Принципы как регулятор общественных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:34, реферат

Описание

Воздействуя на общественные отношения, государство опирается на определенные институты, благодаря которым и происходит процесс регулирования этих отношений. В качестве данных институтов, позволяющих регулировать общественные отношения в государстве, выступают социальные нормы. К социальным нормам следует относить нормы морали, нравственности, обычаи, традиции, нормы права и т. д. Одна из разновидностей социальных норм — право — продукт общественного развития; юридически оформляется в государственно-организованном обществе как регулятор общественных отношений.

Работа состоит из  1 файл

Тенденции.docx

— 22.44 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИНЦИПЫ 

КАК РЕГУЛЯТОР  ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 
 
 
 
 
 
 
 

Студентки ОФО 

1 курса  магистратуры

Волик М.Ю. 

       Воздействуя на общественные отношения, государство  опирается на определенные институты, благодаря которым и происходит процесс регулирования этих отношений. В качестве данных институтов, позволяющих  регулировать общественные отношения  в государстве, выступают социальные нормы. К социальным нормам следует  относить нормы морали, нравственности, обычаи, традиции, нормы права и  т. д. Одна из разновидностей социальных норм — право — продукт общественного  развития; юридически оформляется в  государственно-организованном обществе как регулятор общественных отношений. По своей сути право — это совокупность правил должного поведения людей  в государстве, которые должны быть общеобязательными для всех лиц, населяющих данное государство, так как только благодаря тому, что люди в государстве должны соблюдать определенные правила поведения, можно создать какой-то общественный порядок в государстве.

       Право строится и функционирует на основе определенных принципов, которые выражают его сущность и социальное назначение. В принципах права должны быть отражены положения, характеризующие  общественные отношения в данном государстве, определенные элементы свободы  и справедливости в данном государстве. Поэтому под принципами права  понимают общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны деятельности общества в  данном государстве и выражающие сущность правового регулирования  общественных отношений. Принципы права  имеют огромное значение для регулирования  общественных отношений в государстве, так как на них будут базироваться юридические конструкции и отдельные правовые нормы, будет складываться юридическая практика. Правовые принципы верны лишь тогда, когда они отражают общественные законы общественного развития. Принципы права определяют смысл и содержание всех правовых норм, характеризуют средства и способы, с помощью которых должны быть выполнены определенные задачи соответствующих норм права. Принципы права в первую очередь должны стоять на защите прав, свобод и законных интересов граждан и организаций данного государства. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в данном государстве будет означать соблюдение принципов права. Сами принципы права закрепляются в общих юридических нормах.

       По  своей сущности и содержанию принципы права делятся на определенные виды, из которых можно выделить три  основные группы: общие, межотраслевые  и отраслевые.

       1. Под общими принципами права  понимают основополагающие, исходные  положения, характеризующие право  как регулятор общественных отношений  в государстве в целом. Общие  принципы права распространяются  с одинаковой силой на все  правовые нормы. К числу общих  принципов права относятся:

       1) принцип социальной свободы: государство  должно создать всем индивидуумам  полную свободу в выборе форм  трудовой деятельности, профессии,  места жительства, возможности пользоваться  различными социальными услугами, свободно распоряжаться своими  трудовыми доходами, участвовать  в распределении общих социальных  благ, иметь право на свою долю  совокупно произведенного общественного  продукта, быть защищенным от  безработицы и других социальных  конфликтов;

       2)  принцип социальной справедливости: означает практическое соответствие  человека, его прав и обязанностей  его социальному положению в  обществе. Речь в первую очередь  идет о соразмерности между  возможным и должным, не только  поведением, но и определенными  заслугами индивидуума в обществе. Данный принцип находится в  неразрывной взаимосвязи с принципом  равенства всех перед законом;

       3)   принцип демократизма: характеризует  такое положение, в котором  нормы права должны регулировать  порядок организации и деятельности  органов государственной власти, определяющих правовое положение  личности, характер ее взаимоотношений  с государством; 

       4) принцип гуманизма: государство,  закрепляя общественные отношения  путем правовых норм, осуществляет  и реально гарантирует естественные  и неотъемлемые права и свободы  каждого человека: право на жизнь,  здоровье, личную свободу и безопасность, право на охрану своей чести  и репутации, защиту от любого  произвольного вмешательства в  сферу личной жизни и другие;

       5)  принцип равноправия (равенство  всех перед законом): означает, что  в правовом государстве должны  гарантироваться равенство прав  и свобод человека и гражданина  независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного  и должностного положения, места  жительства, отношения к религии,  убеждений, принадлежности к общественным  объединениям, а также других  обстоятельств. Равенство прав  и свобод предполагает наличие  единых правовых норм для всех  лиц, проживающих в данном государстве.  Из данного принципа может  исходить другое положение, характеризующее  равенство всех перед законом  и судом. Данное положение заключается  в предоставлении всем равных  прав, возможностей для их реализации, возложении одинаковых обязанностей, равную возможность применения  ответственности. Вместе с тем  данный принцип может предусматривать  определенные исключения из правила  равенства всех перед законом  и судом, устанавливая особый  режим правоотношений для определенных  лиц, населяющих данное государство.  Так, в нашем действующем законодательстве  существуют такие исключения. Существует  особый порядок привлечения к  уголовной ответственности и  применения мер уголовно-процессуального  принуждения в отношении отдельных  категорий лиц. К этим лицам  ст. 447 УПК РФ отнесены члены  Совета Федерации и депутаты  Государственной думы, депутаты  законодательного (представительного)  органа государственной власти  субъекта Российской Федерации,  депутаты, члены выборного органа  местного самоуправления, выборные  должностные лица органа местного  самоуправления; судьи Конституционного Суда Российской -Федерации, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мировые судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации; Председатель Счетной палаты Российской Федерации, его заместитель и аудиторы Счетной палаты Российской Федерации; Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации; Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, а также кандидаты в Президенты Российской Федерации; прокуроры; следователи; адвокаты. Но установление вышеуказанных изъятий из принципа равенства всех перед законом и судом обусловлено задачами предоставления данным категориям лиц дополнительных гарантий законности и обоснованности привлечения их к уголовной ответственности и применения к ним наиболее суровых процессуально-принудительных мер, поскольку эти лица занимают особое положение в силу выполняемых ими функций;

       6)   принцип ответственности за вину: в своей повседневной деятельности  человек может и не соблюдать  определенные правила поведения,  установленные государством. Так,  по мнению Н. М. Корункова, нормы права, обращенные к сознательной воле человека, могут и не соблюдаться, поэтому должна быть сила, обеспечивающая их исполнение. За несоблюдение установленных правил поведения государство устанавливает ответственность. Лицо, которое нарушило определенные правила поведения, установленные государством, будет нести юридическую ответственность. Одним из основных моментов, определяющих наступление юридической ответственности, будет вина. При отсутствии вины в деянии лица к последнему не могут быть применены меры юридической ответственности;

       7)  принцип законности — один  из основных демократических  принципов правового государства  — выступает в качестве универсального  правового принципа, заключающегося  в точном и неуклонном соблюдении  законов всеми участниками общественных  отношений. Общеправовой принцип законности закреплен в ст. 15 Конституции РФ. С данным принципом тесно связана обоснованность, но она имеет собственное содержание. Обоснованность означает, что компетентные органы и лица, принимая те или иные решения, составляя соответствующие документы, исходят из объективности в правовой оценке поведения людей и делают свои выводы на достоверных доказательствах, в их совокупности и т. д. Оче­видно, что необоснованные решения не могут быть законными, поэтому обоснованность — один из аспектов законности, имеющий самостоятельное значение.

       2. Другая группа принципов права  — межотраслевые правовые принципы  — общие руководящие, исходные  положения, определяющие наиболее  существенные стороны нескольких  родственных отраслей права. Так,  для уголовно-процессуального, арбитражно-процессуального  и гражданско-процессуальных отраслей  права общими принципами для  них будут независимость судей,  гласность судебного разбирательства,  язык судебного разбирательства.

       3. Отраслевые правовые принципы  — это руководящие, исходные  положения, на которых базируются  правовые нормы соответствующих  отраслей права. Например, принципы  уголовного процесса: публичность,  уважения чести и достоинства,  неприкосновенности личности, охраны  прав и свобод человека и  гражданина в уголовном судопроизводстве, неприкосновенность жилища, тайна  переписки, телефонных и иных  переговоров, почтовых, телеграфных  и иных сообщений, презумпция  невиновности и т. д. Данные  принципы присущи только данной  отрасли права.  
 
 
 

       Отличительной чертой принципов права выступает значительно большая зависимость от состояния правовых знаний. Они возникают лишь на определенном этапе правогенеза, непосредственно связанном с появлением развитого юридического мышления, в то время как конкретные нормы права возникали и во многих случаях продолжают и сегодня зарождаться стихийно, в ходе повседневной практической деятельности людей. Исторически принципы права появились значительно позже иных его норм, первоначально существовавших в виде юридических обычаев и не содержавших теоретических обобщений социальных процессов на уровне их сущности. "От фактического к нормативному - вот процесс, вот линия развития, в рамках которых формируется право и результатом которых являются нормы". Вследствие этого для обычая как для нормативности, формировавшейся стихийно, норма служит характеристикой фактического положения вещей. Типизацией и абстрагированием отличался позднейший период правогенеза, примером чего может служить уголовное право, где вначале сформировалась особенная часть и лишь после этого и много позднее общая часть, включавшая в себя его принципы. Переход от казуальной к абстрактной форме правового регулирования вызывается не только развитием человеческого мышления, но и движением, изменением общественных отношений. Обладая высшей степенью абстрактности по сравнению с конкретными юридическими нормами, принципы права способствуют юридическому закреплению не только того, что уже сложилось в социальных отношениях, но и направляют правовое регулирование «вперед», дают государству возможность сознательно и планомерно воздействовать на деятельность людей. Поэтому отправные начала, являются закономерным результатом социального прогресса.

       Функциональный  аспект характеристики отправных начал  раскрывает их практическое предназначение. Можно констатировать наличие у  них двух функций: внутренней и внешней. Внутренняя состоит в воздействии на систему юридических норм, обеспечивающем ее непротиворечивость и согласованность. Все нормативные предписания должны логически вытекать из содержания принципов и точно им соответствовать. Это позволяет осуществлять правовое регулирование на единых началах и обеспечить его максимальную эффективность. Реализуя внутреннюю функцию, руководящие положения обслуживают нормативный массив, и их воздействие на общественные отношения происходит опосредованно - через определяемые ими конкретные юридические нормы.

       Внешняя функция принципов права заключается  в непосредственном регулировании  поведения субъектов общественных отношений. Причем она не ограничивается только рамками правоприменения  при пробелах в законодательстве или при противоречии отправным  началам его конкретных норм. Непосредственное регулятивное воздействие проявляется  и тогда, когда у субъектов  имеется возможность реализовать  требования принципов, не прибегая к  правоприменению (такая возможность, например, предусмотрена ч.1 ст.8 Гражданского кодекса Российской Федерации). Подводя итог, можно отметить несколько основополагающих принципов права:

       - характеризуются смешанной социально-юридической природой и являются результатом отражения как общесоциальных, так и специфических его закономерностей.

       - выступают особыми юридическими понятиями, адекватно выражающими сущность права в соответствии с достигнутым уровнем ее познания.

       - основополагающие идеи, закрепленные в различных формальных источниках его норм, а также хотя и не имеющие такого закрепления, но получившие общее признание в устойчивой юридической практике, в правоотношениях.

       - права выступают, с одной стороны, исходными началами правового регулирования, обеспечивающими согласованность и эффективность системы юридических норм, а с другой - непосредственными регуляторами поведения участников общественных отношений при ее пробельности и противоречивости.

       На  основании изложенного можно  предложить и следующее общее  определение: принципы права - это закрепленные в различных его источниках или  выраженные в устойчивой юридической  практике общепризнанные основополагающие идеи, адекватно отражающие уровень  познания общесоциальных и специфических закономерностей права и служащие для создания внутренне согласованной и эффективной системы юридических норм, а также для непосредственного регулирования общественных отношений при ее пробельности и противоречивости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  использованной литературы:

  1. Алексеев С.С. «Теория государства и права», М.: Норма. 1998.
  2. Марченко М.Н. «Теория государства и права», М.: Проспект, 2008.
  3. Лазарев В.В. «Общая теория права и государства», М.: Юрист, 1994.
  4. Теория государства и права: Курс лекций. Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.
 

       Электронные ресурсы:

  1. http://www.jourclub.ru

Информация о работе Принципы как регулятор общественных отношений