Правовой статус судей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:13, реферат

Описание

Судьи-- носители судебной власти. На судей возлагается осуществление весьма ответственных обязанностей. Это прежде всего принятие общеобязательных решений, так или иначе затрагивающих существенные права и законные интересы граждан, государственных и иных организаций. От них могут зависеть судьбы людей и их благополучие, поддержание законности и правопорядка, крайне необходимых любому демократическому государству. Судьям, действующим нередко с представителями народа(присяжными, народными и арбитражными заседателями), доверено осуществление судебной власти. В силу этого они призваны выступать не только в качестве гаранта прав и законных интересов, законности и правопорядка, но и при определенных обстоятельствах в роли фактора, сдерживающего и балансирующего другие ветви государственной власти-- законодательную и исполнительную

Содержание

Введение ……………………………………………………………...3.
Судейский корпус…………………………………………………...4.
Статус судей……………...………………………………………….5.
Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи…………..7.
Отбор кандидатов……………………………………………………9..
Наделение кандидатов полномочиями судьи………………….10.
Права судей………………………………………………………….13.
Независимость судей………………………………………………14.
Приостановление полномочий судьи.……………………….…17.
Прекращение полномочий…………………………………….….18.
Неприкосновенность судьи……………………………………...20.
Заключение………………………………………………………….22.

Работа состоит из  1 файл

ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЕЙ2.doc

— 89.50 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

Введение ……………………………………………………………...3.

Судейский корпус…………………………………………………...4.

Статус судей……………...………………………………………….5.

Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи…………..7.

Отбор кандидатов……………………………………………………9..

Наделение кандидатов полномочиями судьи………………….10.

Права судей………………………………………………………….13.

Независимость судей………………………………………………14.

Приостановление полномочий судьи.……………………….…17.

Прекращение полномочий…………………………………….….18.

Неприкосновенность судьи……………………………………...20.

Заключение………………………………………………………….22.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Прежде чем начать рассмотрение основ статуса судей следует охарактеризовать деятельность судей в целом.

Кто же такие судьи?

Судьи-- носители судебной власти. На судей возлагается осуществление весьма ответственных обязанностей. Это прежде всего принятие общеобязательных решений, так или иначе затрагивающих существенные права и законные интересы граждан, государственных и иных организаций. От них могут зависеть судьбы людей и их благополучие, поддержание законности и правопорядка, крайне необходимых любому демократическому государству. Судьям, действующим нередко с представителями народа(присяжными, народными и арбитражными заседателями), доверено осуществление судебной власти. В силу этого они призваны выступать не только в качестве гаранта прав и законных интересов, законности и правопорядка, но и при определенных обстоятельствах в роли фактора, сдерживающего и балансирующего другие ветви государственной власти-- законодательную и исполнительную

 

 

Судейский корпус.

Судейским корпусом принято называть совокупность государственных служащих занимающих должность судей. Круг таких должностных лиц широко разнообразен. Он охватывает всех судей начиная от Представителя и членов Конституционного Суда Российской Федерации, представителей и членов других высших судебных инстанций до судей основного звена судов общей юрисдикции, включая мировых судей. Всего их насчитывается более 20 тыс. С 1992 года в судейский корпус входят также судьи прибывающие в отставки.

Под влиянием особенностей возлагаемых на судейский корпус задач в течение многих десятилетий созревало понимание того, что положение судов, судейского корпуса должно отличаться от положения других государственных учреждений и их должностных лиц. Сообразно такому пониманию принимались соответствующие меры, но этот процесс не шел гладко. Представление о том, что судьи-- обычный чиновник, который должен безропотно выполнять волю начальства, принимать угодные ему решения, не уступали своих позиций без боя. И в наши дни такая позиция ещё не сдана в архив, хотя сила интеграции шаг за шагом преодолевается и в данной области.

Статус судей.

С течением времени у судей постепенно стали появляться свои, присущие только им права и обязанности. Совокупность этих прав и обязанностей образует то, что принято называть статусом судей, их правовым положением.

Речь идет не вообще о правах и обязанностях конкретных судей, а о тех, носителями которых они становятся в силу своего должностного положения, в силу того, что им доверяется судебная власть, в том числе осуществление конституционного контроля, проверка законности действий и решений государственных органов и должностных лиц и т.д. Судьи, как и другие граждане, имеют право скажем, что-то продать или купить, пользоваться отпуском, вступать в брак и др. но сверх этого у них есть такие права и обязанности, которых нет у обычных граждан.

Всю совокупность прав и обязанностей, определяющих статус судей, можно было бы сгруппировать в несколько блоков:

--права и обязанности, обеспечивающие активное участие судей в судейском самоуправлении.

--права и обязанности, связанные с формированием судейского корпуса (требования, предъявляемые к кандидатам, правила отбора кандидатов, и наделение их судейскими полномочиями);

--права и обязанности судей, реализация которых гарантирует им возможность независимого осуществления своих полномочий особые правила приостановления и прекращения доверяется судебная власть, в том числе осуществление конституционного контроля, проверка законности действий и решений государственных органов и должностных лиц и т.д. Судьи, как и другие граждане, имеют право скажем, что-то продать или купить, пользоваться отпуском, вступать в брак и др. но сверх этого у них есть такие права и обязанности, которых нет у обычных граждан.

Всю совокупность прав и обязанностей, определяющих статус судей, можно было бы сгруппировать в несколько блоков:

--права и обязанности, связанные с формированием судейского корпуса (требования, предъявляемые к кандидатам, правила отбора кандидатов, и наделение их судейскими полномочиями);

--права и обязанности судей, реализация которых гарантирует им возможность независимого осуществления своих полномочий особые правила приостановления и прекращения полномочий, уход в отставку с предоставлением ряда льгот);

--права и обязанности, обеспечивающие активное участие судей в судейском самоуправлении.

Порядок формирования судейского корпуса.

Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи.

Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, в большинстве своем сформулированы в Конституции Р. Ф., Законе о судебной системе, Законе о статусе судей и др.

Универсальными для кандидатов в судьи всех судов, в том числе на должности мировых судей, являются требования:

1. Были гражданами Российской Федерации.

2. Имели высшее юридическое образование.

3. (для кандидатов в судьи Конституционного суда) обладали “признанной высокой квалификацией в области права“.

Для судов различного уровня требования возраста кандидатов и опыта их работы неодинаковы. Для назначение в гражданские, арбитражные, военные суды, а также для избрания на должность мирового судьи требуется, чтобы кандидат достиг 25 лет. В Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации-- 35 лет, в Конституционный Суд Р. Ф.-- 40 лет.

Предельный возраст для кандидаты в судьи формально не ограничен.

Законодательство предусматривает и иные требования, предъявляемые к кандидатам на судейские должности. Формально эти требования не являются обязательными, поскольку для того, чтобы стать кандидатом, по букве закона достаточно соответствовать тем, что перечислены выше. Но фактически иные требования тоже учитываются при отборе кандидатов. К их числу относятся прежде всего те требования, которые установлены для лиц, уже ставших судьями и исполняющих их обязанности. Судья, скажем, обязан избегать всего того, что может умалить авторитет судебной власти, достоинства судьи, или вызвать сомнение в его объективности и справедливости (кодекс чести судьи).

С учетом этого к кандидатам в судьи могут быть предъявлены требования, связанные с их моральным обликом и индивидуальными особенностями поведения. (пристрастие к азартным играм, употребление наркотиков и др.).

В соответствии с Законом о статусе судьи, судья не может быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям.

Законы, регламентирующие организацию и деятельность специализированных судов, могут предусматривать требования, специфические для таких судов

Отбор кандидата в судьи.

Отбор кандидата в судьи федеральных судов начинается с проявления инициативы, она может исходить от любого гражданина Российской Федерации, достигшего 25 лет, имеющего высшее образование, и необходимый стаж работы по юридической специальности.

Лица такого рода обращаются с заявление о допуске их к сдаче квалификационного экзамена, результаты экзамена действительны в течении 3-х лет (сдаётся комиссии, состав которой одобряется квалификационной коллегией судей по представлению управления судебного департамента при Верховном суде Р.Ф.)после успешной сдачи экзамена заинтересованное лицо обращается в квалификационную коллегию с просьбой о даче ему рекомендации для занятия должности судьи.

При положительном заключении данные о результатах экзамена и другие материалы передаются председателю вышестоящего суда. Если ставится вопрос о наделении полномочиями, скажем судьи районного суда, то заключение передается председателю верховного суда республики ( суда края, области, районного суда). Если он не согласен с заключением то может возвратить его для повторного рассмотрения вопроса. В случае дачи положительного заключения председателем суда районного звена Председателю Верховного Суда Российской Федерации.

Согласно ст.128 Конституции Р. Ф.

Наделение кандидатов полномочиями.

Согласно ст.128 Конституции Р. Ф. Наделение кандидатов полномочиями судей должно производится с соблюдением двух основных процедур: одна из них установлена для судей высших судов (судьи подлежат назначению решением Совета Федерации по представлению президента Р. Ф. Которое должно вноситься с учетом мнения соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации или Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. До принятия решения в Совете Федерации происходит обсуждение представленных Президентом Р.Ф. кандидатов сначала в комитетах, а затем на пленарном заседании. Порядок обсуждения определен Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Что касается судей, председателей или их заместителей остальных федеральных судов, то решение о их назначении принимается непосредственно президентом Р. Ф., естественно, после того как кандидаты сначала описанную выше проверку в органах судейского сообщества, в законодательных (представительных) органов субъектов Р. Ф., в вышестоящих судах, а затем -- в названной Комиссии и аппарате Администрации Президента Р. Ф. каждый случай назначения судьёй, председателем суда или его заместителем оформляется указом президента Р. Ф. Завершающим актом наделения кандидата полномочиями судьи является принесении присяги. Судьи всех судов впервые назначенные на должности, дают следующую предусмотренную Законом о статусе судей присягу: «торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть».

Для судей Конституционного Суда Р. Ф. установлен иной текст присяги с учетом специфики осуществляемых этими судьями полномочий: « клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и ни кому более». (ч. 2 ст.10 Закона о Конституционном Суде).

Установленный в ст. 128 конституции Р. Ф. порядок наделения полномочиями судей не распространяется на случаи наделения полномочиями мировых судей. В соответствии со ст. 6 Закона о мировых судьях эти судьи “назначаются на должность законодательным органом государственной власти субъекта Р. Ф. либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке установленном законом субъекта Р. Ф.”. В соответствии с этим предписанием федерального закона названные выше законы принятые в последние годы в субъектах Федерации в большинстве своем предусматривают в принципе именно такую процедуру-- мировые судьи подлежат назначению законодательными органами путем проведения голосования по каждой представляемой на их рассмотрение кандидатуре. Различие в процедурах заключаются лишь в том, как должна вестись подготовительная работа, кто уполномочен вносить официальные представления, с кем согласовать кандидатов и т.д.

Для большинства федеральных судей срок их полномочий не ограничен какими-то пределами. Однако данные правила не являются абсолютными. Из него сделаны исключения:

— судьи Конституционного Суда могут пребывать в должности не более 15 лет (назначение на второй срок не допускается-ст.12 Закона о Конституционном Суде).

— Судьи военных судов всех уровней могут занимать свои должности до тех пор, пока находятся на действительной военной службе, которая для них максимум может продолжаться до достижении ими возраста 65 лет(ч.3 ст. 26 Закона о военных судах).

— Районные судьи и судьи гарнизонных военных судов, назначенные впервые могут находится на должности не более трех лет, а потом, если они зарекомендуют себя должным образом, их назначают бессрочно.

Вопрос о сроках полномочий мировых судей решен иначе. По закону о мировых судьях(ст.7) при первом назначении срок их полномочий не должен превышать пяти лет. По истечению указанного срока лицо, занимавшего должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для избрания на данную должность. При повторном и последующих назначениях срок полномочий не может быть менее пяти лет. Руководствуясь этой установкой, законодательные органы субъектов федерации предусмотрели в соответствующих законах, что при первом избрании мировой судья может занимать свою должность в течении трёх лет, а при повторном и последующих, как правило,-- пяти. Но есть и изъятия , например Закон о мировых судьях в Томской области от 24 февраля 2000 года (ст. 8) предписывает семилетний срок при повторном и последующих назначениях мировых судей.

Информация о работе Правовой статус судей