Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 05:12, курсовая работа
выявление особенностей правовых семей мира и правовой системы Российской Федерации. Исходя из этой цели, возникают следующие задачи: рассмотрение понятий правовой системы и правовой семьи, рассмотрение различных подходов к классификации правовых семей, изучение особенностей романо-германской, англосаксонской правовых семей, изучение особенностей семьи религиозного права и изучение особенностей семьи социалистического права, а также рассмотрение особенностей правовой системы Российской Федерации.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………3
Глава 1. СУЩНОСТЬ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ…….............................5
1.1 Понятие правовой системы и правовой семьи …………………..…5
1.2 Классификация правовых систем …………………………………...6
Глава 2. ВИДЫ ПРАВОВЫХ СЕМЕЙ МИРА …………………………9
2.1. Романо-германская правовая семья ………………………………..9
2.2. Англосаксонская правовая семья …………………………………11
2.3. Семья религиозного права ………………………………………...14
2.3.1 Особенности мусульманского права ……………………………14
2.3.2. Особенности иудейского права …………………………………16
2.4. Социалистическая правовая семья ………………………………..17
Глава 3. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ …………………………………………………………...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………25
Список используемой литературы …………………………………….29
28
Глава 1. СУЩНОСТЬ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ…….....................
1.1 Понятие правовой системы и правовой семьи …………………..…5
1.2 Классификация правовых систем …………………………………...6
Глава 2. ВИДЫ ПРАВОВЫХ СЕМЕЙ МИРА …………………………9
2.1. Романо-германская правовая семья ………………………………..9
2.2. Англосаксонская правовая семья …………………………………11
2.3. Семья религиозного права ………………………………………...14
2.3.1 Особенности мусульманского права ……………………………14
2.3.2. Особенности иудейского права …………………………………16
2.4. Социалистическая правовая семья ………………………………..17
Глава 3. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ …………………………………………………………...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………25
Список используемой литературы …………………………………….29
Актуальность исследования обусловлена двумя причинами. Первая сводится к тому, что по мере развития экономики, науки, культуры, новых технологий и образования углубляются и расширяются связи между народами, а, следовательно – между их правовыми системами, и эти связи требуют всестороннего изучения. Вторая причина имеет практический характер: понимание необходимости и важности развития разносторонних связей со всеми странами и народами, осознание, какое негативное влияние оказывает изоляция и самоизоляция какого-либо государства на его экономическое, социально-политическое и культурное развитие.
Цель данной работы – выявление особенностей правовых семей мира и правовой системы Российской Федерации. Исходя из этой цели, возникают следующие задачи: рассмотрение понятий правовой системы и правовой семьи, рассмотрение различных подходов к классификации правовых семей, изучение особенностей романо-германской, англосаксонской правовых семей, изучение особенностей семьи религиозного права и изучение особенностей семьи социалистического права, а также рассмотрение особенностей правовой системы Российской Федерации.
Метод исследования – сравнительно-правовой, в ходе которого можно изучить юридическую географию мира, раскрыть взаимоотношения и взаимовлияния правовых систем мира. Это не простое сопоставление правовых систем, а исследование закономерностей их развития, выявление у них общего, особенного и единичного.
Правовая картина мира состоит из ряда существующих и действующих на современном этапе развития общества национальных правовых систем. Все они определенным образом взаимосвязаны, взаимозависимы и оказывают влияние друг на друга. Степень взаимосвязи и взаимодействия национальных правовых систем определяется тем, что одни из них имеют больше общих признаков и черт, чем остальные, а другие, напротив, обладают большим количеством специфических черт и особенностей относительно друг друга и имеют очень мало общего.
Исследованию правовых систем и правовых семей современного мира отечественными и зарубежными учеными всегда уделялось и по сей день уделяется достаточно большое внимание. Об этом свидетельствуют, например, многочисленные научные издания в виде книг, брошюр, статей, материалов международных конференций, конгрессов, симпозиумов и так далее.
Изучением правовых систем занимается сравнительное правоведение, или компаративистика. Один из наиболее видных деятелей в этой области – французский ученый Рене Давид, давший собственную классификацию правовых семей, основанную на сочетании двух критериев: идеологии и юридической техники.
Немецкие юристы К. Цвайгерт и Х. Кетц создали другую классификацию, основой которой является критерий правового стиля.
Среди отечественных авторов работами в области сравнительного правоведения известен А. Х. Саидов, выделивший, опираясь на марксистско-ленинскую типологию, в основе которой лежит критерий общественно-экономической формации (рабовладельческое право, феодальное право, буржуазное право, социалистическое право), следующие правовые семьи: романо-германскую, скандинавскую, латиноамериканскую, правовую семью «общего права», дальневосточную правовую семью, семью социалистического права.
Таким образом, теоретической базой настоящего исследования являются труды следующих авторов: Р. Давида, К. Цвайгерта и Х. Кейтца, А.Х. Саидова, а также В.Н. Синюкова, Марченко М. Н., Я. Шаппа, С.В. Филиппова, Ф.М. Решетникова и др.
Структура курсовой работы: она состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
В современном мире каждое государство имеет своё право. Право разных стран сформулировано на разных языках, использует различную технику и создано для обществ с весьма различными структурами, правилами, верованиями[1]. Чтобы иметь представление о какой-либо правовой системе, надо знать о таком понятии, как правовая семья. Знание же особенностей каждой правовой семьи позволяет делать выводы о праве интересующего нас государства.
На сегодняшний момент существует множество определений понятия «правовая система»: у ученых до сих пор не сложилось единого мнения относительно этого термина. По мнению А. Х. Саидова, правовая система – это совокупность общих принципов права, правовой культуры, правовой доктрины, правовых традиций, санкционированных и несанкционированных обычаев и других элементов в определенном государстве[2].
Рене Давид в определение этого понятия непременно включал идеологию и определил правовую систему как совокупность юридических принципов, институтов и норм, юридической доктрины и господствующей идеологии в определенном государстве в определенный отрезок времени.
В целом можно сказать, что правовая система - это часть целого, часть права, и если под правом понимается система общеобязательных, формально определенных юридических норм, установленных и обеспечиваемых государством, то под правовой системой - явление, отражающее собой всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность, систему юридических средств, с помощью которых официальная власть оказывает правовое воздействие на поведение людей. Правовая система общества - это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства.
Различия между правом разных стран значительно уменьшаются, если исходить не из содержания конкретных норм, а из их более постоянных элементов, использованных для создания, толкования, оценки норм. Сами нормы могут быть бесконечно разнообразны, но способы их выработки, систематизации, толкования показывают наличие некоторых типов, которых не так уж много. Поэтому возникла группировка правовых систем в «семьи»[3].
Правовая семья – совокупность национальных правовых систем, выделенных на основе общности их различных признаков и черт[4].
Прежде чем говорить о классификации правовых систем и ее теоретической и практической значимости, необходимо четко уяснить, какой смысл вкладывается в термин «классификация».
Согласно сложившемуся в отечественной научной литературе представлению «классификация» (от лат. classic — разряд и facere — делать) рассматривается как «система распределения каких-либо однородных предметов или понятий по классам, отделам и т. п. на основе определенных общих признаков». С логико-философских позиций она определяется как «особый случай применения логической операции деления объема понятия, представляющий собой некоторую совокупность делений (деление некоторого класса на виды, деление этих видов и т. д.)».
При этом особое внимание обращается на то, что классификация всегда проводится лишь в определенных целях. Она фиксирует «закономерные связи между классами объектов»; способствует определению места и роли объекта в общей системе объектов; помогает установить наиболее важные, общие для всех объектов качества и свойства.
Она подытоживает «результаты предшествующего развития» накопившихся знаний о классифицируемых объектах и их общей системе; более глубокому познанию объектов и их системы; позволяет делать обоснованные прогнозы относительно путей дальнейшего развития и совершенствования как отдельно рассматриваемых объектов, так и всей их совокупности в целом.
Необходимость и важность классификации правовых систем имеет две причины: во-первых, разностороннее познание правовой картины мира требует не только ее общего рассмотрения, но и изучения ее по отдельным частям, то есть, правовым системам; во-вторых, это обуславливается сугубо практическими целями – унификацией действующего законодательства и совершенствованием национальных правовых систем[5].
Как отечественные, так и зарубежные ученые не пришли к единому мнению по поводу определения конкретных видов критериев классификации.
Рене Давид в качестве критериев выдвинул два положения: юридическую технику, которой пользуются юристы той или иной страны, и идеологию, включающую в себя философские, политические и экономические принципы правовой системы данного государства. Руководствуясь этими критериями, автор все существующие в мире правовые системы на следующие правовые семьи: романо-германскую, англосаксонскую, или семью «общего права», и социалистическую[6].
Немецкие юристы К. Цвайгерт и Х. Кетц создали другую классификацию, основой которой является критерий правового стиля, который состоит из пяти элементов: происхождение и развитие правовых систем, своеобразие юридического мышления, особенности правовых институтов, источники права, идеологические факторы. Исходя из этого, выделяются вот какие правовые семьи: романская, германская, скандинавская, англо-американская, социалистическая, а также право ислама и индуистское право[7].
На основе критерия общественно-экономической формации К. Маркс и Ф. Энгельс разделили право на рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое. А.Х. Саидов выделяет внутри буржуазного типа права семьи: романо-германскую, скандинавскую, латиноамериканскую, семью «общего права» и дальневосточную правовую семью. Они рассматриваются наряду с семьей социалистического права. В пределах социалистической правовой семьи существовали относительно самостоятельные группы: советская правовая система, правовые системы социалистических стран Европы, правовые системы социалистических стран Азии и правовая система республики Куба[8].
Компаративисты Дж. Мэрримен и Д. Кларк, используя в качестве критерия классификации правовые традиции, приходят к выводу о том, что в современном мире существуют три основные правовые семьи - континентальное, общее и социалистическое право, а также все остальные правовые семьи (исламское, индусское, иудейское, китайское, корейское и японское право).
В начале XX века существовала классификация на основе расового и языкового критериев, правовые системы были объединены в три правовые семьи – индоевропейскую, семитскую и монголоидную[9].
В данной курсовой работе рассмотрим классификацию, созданную Рене Давидом.
ГЛАВА 2. ВИДЫ ПРАВОВЫХ СЕМЕЙ МИРА
2.1. Романо-германская правовая семья
Романо-германская правовая семья сформировалась в континентальной Европе. Первым периодом формирования этой семьи считается период до XIII века, когда только собирались материалы, но еще не было попыток провести их синтез, когда не было еще какой-либо системы. Второй период начался с возвращения изучения в университетах римского права. Третий период начинается с распространения романо-германской правовой системы за пределами Европы. К семье романо-германского права относятся правовые системы государств континентальной Европы, Латинская Америка, значительная часть Африки, страны ближнего Востока.
Романо-германская правовая семья сложилась на основе изучения римского права в итальянских, французских и германских университетах, создавших в XII – XVI веках на базе Свода законов Юстиниана общую для многих европейских стран юридическую науку[10]. Однако многие компаративисты переоценивают степень влияния римского права на всю систему романо-германского права. Римское право оказывало разное воздействие на процесс формирования и эволюции правовых систем романо-германской семьи. В Германию римское право пришло гораздо позднее, чем во Францию и Англию, - в XV веке. В Германии оно почти подавило национальную правовую систему, в отличие от других стран этой семьи, из-за феодальной раздробленности, слабой централизации власти и влияния римско-католической церкви.
Труды ученых-юристов наряду с другими источниками права имеют большое значение в романо-германском праве. Согласно сложившейся в этой семье концепции, право не должно быть лишь профессиональным достоянием юристов и служить лишь основанием для существования их как класса. Право не стоит особняком от всего, что прямо не касается юриспруденции, оно связано с любой сферой общественной жизни. В процессе формирования и развития права исходят не из конкретных судебных решений , а из определения общих принципов и правовых доктрин.
В странах романо-германской правовой семьи считается, что для юриста лучшим способом установления справедливого, соответствующего праву решения, является обращение к закону как к важнейшему источнику права[11]. Это мнение установилось с XIX века, когда в большинстве государств романо-германской семьи были приняты кодексы и писаные конституции. Закон рассматривался как лучший технический способ установления четких норм. Правовая норма перестала выступать лишь как средство решения конкретного случая, ее понимают как правило поведения, обладающее всеобщностью и имеющее более серьезное значение, чем только лишь ее применение судьями в конкретном деле. В отличие от стран англосаксонской правовой семьи, здесь норма права не создается судьями. Приоритет всегда отдается не «судейским» нормам, а нормам статутного права.