Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 21:26, реферат
Политические партии – один из важнейших политических институтов современного общества. Они являются связующим звеном между государством и гражданским обществом. Являясь представителем гражданского общества, они представляют интересы различных слоёв населения в законодательных и представительных органах. Основная задача политических партий овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через представителей в органах государственной власти и в органах местного самоуправления. Политические партии в обществе часто ассоциируются с политическим спектром.
Правительство
Российской Федерации
Федеральное
государственное
автономное образовательное
учреждение высшего
профессионального
образования
"Национальный
исследовательский
университет
"Высшая школа экономики"
Реферат
На тему: Правовой
статус российских партий.
Студент группы № 152
Вершинин А.И.
Преподаватель
Шаповалов И.А.
Москва,
2011 г.
Политические партии – один из важнейших политических институтов современного общества. Они являются связующим звеном между государством и гражданским обществом. Являясь представителем гражданского общества, они представляют интересы различных слоёв населения в законодательных и представительных органах. Основная задача политических партий овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через представителей в органах государственной власти и в органах местного самоуправления. Политические партии в обществе часто ассоциируются с политическим спектром. Например, “правыми” именуются партии, выступающие за сохранение традиций, ведущие консервативный курс. “Левые” – сторонники либеральных перемен. Также существует и другая точка зрения, где к “левым” относят коммунистов, социалистов и социал-демократов, к “правым” либералов, консерваторов и фашистов с национал-социалистами. Также выделяют центристские партии, которые поддерживают список правил, относящихся к разным частям политического спектра. Очень разнообразны цели политических партий. Известный российский революционер Лев Троцкий говорил: - «Никакая партия ничего не стоит, если она не имеет целью захват власти». Но захват власти это не единственная цель политической партии. Также можно выделить формирование общественного мнения, политическое воспитание и образование граждан, выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти, выдвижение своих кандидатов на выборы в различные законодательные и представительные органы. Одним из важнейших документом, определяющим цели политической партии, является программа политической партии. Проблема сущности политических партий, а также их законодательное регулирование является довольно острой, но в то же время интересной проблемой на данный момент. Американские политологи Ричард Гантер и Ларри Даймонд разделили партии по сущности на: партии элиты, народные/массовые партии, этнически-направленные партии, избирательные объединения, партии тех или иных движений. Каждый из этих типов имеет дальнейшее ответвление. Например, избирательные объединения делятся на индивидуальные, партии большинства, программные объединения. Гантер и Даймонд отнесли Демократическую партию США к народным партиям, а вторую партию США, Республиканскую, к этнически-направленным. Такое деление можно сделать и описывая российские партии. Например, ЛДПР, судя по их программе, подготовленной к выборов в Государственную Думу 2011 года, можно отнести к этнически-направленным, так как большое внимание в ней уделено поддержке русского населения. Единую Россию и КПРФ можно отнести к массовым партиям, так как в их состав, членство в партии имеют более 500 000 человек. История политических партий берёт своё начало ещё в 19 веке. Это было связано с принятием в ряде европейских стран всеобщего избирательного права, ознаменовавшем приобщение широких слоев населения к решению важнейшего вопроса политической жизни - утверждения государственной власти посредствам выборов. В России первые политические партии появились в начале XX века с принятием Манифеста 17 октября 1905 года, хотя некоторые левые партии начали возникать и до принятия этого акта. Наиболее известными партиями Российской империи были: Союз 17 октября, Русский народный союз имени Михаила Архангела, Конституционно-демократическая партия, партия социалистов - революционеров, Союз русского народа, и Российская социал-демократическая рабочая партия, которая позже разделилась на два направления большевиков и меньшевиков. И именно партия большевиков трансформируясь, в Российскую коммунистическую партия (большевиков), Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков), а также Коммунистическую партию Советского Союза, которая была единственной руководящей силой нашей страны на протяжении практически всего XX века. Во время перестройки КПСС потеряла статус ведущей и единственной партии. В данное время Конституция Российской Федерации признаёт политическое многообразие и многопартийность (п.3 ст.13 Конституции РФ). На октябрь 2011 года в России зарегистрированы следующие политические партии: “Единая Россия”, “КПРФ”, “ЛДПР”, “Справедливая Россия”, “Патриоты России”, “Правое Дело” и “Российская объединённая демократическая партия Яблоко”. Несомненно, проблема правового статуса политических партий в России является объектом изучения и анализа деятелей науки. Доктор исторических наук, профессор кафедры политологии и политического управления Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации З.М.Зотова написала книгу “Политические партии России: организация и деятельность", в которой она дала анализ политических партий, их сущность, функции, типология, формирование имиджа, роль партии как посредника между властью и обществом, деятельность партий на выборах и в парламенте. Особое внимание уделено исследованию правовых оснований их создания и деятельности.
По мнению З.М.Зотовой, многопартийность в России является одной из основ конституционного строя, предпосылкой развития демократии, гражданского общества и правового государства. Принятие Федерального закона от 11 июля 2001 года №95-ФЗ “О политических партиях” способствовало регулированию деятельности политических партий в России. Данный закон обеспечил в России правовую основу для развития полноценной (т.е. реально представляющей интересы различных групп населения и реально воздействующей на власть) партийной системы. Федеральный закон “О политических партиях” призван способствовать политической структуризации общества, активизации граждан, повышению эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в интересах граждан. Автор считает, что проблема формирования полноценной партийной системы становится ключевым вопросом российской политики. Осознавая необходимость правового регулирования процесса создания, деятельности и существования политических партий, партийные лидеры по-разному видели их правовые основы. Например, на парламентских слушаниях в 2000 году, касающихся принятия закона о политических партиях, Борис Надеждин, входивший на тот момент в партию “Союз Правых Сил”, определил политическую партию как политического операторы. Главным критерием существования партии, по его мнению, является зафиксированное в бумагах не количество членов, а наличие устойчивой электронной базы. Представитель фракции “Отечество – Вся Россия” (одна из партий прародительниц “Единой России”) А.П.Владиславлев в своём выступлении на парламентских слушаниях заострил внимание на важности расширения пространства политической деятельности всех общественных политических организаций участвовать в избирательных компаниях. 1 И.В.Лебедев, руководитель фракции ЛДПР в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, рассматривает политическую партию как общероссийское общественное объединение, созданное с целью участия в политической жизни общества посредством участия в выборах. Участие партий в выборах он рассматривает как право, а не как обязанность.2
З.М.Зотова
считает, что принятие закона о партиях
должно содействовать созданию правовых
и организационных механизмов реализации
конституционных принципов многопартийности.
В качестве основных принципов автором
были выделены: свобода участия людей
в политической жизни посредством политических
объединений; равноправие политических
объединений; конституционность их программных
установок и деятельности; демократизм
и информационная открытость их организации
и функционирования. З.М.Зотова выделила
некоторые проблемные позиции, по которым
во время обсуждения законопроекта возникали
разногласия у депутатов Государственной
Думы Федерального Собрания Российской
Федерации. Это: сущность политической
партии, образование и регистрация политической
партии, регулирование внутренних дел
партии и участие партий в выборах. Мне
хотелось бы рассмотреть данные позиции,
анализируя Федеральный закон от 11 июля
2001 г. N 95-ФЗ
"О политических партиях". В соответствии
с ст.3 Федерального закона “О политических
партиях”, политическая партия - это общественное
объединение, которое было создано в целях
участия граждан в политической жизни,
осуществления конституционных прав и
свобод граждан, прямой и представительной
демократии, посредством формирования
и выражения их политической воли, участия
в общественных и политических акциях,
в различных выборах и референдумах, митингах
и петициях, сходах, а также в целях представления
интересов граждан в органах государственной
власти и органах местного самоуправления.
3 Политические партии от других общественных
объединений отличает то, что:
политическая партия должна иметь региональные
отделения более чем в половине субъектов
Российской Федерации, при этом в субъекте
Российской Федерации может быть создано
только одно региональное отделение данной
политической партии; в политической
партии должно состоять: с 1 января 2012 года
не менее 40 000 членов политической партии,
при этом более чем в 1/2 субъектов Российской
Федерации политическая партия должна
иметь региональные отделения численностью
не менее 400 членов политической партии
(следует иметь в виду, что иностранные
граждане не могут участвовать в деятельности
политических партий). В остальных региональных
отделениях численность каждого из них
не может составлять менее 150 членов политической
партии; руководящие и иные органы,
ее региональные отделения и иные структурные
подразделения должны находиться строго
на территории Российской Федерации.4
Законодатель обращает внимание на название
и символику Политической партии. В наименовании
политической партии закон вводит некоторые
ограничения: необходимо соблюдать право
интеллектуальной собственности, то есть
не использовать названия существующих
политических партий и общественных объединений,
а также политических партий, которые
прекратили своё существование вследствие
осуществления экстремистской деятельности
и названия, которые могут оскорблять
расовые, национальные или религиозные
чувства. Разрешено использовать в названии
слово “Россия”, “Российская Федерация”
и образовывать словосочетания с этими
словами, но в то же время нельзя использовать
в наименовании названия государственных
структур и органов местного самоуправления,
а также имя и фамилию человека. Общественные
объединения не могут содержать в своём
наименовании слово “партия” (однако,
встречаются некоторые общественные объединения,
которые не были зарегистрированы в качестве
партий и именуются партиями).5 По
поводу символики законодатель установил
определённые рамки и требования. Во-первых,
символика государственной партии, которая
не должна совпадать с государственной,
муниципальной символикой и символикой
других политических партий должны быть
обязательно прописана в уставе партии.
Во-вторых, запрещается использовать символику,
порочащую, унижающую или оскорбляющую
Государственный символы Российской Федерации
(герб, гимн, флаг); символы субъектов Российской
Федерации, муниципальных образований,
иностранных государств, религиозные
символы, а также знаки и символы, оскорбляющие
расовые, национальные или религиозные
чувства.6 Вопросы возникают и при
рассмотрении проблемы образования политической
партии. Доктор юридических наук, заведующий
кафедрой Конституционного и муниципального
права факультета права НИУ ВШЭ М.А.Краснов
считает, что необходимо создавать условия
небольшим по составу общественным политическим
объединениям считаться партией, так как
это способствует развитию политической
конкуренции, многопартийности и политическому
плюрализму. С другой стороны, в США существует
всего 2 политические партии, Демократическая
и Республиканская, но американская демократия
одна из самых развитых в мире. Согласно
ФЗ “О политических партиях” к способам
создания политических партий относятся:
создание политической партии на учредительном
собрании либо путём преобразования в
политическую партию общероссийской общественной
организации или общероссийского общественного
движения. Для создания политической
партии необходимо, чтобы она соответствовала
всем признакам политической партии, а
также имела свой устав, программу, сформировала
руководящие и контрольно-ревизионные
органы. Политическая партия должна быть
внесена в единый государственный реестр
юридических лиц. Создание политической
партии отчасти находится под контролем
государства: решение о государственной
регистрации политической партии и её
региональных отделений принимается соответственно
уполномоченным органом федерации и её
территориальными органами, которые подконтрольны
правительству Российской Федерации.
Стоит также отметить, что за государственную
регистрацию политической партии и ее
региональных отделений взимается определённая
государственная пошлина в порядке, предусмотренном
законодательством Российской Федерации.
Политическая партия, в соответствии с
ФЗ “политических партиях” в период не
позднее чем через 15 дней со дня получения
документа о ее государственной регистрации,
предусмотренного пунктом 1
ст.15 закона, представляет основные положения
своей программы в "Российскую газету"
для опубликования. "Российская газета",
являясь одним из основных печатных источников
страны, обязана не позднее чем через 15
дней со дня представления политической
партией указанных положений опубликовать
их на безвозмездной основе в объеме не
менее двухсот газетных строк.7 По
моему мнению, создание политической партии
в России трудоёмкий и бюрократический
процесс. Органы регистрации зачастую
отказывают в регистрации новой партии.
В период с 2008 по 2012 годы партии образовывались
путём реорганизации и слияния уже существующих
партий. Например, “Правое Дело”. Таким
же путём возникли “Справедливая Россия”
и “Единая Россия”, но в более ранний
временной период. Не стоит забывать, что
для регистрации политических партий
нужно предоставить как минимум 8 документов,
большинство из которых должны быть заверены
или подписаны уполномоченными органами.
В то же время, государственные органы
имеют немало оснований для отказа в регистрации
политической партии: устав партии противоречит
российскому федеральному законодательству;
нарушены требования к наименованию и
символике; не предоставлены все необходимые
для регистрации документы; содержание
документов не соответствует ФЗ “О политических
партиях”. Такой жёсткий формат регистрации
партий выдерживают не всё. Многим отказывают
в регистрации. Например, “Партия Народной
Свободы” (ПарНаС) даже обратилась
в Европейский Суд, который издал резолюцию
в поддержку ПарНаСа, а представители
Европы и США выразили обеспокоенность
тем фактом, что министерство юстиции
России отказалось зарегистрировать оппозиционную
партию. По официальной версии, Партии
Народной Свободы было отказано из-за
того, что многие его члены являются “мёртвыми
душами”, т.е. их не существует. Однако,
в ряде СМИ появлялась информация о том,
что сотрудники Министерства Юстиции
РФ незаконно обзванивали членов партии,
чтобы убедиться в их существовании.
Внутренняя структура партии, её права и обязанности, а также финансирование партии вызывают у исследователей этой проблемы немало вопросов. Доктор экономических наук, профессор Финансового Университета при Правительстве РФ Полунина Галина посвятила проблеме финансирования партий статью “Финансирование политических партий”, которая была опубликована в журнале “Обозреватель” №4 за 2004 год. По мнению автора, финансирование политических партий в современном обществе осуществляется из данных источников: вступительные и членские взносы; предпринимательская деятельность партий; институциональные пожертвования; государственное финансирование; частное финансирование. Пожертвования от религиозных организаций запрещены законом, также как и от иностранных граждан, организаций, апатридов и несовершеннолетних. Исторически, взносы и предпринимательская деятельность являются первыми источниками пополнения государственного бюджета и именно поэтому партии в определённый исторический период были материально самостоятельными. Но в современное время, никем не отрицается тот факт, что партии являются финансово несамостоятельными. Данная ситуация характерна не только для нашей страны, но и для большинства политических систем мирового сообщества. Роль взносов в бюджете политических партий уже вначале 1900-ых составлял не более 25%, а в наше время многие политические партии отказались от взносов, как составляющего их бюджета. Показательно, что вновь возникающие партии уже не рассчитывают на вступительные и членские взносы как источник финансирования, а сразу ориентируются на другие источники и, в первую очередь, на средства крупных спонсоров.8 По мнению автора, в последнее время видна тенденция к уменьшению взносов и поступлений от профсоюзов (институциональные пожертвования) в доли бюджета партии, но в то же время увеличивается государственное и частное финансирование партий и появились новые возможности для предпринимательской деятельности партий. Впервые партии стали спонсироваться из государственного бюджета в 1960-ые, и впервые этот закон был введен в ФРГ. Финансирование дифференцировано. Наибольшую сумму получают партия, победившая на выборах и, пользующаяся наибольшей народной поддержкой. Некоторые современные политические организации на 80% зависят от государственного финансирования. По закону "О политических партиях" (2001 г.) сумма государственных субсидий не должна быть менее 160 млн. руб. (5,5 млн. долл. США). Поскольку точкой отсчета является МРОТ (минимальный размер оплаты труда), который, очевидно, по мнению автора, будет возрастать, соответственно положительная динамика коснется и государственного финансирования политических партий. 9 По мнению Галины Полуниной, государство оказывает поддержку партиям не только в виде финансирования, но и налоговые скидки, бесплатное эфирное время на государственных телевизионных телеканалах и многое другое. В последнее время всё больше и больше возрастает финансирование партий по средствам спонсоров – частных и юридических лиц. Автор в своей статье предоставляет статистические данные, которые по её мнению должны отразить количество израсходуемых средств на предвыборную кампанию. Всего партии-участники избирательной кампании потратили 34 млн. долл. Те из них, которые прошли в Думу четвертого созыва, израсходовали 15 млн. долларов. 10 Так как средства от членских взносов - величина крайне невысокая, а государственное финансирование далеко не набрало быстрых темпов роста, то есть все основания предположить, что большую часть экономической поддержки политические партии получают от частных спонсоров. По мнению Галины Полуниной, участие государства в финансирование партий и предоставление льгот партиям ведёт к тому, что партии становятся подконтрольны государственному аппарату, и также происходит постепенная утрата ими независимости, а следовательно, способности полноценно и не искаженно выражать интересы тех слоев общества, которые они представляют.
Участие политических партий в выборах также является проблемным вопросом в понимании правового статуса политической партии. Политические партии единственные могут выдвигать кандидатов в депутатов и на иные выборные должности, это их обязанность, так как если политическая партия 5 лет не участвовала в выборах, то она может быть ликвидирована. Но участвовать в выборах сможет не каждая зарегистрированная, так как для участия в выборах партий не представленных в парламенте страны им надо собрать необходимое число подписей, которые проверяет ЦИК. На выборах в Госдуму 2011 года партии будут собирать 150 тыс. подписей, а в дальнейшем число подписей, в соответствии с поправками, принятыми Государственной Думой, уменьшится до 120 тыс. подписей. Также устанавливается, что партии, представленные в не менее чем одной трети региональных парламентов, также освобождаются от сбора подписей. Не стоит забывать, что при сборе подписей на выборах депутатов Госдумы на один субъект РФ должно приходиться не более 5 тыс. подписей избирателей. Партии могут собирать подписи с запасом в 5 %, но количество брака не может превышать 5 %, а максимальное количество подписей, которые подвергаются проверке, составляет 35 %. При распределении депутатских мандатов будет использоваться не только основной 7%-й барьер, который был основным на прошлых выборах, но и два дополнительных проходных барьера — партии, набравшие более 6 % голосов, получат по 2 мандата, партии, набравшие более 5 % голосов, получат по 1 мандату. На следующих выборах в 2016 году проходной барьер составит 5 %. Доктора юридических наук, профессора С.Е.Заславский и З.М.Зотова в своей книге “Правовые основы участия политической партии в выборах” проанализировали взаимосвязь избирательного законодательства и законодательства о партиях. По словам французского юриста и политолога М. Дюверже: "Система партий и избирательная система - две реальности, неразрывно связанные друг с другом, иногда их трудно разделить даже с целью анализа: большая или меньшая адекватность политического представительства, например, зависит от избирательной системы страны и системы партий, рассматриваемых в качестве элементов одного и того же комплекса, и нередко эти элементы невозможно изолировать друг от друга" .11 Авторы в своей работе уделяют довольно большое внимание уделяют политической агитации. В соответствии с ФЗ “О политических партиях ” и ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” партии обязаны публиковать свою программу не позднее, чем за 10 дней до голосования в государственном или муниципальном периодическом издании, а также в сети “Интернет”. Данная публикация осуществляется с использованием бесплатной печатной площади, предоставленной в соответствии с законом, или оплачивается из избирательного фонда партии или кандидата, который должен быть выдвинут политической партией. Интересно, что существует предвыборная программа партии и обычная программа партии. Закон не запрещает использовать на выборах основную программу и наоборот. Действие политической агитации политической рекламы различается от того, а какой период он осуществляется. Если данная деятельность ведётся вне период избирательной компании, то он не попадает под какие-либо ограничения, что по мнению С.Е. Заславского и З.М. Зотовой является недоработкой законодательства. По мнению авторов, законодатель накладывает определённые ограничения на предвыборную агитацию: государственные органы и органы местного самоуправления не могут информировать избирателей о партиях и кандидатах; содержание распространяемых информационных материалов должно быть объективным, достоверным и не должно нарушать равенство политических партий. В избирательном законодательстве установлены способы с помощью которых представители политических партий имеют право вести агитацию: на каналах телерадиовещания, посредством массовых мероприятий (в том числе митингов), посредством издания и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов. Но в то же время законодатель ввёл ограничение на время и территорию, проводимой агитации. Агитационный период длится с момента решения политической партии о выдвижении кандидатов и прекращается в ноль часов за день до начала голосования. В случае проведения повторных выборов, что случается довольно редко, период агитации возобновляется со дня назначения даты повторных выборов и заканчивается в ноль часов за день до голосования. Различные листовки и плакаты в этот период должны быть убраны за исключением некоторых случаев, разрешённых законом.
Проблема
правового статуса политических
партий является сложным и проблемным
в настоящее время. Несомненно, ФЗ
“О политических партиях” 2001 года является
значительно лучше и более обоснованным,
чем ФЗ “О политических партиях” 1995 года,
который не был принят Советом Федерации.
Но в нём остаётся много проблемных позиций,
которые, я надеюсь, будут в ближайшее
время устранены. Это в большей степени
относится к регулированию деятельности
партий государством как напрямую так
и косвенно.
Используемая литература: