Правовое и социальное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 23:47, доклад

Описание

Развитие демократии непосредственным образом связан с установлением правового государства .

Работа состоит из  1 файл

Правовое и социальное государство (2).docx

— 20.08 Кб (Скачать документ)

 

Правовое  и социальное государство


Развитие демократии непосредственным образом связан с  установлением правового государства .

Главные принципы правового  государства таковы:

  • верховенство закона, его господство над всеми сферами жизни;
  • правовой характер самих законов, т.е. их соответствие международным правовым стандартам;
  • приоритет прав и свобод личности и ее свободное развитие; государство признает за личностью определенную сферу свободы, куда вмешательство государства недопустимо. Общеизвестна формула: "все, что не запрещено индивиду, ему дозволено", а для власти: "все, что не разрешено власти, ей запрещено";
  • взаимоответственность государства и личности. В правовом государстве отношения между ними строятся не только на правовой основе, но также проникнуты морально-эстетическими обязанностями;
  • разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви, что исключает монополию какого-либо органа на власть.

Сущность современного демократического государства отвечает не только правовая, но и социальная форма, если сущностным содержанием  правового государства является защита свобод человека от ограничений  со стороны государства, то социальное государство, напротив, предполагает активную политику с целью обеспечения  права, которое можно определить как право на достойную существование.

Социальное государство - это государство, которое стремится к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, прав на социальную защиту, на участие в управлении производством.Первые признаки социального государства стали проявляться с конца XIX в. в форме деятельности правительства по борьбе с бедностью и улучшению положения рабочего класса. Германия стала первой страной, где были приняты социальные законы, предусматривающие страхование по старости, болезни, а также устанавливают пенсии по старости. В США импульсом для социализации государства стали социальные преобразования В. Вильсона. Президент призвал отказаться от подхода к государству только как к "ночного сторожа", задача которой - охрана собственности. По его мнению, активная деятельность государства в социально-экономической сфере может стать основой всеобщего благосостояния. Основные направления социальной политики американского государства были определены "новому курсу" президента Ф. Рузвельта - программой выхода из страны из глубокого экономического кризиса 1929-1933 pp, названной "великой депрессией".

Компетенция современного социального государства гораздо  шире и распространяется на такие  сферы, как образование, здравоохранение, рынок труда, система социального  страхования от таких классических рисков, как болезнь, безработица, возраст  и т.д. В разных странах приняты  программы, призванные гарантировать  общедоступность и бесплатность медицинского обслуживания, основного общего и среднего профессионального образования, помощь инвалидам, пенсионерам и другим социально незащищенным группам, программы по созданию новых мест работы и развития системы переобучения безработных и по трудоустройству молодежи. Подобным образом государство гарантирует право своих граждан на "достойное проживание", право на минимальный стандарт благополучия, а в идеале - примерно одинаковы для всех социальных групп стартовые возможности для реализации жизненных задач.

Внутреннюю политику социального государства можно  охарактеризовать как средство утверждения  социального компромисса в обществе. В перераспределения помощи от одних групп к другим (от работающих к пенсионерам и инвалидов, от высокодоходных граждан к малообеспеченным и т.д.) реализуются отношения солидарности. Другой целью социального государства является смягчение социального неравенства и поддержание стабильного социально-экономического положения граждан.

Эффективность социального  государства происходит в зависимости  от факторов, среди которых выделяют:

  • высокий уровень экономического развития страны, экономический рост, что позволяет обеспечить перераспределения средств на социальные программы;
  • согласие основных политических сил о необходимый набор социальных программ, которые будут реализовываться государством, достижения подобного консенсуса позволяет сохранить правопреемственность социальной политики в случае прихода к власти других политических партий;
  • развитое чувство ответственности, законопослушности, общественной солидарности.

Реализация социальных прав человека позволяет характеризовать  политику государства сроками социальной справедливости, эти аспекты всегда находятся в центре внимания политических партий и движений, является важной составной частью их программ.

Социал-демократические  и коммунистические партии настаивают на расширении социальных программ, в  то время как правые партии критикуют  социальное государство, связывая с  ней такие явления, как разрастание  бюрократического аппарата, рост массового  иждивенчества, повышении налогов, что в итоге негативно отражается на частной инициативе и может  стать тормозом экономического развития. Например, неоконсерваторы отстаивают тезис об адресной социальной поддержке, что должно сократить количество получателей социальной помощи.

Действительно, в  последние годы страны Запада столкнулись  с некоторыми проблемами в реализации государством своих социальных функций. Среди причин можно выделить и  спад экономики некоторых стран, и необходимость увеличения инвестиций в производство для его технического перевооружения, и тенденции к  дебюрократизации управления. К этому следует добавить демографическую изменившуюся ситуацию в большинстве стран: увеличение доли пожилых людей относительно остального населения. Обеспечение их права на достойное существование требует увеличения социальных расходов. Во многих странах эта проблема получает новое решение: не только государство, но и структуры гражданского общества берут на себя ответственность за распределение социальной помощи, создавая негосударственные формы социального страхования и социальной поддержки.



Информация о работе Правовое и социальное государство