Принципы правоохранительных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 10:24, лекция

Описание

Принцип законности нашел свое законодательное выражение в Конституции РФ, согласно которой “органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы”. Таким образом, принцип законности распространяется на все сферы жизни общества, в том числе и на правовую сферу.

Работа состоит из  1 файл

Принципы ПО.docx

— 24.31 Кб (Скачать документ)

^ Принцип законности нашел свое законодательное выражение в Конституции РФ, согласно которой “органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы”. Таким образом, принцип законности распространяется на все сферы жизни общества, в том числе и на правовую сферу. 
 
^ Принцип публичности (официальности) находит свое выражение преимущественно в деятельности правоохранительных органов, выполняемой с момента обнаружения признаков преступления. Сущность этого принципа состоит в том, что правоохранительные органы в силу своего официального положения обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления, принять все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, лиц, виновных в совершении преступления и их наказанию. Отсюда следует, что правоохранительные органы, действуя в интересах государства и общества (отсюда и наименование “принцип публичности”), обязаны проявлять активность и инициативу в раскрытии преступлений, изобличение лиц, их совершивших. Для этого они обязаны принимать все законные меры и совершать все необходимые действия, независимо от усмотрения заинтересованных лиц и организаций. 
 
^ Принцип равенства граждан перед законом и правоохранительными органами. Согласно Конституции РФ “Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства отношения к религии, убеждения, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности”. 
 
Так, например, в Законе РФ “О милиции” сформулировано следующее правило: “Милиция защищает человека независимо от его гражданства, места жительства, социального, имущественного и должностного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования, языка, отношения и религии, политических и иных убеждений”. 
 
^ Принцип неприкосновенности личности, жилища и тайны переписки, охраны личной жизни граждан, тайны телефонных переговоров и телеграфных сообщений. Истоки данного принципа находятся в Конституции РФ, где провозглашается: 
 
- право каждого на свободу и личную неприкосновенность  
 
- право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны  
 
- право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений  
 
- неприкосновенность жилища  
 
В деятельности правоохранительных органов эти принципиальные положения находят свое воплощение в том, что правоохранительные органы могут производить аресты граждан, их заключение под стражу и содержание под стражей только по решению суда (Конституция РФ) и только при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый скроется от дознания, предварительного следствия или суда, или воспрепятствует установлению истины по уголовному делу, или будет заниматься преступной деятельностью. 
 
^ Принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту. Правоохранительные органы, выполняя возложенные на них обязанности, в пределах своих полномочий и при наличии к тому законных оснований, могут задержать гражданина, подозреваемого в совершении преступления и предъявить ему обвинение в совершении преступления. Поскольку выполняемая в этой связи деятельность правоохранительных органов носит наступательный, активный характер направлена на изобличение гражданина в совершении преступления, постольку было бы несправедливым не наделить подозреваемого (обвиняемого, подсудимого) правами, достаточными и необходимыми для защиты от выдвинутого против него обвинения. В соответствии с Конституцией РФ, в которой “признаются и гарантируются права и свободы гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права...”, и уголовно-процессуальным законодательством лица, привлекаемые в качестве подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, имеют право на защиту. В частности, на них без каких-либо изъятий распространяется закрепленное в Конституции РФ положение о том, что “каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом”. 
 
^ Принцип презумпции невиновности. Презумпция невиновности это общепризнанный мировым сообществом принцип, в соответствии с которым “каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты”. 
 
В Конституции этот принцип РФ сформулирован следующим образом: “Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности толкуются в пользу обвиняемого”. 
 
^ Принцип национального языка в деятельности правоохранительных органов. Сущность этого принципа состоит в том, что каждый гражданин вправе обращаться в любой правоохранительный орган за защитой своих прав и законных интересов на родном языке или любом другом языке, которым он владеет. В свою очередь, правоохранительные органы не вправе отказать гражданину в защите по мотиву незнания языка, на котором гражданин к ним обратился. Такой вывод следует из содержания Конституции РФ, где закреплено правило о том, что “каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения...” 
 
^ Принцип гласности в деятельности правоохранительных органов. Истоки этого принципа находятся в Конституции РФ, где закреплена обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. 
 
^ Принцип участия общественности в деятельности правоохранительных органов. В Конституции РФ закреплено право граждан участвовать в отправлении правосудия. В таком понимании принцип участия общественности в деятельности правоохранительных органов заключается в том, что граждане участвуют в судебном разбирательстве в качестве народных заседателей, присяжных заседателей, общественных обвинителей, общественных защитников и других участников судебного разбирательства (представители комиссий по делам несовершеннолетних, наблюдательных комиссий и др.). 
 
Принцип участия общественности в деятельности правоохранительных органов не ограничивается участием граждан в судебном разбирательстве. Представители общественности участвуют также в деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью. Так, например, “отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности сотрудничества с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту” (Закон “Об оперативно-розыскной деятельности в РФ”). 
 
^ Принцип гуманизма предопределяет содержание таких принципов деятельности правоохранительных органов как презумпция невиновности, обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту. 
 
Принцип гуманизма находит свое непосредственное проявление в деятельности правоохранительных органов, связанной с избранием меры пресечения. Принимая решение об избрании меры пресечения, органы, ведущие производство по уголовному делу, обязаны учитывать тяжесть совершенного преступления, личность обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение (УПК РФ) и принять меры попечения о несовершеннолетних детях обвиняемого и охране его имущества (УПК РФ). 
 
^ Принцип демократизма в деятельности правоохранительных органов проявляется прежде всего в том, что решаемые этими органами задачи укрепления законности и правопорядка, охраны интересов общества, прав и свобод граждан отвечают интересам народа. Принцип демократизма находит свое выражение в иных принципах деятельности правоохранительных органов. В частности, принцип демократизма лежит в основе принципа участия представителей общественности в деятельности правоохранительных органов (например, участие народных и присяжных заседателей в рассмотрении и разрешении гражданских и уголовных дел судами первой инстанции). Он находит свое выражение в принципе независимости судей и подчинении их только закону. Это обусловлено тем, что Основной закон (Конституция РФ) принят непосредственно народом, а все иные федеральные законы принимаются его представителями. 
 
Принцип справедливости находит свое отражение в следующих принципах организации и деятельности правоохранительных органов: 
 
а) независимости судей и подчинение их только закону, ибо полагается справедливость каждого закона; 
 
б) презумпция невиновности обвиняемого, так как справедливо считать обвиняемого не виновным до тех пор, пока не вступит в законную силу обвинительный приговор; 
 
в) обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту. Поскольку они еще не признаны виновными, то справедливо предоставить им возможность защищаться от предъявленного обвинения. 
 
Принцип справедливости в сочетании с принципами гуманизма и демократизма обуславливает существование в реальной действительности и других принципов деятельности правоохранительных органов (публичности, равенства граждан перед законом и правоохранительными органами, национального языка в деятельности правоохранительных органов). Так, например, требование УПК РФ “возбуждать уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления и принимать все предусмотренные законом меры к установлению событий преступления, лиц, виновных в совершении преступления, и их наказанию” является выражением принципа публичности (официальности), и в то же время представляет собой проявление социальной справедливости по отношению к лицу, потерпевшему от преступления, и обществу в целом. 
 
Источники законодательства. 
 
Традиционно все нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность правоохранительных органов можно классифицировать по нескольким основаниям. 
 
Если взять за основу содержание нормативно-правовых актов о правоохранительных органах, то их можно разделить на следующие группы. 
 
1. Акты общего действия: 
 
1) международно-правовые акты, регламентирующие стандарты в области юстиции, положения о правах и свободах человека и гражданина, вовлеченного в сферу деятельности правоохранительных органов и т.д. В соответствии с Конституцией АР общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. 
 
К числу таких актов следует отнести Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейскую конвенцию прав и свобод человека и гражданина, Основные принципы, касающиеся роли юристов, Основные положения о роли адвокатов, Руководящие принципы, касающиеся роли лиц, осуществляющих судебное преследование, Резолюцию Экономического и Социального совета ООН от 24 мая 1989 г. № 1989/60. «Процедуры эффективного осуществления Основных принципов независимости судебных органов», Европейскую хартию о законе «О статусе судей», «Европейская хартия о статусе судей в общем судебном пространстве Совета Европы», законодательство о Европейском суде по правам человека и др. 
 
2) Конституция РФ. Она обладает высшей юридической силой и носит общий универсальный характер, имеет прямое действие на всей территории РФ. Конституция РФ, устанавливая основы государственного строя, закрепляет самостоятельность судебной власти, ее основы, определяет построение судебной системы, основные принципы, касающиеся вопросов организации судоустройства и осуществления правосудия, другие вопросы, касающиеся отдельных сторон деятельности правоохранительных органов. 
 
2. Акты о судебной власти, судоустройстве, правосудии и судах, органах, обеспечивающих деятельность судов. Данные акты определяют структуру судебной власти, основные принципы ее организации и деятельности, задачи и компетенцию судебных органов в РФ, деятельность органов судейского сообщества, правовой статус судей и т.д. 
 
К данной группе актов относятся конституционный закон «О судебной системе РФ», закон «О мировых судьях в РФ», Закон АР «О статусе судей в РФ», конституционный закон «О военных судах РФ», конституционный закон «Об арбитражных судах в РФ», и др. 
 
3. Акты, регламентирующие деятельность органов прокуратуры. В них установлена система органов прокуратуры в РФ, порядок их деятельности и полномочия, отрасли прокурорского надзора, правовой статус прокурорских работников, средства прокурорского реагирования. К источникам данной группы относятся: Решение о Координационном совете генеральных прокуроров государств - участников Содружества Независимых Государств, закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О прокуратуре РФ», приказы Генерального прокурора РФ и др. 
 
4. Акты, регламентирующие организацию и деятельность органов, осуществляющих охрану безопасности и правопорядка в РФ. В этих актах установлены задачи и функции органов обеспечения безопасности и правопорядка, их структура, полномочия, основные направления деятельности и т.д. К данной группе нормативно-правовых актов относятся закон «Об органах службы безопасности федерации», Закон РФ «О безопасности», Закон РФ «О милиции», закон «О противодействии экстремистской деятельности» и др. 
 
5. Акты, регламентирующие организацию выявления и расследования преступлений. В данных актах регламентированы вопросы, касающиеся осуществления оперативно-розыскной деятельности, предварительного расследования, органы, полномочные осуществлять данные виды деятельности, порядок проведения оперативно-розыскных и следственных мероприятий и т.д. Сюда отнесены такие нормативно-правовые акты, как Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ), закон «Об оперативно-розыскной деятельности», закон «О борьбе с терроризмом», закон «Об органах службы безопасности в РФ» и др. 
 
6. Акты об организации юридической помощи в РФ. В этих нормативно-правовых актах регулируется порядок организации органов, оказывающих юридическую помощь в РФ, их полномочия и основные задачи, виды оказываемой юридической помощи, правовой статус лиц, оказывающих юридическую помощь, и т.д. К данной группе могут быть отнесены такие акты, как закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», Основы законодательства РФ о нотариате, Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» и т.д.  
 
В основу другой классификации нормативно-правовой базы положена юридическая сила нормативно-правовых актов. 
 
По юридической силе все нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность правоохранительных органов в Российской Федерации, могут быть разделены на следующие группы. 
 
1. Конституция РФ, имеющая высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории РФ. 
 
Она определяет основы деятельности правоохранительных органов, регулирует вопросы, касающиеся построения судебной системы, и некоторых других правоохранительных органов. 
 
Конституция РФ принимается в особом порядке всенародным голосованием (референдумом), является наиболее стабильным актом, выступает в качестве основного закона. 
 
Нормы Конституции РФ не могут быть изменены какими-либо законами. Все другие нормативно-правовые акты, за исключением международных актов, содержащих общепризнанные принципы и нормы международного права, являются актами более низкого уровня и должны соответствовать положениям Конституции РФ. 
 
2. Международно-правовые акты, содержащие общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, касающиеся вопросов организации и деятельности правоохранительных органов, стандартов в области обеспечения и соблюдения прав человека, вовлеченных в деятельность этих органов. В соответствии с Конституции РФ нормы, установленные в данных актах, являются составной частью российской правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. 
 
3. Законы. Законы регулируют все важнейшие стороны правоохранительной деятельности в РФ. Законодательные акты имеют следующую иерархию: 
 
1) законы, принимаемые Государственной Думой Федерального Собрания РФ, утверждаемые Советом Федерации и подписываемые Президентом РФ. Они в свою очередь могут быть разделены на: 
 
* конституционные законы республики - их издание осуществляется в силу прямого предписания Конституцией РФ и по вопросам, указанным в ней. Как правило, это наиболее важные вопросы, касающиеся построения судебной системы РФ. К числу конституционных законов, составляющих правовую основу деятельности правоохранительных органов в РФ, относятся конституционные законы РФ «О судебной системе РФ», «О военных судах РФ», «Об арбитражных судах в РФ»; 
 
* законы республики. К их числу относятся все остальные законы, принимаемые на республиканском уровне: законы «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», «Об органах службы безопасности в РФ», Закон РФ «О милиции» и многие другие; 
 
2) законодательство субъектов РФ: 
 
* конституции и уставы субъектов РФ; 
 
* законы субъектов РФ, регулирующие вопросы, относящиеся к правоохранительной деятельности. К числу таких законов следует, например, отнести законы об участии жителей городов в охране общественного порядка, о порядке назначения на должность и деятельности мировых судей в областях и др. 
 
При этом следует отметить, что все наиболее важные вопросы, касающиеся устройства и деятельности правоохранительных органов, отнесены в силу Конституции РФ к исключительной компетенции РФ. Законодательство же субъектов РФ может регламентировать только те вопросы, которые находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Применительно к правоохранительной сфере такими вопросами в соответствии с Конституцией РФ являются: 
 
* защита прав и свобод человека и гражданина; 
 
* обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; 
 
* административное и административно-процессуальное 
 
законодательство; 
 
* кадры судебных и правоохранительных органов; 
 
* адвокатура и нотариат. 
 
Регулирование законодательством субъектов РФ вопросов, относящихся к совместному ведению субъектов РФ и Российской Федерации, осуществляется в соответствии с положениями федеральных законов. Законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. 
 
4. Указы и распоряжения Президента РФ. Данные нормативно-правовые акты издаются в случае необходимости обеспечения исполнения требований Конституции РФ и федерального законодательства по вопросам, относящимся к правоохранительной деятельности. Содержание указов и распоряжений Президента РФ всегда определяется Конституцией РФ и законами. Как правило, указы Президента РФ издаются по вопросам, не регламентированным законодательными актами. К числу актов президентского нормотворчества, касающихся организации и деятельности правоохранительных органов, относятся Указ Президента РФ «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ», Указ Президента РФ «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью», Указ Президента РФ «О Концепции национальной безопасности РФ» и др. 
 
Часть указов Президента РФ носит индивидуальный характер: ими назначаются на должность федеральные судьи и иные должностные лица правоохранительных органов. Указы и распоряжения Президента РФ не могут противоречить положениям Конституции РФ и законов. 
 
5. Постановления и распоряжения Правительства РФ. Они издаются по вопросам, относящимся к ведению Правительства РФ, более детально регламентируют вопросы, установленные законодательными актами, создают механизм реализации от дельных правовых норм и институтов. 
 
К числу таких актов Правительства РФ следует отнести, например, постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня органов исполнительной власти, участвующих в пределах своей компетенции в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности», распоряжение Правительства РФ «О судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции РФ», постановление Правительства РФ «О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или судьи» и др. Правительственные акты не должны противоречить вышестоящим правовым актам. 
 
6. Ведомственные правовые акты - акты министерств, ведомств и служб. Они издаются руководителями соответствующего уровня. К числу таких актов относятся инструкции, приказы, распоряжения, указания и т.д. Они детально и применительно к той или иной сфере, тому или иному ведомству регулируют вопросы, уже затронутые в вышестоящих нормативно-правовых актах, определяющих правоохранительную деятельность в РФ. Ведомственные нормативно-правовые акты не должны противоречить предписаниям актов, имеющих высшую юридическую силу. К числу ведомственных нормативно-правовых актов относятся приказы, указания и распоряжения Генеральной прокуратуры РФ и Генерального прокурора РФ (приказ Генеральной прокуратуры РФ «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема заявителей в органах и учреждениях прокуратуры РФ», указание Генеральной прокуратуры РФ «Об усилении воздействия на должностных лиц, не выполняющих законные требования прокуроров», приказ Генеральной прокуратуры РФ «О полномочиях прокуратур, осуществляющих надзор за исполнением законов на особорежимных объектах РФ» и др.), Министерства юстиции РФ (приказ Минюста РФ «Об утверждении Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса», приказ Минюста и Минфина РФ «Об утверждении порядка оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, в зависимости от сложности уголовного дела», приказ Минюста РФ «Об утверждении Порядка ведения реестров адвокатов субъектов РФ» и др.).


Информация о работе Принципы правоохранительных органов