. Суд –
это орган защиты права. Его задача
в правовом государстве не только
осудить, но и рассудить, выяснить, кто
прав из спорящих сторон, кто нарушил
право, а кто нет. В России судебная
власть состоит из 3-х ветвей –
конституционных судов (Конституционный
суд РФ; Конституционные суды республик
с составе РФ); судов общей юрисдикции
(Верховный суд РФ; общие суды
среднего и основного звена; мировые
судьи; сюда же входят военные суды);
арбитражных судов (Высший арбитражный
суд РФ; арбитражные суды округов,
арбитражные суды субъектов Федерации).
Информация о работе Правовое государство: понятия, принципы, формирование