Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 10:44, контрольная работа
Применение права – одна из форм государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь. Правоприменение – это решение конкретного дела, жизненного случая, определенной правовой ситуации. Это – «приложение» закона, общих правовых норм к конкретным лицам, конкретным обстоятельствам. «Правоприменение есть операция не над нормой, а над фактом с использованием нормы. Правоприменительный акт лишь упорядочивает конкретную ситуацию в соответствии с общей волей законодателя»1.
Понятие и типы реализации права
2. Основные формы (способы) реализации права
3. Особенности правоприменительной деятельности
4. Использование права
5. Правовое регулирование и правовое воздействие
Заключение
Список литературы
План:
3. Особенности
4. Использование права
5.
Правовое регулирование и
Заключение
Список
литературы
1.
Понятие и типы реализации
права
Применение права – одна из форм государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь. Правоприменение – это решение конкретного дела, жизненного случая, определенной правовой ситуации. Это – «приложение» закона, общих правовых норм к конкретным лицам, конкретным обстоятельствам. «Правоприменение есть операция не над нормой, а над фактом с использованием нормы. Правоприменительный акт лишь упорядочивает конкретную ситуацию в соответствии с общей волей законодателя»1.
Субъектами реализации права являются те лица, на которых право распространяет свое действие. Объектами реализации права является законодательство государства.
Правоприменение – организующая деятельность. Действия правоприменяющего лица или органа направлены на то, чтобы развития отношений между людьми и их объединениями шло в русле закона. Применение права, как одна из форм государственной деятельности, составляет основное содержание (по удельному весу и значимости) деятельности органов внутренних дел при осуществлении как внешнего, так и внутреннего управления и осуществляется от имени государства. Применение права как одна из форм его реализации необходима там, где правоотношение, с учетом его сложности и важности с точки зрения решения задач, стоящих перед властью, может и должно быть создано лишь по решению органа, который олицетворяет государственную власть, или где правоотношение должно пройти контроль со стороны государства в лице его властных органов. Награждение орденом, расторжение брака, назначение на ту или иною должность возможно лишь при наличии решения компетентного органа. Без таких решений невозможно хранить правовые нормы от нарушений, наказывать правонарушителей и ликвидировать вредные последствия правонарушений.
Целью применения права является удовлетворение потребностей и интересов всего общества, а так как потребности людей постоянно меняются в соответствии с изменчивыми условиями жизни, то и правоприменители должны в своей деятельности учитывать все то новое, что необходимо для результативного регулирования различных сфер общественной жизни. Правоприменительная деятельность осуществляется различными государственными органами. Поэтому ученые разделяют 3 основные типа правоприменения:
Реализацией
права называется его воплощение
в поведении людей и в
Специфические
для права способы его
Две
из названных форм или способов (использование
права и исполнение обязанности)
представляют собой реализацию правоотношения.
Результатом осуществления
В
проблеме реализации права важнейшее
значение имеет социально-политический
аспект - насколько полно и адекватно
право выражает волю, потребности, устремления
людей, иными словами, в какой
мере оно легитимно. Отвечает ли право
подлинным чаяниям, запросам, интересам
членов общества, оправдывает ли их ожидания
- этот вопрос является определяющим. Чем
выше легитимность права, тем успешнее
и полнее оно реализуется. [10, с.173]
3.
Особенности
Важная особенность правоприменительной деятельности органов исполнительной власти состоит в том, что она является содержательной частью государственного управления, в процессе которого тесно переплетаются и правовые формы воздействия, и непосредственные организационные действия.
Правоприменительная
деятельность органов управления отличается
от правоприменительной
Нормотворчество органов исполнительной власти имеет свои особенности, обусловленные юридической силой, оперативностью и динамичностью. Оно осуществляется в упрощенной форме и процессуальном порядке, восполняет пробелы, вызванные несовершенством действующих законов, а так же характеризуется профессиональным знанием сферы правового регулирования [1, с.34]. Государство продолжает начатый правотворческий процесс регулирования общественных отношений путем применения правовых предписаний в жизнь. Органы исполнительной власти властно вмешиваются в разрешение социально значимых для общества и личности ситуаций.
В процессе правоприменительной деятельности чаще всего вырабатываются производные управленческие решения. Их создание обеспечивает конкретизацию норм права, образование, изменение или прекращение правоотношений. [2, с.12]
Правоприменение
в целом как социально-
4.
Использование права
Акт применения права (индивидуальный правовой акт, решение по конкретному делу) является юридическим фактом, ведущим к возникновению, изменению, прекращению правоотношений.
Ряд правовых норм не может быть реализован без применения права. Эта форма (способ) реализации правовых норм определяется законом и подзаконными нормативными актами в тех сферах общественных отношений, где особенно необходимы точная определенность прав и обязанностей сторон, государственный контроль за развитием отношений, внесение в это развитие элементов устойчивости, стабильности, определенности, доказуемости. Для этого, во-первых, нужно точное определение момента возникновения правоотношения, его содержания и субъектов. Во-вторых, принятию решения (вывода, имеющего юридическое значение) должна предшествовать строгая проверка фактических обстоятельств дела, определение их юридических последствий, фиксация этого в специально оформленном акте, допускающем последующую проверку обоснованности и законности решения. В-третьих, если государство считает необходимым осуществлять систематический контроль за возникновением и развитием определенных видов правоотношений, необходимо точно определить процессуальные (процедурные) формы рассмотрения и решения соответствующих дел, готовить достаточно квалифицированные кадры государственных служащих, в компетенцию которых входит применение норм этой отрасли права, обеспечивая возможность проверки правильности этих решений и, соответственно, степени квалификации этих служащих. [6, с.74]
Использование права осуществляется в трех формах:
1) это беспрепятственное осуществление действий в соответствии с субъективными правами, непосредственно входящими в правовой статус гражданина (свобода совести, слова, собраний, уличных шествий и демонстраций и др.).
2) совершение юридически значимых действий на основе правоспособности субъектами частного права (сделки, договоры и др.), а также - в соответствии с компетенцией - субъектами публичного права (приказы, распоряжения и др.).
3) осуществление участником правоотношения его возможностей:
- определенного (правовой нормой или договором) поведения;
- его требования соответствующих этому поведению действий других лиц;
- в случае необходимости - обращения к правоохранительным органам государства с требованием защиты нарушаемого или восстановления нарушенного права.
Правоприменение не следует рассматривать как способ (форму) реализации права в одном ряду с использованием права, исполнением обязанности, соблюдением запретов, поскольку оно сводится к одной из этих форм или к их сочетанию. [3, с.162]
Результатом применения правовой нормы является принятие специального акта, содержащего юридическую оценку данного случая, и проистекающие из него выводы. Акт применения права является юридическим фактом, порождающим определенные правовые последствия. Он должен быть принят управомоченным государственным органом или должностным лицом в установленном для этого процессуальном порядке и соответствовать ряду формальных требований. В акте должны быть обозначены: наименование органа, принявшего этот акт; дата принятия; точное наименование дела, которое решено этим актом; установленные обстоятельства, имеющие юридическое значение для этого дела (юридические факты; иногда требуется перечень основных доказательств, их подтверждающих); юридические выводы из установленных обстоятельств.
Нарушение формы акта, принятие его некомпетентным органом, несоблюдение порядка (процесса) применения права влечет отмену акта и повторное рассмотрение дела. Некоторые акты применения права вступают в законную силу после обжалования либо истечения срока на подачу жалобы. Жалоба может быть подана на любой акт применения права - органу, принявшему этот акт, вышестоящему органу, в прокуратуру, в определенных законом случаях - в суд.
Иногда
высказывается предположение, что
нормы права применяют не только
государственные органы и должностные
лица, но и граждане. С этим нельзя
согласиться. Граждане совершают массу
поступков и сделок, ведущих к
возникновению, изменению, прекращению
правоотношений. Одни из них предельно
просты (проезд на общественном транспорте),
другие требуют специального оформления
(обмен квартир, купля-продажа недвижимости).
Некоторые договоры действительны лишь
с момента их оформления в установленном
порядке (в нотариальной конторе, в муниципальных
учреждениях). Однако все сделки и договоры
граждан охватываются понятием "правомерное
поведение" (использование права, исполнение
обязанности), а применение права как принятие
решений, имеющих официальный характер,
при оформлении наиболее сложных договоров
или решении споров осуществляется не
гражданами (их участниками), а специально
на то уполномоченными субъектами права
(нотариальная контора, муниципальное
учреждение, органы загс, суд). [5, с.251]
Информация о работе Правовое регулирование и правовое воздействие