Принципы правосудия. Их краткая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 20:29, контрольная работа

Описание

Началом становления судебной власти в современной России является Концепция судебной реформы в Российской Федерации, представленная первым Президентом России Б.Н.Ельциным и одобренная Верховным Советом РСФСР 24 октября 1991 г.

Содержание

Введение
1. Демократичность и независимость судебных органов
2. Принципы судопроизводства
Заключение
Список источников

Работа состоит из  1 файл

правосудие.doc

— 111.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 

     Кафедра общего права 
 
 
 
 
 

     Контрольная работа на тему:

       «Принципы правосудия. Их краткая характеристика». 
 
 
 
 
 
 
 

                   Выполнила:

                   Проверила: Парохоненко  Т. В. 
               
               
               

     Курск-2011 

     Содержание 

Введение

1. Демократичность  и независимость судебных органов

2. Принципы судопроизводства

Заключение

Список источников

 

      Введение 

     Началом становления судебной власти в современной  России является Концепция судебной реформы в Российской Федерации, представленная первым Президентом  России Б.Н.Ельциным и одобренная Верховным Советом РСФСР 24 октября 1991 г.

     Главной задачей судебной реформы тогда  было признано утверждение судебной власти в государственном механизме  как самостоятельной влиятельной  силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и  исполнительной.

     Судебная  власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке  к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

     Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей, посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

 

      1. Демократичность  и независимость судебных органов 

     Содержание  понятия «власть» включает способность  оказывать определяющее влияние  на деятельность, поведение людей, подчинять  их своей воле с помощью определенных средств воздействия, путем формирования правового сознания, принятия обязательных для исполнения правовых велений, применения средств принуждения. Поэтому судебной власти свойственен волевой характер: она юридически формализуется, провозглашается от имени государства, ее реализация обеспечивается государственным принуждением.

     В тоталитарном обществе суды не имеют самостоятельного значения, они полностью подчинены исполнительной власти, обслуживают ее интересы; суды воспринимаются исключительно как орудие репрессий. Осуществляя властные функции, они фактически не являются самостоятельной государственной властью.

     Правовое  демократическое государство придерживается совершенно иных представлений о  роли судебных учреждений. В нем  судебная власть играет самостоятельную  роль, становится участником осуществления  всех функций государства, с компетенцией устанавливаемой законодательной властью, обретает независимость по отношению к другим ветвям власти. Суды, применяя право по существу, контролируют исполнительную власть, но и финансируются ею.

     Без сильной, независимой и авторитетной судебной власти, последовательного соблюдения юрисдикции судов и безусловного исполнения, вступивших в законную силу судебных решений не сможет сформироваться правовое демократическое общество.

     Конституция РФ не раскрывает содержания судебной власти, а лишь называет некоторые общие положения, характеризующие сущность этой ветви власти как государственно-правового института. Судебная власть должна обеспечивать стабильность приговоров и решений, которые подлежат обязательному исполнению, отсюда вытекает и способность «третьей власти» оказывать определяющее влияние не деятельность, поведение людей, подчинять их своей воле с помощью определенных средств воздействия (принятия обязательных для исполнения правовых явлений, применения средств принуждения и т.п.).

     Проблема соотношения судебной власти и политики широко дискутируется в юридической науке. В связи с тем, что судебная власть является составной частью государства – политической организации общества, она не может полностью отгородиться от политики. Однако выработаны определенные принципы, которые способны исключить или ослабить политическое давление на судебную власть. К их числу, например, относят: непартийный характер судейского корпуса, независимость суда и т.п.

     Независимость судебных органов гарантируется  государством и закрепляется в конституции или законах страны. Все государственные и другие учреждения обязаны уважать и соблюдать независимость судебных органов. Судебные органы решают переданные им дела беспристрастно, на основе фактов и в соответствии с законом, без каких-либо ограничений, неправомерного влияния, побуждения, давления, угроз или вмешательства, прямого или косвенного, с чьей бы то ни было стороны и по каким бы то ни было причинам.

     Судебные  органы обладают компетенцией в отношении  всех вопросов судебного характера и имеют исключительное право решать, входит ли переданное им дело в их установленную законом компетенцию. Не должно иметь места неправомерное или несанкционированное вмешательство в процесс правосудия, и судебные решения, вынесенные судами, не подлежат пересмотру. Этот принцип не препятствует осуществляемому в соответствии с законом судебному пересмотру или смягчению приговоров, вынесенных судебными органами.

     Принцип независимости судебных органов  дает судебным органам право и  требует от них обеспечения справедливого ведения судебного разбирательства и соблюдения прав сторон.

     Суд, защищая конституционные свободы, ставит себя в положение посредника между государством и людьми, которое  не может быть эффективно без опоры  на уважение и доверие с двух сторон, без независимости, профессионализма, неподкупности судебного аппарата. Одна из важнейших конституционных свобод: равенство всех перед судом составляет фундамент правового государства.

     Таким образом, судебная власть, представляет собой одну из подотраслей установленной Конституцией РФ системы государственной власти, означает, способность и возможность правоохранительного воздействия на поведение людей со стороны государства, осуществляемого через суды и посредством деятельности носителей судебной власти в особых установленных законом процедурных формах.

     Определяя судебную систему России, Конституция  и федеральный конституционный  закон устанавливают исчерпывающий  перечень судов, осуществляющих правосудие, указывая тем самым единственное основание учреждения судебных органов - путем конституционного закрепления и исключая даже возможность создания каких-либо чрезвычайных судов (ч.3 ст.118 Конституции). Вместе с тем судебная система олицетворяется персональным составом судей и привлекаемых к осуществлению правосудия представителей народа. В соответствии с Законом РФ от 26 июня 1992г. № 3132-1 о статусе судей в РФ, судьи выступают как носители судебной власти, они наделяются в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняют свои обязанности на профессиональной основе. При этом полномочия и компетенция судей различных звеньев и видов судов различаются между собой, но статус всех судей России в силу закона является единым.

     Независимость правосудия - одно из главных условий его осуществления, а потому ее обеспечение находится в эпицентре особых форм конституционно-правовых гарантий.

     Таким образом, социальная обусловленность сферы осуществления  правосудия свидетельствует о ее значительной роли во всем механизме  социального управления и конституционного регулирования в стране.

 

     2. Принципы судопроизводства 

     В общем виде конституционные принципы правосудия можно рассматривать  как закрепленные Конституцией Российской Федерации или вытекающие из ее норм основополагающие правовые идеи, определяющие организацию и деятельность государственных органов, осуществляющих судебную власть. Эти идеи определяют построение судов, их демократизм.

     Решая при осуществлении правосудия вопрос о пределах действия того или иного  принципа правосудия, необходимо опираться, во-первых, на предписания ч. 1 ст. 15 Конституции, содержащей категорические правила о том, что: а) Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу; б) ее нормы имеют прямое действие на всей территории России; в) законы и другие правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России.

     К системе конституционных принципов  есть основание отнести принципы: законности; осуществления правосудия только судом; независимости судей; осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом; обеспечения прав граждан на обращение в суд за защитой своих интересов; презумпции невиновности; состязательности и равноправия сторон; гласности разбирательства дела в суде; охраны чести и достоинства личности;

     Действие  принципов правосудия проявляется  по-разному в различных видах правосудия, осуществляемого в рамках конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. При этом, если в первых трех случаях принципы правосудия действуют в судебных заседаниях, то в четвертом случае (уголовное судопроизводство) принципы действуют не только в судебном разбирательстве, но и на этапах, предшествующих судебному разбирательству, - на дознании и предварительном следствии, хотя степень их действия на разных этапах судопроизводства различна.

     Организация судов в Российской Федерации  строится на основе закрепленной в  Конституции РФ и федеральных  конституционных законах системы  принципов, представляющей совокупность связанных между собой конструктивных элементов. Эта совокупность основных правил организации и деятельности судов отражает определенные объективные внутрисистемные закономерности функционирования органов судебной власти как целостного образования. 

     Принцип законности

     Законность - универсальный правовой принцип, который нашел свое нормативное воплощение в многочисленных статьях действующей Конституции Российской Федерации.

     Общие предпосылки законности содержатся уже в ч. 1 ст. 1 Конституции, объявляющей Россию демократическим федеративным правовым государством. Часть 2 ст. 4 категорически устанавливает верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории России. Универсальный характер общеправового принципа законности подтверждает ст. 15 Конституции РФ. В Конституции немало других статей, содержащих требования законности или направленных на их обеспечение. Часть из них относится к правосудию.

     Деятельность  правоохранительных органов, направленная на обеспечение правосудия, регулируется указами Президента, постановлениями Правительства РФ, другими нормативными актами, принятыми в пределах компетенции Российской Федерации и соответственно ее субъектов (ст. 71, 72 Конституции РФ). Указанные нормативные акты принимаются в обеспечение реального действия законов. Поэтому требование их исполнения и соблюдения вписывается в рамки принципа законности.

     Правосудие  осуществляется в рамках судопроизводства. Поэтому достижение целей правосудия обусловлено четким регулированием общественных отношений процессуальными  законами, на которых построено гражданское, административное, арбитражное и уголовное судопроизводство.

     Принцип законности в правосудии и судопроизводстве направлен на неуклонное исполнение и соблюдение законов всеми участниками  общественных отношений, на обеспечение  такого поведения граждан и деятельности государственных органов, которые соответствуют требованиям норм права. В процессуальных кодексах тщательно регламентировано производство всех допустимых законом процессуальных действий и процессуальных решений. При этом участники должны точно соблюдать требования не только процессуального, но и материального (уголовного, гражданского, административного) законов. Требования точного соблюдения и исполнения законов при производстве, в частности, предварительного расследования или в суде адресуется нормами УПК не только субъектам, осуществляющим производство по делу (судье, следователю, прокурору), но и вовлеченным в сферу уголовного судопроизводства гражданам, их защитникам и представителям, экспертам, специалистам и др. 

     Принцип осуществления правосудия только судом

Информация о работе Принципы правосудия. Их краткая характеристика