Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 08:53, контрольная работа
Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую Федеральную централизованную систему органов осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на её территории законов, а также выполняет иные функции установленные федеральными законами в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. (ст.1, ФЗ.№2202-1 от 17.01.1992г.)
Введение
2 Характеристики общих принципов организации и деятельности прокуратуры.
принцип законности
принцип единства
принцип централизации
принцип публичности
принцип независимости
принцип гласности
принцип внепартийности
принцип обязательности исполнения указаний прокурора
3 Характеристики внутриорганизационных принципов организации и деятельности прокуратуры
зональный принцип
предметный принцип
4 Заключение
5 Список используемой литературы
Вопрос 1. Принципы организации и деятельности прокуратуры.
ПЛАН:
1 Введение
2 Характеристики общих принципов организации и деятельности прокуратуры.
принцип законности
принцип единства
принцип централизации
принцип публичности
принцип независимости
принцип гласности
принцип внепартийности
принцип обязательности исполнения указаний прокурора
3 Характеристики внутриорганизационных принципов организации и деятельности прокуратуры
зональный принцип
предметный принцип
4 Заключение
5 Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую Федеральную централизованную систему органов осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на её территории законов, а также выполняет иные функции установленные федеральными законами в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. (ст.1, ФЗ.№2202-1 от 17.01.1992г.)
Системообразующими элементами организации и деятельности органов прокуратуры являются положенные в их основу принципы, которые определяют политическое и государственное назначение прокуратуры, её задачи и полномочия, построения прокурорского надзора, основные требования, предъявляемые к ней. Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ определяются статьей 129 Конституции РФ Федеральным законом о прокуратуре, а также в нормативных актах Генерального прокурора РФ, В юридической литературе обычно рассматривают пять общих основных принципов, профессор Поляков М.П. выделяет восемь общих принципов организации и деятельности прокуратуры ( Прокурорский надзор: конспект лекций Михаил Петрович Поляков; Андрей Владимирович Федулов; 3-е изд.,. - М.: Высшее образование, 2009. Стр. 31-39.).К ним относятся: принцип законности, единства и централизации, независимости, гласности, публичности и принцип обязательности исполнения указаний прокурора. Также в деятельности органов прокуратуры используются, в качестве организационных, зональный и предметный принципы.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩИХ ПРИНЦИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ
Принцип законности – главенствующий принцип деятельности прокуратуры, обеспечивающий верховенство закона, единство и укрепление законности. Одновременно он означает и обеспечение ее требований в деятельности самих органов прокуратуры.
Принцип единства означает, что все территориальные и специализированные прокуратуры составляют единую систему. Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускается (п. 3 статьи 11 Закона о прокуратуре). Каждый прокурор действует на соответствующей территории, в сфере правовых отношений от имени Российской Федерации, наделен едиными полномочиями. Принцип единства проявляется в том, что вышестоящий прокурор может поручить, нижестоящему, выполнение своих обязанностей, принять на себя исполнение обязанностей нижестоящего прокурора, изменить или отменить любое его решение, кроме случаев, специально предусмотренных законом.
Принцип централизации системы органов прокуратуры проявляется в том, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ. Он назначает на должность прокуроров субъектов РФ по согласованию с органами власти этих субъектов. Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность только Генеральным прокурором РФ. Независимо от порядка назначения, все прокуроры освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ, подчинены ему и подотчетны. Вышестоящие прокуроры руководят деятельностью нижестоящих прокуроров и осуществляют контроль. Прокурор обязан представлять материалы и объяснения любому вышестоящему прокурору в силу действия принципа централизации и связанными с ним принципами подчиненности и подотчетности нижестоящих прокуроров вышестоящему и их всех – Генеральному прокурору РФ.
Принцип публичности состоит
в том, что органы прокуратуры обязаны
осуществлять свои полномочия по надзору
за соблюдением законов от имени государства
независимо от волеизъявления заинтересованных
лиц. Органы прокуратуры обязаны реагировать
на каждый случай нарушения законов, ущемления
прав, свобод граждан, интересов личности,
общества и государства. Принцип публичности
в основном рассматривается как основополагающее
начало уголовного судопроизводства.
Принцип независимости органов прокуратуры состоит в том, что все свои функциональные решения и действия каждый прокурор и следователь осуществляют только на основе закона, своего внутреннего убеждения и материалов проверок и расследований, осуществленных в соответствии с требованиями полноты, всесторонности и объективности их проведения.
Воздействие в какой-либо форме на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое ими решение или воспрепятствовать их деятельности влечет установленную законом ответственность (дисциплинарную, административную, уголовную). Воспрепятствование деятельности прокурора или следователя может проявляться в недопущении их на территории и в помещения органов и учреждений, организаций; в ограничении доступа к их документам и материалам; в непредоставлении материалов и документов по запросам; отказе или умышленном затягивании проведения по поручению проверок, ревизий и т.д. Для преодоления воспрепятствования деятельности прокуратуры используются совокупность правовых средств – принудительный привод, выемка, использование помощи органов полиции, возбуждение производства об административном правонарушении.
Порядок и условия осуществления государственной защиты прокуроров и следователей определяются Федеральным законом от 20.04.1995 №45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», а также иными нормативными правовыми актами. В органах прокуратуры создана служба обеспечения собственной безопасности и физической защиты их работников, принимаются иные меры по обеспечению безопасности прокуроров и следователей, членов их семей и имущества.
Прокуроры и следователи не могут быть членами выборных, назначаемых, создаваемых и иных органов, образуемых органами государственной власти и местного самоуправления.
Принцип гласности означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для граждан, средств массовой информации.
В целях обеспечения принципа гласности, в составе Генеральной прокуратуры РФ создано структурное подразделение – Управление информации и общественных связей, на которое возложено информирование через печать, радио, телевидение и другие средства массовой информации граждан о состоянии законности в стране и отдельных ее регионах. Ограничение принципа гласности определяется конституционными требованиями, а также нормами федерального законодательства. Закон Российской Федерации от 21.07.1993 №5485-1 «О государственной тайне» устанавливает специальные требования к осуществлению прокурорского надзора в этой сфере.
Принцип политической независимости (внепартийности) прокурорских работников сформулирован в п. 4 статьи 4 Закона о прокуратуре. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. В своей служебной деятельности прокуроры не связаны решениями любых общественных объединений. Конкретизацией принципа независимости прокуратуры является недопустимость совмещения прокурорскими работниками своей основной деятельности с иной деятельностью. Исключение составляет преподавательская, научная и творческая деятельность.
Принцип обязательности исполнения указаний прокурора заключается в том, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий по осуществлению надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов, подлежат безусловному выполнению в установленный срок.
Закон, наделяя прокурора широкими полномочиями по осуществлению надзорных функций, предусматривает соответствующие правовые средства юридического принуждения в случаях, когда гражданин или должностное лицо поднадзорного объекта отказывается подчиниться законным и обоснованным требованиям прокурора. Закон о прокуратуре предусматривает право прокурора требовать от руководителей и других должностных лиц выделения специалистов для выяснения возникших в ходе надзорной деятельности тех или иных вопросов, проведения различных проверок деятельности их организаций или подконтрольных учреждений, имеет право вызывать должностных лиц и граждан для дачи объяснений по поводу нарушений законов. Умышленное неисполнение этих и других требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влечет за собой в соответствии со ст. 17.7 КоАП административную ответственность
ХАРАКТЕРИСТИКИ
В деятельности органов прокуратуры используются в качестве организационных зональный и предметный принципы.
Зональный принцип предполагает такую организацию, когда весь объем работы, возложенный на структурные подразделения аппаратов прокуратур, распределяется между конкретными их работниками по определенным территориальным участкам («зонам»).
Предметный принцип означает такую организацию работы прокуроров, когда обязанности между ними распределяются по конкретным сферам правового регулирования. Имеются в виду законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие определенные группы правовых отношений, надзор за исполнением которых осуществляет прокуратура.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Принципы организации и деятельности прокуратуры — это основополагающие, руководящие положения, определяющие наиболее существенные черты и признаки многогранной деятельности органов прокуратуры и основные, предъявляемые к ней требования. Так как принципы определяют наиболее общие признаки и требования, то они обязательны для любого прокурорского работника независимо от занимаемой должности или конкретного направления его деятельности. Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ являются важнейшими исходными положениями, на которых базируется все законодательство, регламентирующее прокурорский надзор, с целью определения полномочий, характера правовых средств и методов надзора за исполнением закона. Обеспечивают единую систему органов прокуратуры на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и всех Генеральному прокурору. Действуя, в пределах своей компетенции, прокуратура выполняет возложенные на нее задачи в строгом соответствии с конституцией РФ независимо от органов государственной власти и управления политических партий и других общественных объединений, должностных лиц и граждан. Вмешательство в законную деятельность органов прокуратуры влечет за собой установленную законом ответственность. Органы прокуратуры принимают меры, направленные на обеспечение единства законности и укрепления правопорядка, устранение нарушений законности и привлечения виновных к ответственности, восстановление нарушенных прав граждан, предприятий, учреждений, организаций. Прокуратура РФ играет важную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию правового государства. Органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан, законодательства о государственной и иной специально охраняемой тайне.
Важно отметить, что
все рассмотренные в работе
принципы организации и
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Официальный текст
Информация о работе Принципы организации и деятельности прокуратуры