Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 14:07, курсовая работа
Правовое регулирование в российском обществе - важное условие создания
стабильного правового порядка, а также органов, институтов и учреждений,
способных обеспечить защиту и охрану от нарушений тех прав, свобод и законных
интересов граждан и иных лиц, которые закреплены действующими нормами права.
Общие социальные цели правового регулирования преследуют достижение социально
полезных результатов и, в первую очередь, создание необходимых условий для
прогрессивного развития и процветания общества.
Введение ………………………………………………………………………………………………………………………………………. 3
1. Механизм правового регулирования ………………………………………………………………………………………. 4
2. Правовые средства: понятие, признаки, виды ………………………………………………………………………… 6
3. Правовое регулирование и правовое воздействие ………………………………………………………………… 10
4. Структура механизма правового регулирования ………………………………………………………………….. 17
5. Эффективность механизма правового регулирования …………………………………………………………... 21
Заключение ………………………………………………………………………………………………………………...................... 23
Список использованной литературы ………………………………………………………………………………………......
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Правовые средства
Курсовая
работа
Выполнил студент гр. Ю-105
Булатов
Павел Андреевич
Научный руководитель
кандидат юридических наук, доцент
У.Ш.Галимович
Дата защиты «____»__________2011 г.
Оценка________________________
______________________________
(подпись
научного руководителя)
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………………
1. Механизм правового
регулирования ………………………………………………………………………………
2. Правовые средства:
понятие, признаки, виды …………………………………………………………………………
6
3. Правовое регулирование
и правовое воздействие …………………………………………………………………
10
4. Структура механизма
правового регулирования …………………………………………………………………..
17
5. Эффективность механизма
правового регулирования …………………………………………………………...
21
Заключение ………………………………………………………………………………
Список использованной
литературы ………………………………………………………………………………
Введение
Правовое регулирование в российском обществе - важное условие создания
стабильного правового порядка, а также органов, институтов и учреждений,
способных обеспечить защиту и охрану от нарушений тех прав, свобод и законных
интересов граждан и иных лиц, которые закреплены действующими нормами права.
Общие социальные
цели правового регулирования
полезных результатов и, в первую очередь, создание необходимых условий для
прогрессивного развития и процветания общества.
Мы живем в стране, где право является особым и главным государственным
регулятором общественных отношений. Опираясь на право, действуя в
соответствии с правом, и не противореча ему, в условиях цивилизации
достигается такая организованность общества, при которой реализуется
демократия, экономическая свобода личности.
Наличие правового регулирования просто необходимо для обеспечения и
гарантирования в нормативном порядке свободы в обществе. Правовое
регулирование – это явление, необходимость которого возникает из ряда
предпосылок, например таких как, утверждение справедливости, создание
оптимальных условий для преимущественного действия в обществе экономических и
духовных факторов. Отсутствие же эффективного механизма правового
регулирования порождает произвол, своеволие в общественной жизни и жизни
людей.
Определяя актуальность данной темы, следует выделить, что именно механизм
правового регулирования является двигателем права, справедливости и
законности.
При раскрытии темы курсовой работы мы использовали такие методы научного
познания, как: метод материалистической диалектики, сравнительный, конкретно-
социологический, логический, формально-юридический методы.
Данная работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Цели и задачи данной работы – раскрыть суть вопроса о механизме правового
регулирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
· необходимо изучить такой правовой институт как правовые средства: их
понятие и виды;
·
исследовать понятие и
·
для наиболее полного раскрытия
вопроса также рассмотреть
эффективность
правового регулирования.
В общей теории права механизм правового регулирования рассматривается как юридическая надстройка в системном, "работающем" виде. Взаимодействие норм права и правосознания осуществляется в рамках правового регулирования общественных отношений. Правовое регулирование понимается прежде всего как деятельность государства и общества по подготовке и принятию нормативно-правовых актов.
В этом процессе
ведущая роль принадлежит государству,
его законодательным и
Правовое регулирование
осуществляется с определенными
и вполне конкретными юридическими
и социальными целями. Общие юридические
цели правового регулирования
Согласно Конституции РФ общие юридические и социальные цели правового регулирования в Российской Федерации выражаются прежде всего в утверждении прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, сохранении исторически сложившегося государственного единства, возрождении суверенной государственности России, утверждении незыблемости ее демократической основы. Конечным итогом деятельности по достижению этих целей видится обеспечение благополучия и процветания России, что согласуется с пониманием ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями.
Под механизмом правового регулирования в узком смысле понимается система правовых средств, с помощью которых осуществляется результативное правовое воздействие на общественные отношения. Правовое воздействие охватывает все формы и направления влияния права на общественную жизнь, в том числе правовое регулирование, идеологическое и воспитательное воздействие.
Центральное место
в системе правового
Основными элементами
механизма правового
Юридические нормы — это начальный элемент
механизма правового регулирования, выполняющий
роль модели поведения.
Правоотношения - это элемент механизма
правового регулирования, с помощью которого
осуществляется правовая связь между
субъектами права посредством субъективных
прав и юридических обязанностей.
Акты реализации прав и обязанностей - это завершающий элемент механизма правового регулирования. Его роль заключается в реализации правовой нормы (модели поведения) в правомерное поведение (факт действительности). В ряде случаев в качестве "пускового элемента", приводящего в действие правовую программу, заложенную в норме, выполняют юридические факты и акты применения. Последние обеспечивают возникновение правоотношения в совокупности с юридическими фактами либо его реализацию.
Кроме трех основных
и двух факультативных элементов
механизма правового
Понятие "средство" - общенаучное, междисциплинарное. В различных отраслях знания исследуют разные средства - технические и радиоэлектронные, транспортные и производственные, лекарственные и наркотические, массовой информации и управленческие, бюджетные и валютные, денежные и финансовые, заемные и платежные, оборотные и т.п.
В правовой же сфере существуют свои средства с присущими только им особенностями. Так же, как и многие иные юридические понятия, правовые средства сначала стали анализироваться на отраслевом уровне.
Но вместе с
тем проблема правовых средств является
прежде всего общетеоретической
проблемой, требующей соответствующих
исследовательских усилий, направленных
на ее разработку, создание инструментальной
теории права. Понятие "средство"
в юриспруденции употребляется
в самых разных значениях: его
используют и в отношении к
праву в целом (Р.О. Халфина), и
в отношении к многообразным
режимам правового
Термин же "правовые средства", в свою очередь, тоже имеет известную неопределенность. В одном ряду с ним можно поставить слова "правовые явления", "правовые феномены", "правовые факторы", "правовые условия" и т.п., которые вполне могут считаться синонимами.
Сам термин "средство" (в юридическом, естественно, смысле) достаточно широко используется как в международно-правовых документах, так и во внутригосударственном законодательстве, как на конституционном уровне, так и в текущих нормативных актах.
Например, в п. 3 ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах закреплено следующее положение: "Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется: а) обеспечить любому лицу, права и свободы которого, признаваемые в настоящем Пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве... с) обеспечить применение компетентными властями средств правовой защиты, когда они предоставляются" <*>.
------------------------------
<*> Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. N 17. Ст. 291.
В ст. 113 Конституции Итальянской Республики 1947 г. установлено, что "по поводу актов публичной администрации всегда допускается судебная защита прав и законных интересов перед органами общей или административной юстиции. Такая защита не может быть исключена или ограничена особыми средствами обжалования или в отношении определенных категорий актов" <*>.
------------------------------
<*> Конституции зарубежных государств / Сост. В.В. Маклаков. М., 1996. С. 266 - 267.
В ч. 3 ст. 46 Конституции
РФ 1993 г. зафиксировано, что "каждый
вправе в соответствии с международными
договорами Российской Федерации обращаться
в межгосударственные органы по защите
прав и свобод человека, если исчерпаны
все имеющиеся
В качестве правовых
средств выступают нормы и
принципы права, правоприменительные
акты, договоры, юридические факты,
субъективные права, юридические обязанности,
запреты, льготы, меры поощрения, меры
наказания, акты реализации прав и обязанностей
и т.п. Именно тот или иной арсенал,
набор средств придает
Правовые средства - это правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей.
Общие признаки правовых средств:
1. Они выражают
собой все обобщающие
2. Отражают информационно-
3. Сочетаясь
определенным образом,
4. Приводят к
юридическим последствиям, конкретным
результатам, той или иной
5. Обеспечиваются государством.
Классифицировать
правовые средства можно по различным
основаниям. В зависимости от степени
сложности их подразделяют на первичные
(элементарные) и комплексные (составные).
Если к первым относятся простейшие
и неделимые предписания - субъективные
права и юридические
Правовые средства имеют синтетический, своего рода "компромиссный" характер, ибо призваны связывать идеальное (цель) с реальным (результатом). Этимологически термин "средство" происходит от слов "средний", "серединный". Средство - связующее среднее звено между субъектом и объектом деятельности, между идеальной, мысленной моделью и материальным результатом. Поэтому правовые средства, выступая специфическим посредником, с неизбежностью включают как фрагменты идеального (инструменты, средства-установления - субъективные права, обязанности, льготы, запреты, поощрения, наказания и т.д.), так и фрагменты реального (технологию, средства-деяния, направленные на использование инструментов, - прежде всего акты реализации прав и обязанностей).
Признаки средств-установлений (инструментов):
1. Субстанциональность,
которая призвана
2. Информационный
характер, означающий, что юридические
инструменты - это прежде всего
закрепленные в
3. Статический характер, ориентирующий на то, что это предписания, а не деяния, что инструменты автоматически не действуют, их необходимо "взять в руки" и использовать;
4. Находятся
преимущественно в сфере
5. Выступают
в качестве моделей, которые
только в потенциале и в
процессе их использования
Система установленных
в законодательстве качественных юридических
средств, адекватность и степень
их использования выступают
Признаки средств-деяний (технологии):
1) связаны с
использованием инструментов, орудий,
веществ (средств-установлений)
2) энергетический
характер, означающий, что без активности,
особой юридической силы
3) динамический
характер, ориентирующий на
4) находятся
в сфере сущего, ибо проявляются
в реально осуществляемом
5) выступают
прежде всего в качестве актов
реализации прав и
К средствам-деяниям
относятся акты реализации прав и
обязанностей как самостоятельный
элемент механизма правового
регулирования. Причем практически
всю юридическую деятельность (правотворческую,
правоприменительную, интерпретационную),
если ее брать через призму актов
реализации прав и обязанностей, можно
отнести к юридической
Если же мы попытаемся
найти своего рода антоним, антипод
понятию "правовое средство" (обозначающему
правомерное явление), то им может
быть лишь понятие "противоправное
средство", которое опять же связано
в большей мере с деянием (ибо
противозаконные инструменты, естественно,
официально не устанавливаются в
законодательстве), но уже правонарушаемым
по характеру. Например, все чаще сообщается
в печати, что шахтеры, доведенные
до отчаяния невыплатой заработной платы,
для достижения собственных целей
используют такое средство, как блокирование
руководителей. Видно, имеющиеся в
наличии правовые возможности и
ресурсы (право на защиту, сама судебная
деятельность и т.п.) оказались неэффективными,
раз горняки пытаются решить свои
проблемы в общем-то неправовыми, противозаконными
средствами. Нечто подобное происходит
и при разрешении многих других конфликтов,
когда доведенные до отчаяния граждане
либо фирмы обращаются за услугами
к криминальным структурам, которые,
по мнению своеобразных "истцов",
гораздо действеннее и
Существующая
в юридической литературе точка
зрения на правовые средства как сугубо
субстанциональные феномены (С.С. Алексеев,
В.А. Сапун и др.), на наш взгляд,
отражает только часть истины. Игнорирование
в инструментальном подходе средств-деяний
(технологии) и акцентирование только
институциональной стороны
Авторы, которые
исключают из состава механизма
правового регулирования акты фактической
правомерной деятельности субъектов
права, в том числе по реализации
прав и свобод личности, более логичны
(П.Е. Недбайло, П.М. Рабинович), чем те
исследователи, которые, с одной
стороны, понимают под механизмом правового
регулирования систему
Кроме всего, невключение
деяний в понятие "юридические
средства" будет связано и с
неизбежно вытекающим отсюда "отсечением"
от механизма правового
В политологии,
кстати, под средствами тоже понимаются
не только политические нормы, ценности,
декларации и иные средства-установления
(инструменты), но и политические действия
- забастовки, пикеты, митинги, демонстрации,
выборы, референдумы, восстания и
другие политико-технологические
Если правовое регулирование обычно определяют как осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, то правовое воздействие - как взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на социальную жизнь, сознание и поведение людей.
Различия между
правовым регулированием и правовым
воздействием состоят в следующем.
Во-первых, предмет правового
Во-вторых, если
правовое регулирование как специально-
Информационно-психологический (мотивационный, импульсивный) аспект характеризуется воздействием прескриптивной (управленческой) правовой информации на мотивы субъектов. Здесь можно выделить два основных юридических средства - правовые стимулы и правовые ограничения, которые синтезируют в себе информационные и психологические закономерности, осуществляемые в данном процессе.
Воспитательный
(педагогический, ценностно-ориентационный
общеидеологический) аспект необходимо
отличать от информационно-
Социальный аспект характеризуется взаимосвязью правовых и иных социальных (экономических, политических, нравственных и др.) факторов, принимающих участие в жизни права на всех этапах его функционирования. Эти факторы в своей совокупности образуют "социальную среду действия права". К ним относят: доведение правовых норм и предписаний до всеобщего сведения; направление поведения субъектов путем постановки в правовых актах социально полезной цели; формирование правом социально полезных образцов поведения; социально-правовой контроль и т.п.
Разумеется, все
вышеперечисленные формы
Вместе с тем
это не дает достаточных оснований
для полного понятийного
Механизм правового
регулирования: понятие, элементы, стадии.
Эффективность действия механизма
правового регулирования и пути
его совершенствования.
Право как инструмент социального управления
призвано упорядочивать общественные
отношения, обеспечивая реализацию позитивных
интересов субъектов. Правовое регулирование
в процессе своего осуществления складывается
из определенных этапов и соответствующих
элементов, обеспечивающих движение интересов
субъектов к ценности.
Каждый из этапов и юридических элементов
правового регулирования вызывается к
"жизни" в силу конкретных обстоятельств,
которые отражают логику правовой упорядоченности
общественных отношений, особенности
воздействия правовой формы на социальное
содержание. Понятие, обозначающее данную
стадийность юридического управления
и одновременно участие в нем совокупности
юридических средств, получило в литературе
наименование "механизм правового регулирования".
Таким образом, механизм правового регулирования
- это система юридических средств, организованных
наиболее последовательным образом в
целях упорядочения общественных отношений,
содействия удовлетворению интересов
субъектов права.
Из вышеназванного определения можно
выделить признаки, характеризующие цель
механизма правового регулирования, средства
ее достижения и результативность.
Цель механизма правового регулирования
- обеспечить упорядочение общественных
отношений, гарантировать справедливое
удовлетворение интересов субъектов.
Это главный, содержательный признак,
объясняющий значимость данной категории
и показывающий, что роль механизма правового
регулирования заключается в организации
социальной жизни, осуществлении интересов
людей. Механизм правового регулирования
- специфический "канал", соединяющий
интересы субъектов с ценностями и доводящий
процесс управления до логического результата.
Принято считать, что прямая и непосредственная
цель механизма правового регулирования
- регулировать общественные отношения,
поведение людей и деятельность коллективов,
а уже в процессе этого регулирования
опосредуются (защищаются, охраняются,
достигаются) разнообразные цели, интересы,
потребности, которые присутствуют везде,
во всех правовых явлениях.
"Преодоление препятствий" - тоже
не главное. Ведь в подавляющем большинстве
случаев никаких препятствий не возникает,
все протекает нормально, закономерно.
"Преодоление препятствий" - это нечто
само собой разумеющееся, на этом не следует
специально акцентировать внимание, они
лишь возможны, потенциальны.
Механизм правового регулирования - система
различных по своей природе и функциям
юридических средств, позволяющих достигать
его целей. Это уже формальный признак,
который свидетельствует о том, что названный
механизм есть комплекс правовых элементов,
с одной стороны, различных по своей природе
и функциям, а с другой - все же взаимосвязанных
общей целью в единую систему. Механизм
правового регулирования показывает,
как работает то или иное звено при достижении
его целей, позволяет выделить основные,
ключевые, опорные юридические инструменты,
занимающие определенное иерархическое
положение среди всех иных.
Механизм правового регулирования - организационное
воздействие правовых средств, позволяющее
в той или иной степени достигать поставленных
целей, т.е. результативности, эффективности.
Как и любой иной управленческий процесс,
правовое регулирование стремится к оптимизации,
к действенности правовой формы, в наибольшей
мере создающей режим благоприятствования
для развития полезных общественных отношений.
В связи с тем, что механизм правового
регулирования - сложное понятие, включающее
систему правовых средств, возникает потребность
отграничить его от другой не менее сложной
категории, как, например, "правовая
система". Тем более что, на первый взгляд,
у них весьма схожие определения. Так,
под правовой системой обычно понимают
совокупность юридических явлений, существующих
в обществе, весь арсенал правовых средств,
находящихся в его распоряжении (Н.И. Матузов).
Названные категории соотносятся как
часть (механизм правового регулирования)
и целое (правовая система), ибо правовая
система - более широкое понятие, включающее
в себя наряду с категорией "механизм
правового регулирования" и другие
категории: "право", "юридическая
практика", "господствующая правовая
идеология".
Понятие механизма правового регулирования
позволяет собрать и систематизировать
юридические средства правового воздействия
на общественные отношения, обозначить
место и роль того или иного юридического
средства в правовой жизни общества.
Именно неоднозначность проблемы удовлетворения
интересов как содержательного момента
предполагает и разнообразие их правового
оформления, юридического обеспечения.
Можно выделить следующие основные элементы
механизма правового регулирования:
1) норма права;
2) юридический факт или
3) правоотношение;
4) акты реализации прав и обязанностей;
5) охранительный
В качестве своеобразных дополнительных
элементов механизма правового регулирования
могут выступать акты официального толкования
норм права, правосознание, режим законности
и др.
Каждый основной элемент механизма правового
регулирования предполагает соответствующую
стадию. Более того, именно в рамках тех
или иных стадий вышеназванные элементы
только и могут осуществляться. Поэтому
пять стадий механизма правового регулирования
весьма жестко связаны с его элементами.
1. На первой стадии формулируется общее
правило поведения (модель), которое направлено
на удовлетворение тех или иных интересов,
находящихся в сфере права и требующих
их справедливого упорядочения. Здесь
не только определяется круг интересов
и соответственно правоотношений, в рамках
которых их осуществление будет правомерным,
но и прогнозируются препятствия этому
процессу, а также возможные правовые
средства их преодоления (юридические
факты, субъективные права и юридические
обязанности, акты применения и т.п.). Названная
стадия отражается в таком элементе механизма
правового регулирования, как нормы права.
2. На второй стадии происходит определение
специальных условий, при наступлении
которых "включается" действие общих
программ и которые позволяют перейти
от общих правил к более детальным. Элементом,
обозначающим данную стадию, является
юридический факт, который используется
в качестве "спускового крючка" для
движения конкретных интересов по юридическому
"каналу".
Однако зачастую для этого необходима
целая система юридических фактов (фактический
состав), где один из них должен быть обязательно
решающим. Им выступает правоприменительный
акт, требующийся в самый "последний
момент". Так, для получения пенсии по
старости акт применения необходим тогда,
когда есть нужный возраст, стаж и заявление,
т.е. когда уже имеются три других юридических
факта. Акт применения скрепляет их в единый
состав, придает им достоверность и влечет
возникновение персональных субъективных
прав и юридических обязанностей, создавая
возможность для удовлетворения интересов
граждан.
Это является лишь функцией специальных
компетентных органов, субъектов управления,
а не граждан, которые не обладают полномочиями
применять нормы права, не выступают правоприменителями,
а следовательно, в данной ситуации не
смогут собственными силами обеспечить
удовлетворение своих интересов. Только
правоприменительный орган сможет обеспечить
выполнение правовой нормы, принять акт,
который станет опосредующим звеном между
нормой и результатом ее действия, составит
фундамент для нового ряда правовых и
социальных последствий, а значит, для
дальнейшего развития общественного отношения,
облеченного в правовую форму.
Подобный вид правоприменения называют
оперативно-исполнительным, ибо он основан
на позитивном регулировании и призван
развивать социальные связи. Именно в
нем в наибольшей мере воплощаются правостимулирующие
факторы, что характерно для актов о поощрении,
присвоении персональных званий, о регистрации
брака, об устройстве на работу и т.п.
Следовательно, вторая стадия механизма
правового регулирования отражается в
таком его элементе, как юридический факт
или фактический состав, где функцию решающего
юридического факта выполняет оперативно-исполнительный
правоприменительный акт.
3. Третья стадия - установление конкретной
юридической связи с весьма определенным
разделением субъектов на управомоченных
и обязанных. Иначе говоря, здесь выявляется,
какая из сторон имеет интерес и соответствующее
субъективное право, призванное его удовлетворять,
а какая - обязана либо не препятствовать
этому удовлетворению (запрет), либо осуществить
известные активные действия в интересах
именно управомоченного (обязанность).
В любом случае речь идет о правоотношении,
которое возникает на основе норм права
и при наличии юридических фактов и где
абстрактная программа трансформируется
в персонифицированное правило поведения
для соответствующих субъектов. Правоотношение
конкретизируется в той степени, в какой
индивидуализируются интересы сторон,
а точнее, основной интерес управомоченного
лица, выступающий критерием распределения
прав и обязанностей между противостоящими
в правоотношении лицами. Данная стадия
воплощается именно в таком элементе механизма
правового регулирования, как правоотношение.
4. Четвертая стадия - реализация субъективных
прав и юридических обязанностей, при
которой правовое регулирование достигает
своих целей - позволяет интересу субъекта
удовлетвориться. Акты реализации субъективных
прав и обязанностей - это основное средство,
при помощи которого права и обязанности
претворяются в жизнь, т.е. осуществляются
в поведении конкретных субъектов. Эти
акты могут выражаться в трех формах: соблюдении,
исполнении и использовании. Названная
стадия механизма правового регулирования
отражается в таком его элементе, как акты
реализации прав и обязанностей.
5. Пятая стадия является факультативной.
Она вступает в действие тогда, когда субъекты
в процессе правореализации нарушают
нормы права и когда на помощь неудовлетворенному
интересу должна прийти соответствующая
правоприменительная деятельность. Возникновение
правоприменения в этом случае уже связывается
с обстоятельствами негативного характера,
выражающимися в наличии либо реальной
опасности правонарушения, либо прямого
правонарушения. Данная факультативная
стадия (осуществляемая лишь в случае
возведения препятствий) отражается в
таком соответственно факультативном
элементе механизма правового регулирования,
как охранительные правоприменительные
акты.
Эффективность правового регулирования
- это соотношение между результатом правового
регулирования и стоящей перед ним целью.
В современных условиях можно выделить
следующие направления повышения эффективности
правового регулирования.
1. Совершенствование правотворчества,
в процессе которого в нормах права (с
учетом высокого уровня законодательной
техники) наиболее полно выражаются общественные
интересы и те закономерности, в рамках
которых они будут действовать. Нужно
создавать с помощью соответствующих
юридических и информационных средств
такое положение, когда соблюдение закона
будет выгоднее его нарушения. Кроме того,
важно усилить юридическую гарантированность
правовых средств, действующих в механизме
правового регулирования, т.е. повысить
уровень вероятности в достижении ценности
и снизить уровень вероятности в воспрепятствовании
этому процессу.
2. Совершенствование правоприменения
"дополняет" действенность нормативного
регулирования, а значит, и в целом механизм
правового регулирования.
Соединение нормативного регулирования
и правоприменения необходимо, ибо, взятые
по отдельности, они сразу начинают демонстрировать
свои "слабые стороны": нормативное
регулирование без индивидуального (без
усмотрения) превращается зачастую в формализм,
а правоприменение без нормативного (без
общих правил) - в произвол. Вот почему
механизм правового регулирования должен
выражать такую взаимосвязь различных
правовых средств, представляющих различные
виды правового регулирования, которая
будет придавать управленческому процессу
дополнительные преимущества. Если нормативная
регламентация призвана обеспечить стабильность
и необходимое единообразие в регулировании
общественных отношений, ввести их в твердые
рамки законности, то правоприменение
- учет конкретной обстановки, своеобразие
каждой юридической ситуации. Оптимальное
сочетание правотворчества и правоприменения
придает гибкость и универсальность правовому
регулированию, минимизирует сбои и остановки
в действии права.
3. Повышение уровня правовой культуры
субъектов права также будет влиять на
качество правового регулирования, на
процесс укрепления законности и правопорядка.
Интересы человека - вот главный ориентир
для совершенствования элементов механизма
правового регулирования, повышения его
эффективности. Выступая своего рода юридической
технологией удовлетворения данных интересов,
механизм правового регулирования должен
быть социально ценным по своей природе,
должен создавать режим благоприятствования
осуществлению законных стремлений личности,
упрочению ее правового статуса.
Потребность в различных правовых средствах, действующих в МПР, определяется
разным характером движения интересов субъектов
Мтпузов И И Правовая система и личность. Саратов, 1987. С. 13.
к ценностям, наличием многочисленных препятствий, стоящих на этом пути. Именно
неоднозначность проблемы удовлетворения интересов как содержательного момента
предполагает и разнообразие их правового оформления, обеспечения.
Можно выделить следующие основные стадии и элементы процесса правового
регулирования: 1) норма права; 2) юридический факт или фактический состав с
таким решающим
показателем, как организационно-
правоприменительный акт; 3) правоотношение;
4) акты реализации прав и обязанностей; 5) охранительный правоприменительный акт
(факультативный элемент).
На первой стадии
формулируется правило
удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их
справедливого упорядочения. Здесь не только определяется круг интересов и
соответственно правоотношений, в рамках которых их осуществление будет
правомерным, но и прогнозируются препятствия этому процессу, а также возможные
правовые средства их преодоления. Названная стадия отражается в таком элементе МПР, как нормы права. На второй стадии происходит определение специальных условий, при наступлении которых «включается» действие общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт, который используется в качестве «спускового крючка» для движения конкретных интересов по юридическому «каналу».
Однако зачастую для этого необходима целая система юридических фактов
(фактический состав), где один из них должен быть обязательно решающим. Как раз
именно такого факта подчас и не хватает субъекту для дальнейшего движения
интереса к ценности, способной его удовлетворить. Отсутствие подобного решающего
юридического факта выступает в роли препятствия, которое необходимо
рассматривать с двух точек зрения: с содержательной (социальной, материальной) и
с формальной (правовой). С точки зрения содержания препятствием будут выступать
неудовлетворение
собственных интересов
интересов. В формально же правовом смысле препятствие выражается в отсутствии
решающего юридического факта. Причем преодолевается данное препятствие только на
уровне правоприменительной деятельности в результате принятия соответствующего
акта применения права.
Например, право гражданина на получение высшего образования неосуществимо без
вынесения правоприменительного акта. Процесс удовлетворения интересов лица
прерывается (препятствуется) здесь невозможностью предоставления в нормах права
определенных юри
дических форм. Ведь заранее «установить» оптимум в норме практически нереально,
ибо никакое общее правило поведения не в состоянии охватить всего многообразия
социальных связей, учесть их особенности, что и выступает объективной основой
препятствования дальнейшему движению интересов субъектов права и снимается
только на уровне правоприменения. Получая наиболее полную информацию о ситуации,
оценивая и
контролируя правомерность
(юридических фактов), правоприменитель находит для урегулирования конкретного
общественного
отношения соответствующие
решении.
Акт применения права представляет собой основной элемент совокупности
юридических фактов, без которого не может реализоваться конкретная норма права.
Он всегда носит решающий характер, ибо требуется в самый «последний момент»,
когда уже есть в наличии другие элементы фактического состава. Так, для
осуществления права на поступление в вуз (как части более общего права на
получение высшего образования) акт применения (приказ ректора о зачислении в
студенты) необходим тогда, когда абитуриент представил в приемную комиссию
требуемые документы, сдал вступительные экзамены и прошел по конкурсу, т.е.
когда уже имеются три других юридических факта. Акт применения скрепляет их в
единый юридический состав, придает им достоверность и влечет возникновение
персональных
субъективных прав и обязанностей,
преодолевая тем самым
и создавая
возможность для удовлетворения интересов граждан.
Это является лишь функцией специальных компетентных органов, субъектов
управления, а не граждан, которые не обладают полномочиями применять нормы
права, не выступают правоприменителями, а следовательно, в данной ситуации не
смогут собственными силами обеспечить удовлетворение своих интересов. Только
правоприменительный орган сможет обеспечить выполнение правовой нормы, принять
акт, который станет опосредующим звеном между нормой и результатом ее действия,
составит фундамент для нового ряда правовых и социальных последствий, а значит,
для дальнейшего развития общественного отношения, облеченного в правовую форму.
Подобный вид правоприменения называют оперативно-исполнительным, ибо он основан
на позитивном
регулировании и призван
наибольшей мере воплощаются правостимулирующие факторы, что характерно для актов
о поощрении, присвоении персональных званий, об установлении выплат, пособий, о
регистрации брака, об устройстве на работу и т.п.
Следовательно, вторая стадия процесса правового регулирования отражается в таком
элементе МПР, как юридический факт или факти-
ческий состав,
где функцию решающего
оперативно-исполнительный правоприменительный акт.
Третья стадия – установление конкретной юридической связи с весьма определенным
разделением субъектов на управомоченных и рбязанных. Иначе говоря, здесь
выявляется, какая
из сторон имеет интерес и
призванное его удов-летвррять, а какая – обязана либо не препятствовать этому
удовлетворению (запрет), либо осуществить известные активные действия в
интересах именно управомоченного (обязанность). В любом случае речь идет о
правоотношении,
которое возникает на основе норм
права и при наличии
фактов и где
абстрактная программа
поведения для соответствующих субъектов. Оно конкретизируется в той степени, в
какой индивидуализируются интересы сторон, а точнее, основной интерес
управомоченного
лица, выступающий критерием
между противостоящими в правоотношении лицами. ДЯнная стадия воплощается именно
в таком элементе МПР, как правоотношение.
Четвертая стадия – реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при
которой правовое регулирование достигает своих целей – позволяет интересу
субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и обязанностей – это
основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь
– осуществляются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут выражаться в
трех формах: соблюдении, исполнении и использовании.
Как же проявляются в них содержательные моменты – процесс удовлетворения
интересов – и что общего в этих содержательных моментах?
При соблюдении субъект воздерживается от совершения действий, запрещенных
нормами права. Он не реализует при этом свои собственные интересы, отличные от
интересов контрсубъектов, а также от общественных интересов в охране и защите, и
тем самым не ставит препятствий их удовлетворению.
При исполнении обязанностей лицо должно активными действиями удовлетворять
интересы контрсубъекта и общественные интересы в охране и защите и не ставить им
препятствий в какой-либо форме (невыполнение, частичное невыполнение
обязанностей, удовлетворение своих интересов, противоречащих интересам
контрагента и т.п.).
При использовании субъект получает благо, ценность, удовлетворяет личные
интересы. При этом он не должен препятствовать удовлетворению интересов других
лиц, а также общественных интересов в охране и защите (иначе произойдет
злоупотребление правом).
Анализ перечисленных форм реализации позволяет выявить одну общую
закономерность, сделать обобщение: во всех формах субъект не должен
препятствовать удовлетворению интересов в охране и защите, составляющих основу
правопорядка, а
также интересов
значение лишь одно условие: чтобы на пути осуществления данных интересов не
ставились преграды и они могли быть свободно удовлетворены. Это то общее, что их
объединяет, позволяет синтезировать такие совершенно противоположные, на первый
взгляд, формы правореализаций в одну – беспрепятственную. Без подобных
препятствий реализация прав, запретов, обязанностей осуществляется в допустимых
пределах, для нее достаточно лишь правовой нормы. Названная стадия процесса
правового регулирования отражается в таком элементе МПР, как акты реализации
прав и обязанностей.
Пятая стадия является факультативной. Она вступает в действие
тогда, когда
беспрепятственная форма
помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая
правоприменительная деятельность. Возникновение правоприменения в этом случае
уже связывается с обстоятельствами негативного характера, выражающимися в
наличии либо реальной опасности правонарушения, либо прямого правонарушения.
С точки зрения содержания препятствием здесь, как и при первой причине (что
рассматривалось
при анализе оперативно-
деятельности), будет являться неудовлетворение личных интересов субъектом, а
также общественных интересов в охране и защите. С формально-правовой же точки
зрения препятствия различаются: если в первом случае в качестве препятствия
выступает отсутствие решающего юридического факта, то во втором –
напротив, его наступление.
Оспаривая право конкретного лица либо совершая правонарушение, субъект блокирует
тем самым удовлетворение
интересов своих
должно повлечь за собой наступление определенных юридических последствий. В
частности, при невыполнении обязанностей правовые ограничения, сдерживающие
интересы обязанных лиц, трансформируются в противоправные ограничения (уже
препятствия) осуществлению интересов управомоченного. Случившееся – основа
правовой конфликтной ситуации, свидетельствующая, как правило, о невозможности
обычными «мирными» средствами удовлетворить интерес управомоченного. Эти
нарушения, будучи юридическими фактами, влекут за собой возникновение уже
другого рода правоотношений – охранительных.
В таких условиях управомоченный имеет еще одно средство: право на защиту, с
помощью которого он (либо специальные органы) возбуждает правоприменительный
процесс. Возникшее из факта правонарушения право на защиту содержит в себе
материальное требование субъекта к правонарушителю по поводу незаконного
сдерживания удовлетворения своих интересов. Субъективное право на защиту
выступает здесь в качестве возможности посредством юрисдикционных органов
применить в отношении обязанного лица меры государственно-принудительного
свойства в целях устранения препятствий в реализации стремлений личности.
Нарушившая сторона в рамках охранительных правоотношений приобретает новый
статус, где на первом плане выделяется юридическая обязанность, выражающаяся в
необходимости претерпеть применение к ней мер принудительного свойства. Поэтому
охранительное правоотношение построено по типу властеотношения, в котором юрис
дикционный орган использует власть с целью создать все необходимое для
восстановления справедливости, для удовлетворения неудовлетворенного интереса
управомоченного. Без власти, силы, принуждения снять помехи бывает просто
невозможно. Оказывая правоограиичи-вающее воздействие с помощью принудительных
элементов (мер защиты, ответственности), правоприменитель «сковывает» интересы
обязанного лица (нарушившей стороны) и на этой основе дает возможность
удовлетвориться
интересам управомоченного
правоприменения можно назвать охранительной, ибо она устраняет препятствия и
обеспечивает укрепление законности.
Данная факультативная стадия (осуществляемая лишь в случае возведения
препятствий) отражается
в таком соответственно факультативном
элементе МПР, как охранительные
правоприменительные акты.
5.ЭФФЕКТИВНОСТЬ
МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ.
Эффективность правового регулирования – это соотношение между результатом
правового регулирования и стоящей перед ним целью. Пути повышения эффективности
правового регулирования в современных условиях следующие.
Совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права (с учетом
высокого уровня законодательной техники) наиболее полно выражаются общественные
интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать. Нужно
создавать с
помощью соответствующих
средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его
нарушения. Кроме того, важно усилить юридическую гарантирован-ность правовых
средств, действующих в МПР, т.е. повысить уровень вероятности в достижении
ценности и снизить уровень вероятности в
воспрепятствовании этому процессу.
Совершенствование
правоприменения «дополняет»
регулирования, а значит, и в целом МПР. Акты правоприменения – наиболее
гарантирующий элемент, который, в нужный момент подключаясь к нормативному
регулированию, содействует своими силами процессу удовлетворения интересов.
Соединение нормативного
регулирования и
по отдельности, они сразу начинают демонстрировать свои «слабые стороны»:
нормативное регулирование без индивидуального (без усмотрения) превращается
зачастую в формализм, а правоприменение без нормативного (без общих правил) – в
произвол. Вот почему МПР должен выражать такую взаимосвязь различных правовых
средств, представляющих различные виды правового регулирования, которая будет
придавать управленческому процессу дополнительные преимущества. Если нормативная
регламентация призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие в
регулировании общественных отношений, ввести их в твердые рамки законности, то
правоприменение – учет конкретной обстановки, своеобразие каждой юридической
ситуации.
Оптимальное сочетание разных управленческих подходов в одном механизме придает
ему гибкость и универсальность, минимизирует сбои и остановки в его работе. «От
правильного выбора правовых средств зависит в конечном счете достижение целей
правового регулирования, а значит, эффективность права в целом. Недооценка,
неверный выбор юридических средств, приемов, заложенных в нормативной основе
правового регулирования, приводят к сбоям в реализации
права, снижению правового эффекта».
Повышение уровня правовой культуры субъектов права, безусловно, повлияет на
качество всего МПР, на укрепление законности и правопорядка.
Интересы человека – вот главный ориентир для развития и совершенствования
элементов МПР, повышения их эффективности. Выступая своего рода юридической
технологией удовлетворения данных интересов, механизм правового регулирования
должен постоянно быть социально ценным по своему характеру, должен создавать
режим благоприятствования осуществлению законных стремлений личности, упрочению
ее правового статуса.
Сапун В А Инструментальная теория права в юридической науке//Современное
государство и
право Вопросы теории и истории.
Владивосток, 1992 С 18.
Заключение.
Таким образом, правовое регулирование - это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.
В сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих перечисленным признакам.
Первую группу составляют отношения людей по обмену ценностями (как материальными, так и нематериальными). Вторую группу образуют отношения по властному управлению обществом. В третью группу входят отношения по обеспечению правопорядка, которые призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе.
Общественные отношения, входящие в эти группы, и будут составлять предмет правового регулирования.
От характера и содержания общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования.
Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия.
В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия: метод децентрализованного, диспозитивного регулирования, метод централизованного, императивного регулирования.
Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования. Первый способ - предоставление участнику правовых отношений субъективных прав (управомочивание); второй способ - обязывание как предписание совершить какие-то действия (так, собственник жилого дома обязывается платить налоги); третий способ - запрет, т.е. возложение обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних).
В качестве дополнительных способов правового воздействия можно назвать: применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за совершенное правонарушение); предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуждения; стимулирующее воздействие норм права.
Механизм правового регулирования – это система правовых средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.
С точки зрения
структуры механизм правового регулирования
– это сложная система, имеющая
свои элементы. К элементам, составным
частям механизма правового
Целью осуществления
правового регулирования
Под такими гарантиями понимаются такие условия общественной жизни и специальные меры, принимаемые государством, которые обеспечивают прочный режим законности и стабильность правопорядка в обществе.
Различаются материальные, политические, юридические и нравственные гарантии законности и правопорядка.
Список
использованной литературы:
А.Б.Венгеров Теория государства и права. Учебник. Изд. «Юриспруденция», М., 2000
Теория права и государства. Учебник под ред. В.В.Лазарева, М., Изд. «Право и закон», 2001
В.Н.Хропанюк Теория государства и права. Учебник, М., Изд. «Интерстиль» 2002
В.Я.Любашиц Теория государства и права. Учебник, Ростов-на-Дону, изд. «МАРТ», 2002
Теория государства и права. Учебник. Под ред. В.М.Корельского, М., Изд. «НОРМА», 2000
Список литературы
Гражданский кодекс. М., Инфра – М., 2003.
Александров Н.Г. и др. Теория государства и права. – М.: Юридическая литература, 1968. – С. 548.
Алексеев С.С. Общая теория права. М.: Юридическая литература, 1982. – С. 382.
Алексеев С.С. Правовые средства: постановка проблемы, понятия, классификация // Советское государство и право. – 1987. - № 6.
Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования. – М.: 1999. – С. 247.
Алексеев С.С. Теория права. – М.: Издательство БЕК, 2000. – С. 325.
Теория права и государства в схемах и определениях: Учебное пособие Составители Бабаев В. К., Баранов В. М. Толстик В. А. – М.: Юрист, 1999. С. 256.
Бобылев А.И. Механизм правового воздействия на общественные отношения // Государство и право. – 1999. - № 5.- С. 326.
Венгеров А. Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. Москва, 2002 г. Т. 2. С. 391.
Горшенев В.М. Участие общественных организаций в правовом регулировании. – М.: 1963. – С. 342.
Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. – М.: Юрайт, 2002. – С. 362.
Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы / Под ред. О. Е. Кутафина – 2-е изд., переработанное и дополненное – М.: Юрист, 2002 г. С. 296.
Общая теория государства и права / Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юристъ, 2002. – С. 376.
Общая теория государства и права. Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. Т. 2. – М.: Юристъ, 2000. – С. 512.
Пугинский Б.И. Гражданско - правовые средства в хозяйственных отношениях. – М., 1984. С. 361.
Сырых В.М. Теория государства и права. Учебник для вузов. – М.: Былина, 2000. – С. 534.
Теория государства и права. Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2003 г. С. 720.
Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, Закон и право, 2000. – С. 693.
Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. профессора В.Г. Стрекозова. – М.: «Дабахов, Ткачев, Димов», 2002. – С. 427.