Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 09:22, контрольная работа

Описание

Цель работы – уяснить специфику правового государства, опираясь на авторитетные мнения ученых-юристов разных стран и эпох.
Задачи работы:
Выяснить, что означает правовое государство, каковы его основные признаки, цель в обществе.
Установить отличительные признаки правового государства.
Выявить принципы правового государства.
Ответить на актуальный вопрос о том, является ли Россия правовым государством.
Обозначить права человека как главную составляющую рассматриваемого вида государства.

Содержание

Введение.
Развитие идеи правового государства в юридической науке.
Понятие и признаки правового государства.
Основные принципы правового государства.
Становление правового государства в Российской Федерации.
5. Состояние прав человека в условиях формирования российской модели правового государства.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Referat.doc

— 191.50 Кб (Скачать документ)

С другой стороны, не абсолютизируя  роль права, следует «реальнее» относиться и к самой идее правового государства, ибо «в действительности политическая власть всегда стремится вырваться из правовых рамок и «правовое государство» — это скорее идеальный тип...»20.

Уместно в рамках данной работы вспомнить высказывание Б.А. Кистяковского о том, что «основной принцип правового... государства состоит в том, что... ограничение власти в правовом государстве создается признанием за человеком неотъемлемых, ненарушаемых, неприкосновенных и неотчуждаемых прав»21.

 

 

 

 

4. СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Вступление России в 1996 году в Совет Европы - знаменательное событие во всей правовой и политической истории страны. Принцип «верховенства  Права», обязательный для всех членов Совета Европы (ст. 3 Устава Совета Европы), в краткой и обобщенной форме  выражают существо и смысл того, что принято называть стандартами современной цивилизации, в которой гарантируются, признаются  и соблюдаются права и свободы личности.

Несомненно, более существенно  то, что современные европейские  и общемировые стандарты нашли свое отражение в Основном законе страны - Конституции РФ, которой присуще качественно новое понимание смысла и ценности прав человека.

Для уяснения и понимания вопросов российской правовой государственности  вновь обратимся к статье 2 Конституции РФ, провозгласившей человека, его права и свободы высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Существенным можно отметить положение Конституции (п. 2 ст. 17) о том, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

Согласно данным представлениям о ценностях права и правовой идеологии российской Конституции, права и свободы человека и гражданина имеют общерегулятивное, императивно-правовое значение и выступают в качестве основного критерия для определения правового качества законов и деятельности всех ветвей и звеньев государственной власти.

Высоко оценивая значимость этих конституционных записей, следует, однако, отметить, что Россия сегодня лишь на пути к формированию правового государства, а права и свободы человека, к сожалению, не стали высшей ценностью.  И это факт закономерный, определяемый как предшествующей историей, так и той сложной ситуацией, в которой оказалась современная Россия. Формирование правового государства и уважения прав человека  - задача чрезвычайно трудная, и ее решение возможно лишь в результате многих лет (а может быть, и десятилетий) усилий всего общества, связанных с преодолением как наследия прошлого, так и тех ошибок и просчетов, которые были допущены в последние годы.

Также реалии нашей жизни – это повсеместные нарушения прав и свобод человека, в том числе неотчуждаемых  и естественных, которые к тому же являются вполне обычным явлением. Это объясняется тем, что самое трудное в современной России - преодоление формировавшихся веками стереотипов, связанных с принижением роли человека, пренебрежением его правами, свободами, достоинством.  

Необходимо сделать  права и свободы человека главной  целью всех политических, экономических и социальных реформ. Только такой подход придаст моральный характер политическим программам, действиям российской государственной власти и законодательству.

  1. СОСТОЯНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ МОДЕЛИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

 

Права человека - явление идеологии, государства и права. Импульс признания и обеспечения прав человека исходит прежде всего из этих сфер социальной жизни. Идеология как совокупность идей, теорий, взглядов, служащих закреплению или изменению существующих общественных отношений, выполняет свою социальную функцию, воздействуя на сознание людей, формируя их социологическое мировоззрение. Она дает членам общества своеобразный «компас», помогающий ориентироваться в окружающей действительности22.

Понятие социальной государственности возникает в конце ХIX - начале ХХ века. Оно означает  появление новых качеств, которых не было у либерального правового государства. В чем же причины такого обогащения его свойств? Было ли это отрицанием важнейших принципов правового государства, либо появление социальных функций явилось новым этапом его развития  в изменившихся исторических условиях?

Формирование правового  государства - одно из великих достижений человеческой цивилизации, неразрывно связанных с появлением «первого поколения» прав человека - гражданских и политических. Однако важным свойством развитого государства, признающего равноправие индивидов, является его динамичность, способность реагировать на проблемы, возникающие в обществе. Новые процессы в сфере экономических, политических, нравственных отношений требуют поиска новых параметров взаимоотношений государства и индивида23.

Почему же вопрос о  российской правовой государственности  является спорным до сих пор?

Остановимся на причинах трудностей формирования правового  государства в России.

1. Одна из основных трудностей - исторические традиции России, которые были несовместимы с демократией и свободой. Россия - страна, в которой господствовал системоцентристский подход во взаимоотношениях личности и власти. Идеи свободы и прав человека, всеобщего равенства и справедливости, получившие    широкое      распространение  в  государствах    Европы  и  в  США    в XVII - XVIII вв. и ставшие универсальным лозунгом буржуазных революций, не были чужды политической мысли России. Однако возникли они во второй половине XVIII в. (А.Н. Радищев, С.Е. Десницкий,  Н.И. Новиков и др.). К сожалению, эти идеи не могли быть восприняты общественным сознанием народа, отсталого и безграмотного, задавленного крепостным правом и самодержавием.

2. Безраздельное господство марксисткой идеологии в годы советской власти в значительной мере способствовало утверждению в обществе лжеколлективистских начал. Рассматривая главное противоречие марксистской доктрины, Николай Бердяев отметил, что «марксизм не хочет видеть за классом человека, он хочет увидеть за каждой мыслью и оценкой человека класс с его классовыми интересами». Исходя из такого подхода общество, провозгласившее себя освободителем всего человечества от угнетения, подавляло человека, любые проявления его самобытности, если они не вписывались в стереотип «нового советского человека». Формально не отрицая прав и свобод граждан и даже включая их  каталог в свои конституции, власть даже не пыталась обеспечить политическую свободу, плюрализм, возможность для каждого человека иметь свои мнения и убеждения. Унифицированность сознания и стандартизация поведения стали неизбежны в условиях казарменного режима. Преследование любых проявлений инакомыслия было ограничено для сложившегося политического строя  и сохранялось долгие годы после ликвидации сталинского режима. Перестройка явилась важным переломным моментом в отношении прав человека и правового государства. И хотя это были первые робкие и непоследовательные шаги по пути свободы, недооценивать их нельзя.

Нынешняя Россия оказалась на развалинах тоталитарного режима, где сохранились живучие традиции недооценки человека, его прав и свобод. Выдвижение идеи прав человека и правового государства было неизбежно для власти, объявившей о полном разрыве с тоталитарным прошлым. Однако у нее не хватило последовательности, подлинно демократических ориентиров и уважение достоинства человека как одного из основных слагаемых культуры

3. Низкая правовая культура должностных лиц, усугубляемая отсутствием реальной ответственности за отступление от права, ярче всего проявляется в неуважении и пренебрежении правом. Права человека - категория, чуждая правосознанию большинства тех, кто согласно Конституции призван обеспечивать их незыблемость. Наиболее наглядным доказательством этому является отношение к самой Конституции как некоему декору, необходимому в обществе, провозгласившем себя демократическим и правовым.

Низкая юридическая  культура и самих граждан, которые  не привыкли отстаивать свои права, использовать правовые формы судебной защиты, обращаться в государственные органы с петициями и жалобами в порядке административного производства. Вероятнее всего это результат неверия в реальность любых попыток защитить себя от беззакония.

Покорность и непротивление  человека в случаях нарушения его прав - характерная черта общественного правосознания, доставшаяся нам в наследство от вековых антиличностных традиций. Приоритет прав человека и правового государства требует усилий всех граждан России, которые должны способствовать утверждению в своем обществе «идеи права». Необходимо подготовлять людей к «борьбе за право» как проявлению их гражданского долга, осуществлять пропаганду законодательства, которая в настоящее время предана забвению, чем отброшены хорошие традиции в данной области, сформировавшиеся в 60 - 80-е годы.

4. В последние годы произошло ослабление российской государственности, а это - движение в сторону,  противоположную обществу, основанному на праве. Разрушение тоталитарного государства не было подкреплено четкими представлениями о принципах создания нового демократического государства. Непринятие и негативное отношение к тоталитарному государству было распространено на государство вообще, что привело к его ослаблению, разрегулированности его органов и механизмов. Была предана забвению простая истина, что без сильной государственности невозможно совершить коренную перестройку, ломку устое общества - политических, экономических, социальных, нравственных. Свободный рынок, частная собственность, цивилизованные формы демократии несовместимы с распущенностью и эгоистическим своеволием. Поэтому реформированию подлежит прежде всего само государство, все его звенья. Только государство, действующее на принципах права, может стать одним из основных факторов экономических и социальных преобразований, гарантом прав и свобод человека и удержать новые общественные процессы в границах права. Укрепление российского государства - неотложная задача сегодняшнего дня.

Нельзя отождествлять  «сильное» государство с тоталитарным. Последнее обретает могущество прежде всего путем развития своих силовых структур, зачастую не связанных правом. Демократическое государство становится «сильным», лишь опираясь на право. Русский философ и юрист И.А. Ильин, высланный из России в 20-е годы, даже в период наибольшего торжества советской власти пророчески предвидел ее неизбежное падение. Он предсказал и те   разрушительные   процессы,  свидетелями  которых  мы  сейчас  являемся.

И.А. Ильин считал, что  для преодоления распада России необходима «сильная власть», которая совсем не то же самое, что «тоталитарная власть». «Сильная власть грядущей России должна быть не внеправовой и не сверхправовой, а оформленная правом и служащая по праву, при помощи права - всенародному порядку»24. Правовая власть - это антипод тоталитаризма, способный обеспечить права и свободы личности, защитить ее достоинство.

5. Успех в формировании правового государства напрямую зависит от признания особой роли Конституции РФ. Статья 15 Основного закона провозглашает высшую юридическую силу Конституции и ее не посредственное (прямое) действие и применение на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Федерации не должны противоречить Конституции.

Указание на прямое действие Конституции не имеет аналогов в  отечественной практике и обязывает к тому, чтобы Конституция не была декоративным украшением общества, а стала работающим законодательным актом, которым следует руководствоваться при рассмотрении конкретных дел в судах и органах исполнительной власти. Это существенный признак правового государства. Запись ст. 15 дополняется и конкретизируется  в ст. 18 Конституции, которая провозглашает: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно  действующими означает, что человек  и гражданин могут осуществлять свои права и свободы, а также защищать их в случае нарушения, руководствуясь Конституцией, ссылаясь на нее. Непосредственное прямое действие конституционных прав и свобод тесно связано с общим принципом высшей юридической силы и прямого действия Конституции РФ. Это - один из существенных признаков правового государства, подчеркивающий значение прав и свобод человека как высшей ценности.

Непосредственное действие прав и свобод человека, закрепленных в Конституции РФ, не снимает вопроса  о совершенствовании механизмов и процедур (конституционных, судебных и иных), призванных защищать и обеспечивать права и свободы граждан. Это делает надежной государственную защиту прав граждан, которая является важным фактором развития правовой государственности. Напомним прежде всего, что ст. 45 Конституции гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате теоретического  изучения темы «Правовое государство» нами  сделаны следующие выводы и обобщения:

  1. Человечество с древнейших времен ищет оптимальные формы соотношения личности и государства, сочетания их интересов.
  2. Теория правового государства вовсе не застывшая догма. Она развивается и сегодня, постоянно наполняясь новым содержанием по мере накопления в истории человечества правовых и нравственных традиций и политического опыта.
  3. Правовое государство, несмотря на особенности, остается государством в подлинном смысле слова, т.е. организацией публичной власти, располагает специальным аппаратом управления и принуждения. Для его содержания устанавливаются и взимаются налоги, проводятся займы, формируется государственный бюджет. Правовое государство, так же, как и иные государства, обладает суверенитетом.  
  4. Правовое государство отличают специфически признаки, определяющие его назначение, цели, статус.
  5. Правовое государство характеризуется двумя основными принципами: наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина (социальная сторона);  наиболее последовательное связывание посредством права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения (формально-юридическая сторона).
  6. Россия сегодня лишь на пути к формированию правового государства,  и это факт закономерный, определяемый как предшествующей историей, так и той сложной ситуацией, в которой она оказалась.
  7. Сегодняшняя реальность  – это повсеместные нарушения прав и свобод человека, в том числе неотчуждаемых  и естественных. Прежде всего объясняется это тем, что самое трудное в современной России - преодоление формировавшихся веками стереотипов, связанных с принижением роли человека, пренебрежением его правами, свободами, достоинством.  

Информация о работе Правовое государство