Правовой нигилизм в РФ и пути его преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 08:47, курсовая работа

Описание

В начале своей работы я попытаюсь, рассказать, что такое правовой нигилизм, об исторических корнях правового нигилизма в сознании людей, про нигилизм в СССР. После этого, по моему мнению, нужно будет поговорить об основных формах правового нигилизма на современном этапе - это прямые нарушения действующих законов и иных правовых актов; несоблюдение и неисполнение требований законов и иных нормативных актов; подмена законности политической, идеологической, прагматической целесообразностью; неуважение к суду и правоохранительным органам; издание противоречивых, параллельных или даже взаимоисключающих друг друга нормативных актов; теоретическая форма правового нигилизма (в научной сфере, работах юристов и др.); несовершенство законодательства; слаборазвитые механизмы реализации законов; нарушение или несоблюдение прав человека.

Содержание

Введение................................................................................................2

1.Понятие и причины правового нигилизма………………………….3
2.Формы правового нигилизма в современном Российском обществе……………………………………………………………..12
3.Пути борьбы с правовым нигилизмом…………………………….20
Заключение………………………………………………………….23

Список литературы…………………………………………………24

Работа состоит из  1 файл

курсик.docx

— 50.18 Кб (Скачать документ)

  Что мы можем наблюдать сейчас и на протяжении последних 15 лет в России: люди внутри себя не признают верховенство закона. Им кажется, что всем заправляет что-то другое, но никак не закон. Зачем  идти в суд, если разбирательство  будет долгое, нудное, а решить можно  по-другому и быстро - дать взятку, «договориться». Или что еще хуже - вообще смолчать и закрыть глаза  на произошедшее.

  В России уже привыкли, что многие законы вообще не действуют, что на Конституцию ссылаться бесполезно, все равно ее можно вывернуть  так, как другим будет удобно. Уже  свыклись с тем, что, что бы не писали в договорах, в законах, какие бы права и ответственность не предусматривалась, все равно все решат не так как написано, и, в первую очередь, чиновники решат не так как написано, решат не по закону, а на основе политической, идеологической или прагматической целесообразности, в общем так как им нужно и удобно. Сказано переоформить и выдать документ в течение месяца - пройдет два, а то и три месяца, прежде чем человек получит свой документ. И за месяц сделают, если только взятку дашь. Вот и получается, что есть норма - а в нее не верит никто: ни обычный человек, ни чиновник.

  Дача  взятки для решения проблемы, обращение  к "авторитетам" для выбивания  долгов,   терпеливое ничегонеделание  при унижении собственного достоинства - это лишь некоторые облики правового  нигилизма.

  Действуя  таким образом, люди не используют правовые механизмы для разрешения проблем. Они придумывают иные, альтернативные - неправовые - варианты выхода из конфликтных  ситуаций. Человек, использующий свое служебное положение в своих  личных целях, милиционер, взимающий  дань с уличных продавцов, судья, который, казалось бы, должен вершить  судьбы людей на основе закона, осуществлять правосудие, но при этом берущий  взятки - все они забывают о собственном  человеческом достоинстве, нормах морали, нравственности. Это уже стало  неотъемлемым элементом их жизни, они  об это не задумываются, они так  привыкли. В стране, где процветает правовой нигилизм, распространены такие  мнения: все судьи куплены; в прокуратуру  и милицию обращаться бесполезно, все равно добросовестно к  обращению не отнесутся, только нервы  истреплют; во всем виновато депутаты и правительство, которые издают непонятные, бестолковые законы. И  при этом большинство людей не интересуются не только законами, средствами правовой защиты, а даже своими основными  Конституционными правами и свободами.                                                                                                                                                                                                                                                                                       

2. Формы правового нигилизма в современном российском обществе.

  

  В современной России правовой нигилизм  - распространенное явление. Несмотря на то, что эта проблема поднимается  часто на страницах газет и  журналов, большинство граждан не осознают ее, правовой нигилизм существует, поражая все слои общества своим  негативным воздействием, существует в различных формах, начинаясь  на обыденном и заканчиваясь на самом  высшем ведомственном уровне. К этим формам относятся:

  1. Прямые нарушения действующих законов и иных  правовых актов.

Они составляют огромный, трудно обозримый массив уголовно наказуемых деяний, а также  гражданских, административных и дисциплинарных проступков. Корыстный уголовный  криминал - наиболее грубый и опасный  вид правового нигилизма, наносящий  неисчислимый вред обществу - физический, материальный, моральный.

             В Федеральной  целевой программе  по усилению борьбы с преступностью  на 1999-2000 годы, говорится о том,  что сложившаяся в обществе  криминогенная ситуация явилась  следствием большого ряда причин, в том числе и углубляющегося  правового нигилизма. Сложившая  ситуация, способствует дальнейшему  ‘процветанию” правового нигилизма  и его проникновению во все  сферы общественных отношений.  Следовательно, среди источников  формирующих правовой нигилизм  в российском обществе, наряду  с другими можно отдельно выделить  сложившуюся криминогенную ситуацию  в обществе. К аналогичным выводам приходят многие авторы. В частности, А.И. Мокрецов пишет о том, что принесенная в общество  субкультура, выполняя свои функции, способствует поддержке и оправданию взглядов криминальных элементов на их собственное положение в обществе, а также закрепляет их отношение к разнообразным идеологическим, государственным и общественным институтам.

 
  1. Несоблюдение  и неисполнение требований законов и иных нормативных актов, когда субъекты (граждане, должностные лица, государственные органы, общественные организации) попросту не соотносят свое поведение с требованиями правовых норм, а стремятся жить и действовать по “своим правилам”. Неисполняемость же законов - признак бессилия власти. Неподчинение же законам причиняет не меньший урон обществу, чем их прямое нарушение.

   Законы легко обходят, блокируют,  с ними не считаются. Это  своего рода социальный бойкот, саботаж, обструкция. Закон для  многих стал весьма условным  понятием: нравится - повинуюсь, не  нравится - игнорирую. Такое всеобщее  непослушание - результат крайне  низкого и деформированного правосознания,  отсутствия должной правовой  культуры, а также следствие общей  расхлябанности и безответственности. В подобной среде, т.е. в условиях  “криминальной демократии”, весьма  вольготно чувствуют себя всевозможные  дельцы, махинаторы, нувориши, не привыкшие  жить по закону. Легально и  полулегально отмываются “грязные  деньги”, перераспределяются материальные  блага, общество расслаивается  на “очень богатых” и “очень  бедных”.. “Несоблюдение и неисполнение законов наносит не меньший вред общественным интересам, чем их прямое нарушение”11 . У некоторых групп молодежи саботирование законодательства возводится в культ. Закон для многих стал весьма условным понятием: нравится – повинуюсь, не нравится – игнорирую. В свое время М.Е. Салтыков – Щедрин сказал: “ Суровость Российских законов смягчается необязательностью их исполнения”. 

  1. Подмена законности политической, идеологической, прагматической целесообразностью. Стремление различных общественных сил реализовать свои интересы вне правовых рамок. Законом руководствуются только в тех случаях, когда это удобно, в противном случае законом пренебрегают или критикуют. Такая критика имеет различные формы, вплоть до демонстративного нарушения требований, установленных законом. Например, запрет распития пива в общественных      местах, сопровождается явно провокационными поступками некоторых молодых людей, которые продолжают это делать.

Политическая  логика очень часто берет верх над юридической. Наряду с “телефонным” и “мегафонным” правом нередко  действует “право сильного”, “захватное”  или “явочное” право. Дает о себе знать “левый” и “правый” экстремизм. Это напоминает злополучную “революционную” или “классовую” законность, хотя всем ясно, что попытки утвердить демократию вне права порочны в своей основе. Характерна в этом отношении констатация такого радикального деятеля, как С. Юшенков: “Даже самый плохой закон лучше любой самой благой целесообразности, поскольку последняя не имеет границ”.  

  1. Неуважение  к суду и правоохранительным органам. Граждане в случае совершения в отношении их незаконных действий, возникновения юридического  конфликта,  предпочитают не обращаться в суд и правоохранительные органы. Это связано с негативными представлениями в обществе о деятельности правоохранительных структур, и неуважением к решениям, принимаемым этими органами.
 
  1. Издание противоречивых, параллельных или даже взаимоисключающих  друг друга нормативных  актов, которые порой нейтрализуют друг друга. Нередко подзаконные акты становятся “надзаконными”. Нередко подзаконные акты становятся “надзаконными”. Вводимые в большом количестве юридические нормы не стыкуются, плохо синхронизированы. В то же время имеются значительные пласты общественных отношений, не опосредуемых правом, хотя объективно нуждающихся в этом. Образуются так называемые правовые пустоты, вакуумы, пробелы. Все это вместе взятое создает правовую сумятицу, неразбериху, войну законов, за которой стоит война властей.

   Существует мнение, что война  законов - дело прошлое, что  она велась, когда был союзный  центр. Это не совсем так.  Война законов не прекратилась, а видоизменилась. Конечно, накал  ее спал, но она продолжается. Теперь эта война идет в  рамках России между законами, указами, судебными решениями,  правительственными постановлениями,  а также между федеральными  и региональными актами. Особенно  тяжелые бои (в буквальном и  переносном смысле) развернулись  в сентябре - октябре 1993 года между  актами бывшего Верховного Совета  и президентскими указами. В  тот момент беспрецедентная война  законов достигла своего апогея  и существенно изменила морально-психологический  климат в стране. Ничего подобного  история не знала, аналогов  нет. Это был “верхушечный”  правовой нигилизм в его наиболее  концентрированной и крайне опасной  форме.

 Как  сказал В.В.Путин в одном из  своих выступлений “ Противоречия  дошли до той степени, что  можно быть гражданином субъекта, но при этом не быть гражданином  федерации”.  

  1. Теоретическая форма правового  нигилизма ( в научной  сфере, работах юристов  и др.) проистекающая из некоторых старых и новых постулатов. Базируется на  известных положениях  марксизма о государстве и праве, так и с рядом неверных, искаженных представлений о государственно-правовой действительности и ее развитии: отмирание государства и права, замена правового регулирования общенормативным или моральным. Имеет место экономический детерминизм, основа-экономика, право не основа, следовательно, оно вторично, а русских людей: что вторично, то не важно, на то, что не важно, можно внимания не обращать. В теоретической форме правового нигилизма так же следует отметить сугубо классовый подход, при котором отрицалась социальная и культурная ценность права. 

   Право трактовалось, да и сейчас  еще нередко трактуется как  средство, орудие, инструмент, рычаг,  способ оформления политических  решений, а не как самостоятельная  историческая, социальная и культурная  ценность. Главное - это экономика,  политика, идеология, а не какие-то  там правовые ценности. 

  1. Несовершенство  законодательства

В самом  деле, состояние нынешнего законодательства во многом оставляет желать лучшего  – законы переполнены, так называемыми, “мертвыми нормами” – то есть положениями, которые не действуют в реальной действительности из-за слаборазвитых  механизмов их реализации.

Несовершенство  законодательства наиболее ярко проявляется  в сфере гражданского и арбитражного процесса. Казалось бы, что с учетом  того факта, что именно в данной области  происходит защита прав и законных интересов граждан, именно в суды обращаются люди с просьбой о защите от незаконных посягательств, законы, регулирующие сферу гражданского и арбитражного судопроизводства, должны быть четкими, грамотно составленными и максимально лаконичными, то есть должно быть сделано все, чтобы обеспечить гражданам быструю и полную защиту их прав и законных интересов и пресечь незаконные действия иных лиц. 

  1. Слаборазвитые механизмы реализации законов

Даже  идеальный с точки зрения юридической  техники закон не будет работать без действенного, отлаженного механизма  его реализации. Ведь еще Ш. Монтескье  сказал: “когда я поеду в правовое государство, я спрошу не про то, какие там есть законы, а про  то как эти законы работают  и  воплощаются в  жизнь”. Отсутствие вот таких  механизмов реализации правовых предписаний, причем механизмов действенных – едва ли не большая  проблема, чем несовершенные законы. Ведь написать идеальную  правовую норму намного легче, чем воплотить  её в жизнь: моментально на пути её реализации возникнут сотни препятствий (в том числе и пресловутый  правовой нигилизм). Еще во времена  римского права было замечено, что  игнорирование законов есть страшное зло, в корне подрывающее всю  правовую систему государства. Не случайно Международная комиссия по законодательству оценила качество наших законов  на “4” (достаточно высокая оценка), а вот уровень их исполнения на “1” (ниже был только “0”) – как  говорится, выводы напрашиваются сами собой. 

  1. Нарушение или несоблюдение прав человека

Информация о работе Правовой нигилизм в РФ и пути его преодоления