Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:30, контрольная работа
Принципы правового государства – основополагающие идеи, определяющие в своей совокупности идеальную модель правового государства.
Формирование принципов правового государства зависит от уровня развития общественной системы, нравственно-духовного потенциала общества.
Принципы
правового государства –
Формирование
принципов правового
В настоящее время современная наука выделяет следующие принципы правового государства:
1. принцип приоритета права.
Этот принцип означает, что вопросы общественной и государственной жизни должны рассматриваться с позиций закона, права; необходимость соединения общечеловеческих нравственно-правовых ценностей и формально-регулятивных ценностей права с легитимной публичной властной силой;
* Легитимность — согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение.
Необходимость
идеологически-правового
2. принцип верховенства закона.
Верховенство закона означает, что главные общественные отношения в экономике, политике, социально-культурной сфере регулируются законом не вообще юридически, а именно высшими юридическими документами страны, принятыми высшими органами.
Кроме того, верховенство закона означает его всеобщность (т.е. распространение требований закона на всех субъектов правоотношений в равной степени), и полный объем действия закона в пространстве (на территории всей страны), во времени и по кругу лиц.
3. принцип равенства перед законом.
Законы в равной степени относятся ко всем без исключений, в том числе к тем, кто издаёт законы. Правосудие не должно принимать во внимание происхождение, власть, обеспеченность или общественное положение стоящих перед ним лиц. Юрисдикция судов, которые выносят постановления по делам обычных граждан, должна распространяться на всех граждан. «Избирательное правосудие» не допустимо.
4. принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.
Власть
в государстве может
Традиционная концепция деления власти на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как «дележка» власти, а как система сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций.
Законодательная власть, избранная всенародно, отражает суверенитет (независимость) государства. Исполнительная власть, назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных.
5. принцип взаимной ответственности гражданина и его государства. Гражданское общество - основа создания правового государства.
Государство выделилось из общества на известной стадии его зрелости. Каково общество, таково и государство. Государство проявляет заботу об обществе или, напротив, паразитирует или даже разрушает общественный организм. По мере того как общество переходит в своем поступательном развитии от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей, меняется и государство. Оно также становится более совершенным, более цивилизованным.
Выявление
закономерностей соотношения
Права и свободы человека – как основная ценность правового государства.
Права человека — неотъемлемые свободы и права личности, которые индивид обретает в силу рождения, основное понятие естественного и вообще всякого права в целом.
Современные представления о Правах человека сформированные на основании интеллектуального и политического опыта человечества, связанного с преодолением фашизма и тоталитаризма, разнообразных форм насилия и эксплуатации. Они изложены во Всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 г. Декларация подчеркивает, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве» (ст. 1), что «каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными декларацией, без какого бы то ни было различия» (ст.2).
Обеспечение прав человека – есть прямая обязанность правового государства. Для гарантии соблюдения этих прав необходимо наличие соответствующего законодательства.
В Российской Федерации основным гарантом прав человека является Конституция. Именно в ней закреплены социальные, экономические, культурные, политические права и личные законы граждан России.
К группе социально-экономических и культурных прав граждан, к которой из перечня конституционных прав относятся: право на труд, право на отдых, право на материальное обеспечение в случае болезни и потери трудоспособности, право на образование.
Конституция предоставляет людям такие политические свободы, как право избирать и быть избранным в представительные государственные органы, свободу слова, печати, собраний, митингов, право объединения в общественные организации.
Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В системе прав и свобод, предусматриваемых Конституцией большое место принадлежит личным свободам, к которым относятся неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища граждан и тайна переписи, свобода совести. Эти свободы также отражают взаимоотношения личности и государства, защиту государством свободы личности, ее чести, достоинства и доброго имени. Личные свободы, как и другие, охраняются всей системой права.
Государство как главное орудие проведения законодательства в жизнь должно всемерно содействовать осуществлению индивидами своих субъективных прав, свобод и юридических обязанностей. В этом суть рассматриваемого принципа Правового государства.
В
государстве должна быть
рассредоточена, разделена власть,
обеспечено верховенство правовых законов,
которыми государство должно
быть связано в своей деятельности,
а ответственность за невыполнение
или ненадлежащее выполнение требований
правовых норм должна ложиться
не только на индивидов, но и на государство.