Принципы организации и деятельности прокуратуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 12:27, реферат

Описание

Термин «прокуратура» происходит от латинского «procuro» - заботиться, вести дела, предусматривать. Главная задача прокуратуры – осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Системообразующими элементами организации и деятельности органов прокуратуры являются положенные в их основу принципы. В качестве принципов имеются в виду основополагающие положения, в которых выражено государственное назначение прокуратуры, определены полномочия, характер правовых средств и методов надзора за исполнением закона, и указывается на ее место в системе публично-правовых структур государства.

Содержание

Введение____________________________________________________3
Принципы организации деятельности органов прокуратуры____4
Общеправовые принципы_________________________________4
2.1 Законность__________________________________________4
2.2 Демократизм________________________________________5
2.3 Публичность________________________________________6
Специальные принципы прокурорского надзора_____________7
3.1 Единство___________________________________________7
3.2 Централизация______________________________________8
3.3 Независимость______________________________________10
3.4 Деполитизация______________________________________11
3.5 Гласность__________________________________________12
Заключение_________________________________________________14
Список литературы__________________________________________

Работа состоит из  1 файл

Прокурорский надзор.doc

— 76.50 Кб (Скачать документ)

     Принцип централизации обеспечивает единство прокурорской практики, направляемой и координируемой Генеральной прокуратурой РФ. При реализации этого принципа проявляется сочетание единого руководства с инициативой, творческой активностью прокуроров на местах. Принцип централизации реализуется и в том, что назначение прокуроров и их подчиненность осуществляются только по вертикали: нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим, а все прокуроры — Генеральному прокурору РФ.

     Прокурор любого звена прокурорской системы при осуществлении надзора может быть заменен другим прокурором, за исключением специально оговоренных в законодательстве случаев (например, в заседаниях Пленума Верховного Суда РФ участвует Генеральный прокурор РФ, председателем коллегии прокуратуры субъекта РФ является прокурор субъекта РФ). Вышестоящий прокурор может взять на себя выполнение полномочий нижестоящего прокурора, а также поручить ему выполнение некоторых своих обязанностей, кроме случаев, определенных законом (например, прокурор субъекта РФ не может поручить прокурору района принести представление в порядке надзора по уголовному или гражданскому делу на вступившие в силу приговор или решение суда, так как прокурору района закон такого права не предоставляет). Вместе с тем каждый прокурор сохраняет самостоятельность в принятии решений и несет за принятое решение персональную ответственность. Исходя из принципа централизации каждый вышестоящий прокурор обязан осуществлять руководство и контроль за работой подчиненных ему прокуроров и несет ответственность за правильную организацию работы по осуществлению надзора подчиненными прокурорами.

     Согласно  ст. 129 Конституции РФ прокуратура — это единая федеральная система территориальных специализированных (военные, природоохранные и др.) прокуратур, которые подчиняются единому центру — Генеральной прокуратуре РФ.

     3.3 Независимость

     Сущность  принципа независимости прокурорского надзора в том, что каждый прокурор в своей деятельности независим и при выполнении возложенных на него обязанностей руководствуется законами и изданными в соответствии с ними приказами и указаниями Генерального прокурора РФ. Названным законом прокурор огражден от вмешательства в его надзорную деятельность, каких бы то ни было федеральных или местных органов. Прокуратура может обеспечить точное исполнение законов только в том случае, если прокуроры реализуют свои полномочия независимо от местных и других органов государственного управления.

     Независимость органов прокуратуры не означает отрыва прокуроров от местных органов власти и управления. Организационные мероприятия по осуществлению надзора и в целом укреплению законности прокуроры осуществляют в тесном контакте с центральными и местными органами представительной и исполнительной власти.

     Принцип независимости организации и осуществления надзора имеет важнейшее государственное и политическое значение, так как только при последовательном соблюдении этого принципа прокуратура может достичь поставленные перед ней государством цели и задачи. Осуществление принципа независимости органов прокуратуры обеспечивается их организационным построением, порядком назначения прокурорских кадров, установленной законом системой подчиненности и подотчетности прокуроров. Гарантией соблюдения этого принципа является ст. 5 Закона о прокуратуре, закрепившая недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора. Согласно этой статье воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом уголовную или административную ответственность.

     3.4 Деполитизация

     Одной из черт, или свойств, принципа независимости  является политическая независимость прокурора. Предусмотренное п. 4 ст. 4 Закона о прокуратуре запрещение прокурорам быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, или принимать участие в их деятельности исключает возможность влияния этих объединений на прокурора, а, следовательно, и на принимаемые им решения в процессе осуществления прокурорского надзора. Известно, что во всех политических объединениях (партиях, движениях и т.п.) существуют внутренняя, организационная дисциплина, подчинение меньшинства большинству, большая или меньшая степень обязательности выполнения решений руководящих органов объединений или их большинства. Эти решения могут не всегда совпадать с целями и задачами органов прокуратуры, поэтому их выполнение препятствовало бы реализации функций прокуратуры. Членство в такого рода объединениях исключает возможность прокурора руководствоваться при осуществлении надзора чем-либо иным, кроме закона, приказов и указаний Генерального прокурора РФ.

     Решению этой же задачи служит предусмотренное  в том же п. 4 ст. 4 Закона о прокуратуре  запрещение создания и деятельности общественных объединений, преследующих политические цели и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры. Если прокурор не имеет права быть членом политических объединений, созданных вне органов и учреждений прокуратуры, то тем более он не имеет права их создавать и участвовать в деятельности таких организаций в самой прокуратуре. Поэтому возможность их создания в органах прокуратуры запрещена законом.

     Конечно, каждый прокурор как гражданин и  член общества может разделять или придерживаться каких-либо взглядов или доктрин тех или иных политических объединений, существующих, как известно, в настоящее время в большом количестве. Однако такое разделение тех или иных взглядов ни в коей мере не должно влиять на принятие им своих профессиональных решений.

     Важность  неукоснительного соблюдения принципа политической независимости прокуратуры особенно актуальна в период конкретных изменений социальных, политических и экономических отношений, свойственных для современного российского общества.

     3.4 Гласность

        Гласность прокурорского надзора. Принцип гласности смыкается с другими принципами организации и деятельности прокуратуры, но особенно тесно он связан с принципом демократизма. Гласность, открытость деятельности государственных органов – непременный признак демократического общества. Поэтому гласность включена в ст. 4 Закона “О прокуратуре РФ”, именуемую “Принципы организации и деятельности прокуратуры”. В пункте втором части второй названной статьи говорится, что органы прокуратуры “...действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне; информирует федеральные органы государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности”.

      На  принципе гласности основаны и многие формы и методы прокурорского  надзора: проверка состояния законности на поднадзорных объектах и государственных  структурах, рассмотрение жалоб и заявлений, принесение протестов и представлений, вынесение официальных предостережений, участие в рассмотрении гражданских и уголовных дел, участие в заседаниях представительных органов и т.п.

      При расследовании преступлений с разрешения прокурора могут быть преданы гласности те или иные данные, полученные следователем. Выступления с помощью средств массовой информации – печати, радио, телевидения, – могут способствовать раскрытию преступлений, обнаружению лиц, их совершивших.

      Гласность имеет и еще один аспект – учет общественного мнения, критика отдельных моментов в деятельности прокуратуры должны быть использованы в целях совершенствования ее деятельности, недопущения обюрокрачивания прокурорской системы. 
 
 

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о том, что все принципы организации и деятельности прокуратуры тесно связаны между собой, имеют тонко переплетающиеся связывающие нити, образовывая некую систему, единое целое, и если же нарушить одно звено, в данном случае убрать какой-либо принцип, то оно разрушится. Поэтому каждый из принципов важен и несет на себе определенную ответственность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Федеральный закон «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 N 2202-1 с последующими изменениями и дополнениями.
  3. Поляков М.П., Федулов А.Ф. «Прокурорский надзор» 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, 2009 г.
  4. Ю.Е. Винокуров «Прокурорский надзор» МОСКВА • ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ • 2005 г.
  5. Б. В. Коробейников, В. И. Басков «Курс прокурорского надзора» Издательство "Зерцало", 2000 г.
  6. Григорьева Н.В. Прокурорский надзор: Учебное пособие. М.: - ИНФРА-М, 2003.

Информация о работе Принципы организации и деятельности прокуратуры