Причины правонарушений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:50, курсовая работа

Описание

Правонарушения, являясь весьма распространенным социальным явлением, затрагивают самые различные сферы общественной жизни, обусловлены многообразными процессами. Они отличаются высоким динамизмом не только в границах определенного государства, но и в рамках отдельного региона. Поэтому не следует выделять какой-то конкретный перечень причин, порождающих это явление. К тому же есть различия причины конкретного, индивидуального правонарушения; причины определенного вида правонарушения; причины правонарушений как массового явления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие правонарушения.
1.1 Определение и признаки правонарушения……………………………4
1.2. Виды правонарушений………………………………………………...9
2. Причины правонарушений и пути их устранения.
2.1. Причины правонарушений……………………………………………15
2.2. Направления борьбы с правонарушениями………………………….17
Заключение………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………....30

Работа состоит из  1 файл

Курс. причины Правонарушений..doc

— 100.50 Кб (Скачать документ)

    - объект правонарушения;

    - субъективная сторона правонарушения;

    - объективная сторона правонарушения.

    Итак, правонарушение можно определить как  общественно-опасное, виновное, противоправное действие (бездействие) лица, причиняющее вред обществу, государству или отдельным лицам и влекущее за собой юридическую ответственность.

       Признаки правонарушения должны  анализироваться в совокупности, системе. Они позволяют отграничить  правонарушения от нарушений иных социальных норм и получают детализацию в составах конкретных правонарушений. 

1.2. Виды правонарушений

       В теории права правонарушения  делятся на два вида – преступления  и проступки. В основе классификации  лежит представление законодателя  о степени общественной опасности деяния для общества, государства и личности.

       Согласно ст. 14 УК РФ преступлением  в Российской Федерации признается  виновно совершенное общественно  опасное деяние, запрещенное уголовным  кодексом под угрозой наказания.  Таким образом, степень общественной опасности противоправных деяний определяет законодатель с учетом состояния преступности, политического режима, научных достижений в области уголовного права и других отраслей права, идеологических представлений о преступности и способах борьбы с ней, а также других социальных, политических и юридических обстоятельств[4, с.56-57].

    Как особый вид правонарушений преступления характеризуются следующими признаками:

    1) Общественная опасность преступления  выражается, прежде всего, в том, что оно посягает на наиболее значительные общественные ценности, какими являются жизнь, здоровье и свобода личности, конституционные права и свободы человека и гражданина, собственность и экономические основы общества и государства, государственная власть, правосудие, порядок государственного управления и воинская служба. Значительная часть преступлений причиняет также существенный вред животному и растительному миру, природным ресурсам.

    2) По степени общественной опасности  все преступления классифицируются на четыре вида: небольшой тяжести, менее тяжкие, тяжкие и особо тяжкие. К преступлениям небольшой тяжести относятся деяния, наказание за которые не превышает двух лет лишения свободы. Наказание за преступление средней тяжести не превышает пяти лет лишения свободы, а тяжкого преступления – десяти. УК РФ относит к категории особо тяжких преступлений деяния, за которые предусматривается наказание на срок свыше десяти лет, смертную казнь или пожизненное лишение свободы.

    3) Субъектом преступления могут быть только физические лица: граждане и должностные лица. Государственные органы, учреждения, политические партии, коммерческие и некоммерческие организации не привлекаются к уголовной ответственности. За их противоправные деяния ответственность, в том числе и уголовную, несут виновные лица, по инициативе под руководством и при непосредственном участии которых были осуществлены подобные деяния.

    4) Исчерпывающий перечень деяний, признаваемых преступлением, содержится  только в одном федеральном  законе – Уголовном кодексе РФ. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, принимаются в форме изменений или дополнений к УК РФ и подлежат включению в него.

       Составы проступков закрепляются  в гражданском, административном, финансовом, трудовом, земельном, экологическом праве и других отраслях права. Проступки подразделяется на три вида – административные, дисциплинарные и гражданско-правовые. В основе деления лежат виды общественных отношений, нарушаемые соответствующими проступками, а также способы применения за них санкций. Так, административные проступки, которыми причиняется значительный ущерб гражданам, иным лицам, являются одновременно и гражданскими деликтами. При этом споры, связанные с его возмещением, рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства, тогда как ответственность за совершение административных проступков применяется в административном порядке.

       Административный проступок –  это противоправное виновное  деяние, посягающее на государственный  или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления, за которое действующее законодательство предусматривает административную ответственность. Примерами административных проступков являются нарушения правил дорожного движения, мелкое хулиганство, ввод в эксплуатацию производственных объектов без устройств, предотвращающих вредное воздействие на окружающую природную среду, нарушение или невыполнение правил пожарной безопасности и др. [2, с.90-92].

       Характерная особенность административных  проступков заключается в том, что правонарушитель не состоит в трудовых или служебных отношениях с органами или должностными лицами, которые принимают решение о применении к нему санкций. Административные проступки рассматриваются специально созданными органами – административными комиссиями при органах местного самоуправления, судами, органами государственного пожарного надзора, органами железнодорожного, морского, речного и воздушного транспорта, таможенными органами и др. Там, где правонарушитель привлекается к ответственности должностными лицами, связанными с ним трудовыми, образовательными, служебными отношениями, имеет место не административный, а дисциплинарный проступок.

       Субъектами административных проступков могут быть граждане и должностные лица. Последние подлежат административной ответственности за административные проступки, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности. В настоящее время административную ответственность могут нести и юридические лица – предприятия, организации, учреждения – за допущенные ими нарушения законодательства об охране окружающей природной среды.

       Дисциплинарный проступок представляет  собой нарушение трудовой воинской, учебной или иной дисциплины. Субъектом дисциплинарного проступка  может быть только лицо, которое  в силу своего положения обязано соблюдать правила, устанавливающие тот или иной режим деятельности.

       Совершение дисциплинарного проступка  влечет за собой применение  дисциплинарного взыскания руководителем  соответствующего предприятия, организации,  учреждения. В случаях, когда дисциплинарный проступок совершает руководитель предприятия, организации учреждения, вопрос о его привлечении к дисциплинарной ответственности решает вышестоящее должностное лицо или орган, которому подчинено данное предприятие, организация, учреждение.

       Специфика гражданских правонарушений  состоит в том, что их составы  не перечисляются в гражданском  законодательстве. И в этом нет  необходимости. Правонарушениями  в гражданском праве признаются  любые виновные противоправные  деяния, наносящие вред имуществу других лиц либо их личным неимущественным благам: чести и достоинству человека, его деловой репутации, авторским, изобретательским и иным правам.

       Ведущим принципом гражданского  права является требование полностью  возместить убытки, причиненные гражданским правонарушением. Поэтому в зависимости от оснований, влекущих обязанность возместить причиненный вред, выделяют правонарушения, связанные с неисполнением гражданских договоров, и правонарушения, вытекающие из причинения вреда другим лицам.

       В гражданском праве вред понимается  как любое умаление личного  или имущественного блага. Материальный  вред связан с имущественными  потерями для потерпевшего (утратой  или порчей вещи, несением дополнительных  денежных расходов, выполнением  каких-либо дополнительных действий и др.). Моральный вред может и не влечь материальных утрат, как, например, в случае распространения каких-либо позорящих человека сведений, унижающих его честь и достоинство. Однако современное гражданское законодательство Российской Федерации признает возможным возмещать его в денежной форме. Конечно, такое возмещение носит практически чисто символический характер и служит больше целям наказания правонарушителя, нежели реального возмещения морального вреда.

        Субъектами гражданских правонарушений могут быть граждане и юридические лица, действовавшие виновно и противоправно. Однако, как уже говорилось ранее, в гражданском праве допускается ответственность и без вины владельца источника повышенной опасности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Причины правонарушений и пути их устранения.

    2.1. Причины правонарушений.

    С тех далеких времен, когда в  раннеклассовом обществе зародилось право  и появился его неразлучный спутник - правонарушение, теоретико-правовая мысль ищет ответ на вопрос - каковы причины правонарушения, прежде всего особо опасного его вида - преступления. Почему возникает поведение (действие или бездействие), нарушающее правовые принципы, правила, предписания? И что надо делать, чтобы противостоять правонарушению, чтобы устранить эти опасные отклонения из общественной жизни? Поиск идет уже не одно столетие, однако и в настоящее время эта проблема далека от своего разрешения.

    Правонарушения, являясь весьма распространенным социальным явлением, затрагивают самые различные  сферы общественной жизни, обусловлены многообразными процессами. Они отличаются высоким динамизмом не только в границах определенного государства, но и в рамках отдельного региона. Поэтому не следует выделять какой-то конкретный перечень причин, порождающих это явление. К тому же есть различия причины конкретного, индивидуального правонарушения; причины определенного вида правонарушения; причины правонарушений как массового явления.

    Теория  государства и права, будучи наукой методологической, занимается исследованием  причин правонарушений в целом.

    В юридической литературе и сегодня  идут споры о социальных и биологических  причинах правонарушений. Представляется, что их противопоставление недопустимо. Так как поведение человека зависит  как от социальных, так и от биологических факторов. Причем приоритет должен быть за социальными факторами, так как личность формируется и действует в определенной социальной среде и её поступки зависят не столько от физиологических особенностей и состояния организма, сколько от межличностных отношений различного уровня и общности.

    Основная  причина противоправного поведения  человека связана с разнообразными противоречиями, направленными на дестабилизацию нормального функционирования социальной среды и индивида. Обострение этих противоречий вызывает рост правонарушений. Подтверждением тому служат разрушительные тенденции в экономической, политической и иных сферах российской действительности. Причём противоречия в сфере экономики являются краеугольным камнем, детонатором всех иных противоречий.

    Причины правонарушений нельзя сопоставлять с  условиями их совершения. Причина  правонарушения находится в закономерной, необходимой связи со следствием, всегда вызывает её. Условие же (в  комплексе с другими обстоятельствами) лишь способствует формированию следствия (усиливая или ослабляя действие причины), не вызывая его с необходимостью[7, с. 67-68].

    Так, в связи с изменением отношений  собственности в современной  России созданы такие условия  и такой характер разделения труда, оценки и распределения его результатов, которые порождают социальное и моральное неравенство людей, что вызывает естественное недовольство одной части населения и стремление обогатиться всеми законными и в основном незаконными способами другой части населения. Этот процесс сопровождается и обостряется несовершенством принимаемых нормативно - правовых актов, малоэффективной работой правоохранительных органов, кризисом моральных ценностей, распространяющимися алкоголизмом и наркоманией, хаосом хозяйственных связей и другими обстоятельствами вызывающими многочисленные корыстные преступления, укрепление организованной, мафиозной преступности.

    Однако  никакие внешние обстоятельства не могут привести к правонарушению, пока они не стали движущим мотивом  поведения личности, не преобразовались  в побуждение его воли. На основе объективных причин и условий формируются субъективные причины и условия правонарушений, представляющие собой определенные элементы социальной психологии, получающие проявление в искаженных потребностях и интересах. Именно они выполняют решающую роль при выборе правомерного или противоправного поведения личности.

    Характеризуя  причины правонарушений, следует  отметить, что хотя существование  правонарушений и связано с некоторыми особенностями российской действительности, но они - следствие незавершенности переходного состояния общества и носят временный характер.  

    2.2. Направления борьбы с правонарушениями.

    Однако  основные направления борьбы с правонарушениями предопределяются характером причин и  условий, порождающих это явление.

    Правоохранительные органы ведут активную последовательную борьбу с правонарушениями, однако только они не в состоянии значительно снизить масштабы их распространенности в обществе. Для этого необходимо проведение комплекса экономических, социально-политических, организационных мероприятий, направленных на укрепление экономической системы, повышение материального благосостояния, сознательности, информированности и культуры граждан, наведение порядка и стабильности в развитии общественных отношений.

Информация о работе Причины правонарушений