Принцип разделения властей: понятие, история возникновения и сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:54, доклад

Описание

Первое крупное разделение власти развело политическую и религиозную власти, власть государства и церкви. Оно же сопровождалось и длительной борьбой за унификацию власти, преобладание светской власти над религиозной, или господство церкви в светской жизни общества. Соперничество между ними продолжалось многие столетия, всё средневековье и начало Нового времени как в России, так и на Западе.

Работа состоит из  1 файл

семинар.docx

— 22.23 Кб (Скачать документ)
  1. Принцип разделения властей: понятие, история возникновения и сущность.

Разделение власти — одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов  политической и неполитической власти.

Разделение власти исторически  сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц  и институтов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках или в  одном институте и потребность  разделить власть, труд и ответственность. Отсюда и два следствия, вытекающие из этого двойственного отношения  к власти: борьба за власть уже разделённых  институтов и против её разделения, с одной стороны и стремление упорядочить отношения разделённых  властей и избавить общество от столкновений между ними с другой.

Первое крупное разделение власти развело политическую и религиозную  власти, власть государства и церкви. Оно же сопровождалось и длительной борьбой за унификацию власти, преобладание светской власти над религиозной, или господство церкви в светской жизни общества. Соперничество между ними продолжалось многие столетия, всё средневековье и начало Нового времени как в России, так и на Западе. Оно далеко не завершено для многих государств и обществ и поныне, при этом исход его далеко не однозначен в разных регионах мира. Западная, преимущественно христианская его часть решила спор о власти в пользу светской, государственной, восточная во многих случаях (в некоторых мусульманских странах, например, Иран) — в пользу значительного политического влияния религиозных начал жизни общества, его политико–правовой системы и культурного уклада.

Историческая практика показала, что сосредоточение в одних руках законодательных, исполнительных и судебных функций приводит к установлению в стране диктаторских режимов, Так и произошло в России в начале 20 века, разделение властей было отвергнуто марксизмом –ленинизмом . в соответствии с этим учением в России , а затем и ряде других стран было построено тоталитарное государство, отказавшееся от принципа разделения властей.

В условиях разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается другой, различные ее ветви взаимно уравновешивают друг друга, действуя как система сдержек и противовесов, предотвращая монополизацию власти каким – либо одним институтом государства.

Самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной властей  не должна абсолютизироваться.

Являясь органами государства, они  должны взаимодействовать между  собой, ибо в противном случае становится невозможным нормальное функционирование государственного механизма. Но в этом взаимодействии они должны уравновешивать друг друга с помощью  системы сдержек и противовесов. Взаимное ограничение их полномочий на основе Конституции позволяет разумно и согласованно решать реальные вопросы государственной политики.

Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает  правовые начала государственной и  общественной жизни, основные направления  внутренней и внешней политики страны, а, следовательно, определяет в конечном счёте правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженных в них. Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством её подотчётности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной  и общественной жизни от любых  нарушений. Правосудие в правовом государстве  осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется  только законом, правом и не зависит  от субъективных влияний законодательной  или исполнительной власти. Независимость  и законность правосудия являются важнейшей  гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. С одной стороны, суд не может  присваивать себе функции законодательной  или исполнительной власти, с другой стороны его важнейшей задачей  является организационно–правовой контроль над нормативными актами этих властей. Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и, прежде всего, конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

Хотя органы власти действуют самостоятельно, речь идет не об абсолютном обособлении, а лишь об относительной их самостоятельности  и одновременном тесном взаимодействии друг с другом, осуществляемом в  пределах их полномочий. Принцип разделения властей имеет свои особенности  в зависимости от формы правления  в государстве

  1. Основываясь на цивилизационном и формационном подходах к типологии государства, дайте типологическую характеристику современному Российскому государству.

Если говорить о типе современного Российского государства, я бы отнесла  его к буржуазному типу - по теории К. Маркса.

Буржуазное государство  закрепляет  и защищает буржуазный экономический строй. Капиталистическое государство охраняет условия буржуазной  эксплуатации, и прежде всего, ее основу – частную собственность на орудия и средства производства. Независимо от своей формы оно выступает как орудие господства капитала над трудом.

Буржуазное государство  предполагает личную свободу работника, его независимость как личности от капиталиста.

В рамках формационной теории это государство является сложным организмом, не исключающим, например, противоречия между государством как политической организацией господствующего класса в целом и теми или иными его слоями. Под давлением народа оно способно ограничивать его интересы.

Все шире государство применяет метод либерализма и делает шаги в сторону развития политических прав.

  1. Что бы Вы сказали, участвуя в дискуссии на тему «Возможно ли и целесообразно ли возрождение монархии в России»?

Возрождение монархии в России не только целесообразно, но и возможно. Россия всегда отличалось самобытными  нравами и культурой. Для русского важно соотносить себя с ментальностью своего народа, тем самым ощущая причастность к общему делу. У многих соотечественников сложилось мнение, что монархия - это нечто устаревшее, отжившее, противоречащее свободе, демократии и т.д.

В основе монархической идеи лежит  осознание себя народом как единой семьи, возглавляемой прирожденным государем, символическим отцом нации. Царствующая династия связывает прошлое, настоящее и будущее, обеспечивает естественную преемственность и стабильность. Главное достоинство монархии - независимость наследственной верховной власти от партий, от денежных мешков, от каких бы то ни было частных интересов. Благодаря этому монарх способен быть представителем всей нации, осуществлять подлинно независимый арбитраж, гасить конфликты, примирять противоречия.

Известный политический деятель начала ХХ века, Премьер-министр Петр Аркадьевич Столыпин говорил:

«…Проявление Царской власти во все времена показывало также воочию народу, что историческая Самодержавная власть и свободная воля Монарха являются драгоценнейшим достоянием русской государственности, так как единственно эта Власть и эта Воля, создав существующие установления и охраняя их, призвана, в минуты потрясений и опасности для государства, к спасению России и обращению ее на путь порядка и исторической правды».


Информация о работе Принцип разделения властей: понятие, история возникновения и сущность