Правовые нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 20:36, реферат

Описание

Нормы права – это правила поведения, санкционируемые и охраняемые государством. Норма права - признаваемое и охраняемое государством общеобязательное право, в котором содержатся права и обязанности участников регулируемых отношений.

Работа состоит из  1 файл

дз правоведение.docx

— 27.51 Кб (Скачать документ)

Правовые  нормы

Понятие правовой нормы и  ее признаки.

Нормы права  – это правила поведения, санкционируемые  и охраняемые государством. Норма права - признаваемое и охраняемое государством общеобязательное право, в котором содержатся права и обязанности участников регулируемых отношений.

Признаки правовых норм:

  • Общеобязательный характер. Общеобязательность правовых норм выражается в том, что она представляет собой государственно-властное предписание относительно границ возможного и должного поведения. Иначе говоря,норма права, указывает, каким образом, в каком направлении, в течении какого времени , на какой територии необходимо действовать сюбъекту.
  • Связь с государством. Правовая норма создается (или признается) государством по соответствующей процедуре,устанавливается, поддерживается им в своей реализации и, что особенно важно, охраняется от нарушений силой государственного принуждения.
  • Нормативность. Правовая норма регулирует наиболее общие, многократно повторяющиеся отношения между людьми, типичные варианты поведения, которые наиболее полно отвечают интересам определенных социальных слоев общества.
  • Неперсонофицированность. Норма права не указывает конкретных исполнителей содержащегося в ней предписания,а рассчитана на довольно большой уруг адресатов, например, депутатов, предприятий, государственных органов и т.д., определяемых общими признаками.
  • Формальная определенность. Во-первых, закрепление содержание правовой нормы в законах, иных нормативно-правовых актах и других официальных документах. Во-вторых, формальная определенность выражается в способности содержать точные и четкие положения, раскрывающие характер регулируемых общественных отношений , условия действия нормы права,а также санкции, применяемые к ее нарушителям.
  • Системность. Во-первых, выраженна во внутреннем специфическом строении: диспозиция, гипотиза, санкция. Во-вторых, связь нормы права с другими нормами, с правовым институтом, подотрослью, отраслью права.В-третьих, системность проявляется в иерархии правовых норм.
  • Многократность действия. Норма права применяется всякий раз, когда возникают условия для ее осуществления. Действие правовой нормы не прекращается и после ее использования.
  • Предоставительно-обязывающий характер . Наделяя одних субъектов правами и возлагая на других обязанности, нормы права, таким образом, регулируют общественные отношения.

Логическая  структура и способы  изложения правовых норм.

Логическая структура  нормы права – это три последовательно изложенных элемента: гипотеза, диспозиция и санкция.

Гипотеза — это часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма подлежит применению. Гипотеза не только описывает эти обстоятельства, но и придает им значение юридического факта. В зависимости от строения гипотезы могут быть простыми (одно обстоятельство) и сложными (более одного). В зависимости от формы выражения различаютабстрактные и казуистические гипотезы. Абстрактная гипотеза акцентирует внимание на общих, родовых признаках условий действия норм, не указывая на частные конкретно-определенные жизненные обстаятельства. В то время как казуистическая гипотез связывает реализацию правовой нормы со строго определенными частными случаями.

Диспозиция – элемент нормы, содержащий суть самого правила поведения, а также юридические правила и обязанности, санкционируемые и охраняемые государством. В зависимости от формы выражения различают управомочивающие (устанавливает правовое положение субъектов, в рамках которого они вправе действовать по своему усмотрению), обязывающие (возлагает на субъектов обязанность совершать необходимые действия по реализации предоставленных прав в конкретных отношениях) и запрещающие (устанавливает обязанность воздерживаться от совершения определенных противоправных действий) диспозиции. В зависимости от того, как излагается правило поведения, выделяют простую, описательную и ссылочную диспозиции.

Санкция – часть правовой нормы, определяющая меры юридической ответственности за нарушение предусмотренного правила поведения.

Однако не все правовые нормы имеют идеальную трехэлементную структуру. Например, нормы конституции содержат один или два элемента: гипотизу и диспозицию.

Способы изложения  правовых норм:

  1. Прямой. При прямом способе изложения в статье нормативно-правового акта излагаются все три элемента правовой нормы.
  2. Отсылочный. В этом способе отсутствует один из элементов, но имеется отсылка к другой статье этого документа.
  3. Бланкетный. В данном случае также отсутствует один из элементов (как правило санкция), но прямого указания для его восполнения нет.

Действие  правовых норм во времени, пространстве и кругу  лиц.

Действие  нормативного правового  акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Начало действия (вступления в юридическую силу) нормативно-правового акта:

  • С даты, указанной в самом нормативно-правовом акте;
  • По истечению определенного срока со дня официального опубликования(10 полных суток, 7 полных суток для указов президента и постановлений правительства);

Официальное опубликование  – публикация в официальных источниках, установленных государством: «Российская  газета», журнал «Собрание законодательства Российской Федерации», бюллетень нормативных  актов государственных органов  исполнительной власти.

В идеале нормативно-правовой акт не имеет обратной силы, т. е. не распространяется на регулируемые им отношения, если они имели место в прошлом. Однако допускается обратная сила закона, если:

  • Об этом сказано в самом законе;
  • Закон смягчает или устраняет юридическую ответственность.

Прекращение действия (утрата юридической силы) нормативного акта:

  • Прямая отмена – конкретное указание компетентного органа об отмене акта;
  • Косвенная отмена – издание нового акта, заменившего ранее действующий;
  • Истечение срока действия акта, на который он был рассчитан.

Действие  нормативного правового  акта в пространстве. Нормативно-правовой акт действует в пределах территории, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего, или суверенитет государства. Государственную территорию Российской федерации составляют сухопутное пространство России, ее недра, территориальные и внутренние воды, воздушное пространство над ними, а также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные и космические корабли в полете за пределами Федерации.

По  кругу лиц, как правило, действие нормативно-правового акта распространяется на весь круг, субъектов права, находящих на территории Российской Федерации, однако могут быть исключения, связанные с:

  • Гражданством;
  • Полом;
  • Возрастом;
  • Профессиональной принадлежностью;
  • Иные основания (инвалидность).

Толкование правовых норм.

Толкование права  – это сложная познавательная деятельность субъектов (органов государства, должностных лиц, общественных организаций, граждан), направленная на надлежащее уяснение содержания норм и его разъяснение.

Толкование норм права состоит из двух взаимосвязанных  стадий:

  • Уяснение – это процесс понимания смысла и содержания нормы, уяснения требований закона для конкретного правоприменителя.
  • Разъяснение – это процесс объяснения смысла и содержания нормы права, доведения до других участников правоприменительного процесса государственной воли законодателя.

Для официального толкования характерны следующие признаки:

  • Оно производится уполномоченными на то субъектами (как правило, это правотворческие органы и высшие судебные органы);
  • Официальное толкование излагается в определенном акте и никогда не проводится устно;
  • Оно является юридически значимым, вызывает правовые последствия;
  • Имеет общеобязательное значение для всех субъектов права;
  • Официальное толкование направляет правоприменителей на единообразное понимание и применение законодательства.

В зависимости  от содержания и направленности даваемых разъяснений официальное толкование может быть нормативным (общим) и  казуальным (индивидуальным).

Нормативное толкование распространяется на неопределенный круг лиц и на неограниченное количество случаев и предназначено для  общего руководства в процессе применения права. В зависимости от органа, который  дает разъяснение нормативно-правовых актов, официальное нормативное  толкование подразделяется на два вида: аутентичное (авторское) и легальное (разрешенное, делегированное).

Казуальное толкование – это разъяснение смысла нормы  права, даваемое компетентным государственным  органом применительно к конкретному  случаю. Казуальное толкование относится  к официальному виду толкования, так  как влечет за собой определенные правовые последствия. Оно формально  обязательно только для конкретного  дела и характеризуется однократным  использованием.

Неофициальное толкование бывает трех видов: обыденное, профессиональное и доктринальное.

Обыденное толкование – это пояснения и мнения в  отношении законов, юридической  практики, которые даются любым человеком  на основе непосредственного житейского опыта, его правопонимания и правосознания.

Профессиональное  толкование основано на знания в области  права и политики и исходит  от юристов практиков.

Доктринальное толкование – это разъяснения, комментарии, которые дают специальные научно-исследовательские учреждения.

Задача.

Росприроднадзор оштрафовал плавучий ресторан «Солнечный берег» за загрязнение прилегающей акватории Пестовского водохранилища.

Какой правовой нормой регулируется указанное отношение? Раскройте логическую структуру  правовой нормы и укажите способ её изложения. Каким правовым актом  оформлено решение Росприроднадзора?

Ответ:

В соответствии со статьей 8.15 главы 8 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ (действующая редакция) плавучий ресторан «Солнечный берег» за загрязнение акватории Пестовского водохранилища должен получить предупреждение или административный штраф в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Гипотеза: административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.

Диспозиция: нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств.

Санкция: предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В данной статье используется прямой способ  изложения.

Назначение  административного наказания без  составления протокола производится в соответствии со статьей 28.6 Главы 28 (Возбуждение дела об административном правонарушении) Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ. Согласно этой статье, в случае выявления административного правонарушения, зафиксированного на фото или видео-записи, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении лица выносится без его участия и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса. Копии постановления и фото/видео-записей, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления. Протокол об административном правонарушении составляется в том случае, если лицо оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание.

Информация о работе Правовые нормы