Приобретение и утрата гражданства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 17:36, контрольная работа

Описание

Целью является исследование актуальных аспектов теории и практики правового регулирования вопросов получения и утраты гражданства в международном праве. Задачи: рассмотреть вопросы приобретения гражданства; рассмотреть вопросы утраты гражданства; сделать заключение, выявить проблемы и их решение.

Содержание

Введение

Глава 1. Приобретение гражданства

Глава 2. Утрата гражданства

Заключение

Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Приобретение и утрата гражданства.doc

— 75.00 Кб (Скачать документ)


Оглавление

 

 

Введение             

   Глава 1. Приобретение гражданства             

   Глава 2. Утрата гражданства             

Заключение             

Библиографический список             


Введение

 

Актуальность темы. В современную эпоху все больше внимания привлекают к себе права и свободы человека. Объем прав и свобод, которыми человек может пользоваться в определенном государстве, зависит от наличия или отсутствия у него гражданства данного государства, так как каждое государство, как правило, дает своим гражданам больше прав, чем иностранцам.

Обычно вопросы гражданства устанавливаются и регулируются внутригосударственным правом, но в настоящее время особенно возросла роль международного права. Это объясняется увеличением споров между государствами за правовое положение конкретных лиц или определенных групп населения.

Цели и задачи контрольной работы. Целью является исследование актуальных аспектов теории и практики правового регулирования вопросов получения и утраты гражданства в международном праве. Задачи: рассмотреть вопросы приобретения гражданства; рассмотреть вопросы утраты гражданства; сделать заключение, выявить проблемы и их решение.

Объект работы – общественные отношения, связанные с получением и утратой гражданства. Предмет контрольной работы – теоретические и правовые аспекты получения и утраты гражданства в международном праве.

1. Приобретение гражданства

Международное право закрепляет положение о праве каждого человека на гражданство. Оно является неотъемлемым правом индивида. Во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., в ст. 15 установлено: «1. Каждый человек имеет право на гражданство. 2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство». Определенным образом право на гражданство подтверждается и ст. 9 Конвенции о сокращении безгражданства 1961 г.[1]: «Договаривающееся государство не должно лишать никакое лицо или группу лиц их гражданства по расовым, этническим, религиозным или политическим основаниям.

Закон о гражданстве Российской Федерации также опирается на право каждого человека на гражданство. Как это определено в Конституции РФ, гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его (ст. 6). Он не может быть выдан другому государству иначе как на основании закона или международного договора Российской Федерации. При определении принадлежности к российскому гражданству должны применяться акты законодательства России и республик в ее составе, международные договоры Российской Федерации, бывшего СССР или существовавшего до 7 ноября (25 октября) 1917 г. Российского государства, действовавшие на момент наступления обстоятельств, с которыми связывается принадлежность лица к гражданству Российской Федерации. Ее гражданами признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу Закона о гражданстве Российской Федерации, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в российском гражданстве. Те лица, которые родились 30 декабря 1922 г. и позднее и утратили гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если родились на территории Российской Федерации или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории Российской Федерации по ее состоянию на дату их рождения[2].

Практика государств выработала такие типичные основания приобретения гражданства, как приобретение гражданства в силу рождения, в порядке натурализации, посредством оптации, путем реинтеграции, на основе пожалования.

Приобретение гражданства в силу рождения. В международном праве существует норма, согласно которой каждый ребенок имеет право на гражданство. Данная норма закреплена в Декларации прав ребенка 1959 г.[3] и в ст. 24 Международного пакта 1966 г. о гражданских и политических правах[4]. Толкование указанной нормы приводит к выводу о том, что ребенок ни при каких условиях не может оставаться лицом без гражданства. Приобретение гражданства в силу рождения — самое распространенное основание приобретения гражданства. Но оно может быть связано с действием следующих принципов: права крови, права почвы, смешанного принципа. Каждое государство вправе включать в свое законодательство любой из этих трех принципов. Законодательство большинства государств свидетельствует о том, что преобладающее значение имеет право крови — лицо приобретает гражданство родителей независимо от места рождения. Но нередко это право сочетается с правом почвы — лицо, родившееся на территории определенного государства, приобретает его гражданство независимо от гражданства своих родителей. Право почвы сохранило преобладающее или равное значение в странах англо-американской системы права и в отдельных латиноамериканских странах, например в Аргентине, на Кубе.

Приобретение гражданства по рождению является одним из оснований приобретения гражданства в Российской Федерации, причем расторжение брака не влечет за собой изменения гражданства родившихся в этом браке.

Приобретение гражданства в порядке натурализации. Натурализация (укоренение) связана со сменой гражданства или выходом из состояния безгражданства. Это — предоставление индивиду гражданства данного государства по просьбе или с согласия этого лица в порядке, установленном законом, а также с учетом того, что лицо имеет гражданство другого государства или не имеет вовсе. Вопрос о приобретении гражданства в порядке натурализации встает, например, в случаях вступления гражданина (гражданки) одного государства в брак с гражданкой (гражданином) другого государства; усыновления гражданами одного государства ребенка, имеющего гражданство другого государства или вообще не имеющего такового; смены лицом гражданства одного государства на гражданство другого государства.

На основе международного договора, а также национального законодательства для определенных категорий лиц может устанавливаться упрощенный порядок приобретения гражданства. Например это предусмотрено Соглашением Российской Федерации и Республики Казахстан об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Республику Казахстан, и гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию, от 20 января 1995 г. (ратифицировано Россией 26 мая 1997 г.)[5]. Условиями приобретения гражданства в упрощенном порядке, согласно данному Соглашению, являются требования о том, чтобы заявитель в прошлом состоял в гражданстве РСФСР или Казахской ССР и одновременно в гражданстве СССР, проживал на их территории на 21 декабря 1991 г., а также постоянно — до вступления в силу данного Соглашения, и (или) у заявителя должны быть близкие родственники — граждане сторон: супруг (супруга), родители (усыновители), дети (в том числе усыновленные), сестры, братья, дедушка или бабушка, постоянно проживающие и являющиеся гражданами стороны приобретаемого гражданства. Приобретение гражданства другой стороны и выход из гражданства другой стороны производится путем свободного волеизъявления заинтересованных лиц. Указанный порядок приобретения гражданства определяется Соглашением как регистрационный.

Закон признает, обстоятельствами, облегчающими прием в гражданство, как основание его приобретения следующие: состояние в гражданстве бывшего СССР в прошлом; наличие высоких достижений в области науки, техники и культуры, а также обладание профессией или квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации; получение убежища на ее территории; состояние в прошлом лица или хотя бы одного из его родственников по прямой восходящей линии в российском гражданстве (подданстве) по рождению и некоторые другие[6]. В то же время закон устанавливает, что ходатайства лиц о приеме в гражданство Российской Федерации, о приобретении гражданства в порядке регистрации, о восстановлении в гражданстве определенной категории лиц отклоняются, если эти лица выступают за насильственное изменение конституционного строя России или состоят в партиях и других организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами Российской Федерации, или осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые по законам Российской Федерации.

Приобретение гражданства посредством оптации. Оптация — это предложение группе населения или отдельному лицу о добровольном выборе гражданства. Она связана с территориальными подвижками и изменением границ государств и осуществляется на основе международного договора. Так, 10 июля 1946 г. между СССР и Чехословакией было подписано Соглашение о праве оптации и переселения соответственно граждан чешской и словацкой национальностей, проживающих в СССР на территории, называвшейся ранее Волынской губернией, и чехословацких граждан украинской, русской и белорусской национальностей, проживающих на территории Чехословакии. Согласно договору, правительство СССР предоставило советским гражданам чешской и словацкой национальностей, проживавшим на территории бывшей Волынской губернии, право выбора чехословацкого гражданства и переселения в Чехословакию. В свою очередь Чехословакия предоставила право чехословацким гражданам украинской, русской и белорусской национальностей, проживавшим на территории Чехословакии, право избрать советское гражданство и переселиться в СССР.

Приобретение гражданства путем реинтеграции. Реинтеграция — это восстановление в гражданстве данного государства. Круг лиц, обладающих правом восстановить свое прежнее гражданство, а также условия и порядок восстановления определяются государством по собственному усмотрению путем издания нормативных актов. Согласно Закону о гражданстве Российской Федерации восстановлению в ее гражданстве подлежат следующие категории лиц. Это — лица, у которых гражданство Российской Федерации прекратилось в связи с усыновлением, установлением опеки или попечительства; лица, утратившие российское гражданство в связи с изменением гражданства родителей (эти лица восстанавливаются в гражданстве в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста). Пожалование гражданства. Лицо, не являющееся гражданином определенного государства, может получить его гражданство за имеющиеся перед этим государством или международным сообществом особые заслуги. Пожалование гражданства, как правило, производится с согласия пожалованного. Только в этом случае пожалование влечет права и обязанности по отношению к государству, пожаловавшему гражданство. В Российской Федерации Законом о гражданстве определена категория лиц, которым может быть предоставлено почетное гражданство Российской Федерации. Это лица, не являющиеся российскими гражданами, имеющие выдающиеся заслуги перед Россией или мировым сообществом и дающие согласие на предоставление им почетного гражданства. Почетные граждане Российской Федерации пользуются правами граждан России, что должно регулироваться Положением о почетном гражданстве Российской Федерации.

2. Утрата гражданства

Утрата гражданства регулируется национальным законодательством и в определенной мере международными договорами. Так, в Законе о гражданстве Российской Федерации установлены следующие основания прекращения ее гражданства: выход из гражданства; отмена решения о приеме в гражданство; выбор гражданства (оптация) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации; по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве. Рассмотрим такие основания, как выход из гражданства и отмена решения о приеме в гражданство[7]. Bыxoд из гражданства с теми или иными органичениями разрешается законодательством многих государств. Свобода выхода из гражданства по политическим соображениям впервые была провозглашена в США в 1868 г. Нормы национального законодательства о свободе выхода из гражданства действуют в рамках признания принципа лояльности гражданина по отношению к государству своего гражданства и принципа устойчивости гражданства как политико-правовой связи между гражданином и государством. Поскольку выход из гражданства разрывает эти принципы, законодательство многих государств устанавливает выход из гражданства на основе личного волеизъявления на это заинтересованного лица и соответствующего разрешения компетентного государственного органа. Такой порядок, например, определен законодательством Австрии, Ирландии, Японии. В то же время в США и Англии специального разрешения на выход из гражданства не требуется — достаточно декларации лица, решившего выйти из гражданства. Однако в ФРГ для государственных служащих, судей, солдат бундесвера, не отслуживших военнообязанных свободного выхода из гражданства на основе односторонней декларации не существует. Что касается выхода из гражданства Российской Федерации, то требуется ходатайство гражданина в порядке, установленном Законом о гражданстве Российской Федерации. Ходатайство может быть отклонено, если гражданин проживает или намеревается поселиться в стране, которая не связана с Российской Федерацией договорными обязательствами о правовой помощи, но имеет либо имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами Российской Федерации, либо неисполненные обязанности перед российским государством, если они вытекают из оснований, определенных законом. Более того, выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если ходатайствующий о выходе из гражданства гражданин привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда. Закон также не допускает выхода из гражданства Российской Федерации лиц, которые получили повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу вплоть до окончания службы. Предусмотрено и другое основание прекращения гражданства — отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации. Так, отмена допускается в отношении лица, которое приобрело российское гражданство на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Факт предоставления подобных сведений и документов устанавливается в судебном порядке. Однако отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации не распространяется на супруга и детей данного лица, приобретших российское гражданство вместе с ним, если не будет доказана их осведомленность о незаконных путях приобретения этого гражданства. Закон устанавливает пятилетний срок после приема в гражданство Российской Федерации, в течение которого возможна отмена решения о приеме в гражданство. Лишение гражданства натурализованных лиц предусмотрено законодательством ряда государств, например Канады, Аргентины, Венесуэлы, Малайзии, Ирландии. Чаще всего оно осуществляется на основе судебного решения. В некоторых государствах допускается лишение гражданства лиц, которые приобрели гражданство данной страны по рождению.

Заключение

Гражданство является одним из наиболее важных прав человека. Только на основе гражданства определенного государства отдельное лицо может воспользоваться максимальным уровнем прав, гарантируемых этим гражданством. В сложном современном мире проблема гражданства выходит за рамки юрисдикции одного государства, имеет международно-правовой аспект. При решении вопросов гражданства необходимо исходить не только из норм внутригосударственного права, но и вместе с тем придерживаться норм международного права. Для решения вопросов гражданства каждое государство должно стремиться к международному сотрудничеству.

В настоящее время число индивидуальных и групповых передвижений постоянно растет. Все чаще возникают проблемы приобретения и изменения гражданства. Но большинство государств строго подходят к вопросу предоставления гражданства путем натурализации, устанавливая длительный срок проживания на своей территории, знания языка и т.д., тем самым усложняют процедуру приобретения гражданства. Поэтому предлагается, чтобы государства заключили международный договор по упрощению этих требований, сократив срок постоянного проживания до 5 лет в тех государствах, где требуемый срок проживания превышает 5 лет.

Ограничение прав «натурализованного» гражданина по сравнению с коренными гражданами, существующее в некоторых государствах (например, в США), противоречит принципам современного международного права. Поэтому каждое государство, уважающее права и свободы человека и соблюдающее международное право, должно обеспечить своим гражданам равные права без какой-либо дискриминации и деления своих граждан на «природных» и «натурализованных».

В завершении работы хотелось бы отметить, что, несмотря на то, что в международном праве выработан целый ряд прогрессивных норм в области гражданства, носящих характер обычаев и пользующихся широким или даже общим признанием, коллизии законов о гражданстве существуют и вызывают осложнения в межгосударственных отношениях. Это объясняется тем, что общий уровень международно-правового регулирования вопросов гражданства на основе универсальных норм ещё недостаточен. Для того, чтобы решить вопросы гражданства, возникающие между государствами, необходимо дальнейшее развитие международно-правовых норм в области гражданства. Хотелось бы подчеркнуть, что при создании норм международного права в области гражданства должны учитываться права и свободы человека, а принципы международного права должны воплощаться во внутреннем праве каждого государства.

Библиографический список

 

Нормативные акты

1.                  Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (ред. от 30.12.2008) // Российская газета, № 7, 21.01.2009

Информация о работе Приобретение и утрата гражданства